Файл: Курсовая работа По дисциплине Методика преподавания математики Выполнила студентка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 190

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство ПРОСВЕЩЕНИЯ Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)
Физико-математический факультет
Кафедра математики, теории и методики обучения математике
Логические методы в обучении школьников математике

Курсовая работа

По дисциплине: Методика преподавания математики

Выполнила студентка

Прохорова Екатерина Александровна,
ФМФ, 482 группа
Руководитель курсовой работы:
Подстригич Анна Геннадьевна,
кандидат пед. наук, доцент
Дата защиты___________
Оценка___________
Подпись руководителя_______

Томск 2022

Оглавление


Введение 3

1. Понятие логического мышления 4

2. Возрастные особенности развития логического мышления 7

2.1. Возрастные особенности развития логического мышления в младшем школьном возрасте 7

2.2. Возрастные особенности развития логического мышления в старшем и среднем школьном возрасте 14

3. Развитие логического мышления в условиях введения ФГОС НОО 17

4. Приемы и методы развития логических учебных действий на уроках математики 20

5. Примеры приемов развития логический учебных действий на уроках математики 33

5.1. Характеристика приёмов, способствующих развитию логических УД 33

5.2. Приемы развития логических учебных действий через текстовые задачи 35

5.3. Примеры учебных задач, способствующих развитию логических УД 38

Заключение 52

Список литературы 54






Введение


Развитие у обучающихся логического мышления – это одна из важных задач обучения. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры – необходимое условие успешного освоения учебного материала.

Большие развивающие возможности в этом плане имеют уроки математики, в дальнейшем алгебры и геометрии. В современной образовательной ситуации в большинстве школ перед учениками, в основном, ставятся задачи, которые можно решить с помощью знания определенных алгоритмов. При этом небольшое количество часов отводится на изучение задач, которые направленны на использования логических методов и способов решения.


Математика является основой общечеловеческой культуры. Об этом свидетельствует ее постоянное присутствие практически во всех сферах современного мышления, науки и техники. Поэтому приобщение обучающихся к математике как к явлению общечеловеческой культуры существенно повышает её роль в развитии личности школьника.

В ходе исследования мы столкнулись со следующим противоречием: несмотря на то, что в настоящее время разработаны разные конкретные программы, направленные на развитие логического мышления на уроках математики, ни не всегда в полной мере эти программы используются на практике. Учителя зачастую используют упражнения тренировочного типа, основанные на подражании, не требующие мышления. В этих условиях недостаточно развиваются такие качества мышления, как глубина, критичность, гибкость.

Данное противоречие диктует проблему: какими должны быть упражнения и задания, чтобы они эффективно влияли на развитие логического мышления школьников?

Цель курсовой работы заключается в теоретическом изучении особенностей развития логического мышления школьников на уроках математики и выявлении наиболее подходящих задач для повышения уровня логического мышления у школьников разных возрастов.

Цель реализуется в ряде следующих задач:

1. Определить сущность понятия «логическое мышление».

2. Выявить особенности логического мышления школьников разных возрастов.

3. Проанализировать систему упражнений по развитию логического мышления на уроках математики.

4. Исследовать критерии и показатели уровня развития логического мышления школьников.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в развитии теоретических представлений об особенностях осуществления школьниками основных логических операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования).

Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы для дальнейших научных исследований по проблемам развития логического мышления школьников и использованы на уроках математики.


1. Понятие логического мышления


Чтобы объяснить, что такое «логическое мышление», разделим это понятие на две части: мышление и логику. Теперь дадим определение каждой из этих составляющих.

Мышление человека – это психический процесс обработки информации и установления связей между предметами, их свойствами или явлениями окружающего мира. Мышление позволяет человеку находить связи между феноменами действительности, но чтобы найденные связи, действительно, отражали истинное положение дел, мышление должно быть объективным, правильным или, другими словами, логичным, то есть подчиненным законам логики [1].

Логика в переводе с греческого имеет несколько значений: «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения», «речь», «рассуждение» и даже «мысль». В нашем случае мы будем исходить из самого популярного определения логики как нормативной науки о формах, методах и законах интеллектуальной мыслительной деятельности человека. Логика изучает способы достижения истины в процессе познания опосредованным путем, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому ее также можно определить как науку о способах получения выводного знания. Одна из главных задач логики – определить, как прийти к выводу из имеющихся предпосылок и получить истинное знание о предмете размышления, чтобы глубже разобраться в нюансах изучаемого предмета мысли и его соотношениях с другими аспектами рассматриваемого явления [2].

Логическое мышление – это мыслительный процесс, при котором человек использует логические понятия и конструкции, которому свойственна доказательность, рассудительность, и целью которого является получение обоснованного вывода из имеющихся предпосылок [1].

Также выделяют несколько видов логического мышления.

Образно-логическое мышление (наглядно-образное мышление) – различные мыслительные процессы так называемого «образного» решения задач, которое предполагает визуальное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов. Наглядно-образное мышление, по сути, является синонимом слова «воображение», которое позволяет нам наиболее ярко и четко воссоздавать все многообразие различных фактических характеристик предмета или явления. Данный вид мыслительной деятельности человека формируется в детском возрасте, начиная, примерно, с 1,5 лет.


Абстрактно-логическое мышление – это совершение мыслительного процесса при помощи категорий, которых нет в природе (абстракций). Абстрактное мышление помогает человеку моделировать отношения не только между реальными объектами, но также и между абстрактными и образными представлениями, которые создало само мышление. Абстрактно-логическое мышление имеет несколько форм: понятие, суждение и умозаключение.

Словесно-логическое мышление (вербально-логическое мышление) – один из видов логического мышления, характеризующийся использованием языковых средств и речевых конструкций. Данный вид мышления предполагает не только умелое использование мыслительных процессов, но и грамотное владение своей речью. Словесно-логическое мышление необходимо нам для публичных выступлений, написания текстов, ведения споров и в других ситуациях, где нам приходится излагать свои мысли при помощи языка [3].

Умение логически мыслить объединяет в себе множество навыков по использованию различных мыслительных действий и включает в себя:

- умение правильно совершать такие мыслительные операции, как: классификация, конкретизация, обобщение, сравнение, аналогия и другие;

- уверенное использование ключевых форм мышления: понятие, суждение, умозаключение;

- способность аргументировать свои мысли в соответствии с законами логики;

- навык быстро и эффективно решать сложные логические задачи (как учебные, так и прикладные) [3].

Конечно, такие операции мышления с применением логики, как определение, классификация и категоризация, доказательство, опровержение, умозаключение, вывод и многие другие применяются каждым человеком в его мыслительной деятельности. Но используем мы их неосознанно и часто с погрешностями без отчетливого представления о глубине и сложности тех мыслительных действий, из которых состоит даже самый элементарный акт мышления. А если вы хотите, чтобы ваше логическое мышление было действительно правильным и строгим, этому нужно специально и целенаправленно учиться.

Часто применение логического мышления связывают с быстрым решением заданий на логику и прохождением тестов на определение уровня интеллектуального развития (IQ). Но это направление связано в большей степени с доведением мыслительных операций до автоматизма, что является весьма незначительной частью того, чем логика может быть полезна человеку.