Файл: Реферат курсовая работа, 30 страниц, 20 источников.docx
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В науке конституционного права выработались разные подходы к определению референдума. Как справедливо отмечают В. А. Толстик и Н. А. Трусов, «референдум - важнейший столп демократически организованного управления, проводником воли народа и именно референдум, как никакой другой институт непосредственного волеизъявления, воплощает идею участия народа в осуществлении власти в реальную действительность» [3, с. 9].
А.А. Мишин определяет референдум как "обращение к избирательному корпусу для окончательного решения какого-либо законодательного или конституционного вопроса". Разновидностью референдума он считает плебисцит, понимаемый как опрос населения о политической судьбе территории его проживания. [4, с. 215].
М.В. Баглай считает, что референдум - это осуществляемое путем тайного голосования утверждение (или не утверждение) гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласие (или несогласие) с теми или иными действиями парламента, главы государства или правительства. .[15, с. 126].
В.Е. Чиркин утверждает, что референдум - это голосование избирателей, посредством которого принимается решение государственного или самоуправленческого характера, имеющее общегосударственное или местное значение. [5, с. 59].
Подытоживая все вышесказанное можно сделать вывод, что референдум как всенародное голосование является одной из важнейших форм выражения и развития общественного мнения, выступая в качестве проводника общественной мысли.. Положительное общественное мнение, сложившееся вокруг конкретного законопроекта, придает нормативному правовому акту высокий авторитет, создает моральные стимулы и гарантии для его добровольного и добросовестного выполнения гражданами.
Референдум усиливает воздействия и влияния граждан на социально-экономическую, культурную, политическую жизнь государства, содействует развитию интереса народа к государственным и общественным делам, при этом не принижая авторитета и ответственности высших и на местном уровне представительных органов власти. Напротив, благодаря всенародному голосованию обеспечивается всё большая демократизация их деятельности, возрастает их ответственность перед народом.
-
История возникновения и международная практика.
Институт референдума, как и другие институты непосредственной демократии, известен со времен Древнего Рима.
Родиной референдума и ряда других институтов непосредственной демократии, применяемых в настоящее время, справедливо считается Швейцария. В этой стране институты непосредственной демократии возникли естественным путем вследствие демографических, географических и природных условий. В Средние века и в более раннее время эта страна представляла собой почти изолированно жившие, независимые друг от друга маленькие коммуны, решения в которых принимались на общих сходах жителей. Постепенно, с интеграцией территории Швейцарии, с развитием средств сообщения, информации, институты принятия решений, практиковавшиеся в стране с незапамятный времен, были перенесены сначала на кантональный, а затем и на национальный уровень.С введением института референдума на национальном уровне в 1848 г. в Швейцарии было проведено гораздо бoльшее число таких голосований, чем во всех других государствах мира вместе взятых.
Другой страной, где часто практикуется референдум, являются Соединенные Штаты Америки. Однако такие голосования применяются только на уровне штатов и более низких уровнях, но не на федеральном. Несмотря префронтальная на то, префронтальная что первые префронтальная референдумы в префронтальная США датируются префронтальная 1640 г., префронтальная лишь с префронтальная 1898 г. префронтальная институт референдума, префронтальная как и префронтальная институт прямой префронтальная законотворческой инициативы, префронтальная стал реальностью префронтальная для политической префронтальная жизни некоторых префронтальная штатов.
Первые префронтальная референдумы восходят префронтальная к американской префронтальная революции, в префронтальная ходе которой префронтальная американские штаты префронтальная представили проекты префронтальная конституций на префронтальная утверждение собственными префронтальная избирателями. Для префронтальная того времени префронтальная данное явление
префронтальная было настоящим, префронтальная великим новаторством. префронтальная С конца префронтальная 19 века префронтальная вошло в префронтальная практику вынесение префронтальная на одобрение префронтальная избирателей конституциональными конвентами префронтальная штатов проектов префронтальная конституций. Эта префронтальная практика встретила префронтальная сильное противодействие префронтальная со стороны префронтальная судебной системы, префронтальная считавшей, что префронтальная законодательное право префронтальная не может префронтальная быть никому префронтальная передано легислатурой. префронтальная В тот префронтальная период в префронтальная конституции некоторых префронтальная штатов были префронтальная внесены правила префронтальная об обязательном префронтальная одобрении законов, префронтальная касающихся займов префронтальная и налогообложения, префронтальная на референдуме. префронтальная
В современном мире наибольшее распространение референдум и иные институты непосредственной демократии получили только после Первой мировой войны. Они появились наряду с демократизацией избирательного права (предоставление права голоса женщинам, введение в ряде стран пропорциональной избирательной системы) и включили все формы непосредственной демократии (референдум, отзыв главы государства и др.). Если до Первой мировой войны институт референдума был конституционно закреплен лишь в Швейцарии, а также в Австралии для изменения ее Основного закона и в штатах США, то после 1917 г. он вошел в большинство конституций стран Центральной Европы и прибалтийских государств, образовавшихся после этой войны.
В кoнституции ряда зарубежных гoсударств еще в начале века были включены пoлoжения, в сooтветствии с кoтoрыми мoжнo былo прoвoдить референдумы, причем инициатива мoгла исхoдить как oт гoсударственных oрганoв, так и oт избирателей, — этo Кoнституции Германии 1919 г. (статьи 43, 73—76), Австрии 1920 г. (статьи 41, 43—46 и 60), Греции 1927 г. (статья 125) и другие. Осoбеннoстью референдумoв является не тoлькo тo, чтo oни, как oтмечает В. В. Маклакoв, пoмимo утверждения или oтклoнения закoнoпрoектoв, т.е. традициoннoгo их назначения, еще и стали рассматриваться как средствo арбитража в кoнфликте между различными oрганами власти, как этo имелo местo пo Веймарскoй Кoнституции Германии. [6, с. 97-98].
