Файл: Реферат курсовая работа, 30 страниц, 20 источников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3) о принятии и изменении бюджета, установлении, изменении и отмене налогов, сборов (пошлин);

4) об амнистии, о помиловании.

Также на местный референдум не могут выносится вопросы, связанные с назначением на должность, утверждением в должности или освобождением от должности, относящиеся к компетенции местного исполнительного и распорядительного органа либо его руководителя.

Порядок организации и проведения референдума и подведения его итогов закреплен в Избирательном кодексе и состоит из нескольких стадий.

I стадия. Создание и регистрация инициативной группы.

Если с инициативной группой о проведения республиканского референдума выступают граждане, то ими образуется группа по проведению референдума (далее – инициативная группа) из числа лиц, имеющих право участвовать в референдуме, в количестве не менее 100 человек, примерно в равной степени представляющих граждан от каждой области и г.Минска. Инициативная группа обращается в Центральную комиссию с заявлением о регистрации инициативной группы и вопроса (проекта решения), предлагаемого ею на референдум. К заявлению прилагается протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение об образовании группы, вопросе (проекте решения), предлагаемом на референдум, избрании руководителя группы и координаторов по областям и г.Минску, список участников собрания, подписанный председателем и секретарем собрания и т.д.

Собрание инициативной группы правомочно, если в нем приняло участие более половины ее состава.

Если граждане выступают с инициативой о проведении местного референдума, ими образуется инициативная группа из числа лиц, имеющих право участвовать в референдуме в количестве:

-в области и г. Минске – не менее 50 человек;

-в районе, городе, районе в городе – не менее 20 человек;

-в поселке, сельсовете – не менее 10 человек.

Документы о проведении местного референдума и вопрос, предлагаемый на референдум, направляются местными исполнителями и распорядительными органами на заключение в соответствующий областной, Минский городской орган юстиции, которые проверяют соответствие вопроса, выносимого на референдум, требованиям законодательства и соблюдение порядка образования инициативной группы. Вопрос, выносимый на референдум, и инициативная группа регистрируются соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом, который в течении 30 дней выдает свидетельство о регистрации, образец подписного листа и удостоверения членам инициативной группы. Отказ в регистрации может быть обжалован в месячный срок в районный, городской суд.


II стадия. Сбор подписей граждан.

Сбор подписей граждан в поддержку предложения о проведении референдума осуществляется только членами инициативной группы в двухмесячный срок со дня регистрации инициативной группы.

Гражданин может подписаться только один раз по месту своего жительства и в подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, паспортные данные и т.д. Подписные листы сдаются на проверку подлинности подписей в районные, городские, исполнительно-распорядительные органы. О результатах сбора подписей районные, городские исполнительные комитеты, местные администрации принимают соответствующее решение и направляют подписные листы в областные и Минский городской исполнительный комитеты. Если исполнительным и распорядительным органом установлено, что собрано необходимое количество достоверных подписей, инициативная группа по проведению местного референдума составляет заключительный акт и представляет его в соответствующий исполнительный и распорядительный орган, который передает его в местный Совет депутатов.

При отклонении Центральной комиссии предложения о проведении референдума допускается повторное инициирование по одному и тому же вопросу допускается не ранее, чем через год после отклонения предложения о проведении референдума и не ранее, чем через три года после проведения референдума по этому вопросу.

III стадия. Образование комиссий по проведению референдумов и участков для голосования.

Они образуются на тех же правовых основаниях, что и для выборов Президента Республики Беларусь. Соответствующие избирательные комиссии образуются и при проведении референдумов местного уровня.

IV стадия. Установление результатов и подведение итогов референдума.

Результаты референдума в районах, городах, районах в городах устанавливаются на заседаниях соответствующих комиссий по референдуму и передаются в областные, Минскую городскую комиссии по референдуму. Последние передают их в Центральную комиссию.

Результаты референдума в областях, городе Минске устанавливаются на заседаниях областных, Минской городской комиссий по референдуму и заносятся в протокол.



Решение считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, внесенных в списки. Решение считается принятым на референдуме, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании.

Результаты референдума устанавливаются на заседании Центральной комиссии и заносятся в протокол. Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии.

Собщение об итогах референдума публикуется в печати Центральной комиссией в семидневный срок.

3. Юридическая сила решения, принятого референдумом.

