Файл: Курсовая работа По дисциплине Методика преподавания математики Выполнила студентка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 189

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
только осознанному усвоению материла, но и умственному развитию.

Одна из важнейших задач каждого учителя – активизация мыслительной деятельности школьников. Умение мыслить логично, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждение по определённым правилам – необходимые условия для успешного усвоения учебного материала. Овладение этими учебными действиями и означает умение учиться.

Актуальность проблемы определяется социальным заказом общества на выпускника, обладающего логическим мышлением, способного осваивать, преобразовывать и создавать новые способы организации своей учебной деятельности и генерировать новые идеи.

Логические учебные действия (далее – логические УД) представляют особый интерес, во-первых, потому, что имеют наиболее общий характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания; во-вторых, по причине того, что именно математике принадлежит исключительная роль в развитии логического мышления.

Развитие универсальных учебных действий, включая логические УД, –целенаправленный процесс, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность. Содержательные основы развития логических УД на уровне основного общего образования определены в междисциплинарной программе, в требованиях к результатам освоения образовательной программы по предмету, результаты усвоения формулируются для каждого класса и включены в мониторинг их достижения.

Вместе с тем, практика показывает, что именно при развитии логических УД в обучении математике возникают определенные трудности. Одна из причин – в содержании учебного материала: не все задания эффективны и равноценны с точки зрения возможности развития конкретных логических УД.

В частности, проведенный мной анализ УМК И. И. Зубарева, А. Г. Мордковича, выявил следующее:

• дефицит заданий, побуждающих детей анализировать объекты с целью выделения существенных и несущественных признаков, проводить сериацию и классификацию по самостоятельно сформулированным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, моделировать и др.;

• преобладание учебно-познавательных задач, опережающих изучение тем (что по силам ученикам с высокими учебными возможностями);

• случаи нарушения логики построения содержания (например, тема «Свойство биссектрисы угла» изучается через 6 параграфов после темы «Биссектриса угла», что затрудняет повторение ранее изученных понятий и способов действий в контексте нового содержания);


• недостаток учебно-познавательных и учебно-практических задач на общекультурный уровень изучения математики;

• практически нет заданий для этапа актуализации знаний, для постановки учебной задачи.

Таким образом, возникает противоречие между четко заданными ориентирами по развитию логических УД и дефицитом учебных задач и локальных технологий (приемов и методов), позволяющих оптимально решать эту проблему.

Методическая идея данного исследования связана с моделированием учебных ситуаций педагогической деятельности, направленной на развитие логических УД через использование различных приемов и методов обучения.

Цель: создание условий для развития логических УД на уроках математики с использованием различных приемов и методов обучения.

Задачи:

1. Анализ возможностей УМК И. И. Зубарева, А. Г. Мордковича на предмет развития логических УД.

2. Изучение литературы по проблеме развития логических УД.

3. Теоретическое обоснование и проверка результативности отобранных приёмов и способов, способствующих развитию логических УД.

4. Формирование банка приемов и методов, направленных на развитие логических УД.

5. Разработка на имеющейся основе собственных заданий и УПЗ, их апробация и оценка эффективности.

Новизна моего подхода заключается в систематизации существующих приемов и методов развития логических УД, разработке собственных учебно-познавательных и учебно-практических задач, направленных на формирование конкретных видов УД (логических).

Теоретико-методологической основой концепции развития логических УД явились работы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, А.Г. Спиркина и др., раскрывающие основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, общую структуру учебной деятельности учащихся. По С.Л. Рубинштейну, мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя цель и условия. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом решение задачи является естественным завершением мыслительного процесса. Оригинальные идеи по использованию «логических пятиминуток» представлены в работах Д.В. Татьянченко, С.Г. Воровщикова. Безусловное руководство к действию – Программа развития универсальных учебных действий (под ред. А.Г. Асмолова).

Каким образом подойти к систематизации заданий для развития логических УД? Можно начать с изучения различных приемов и методов развития логических УД, выявления на практике их сущностных характеристик и возможных эффектов. Отбор приемов и методов разработки учебных заданий для каждого учебного занятия требует наличия критериев:



  • соответствие целям и задачам обучения;

  • соответствие дидактическим целям занятия;

  • соответствие содержанию темы урока;

  • соответствие возрастным особенностям обучающихся;

  • соответствие уровню обученности.

Оценка эффективности их использования проводится на учебном занятии как учителем, так и учащимися по предложенным оценочным листам, также разработанным на критериальной основе.

В результате можно выделить, как наиболее эффективные, такие приемы и методы:

1. Развитие логических учебных действий учащихся через текстовые задачи.

Развиваются такие логические операции, как анализ и синтез. «Процесс решения любой задачи, в том числе и текстовой, понимается как сложный аналитико-синтетический процесс» [12]. Формируется умение разделить задачу на более мелкие подзадачи, способы решения которых известны. Мир сложен, но его идеи просты – здесь «идея кирпичиков». Примеры эффективных приемов работы с текстовыми задачами приведены в Приложении 2.

2. Развитие логических учебных действий учащихся через алгоритмизацию.

