Файл: Протокол пс от 31 08 2020г Руководитель мо согласовано зам директора по вр В. В. Алиева.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 6 Содержание. Определение в песнях фразы, в них запев и припев. Различать динамику и темп как основные средства выразительности. Научить различать высокие и низкие звуки, длительность, динамику звучания. Обучение детей чистоте интонации. Научить различать ударные и безударные доли такта.
Форма. Беседа, фронтальная, индивидуальная.
Тема 7. Содержание. Индивидуальная работа по развитию певческих навыков. Работа над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией. Разучивание индивидуальных музыкальных произведений. Работа под минусовую фонограмму. Уделить внимание драматизации песни и музыкально- пластическому движению солиста.
Форма. Индивидуальная.
Тема 8. Содержание. Отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок.
Форма. Индивидуальные занятия с логопедом, игровая деятельность.
Тема 9. Содержание. Знакомство с понятием «метр», «темп». Игра на ударных музыкальных инструментах ( барабан, бубен, ложки). Обучение движениям в темпе исполняемого музыкального произведения.
Форма. Практическая работа, дидактические игры.
Тема 10. Содержание. Разогревание и настройка голосового аппарата обучающихся. Упражнение на дыхание: считалки, припевки, дразнилки. Развитие вокально- хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительного звучания хорового произведения. Применять упражнения по формированию ощущений резонаторов.
Форма. Фронтальная, практическая, игровая.
Тема 11. Это результат, по которому оценивают работу вокального кружка. Он требует большой подготовки участников коллектива. Большое значение для творческого коллектива имеют концертные выступления, участие в фестивалях, смотрах художественной самодеятельности, конкурсах и школьных речевых конференциях. Это результат, по которому оценивают работу хора. Участие в праздниках и концертах активизируют работу, позволяют все более полно проявить полученные знания, умения, навыки, способствуют творческому росту и социализации воспитанников. Воспитать необходимые для исполнения качества в процессе концертной деятельности, заинтересовать, увлечь детей со слуховой депривацией коллективным творчеством – основная задача педагога.
План концертной деятельности составляется на год с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года в соответствии со специфическими особенностями школы.
По итогам третьего года обучения воспитанники должны знать:
- наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в концертах);
- владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата; - проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
- умение двигаться под музыку, знакомство с культурой поведения на сцене;
- стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;
- умение исполнять длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски;
- участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения на большой сцене;
- умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием.
Учебно-тематический план на третий год обучения
№ п/п | Разделы | Общее количество часов | В том числе | |
Практических | Теоретических | |||
1 | Введение, владение своим голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. Собственная манера исполнения вокального произведения. Выявление индивидуального интонирования. | 1 | - | 1 |
2 | Знакомство с произведениями Различных жанров, манерой исполнения. Великие вокалисты. Вокальные навыки. Знакомство с многоголосным пением. | 10 | 8 | 2 |
3 | Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. | 5 | 3 | 2 |
4 | Вокально-хоровая работа Многоголосное пение. Творчество и импровизация. Расширение диапазона голоса. Задания для развития песенного творчества. | 8 | 6 | 2 |
5 | Музыкально сценические движения. Сценическая культура | 3 | 3 | - |
6 | Основы музыкальной грамоты. Агогика. Тональность. | 8 | 4 | 4 |
7 | Работа над собственной манерой вокального исполнения. Творчество и импровизация. Сценическое искусство. | 5 | 5 | - |
8 | Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. | 8 | 8 | - |
9 | Обработка полученных вокальных навыков. Дикция и артикуляция | 8 | 8 | - |
10 | Расширение диапазона голоса. Выявление индивидуальных красок голоса. | 7 | 7 | |
11 | Концертная деятельность | 3 | 3 | - |
12 | Итоговые занятия | 2 | 2 | - |
Содержание программы четвёртого года обучения
Программа предусматривает теоретический и практический разделы. Теоретический раздел включает в себя сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты. Необходимо отметить, что изучение нотной грамоты не определяется как самоцель. Необходимые теоретические сведения и понятия воплощаются по-разному. Больше внимания уделяется постановке голоса и сценическому искусству, ритмическим движениям, движениям под музыку, поведению на сцене. Поэтому программа разнообразна и интересна в применении.
Особое место уделяется концертной деятельности. В образовательном учреждении регулярно проходят праздники и конкурсы, где задействованы ребята из кружка. На каждое мероприятие практически всегда звучат новые произведения, тем самым расширяется исполнительский репертуар. Всё это приобретает прикладной смысл занятиям вокального кружка.
1.Введение. Прослушивание учащихся. Знакомство с певческим аппаратом. Певческая установка. Владение голосовым аппаратом. Использование певческих навыков.
2.Дыхание. Типы певческого дыхания. Работа над певческим дыханием. Цепное дыхание. Певческое дыхание – один из трудных и спорных вопросов в вокальной педагогике. От правильного певческого дыхания зависит качество звука.