Юридическая сила решения, принятого референдумом, определяется указом Президента Республики Беларусь о назначении референдума.

Избирательный кодекс закрепляет юридическую силу решения, принятого на республиканским референдуме. Оно вступит в силу через 10 дней после официального опубликования. Решение, принятое на референдуме, становится неотъемлемой частью Конституции. 

В соответствии со ст. 124 Избирательного Кодекса Республики Беларусь юридическая сила решения, принятого референдумом, определяется указом Президента Республики Беларусь о назначении референдума. Если для выполнения решения, принятого референдумом, требуется издание какого-либо правового акта, он должен быть принят в течение пяти месяцев со дня вступления в силу решения, принятого референдумом.

Новейшая история суверенной Беларуси также дает примеры проведения референдумов 14 мая 1995 г., 24 ноября 1996 г., 17 октября 2004 г. и 27 февраля 2022г.

Так, республиканский референдум, состоявшийся 14 мая 1995 г., проводился в соответствии с постановлением Верховного Совета от 13 апреля 1995 г. «О проведении республиканского референдума по вопросам, предложенным Президентом Республики Беларусь, и мерах по его обеспечению» [16].

На обязательный референдум были вынесены следующие вопросы:

  1. «Согласны ли вы с приданием русскому языку равного статуса с белорусским?»;

  2. «Поддерживаете ли вы предложение об установлении новых Государственного флага и Государственного герба Республики Беларусь?»;
    3. «Поддерживаете ли вы действия Президента Республики Беларусь, направленные на экономическую интеграцию с Российской Федерацией?».

Для принятия консультативного решения Глава государства вынес на референдум следующий вопрос: «Согласны ли вы с необходимостью внесения изменений в действующую Конституцию Республики Беларусь, которые предусматривают возможность досрочного прекращения полномочий Верховного Совета Президентом Республики Беларусь в случаях систематического или грубого нарушения Конституции ?».


Согласно данным Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов (далее – Центризбиркома), в голосовании приняли участие 64,8% избирателей от списочного состава. За одобрение вопроса «Согласны ли вы с приданием русскому языку равного статуса с белорусским?» проголосовали 83,3 % избирателей, принявших участие в голосовании (4 017 273 человека). За одобрение вопроса «Поддерживаете ли вы предложение об установлении новых Государственного флага и Государственного герба Республики Беларусь?» проголосовали 3 622 851 человек (75,1%). За одобрение вопроса «Поддерживаете ли вы действия Президента Республики Беларусь, направленные на экономическую интеграцию с Российской Федерацией?» проголосовали 4 020 001 человек (83,3%). За одобрение вопроса «Согласны ли вы с необходимостью внесения изменений в действующую Конституцию Республики Беларусь, которые предусматривают возможность досрочного прекращения полномочий Верховного Совета Президентом Республики Беларусь в случаях систематического или грубого нарушения Конституции?» проголосовали 3 749 266 человек (77,7%). Таким образом, Глава государства получил поддержку по всем вопросам, вынесенным на указанный референдум.

Состоявшийся 24 ноября 1996 г. республиканский референдум по важнейшим проблемам государственной и общественной жизни проходил в сложной и напряженной политической обстановке. В состоянии политического противостояния оказались отдельные ветви государственной власти, политические партии и общественные объединения. Со стороны противников референдума была предпринята попытка втянуть в этот конфликт и граждан нашей страны. На референдум были вынесены следующие вопросы:

  1. Вопросы, инициированные Президентом Республики Беларусь: 

Перенести День независимости Республики Беларусь (День Республики) на 3 июля – День освобождения Беларуси от гитлеровских захватчиков в Великой Отечественной войне; 

Принять Конституцию Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и дополнениями (новая редакция Конституции Республики Беларусь), предложенными Президентом Республики Беларусь А. Г. Лукашенко; 

Выступаете ли Вы за свободную, без ограничений, покупку и продажу земли?  Поддерживаете ли Вы отмену смертной казни в Республике Беларусь?

2. Вопросы, инициированные депутатами Верховного Совета Республики Беларусь:

Принять Конституцию Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и дополнениями, предложенными депутатами фракций коммунистов и аграриев; 


Выступаете ли Вы за то, чтобы руководители местных органов исполнительной власти избирались непосредственно жителями соответствующей административнотерриториальной единицы? 