Файл: Курсовая работа По дисциплине Методика преподавания математики Выполнила студентка.docx
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 184
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие логического мышления
2.2. Возрастные особенности развития логического мышления в старшем и среднем школьном возрасте
3. Развитие логического мышления в условиях введения ФГОС НОО
4. Приемы и методы развития логических учебных действий на уроках математики
5. Примеры приемов развития логический учебных действий на уроках математики
5.1. Характеристика приёмов, способствующих развитию логических УД
5.3. Примеры учебных задач, способствующих развитию логических УД
Заключение
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по вопросу изучения особенностей логического мышления, развития мышления в подростковом периоде, можно сделать следующие теоретические выводы.
Одна из высших форм познавательного процесса человека является мышление. Оно присутствует в познавательных процессах, как восприятии, внимании, памяти, речи, воображении, и степень его участия определяет их уровень развития. Развитие мышления представляет собой сложное единство логических и интуитивных компонентов, направленных на поиск. Мышление отражает не только бытие отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи между ними, протекающих в виде законов и сущностей.
Значит, мышление – это процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. И каждый раз, когда человек сталкивается с проблемной ситуацией, у него включается в данный момент тот или иной вид мышления, который будет связан с мыслительными операциями и процессами мышления [17].
В решении определенных проблемных ситуаций и задач необходима логика, которая позволяет сделать правильный вывод. Логического мышление предполагает умение выполнять индуктивное и дедуктивное (в виде посылок) умозаключения; определять истинность и обоснованность выводов, полученных в результате этих умозаключений.
Развитие мышления в подростковом периоде, который условно разделяют на подростковый период и юность, говорит о следующих признаках. В подростковом периоде продолжается развиваться теоретическое мышление. Операции становятся формально-логическими, с помощью которых подросток может говорить словесно. Выполняются общие посылки, дающие в итоге определенные гипотезы
, что свидетельствует о развитии логического мышления. В юности усиливается развитие теоретическое мышления. Начинает развиваться абстрактно-логическое мышление, что говорит о приобретении определенных понятий, знаков, символов, которыми подросток легко может пользоваться.
Список литературы
1. Карлов, А. В. Общая психология: учебник / под общ. ред. проф. А. В. Карлова. – Москва : Гардарики, 2005. – 232 с. – URL: https://vse-ychebniki.ru/uchebnik-po-psixologii/karpov-l-v-obshhaya-psixologiya/, свободный (дата обращения 04.05.2022).
2. Блох, А. Я. Методика преподавания математики в средней школе / под общ. ред. А. Я. Блох, В. А. Гусев. – Москва : Просвещение, 1987. – 389 с. – URL: https://uch-lit.ru/matematika-2/dlya-studentov/mishin-metodika-prepodavaniya-matematiki-v-srednej-shkole-chastnaya-metodika, свободный (дата обращения 03.05.2022).
3. Дункер, К. А. Подходы к исследованию продуктивного мышления: Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / К. А. Дункер. – Москва, 1981. – 37 с. – URL: https://perviydoc.ru/v8666/гиппенрейтер_ю.б._хрестоматия_по_общей_психологии_психология_мышления?page=4, свободный (дата обращения 13.05.2022).
4. Люблинская, А. А Детская психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А. А Люблинская. – Москва : Просвещение, 1971 – 415 с. – URL: http://smart-kids.su, свободный (дата обращения 13.05.2022).
5. Эрдниев, П. М. Сравнение и обобщение при обучении математике : Пособие для учителей / П. М. Эрдниев. – Москва : Учпедгиз, 1960. – 152 с. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01006498842, свободный (дата обращения: 15.05.2022).
6. Возрастная психология. Детство, отрочество, юность: хрестоматия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. – Москва : Издательский центр «Академия», 2005. – 624 с. – URL: https://fb2lib.ru/akademiya-academia/vozrastnaya-psikhologiya/, свободный (дата обращения: 15.05.2022).
7. Кузнецова, Д. А. Особенности развития мышления в подростковом возрасте / Д. А. Кузнецова, О. А. Братцева. – Москва, 2018. – С. 285–288. – URL: https://moluch.ru/archive/208/50908/, свободный (дата обращения: 16.05.2022).
8. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д. Б Эльконин. – Москва : Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 416 с. – URL: http://psychlib.ru/mgppu/EPr-1997/EPR-001.html (дата обращения 02.05.2022).
9. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: учеб. пособие / Е. И. Рогов. — Москва : ВЛАДОС, 1995. — 529 с.
10. ФГОС Основное общее образование [электронный ресурс] // ФГОС: сайт. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/, свободный (дата обращения 15.05.2022).
11. ФГОС Среднее общее образование [электронный ресурс] // ФГОС: сайт. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-soo/, свободный (дата обращения 15.05.2022).
12. Загородных, К. А. Методика организации и проведения самостоятельных работ учащихся в процессе обучения их решению текстовых задач: Книга для учителя / В. А. Далингер, К. А. Загородных. – Омск : Из-во ОмГПУ, 1996. – 101 с. – URL: https://goo.su/MEB92, свободный (дата обращения 13.05.2022).
13. Гусев, В. А. Справочник по математике / В. А. Гусев, А. Г. Мордкович. – 3-е изд., перераб. – Москва : Просвещение, 1995. – 448 с. – URL: https://uch-lit.ru/matematika-2/abiturientam/gusev-v-a-mordkovich-a-g-matematika-spr, свободный (дата обращения 15.05.2022).
14. Олимпиадные задания по математике [электронный ресурс] // Олимпиада. Математика: сайт. – URL: http://www.5egena5.ru/9klass-v2.html, свободный (дата обращения 15.05.2022).
15. Саакян, С. М. Задачи по алгебры и началам анализа для 10–11 классов / С. М. Саакян, А. М. Гольдман, Д. В. Денисов. – Москва : Просвещение, 1990. – 256 с. – URL: https://pdf.11klasov.net/14587-zadachi-po-algebre-i-nachalam-analiza-dlja-10-11-klassov-saakjan-sm-goldman-am-denisov-dv.html, свободный (дата обращения 15.05.2022).
16. Симонов, А. Я. Система тренировочных задач и упражнений по математике / А. Я. Симонов, Д. С. Бакаев, А. Г. Эпельман, А. А. Бесчинская, Р. М. Мостовой, А. М. Абрамов. – Москва : Просвещение, 1991. – 208 с. – URL: https://uch-lit.ru/matematika-2/dlya-uchiteley-i-prepodavateley/simonov-a-ya-bakaev-d-s-epelman-a-g-i-dr, свободный (дата обращения 15.05.2022).
17. Шклярский, Д. О. Геометрические неравенства и задачи на максимум и минимум ∕ Д. О. Шклярский, Н. Н. Ченцов, И. М Яглом. – Москва, 1970. – 336 с. – URL: http://physics.gov.az/book_G/Shkliarski5.pdf, свободный (дата обращения 15.05.2022).