Типы певческого дыхания: ключичный (верхнегрудной), грудной, брюшной (диафрагматический), смешанный (грудобрюшное).
Дыхательные упражнения учат нарабатывать мышечные ощущения. Цепное дыхание берётся не вместе, а по очереди; главное – чувство ансамбля. Правила цепного дыхания.
3.Распевание. Развитие звуковысотного диапазона. Развитие динамического диапазона. Работа над тембром. Работа над подвижностью голосов. Регистры певческого голоса. Сглаживание регистров. Атака звука. Виды атаки звука и способы звуковедения.
Обязательным условием формирования и совершенствования вокальных навыков являются упражнения. Как известно, упражнения — это многократно повторяемое, специально организованное действие, которое направлено на улучшение качества его выполнения. Часть занятия, которая состоит из упражнений, называется распеванием. Упражнения обычно выполняют в начале вокальных занятий и тогда они не только служат целям формирования и развития навыков, но и «разогревают» голосовой аппарат.
Атака звука — это момент возникновения звука при взаимодействии дыхания и голосового аппарата. Вдох и атака звука являются моментом первостепенной важности, т.к. они определяют характер звучания. Атака звука определяется различными вариантами взаимодействия голосовых связок и дыхания.
Кантилена и способы звуковедения.
Кантилена — это непрерывно льющийся звук, составляющий основу пения. Она образуется только тогда, когда каждый последующий звук является продолжением предыдущего, как бы «выливается» из него. Такая манера пения называется связной или пением легато.
4. Дикция. Работа над согласными. Работа над гласными. Работа над выразительностью слов в пении.
Пение — это вид музыкального искусства, в котором музыка органически связана со словом. Пение ещё иначе называется музыкальной речью. Часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, называется артикуляционным аппаратом, а органы, входящие в его состав, — артикуляционными. К ним относятся: ротовая полсть с языком, мягким и твёрдым нёбом, нижняя челюсть, глотка, гортань. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных и согласных), называется артикуляцией.
5. Работа над сценическим образом. Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений.
Движение на сцене - одно из важнейших составляющих имиджа артиста, исполнителю необходимо знать правила поведения на сцене и работы со зрителем, а так же, как выходить из неприятных курьёзных ситуаций, которые зачастую случаются в момент выступлений.
6. Теоретические основы. Нотная грамота. Гигиена певческого голоса. Психологическая готовность к выступлению.
Гигиена голоса - группа мероприятий, направленных на предотвращение заболеваний голосового аппарата. Звук – результат колебаний упругого тела. Всё многообразие звуков можно сгруппировать в три категории – звуки музыкальные, не музыкальные (шумы) и звоны. Музыкальные звуки, в отличие от всех остальных, являются результатом регулярных колебаний, поэтому их высота может быть точно определена.
По итогам четвертого года обучения воспитанники должны знать:
-соблюдение певческой установки;
-понимание дирижёрского жеста;
-знание основ музыкальной грамоты;
-знание поведения певца до выхода на сцену и во время выступления;
-умение правильно дышать (спокойно, бесшумно, не поднимая плеч);
-умение петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
-умение точно повторить заданный звук;
-умение в подвижных песнях делать быстрый вдох;
-умение петь чисто в унисон;
-умение дать критическую оценку своему исполнению;
-умение работать в сценическом образе;
-умение исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;
-принимать участие в творческой жизни кружка;
-участвовать во всех конкурсах, фестивалях и концертах;
-уметь петь под фонограмму с различным аккомпанементом.
Учебно-тематический план на четвертый год обучения
№ п/п | Разделы | Общее количество часов | В том числе | |
Практических | Теоретических | |||
1 | Введение. Владение голосовым аппаратом. Использование певческих навыков | 1 | - | 1 |
2 | Охрана голоса Теоретические основы. Гигиена певческого голоса. | 2 | 2 | |
3 | Певческая установка Теоретические основы. Психологическая готовность к выступлению. | 3 | 2 | 1 |
4 | Звукообразование. Муз.штрихи. Теоретические основы. Нотная грамота. | 5 | 2 | 3 |
5 | Дыхание. Типы певческого дыхания. Работа над певческим дыханием. Цепное дыхание. | 10 | 10 | - |
6 | Дикция и артикуляция. Распевание. Развитие звуковысотного и динамического диапазона. | 10 | 5 | 5 |
7 | Ансамбль. Элементы двухголосья. Дикция. Работа над согласными. и гласными. | 8 | 8 | - |
8 | Музыкально-исполнительская работа Распевание. Работа над подвижностью голосов. | 6 | 6 | - |
9 | Ритм. | 4 | 4 | - |
10 | Сценодвижение Работа над сценическим образом. Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. | 7 | 5 | 2 |
11 | Работа над репертуаром. Дикция. Работа над выразительностью слов в пении. | 10 | 10 | - |
12 | Итоговые занятия, творческие отчеты | 2 | 2 | - |