После Второй мировой войны референдум вышел на первое место по закрепленности среди других институтов прямой демократии. Он был включен в основные законы Франции 1946 г. (ст. 90), Италии 1947 г. (ст. 75, 138), Японии 1947 г. (ст. 96), ФРГ 1949 г. (ст. 29, 146).
В 70-е годы прошлого столетия наблюдалась очередная «волна» референдумов. Имеются в виду голосования в странах «старой демократии» и референдумы об отношении к Общему рынку (в настоящее время – Европейский союз). В 1972–1975 гг. были проведены референдумы о расширении этой международной организации в Великобритании, Франции, Норвегии, Дании, Ирландии. Такие же голосования состоялись в странах, освободившихся от фашистских диктатур, – в Испании и Греции для определения и установления в них нового правопорядка. В этих странах были приняты основные законы, которые включили нормы о ряде институтов прямой демократии. В Испании непосредственное участие населения в управлении стало возможным на уровне автономных сообществ, провинций, коммун, островов (референдум и народная инициатива). За пределами Европы референдум также получил отражение в ряде основных законов ( Египет 1971 г., Иран 1979 г., Бразилия 1988 г. и т.д.).
Референдумный процесс в Союзе ССР в конкретно-исторической обстановке имеет относительно небольшую историю существования, и соответственно, практику проведения.
Смена режима в России после октябрьского переворота в 1917 году послужила толчком для развития института референдума лишь в сфере международных вопросов, и никак не отразилась на ситуации внутри государства. Политический режим И.В. Сталина не допускал участия граждан в непосредственном решении наиболее важных государственных вопросов. Формула «референдума», хоть и была известна, но на практике не использовалась.
Впервые пoнятие "всенарoднoе oбсуждение" былo oфициальнo упoтребленo в прoекте Кoнституции 1936 г. в связи с егo oпубликoванием 12 июня 1936 г. Однoвременнo прoект, сoдержавший нoвую фoрмулирoвку, oбсуждался бoлее чем 55 % всегo взрoслoгo населения, а числo пoправoк, внесенных на Пленумах Сoветoв, съездах и сoбраниях граждан, сoставилo oкoлo 2 млн. [7, с.117,175]. Hесмoтря на такую массoвoсть, высoкую активнoсть граждан, в oкoнчательный текст Кoнституции были внесены 43 пoправки и дoпoлнения, кoтoрые касались 32 статей. [14, с.6].
В дальнейшем, как свидетельствует истoрия, всенарoдные oбсуждения не прoвoдились дo кoнца 50-х гoдoв, а в пoследующие 30 лет (дo 1985 г.) былo oбсужденo бoлее 30 прoектoв важных дoкументoв. [8, с.5] .Исключительнo массoвый характер нoсилo oбсуждение Кoнституции СССР 1977 гoда и Кoнституции Белорусской ССР 1978 г. Причины этoгo всем известны — большие организационные возможности компартии и государства. Меньшей массoвoстью, нo бoлее сoдержательным былo oбсуждение прoекта Кoнституции Республики Беларусь, принятой 15 марта 1994 г.
Ст. 5 Конституции СССР 1977 года юридически закрепила существование референдума, и предусматривала две формы непосредственного народовластия: всенародное обсуждение и всенародное голосование (референдум). Аналогичное положение содержалось и в ст. 5 Конституции РСФСР 1978 года. Таким образом, наиболее важные вопросы государственной жизни могли ставиться на всенародное голосование (референдум), законы могли быть вынесены на референдум решением Верховного Совета СССР. Проект Конституции СССР 1977 года повторил судьбу проекта Конституции СССР 1936 года, став предметом всего лишь всенародного обсуждения в течение 4 месяцев, а не предметом всенародного голосования. Из двух форм непосредственного народовластия, юридически закрепленных Конституцией СССР, на практике предпочтение снова отдавалось только всенародным обсуждениям.
В начале девяностых годов XX века всенародные обсуждения заменяются на всенародные голосования - более действенный институт непосредственной демократии. Съезд народных депутатов СССР принимает в декабре 1990 года Закон СССР «О всенародном голосовании (референдуме) СССР», предусматривавший возможность проведения в стране всенародного голосования (референдума), а также, выявление общественного мнения по наиболее важным вопросам, находящимся в ведении СССР (консультативный референдум). За несколько месяцев до этого был принят аналогичный закон в Литве, затем закон о референдуме в РСФСР. После принятия союзного закона о референдуме принимаются республиканские законы в Армении, Грузии, Азербайджане, на Украине, в Беларуси, Молдавии.
17 марта 1991 года состоялся первый и последний референдум на территории СССР, основной задачей которого было выявить волю народа по одному из важнейших вопросов государственной жизни: о сохранении на территории нашей страны СССР как обновленной федерации суверенных республик и введение поста Президента РСФСР.
Результаты общесоюзного референдума, прошедшего 17 марта 1991 г., хорошо известны. Из 185,6 миллионов (80 %) граждан, проживающих на территориях, на которых проходил референдум, в нем приняли участие 148,5 миллионов (79,5 %); из них 113,5 миллионов (76,43 %), ответив «Да», высказались за сохранение обновленного СССР.