Назначение данного приема состоит в развитии умения определять необходимую последовательность действий, т.е. разрабатывать алгоритм решения. Данный прием эффективно использовать при изучении нового материала в ходе учебно-исследовательской деятельности учащихся. В результате формируется умение переходить от овладения действиями в готовом виде к самостоятельному открытию отдельных действий и систем, что способствует повышению учебно-познавательной самостоятельности и пониманию изучаемого материала.

3. Развитие логических УД через задачи занимательного характера.

Преимущество данного приема состоит в том, что он связан с продуктивной мыслительной деятельностью ученика и заключается в развитии умения менять ход мысли в разных направлениях, в отличие от стандартных рассуждений, способствует освобождению мышления от шаблонов.

4. Развитие логических учебных действий учащихся через проблемные задачи.

На одном из этапов решения проблемных задач учащийся вскрывает противоречие, заложенное в вопросе, для чего находит разрыв в цепочке причинно-следственных связей. В данном случае логические УД выступают как инструмент для решения задачи и в то же время как объект развития. При решении подобных задач у школьников появляется возможность генерировать идеи, предлагать нестандартные способы действий, планировать свою деятельность, организовывать эксперимент, участвовать в групповой работе, продуктивно взаимодействовать.


Учитель – профессия творческая. Для развития конкретных логических УД в учебнике не всегда есть готовые задания. Их необходимо разрабатывать. Генерировать идеи очень сложно, но, как оказалось, возможно.

В дидактической литературе рекомендуют начинать составление таких задач с использования и комбинирования приемов таких, как «Запрет», «Аналогия», «Выбор», «Обращение» и др., а затем наполнять их конкретным содержанием.

Здесь возможны два подхода [12]:

1. Формулировка одной и той же задачи с использованием разных приемов. В результате будут выявлены те приемы, которые дадут нужный результат.

Пример. Дидактическая цель: разработать задание на осуществление логических операций перехода от видовых признаков к родовому понятию (Тема «Сложение и вычитание одночленов» , 7 класс).

Прием 1. Зашифрованные задания. Подставьте вместо квадратиков такие значения, чтобы равенства были верными: □+7аb-3аb+□=-18аb.

Прием 2. Открытый ответ. Известна сумма трех одночленов с нечетными коэффициентами равная -18аb, найдите все возможные варианты одночленов.

Прием 3. Найди ошибку -10аb + (- 8аb) = 18аb.

Прием 4. Математический герой. Валера Торопыгин, выполняя задание по приведению подобных одночленов, пришел к выводу, что одночлены -18ab и 9ba не подобны! Вы согласны с ним?

Прием 5. Тестовые вопросы. На доске записано выражение -18аb. Учитель задает кратко вопросы. Ученик должен быстро отвечать.

Вопрос Ответ

1. Коэффициент? -18

2. Разбейте на два равных слагаемых. -9аb + (-9аb)

3. Разбейте на два неравных слагаемых. -10аb + (- 8аb)

4. Разбейте на три равных слагаемых. -6аb + (-6аb)+(-6аb)

5. Разбейте на три неравных слагаемых. -аb + (-2аb) + (-15аb)

Второй подход, состоит в том, чтобы варьировать задания, а не приемы, т.е. составлять серию заданий, в рамках одного и того приема.

Пример. Дидактическая цель (аналогична предыдущему примеру)

Прием. Зашифрованные задания.

Способ 1. Подставьте вместо квадратиков такие числа, чтобы равенства оказались верными:

1) -18аb -аb+□аb=-18аb;

2) □+7аb-3аb+□=-18аb.

Способ 2. Вместо квадратиков запишите такие равные дроби, чтобы равенства были верными:

1) □+□=-18аb;

2) □+□+□= -18аb;

3) □+□+□+□=-18аb.

Важно приемы, их суть помнить наизусть и давать им краткие выразительные названия, что позволяет сокращать временные затраты при составлении заданий.

Вышеуказанные подходы явились основой для формирования методической копилки учебно-познавательных задач.


Использование описанных приемов и методов для развития логических учебных действий на уроке и за его пределами позволяет улучшить результаты освоения учениками планируемых предметных результатов. Мониторинг результатов учебной деятельности школьников показывает положительную динамику обученности и качества знаний учащихся.

Метапредметные результаты – это результаты на перспективу успешной самостоятельной жизни наших детей. К тому же, при решении учебных и внеучебных задач ученики проявляют креативность мышления, инициативу, находчивость, активность, способность к эмоциональному восприятию математических задач и рассуждений, берут на себя ответственность за выбор способа решения и ответа. Значит, созданные на уроке учебные ситуации могут быть средством достижения результатов личностных.

Накопленным опытом по составлению учебно-познавательных и учебно-практических задач делюсь с коллегами: провожу открытые уроки, участвую в работе методического объединения. Актуальным средством передачи опыта является персональный сайт.

Выбранные приемы и методы развития у школьников логических учебных действий, компетенций, умения видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах и окружающей жизни, включение методических решений в структуру системно-деятельностного урока – универсальные средства реализации ФГОС, способствующие созданию условий для достижения всех видов результатов, подготовки учеников к самостоятельной взрослой жизни.