Файл: Новые педагогическиеи информационныетехнологиив системе.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 178
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
вопросы сетевой викторины, участвовали в сетевой игре
«Кроссворд наоборот», конкурсе на лучший компьютер- ный рисунок, а также переписывались друг с другом,
используя для этого электронную почту и телеконферен- цию. После подведения итогов проекта лучшие материа- лы были размещены на сервере центра. Более интересны- ми с методической точки зрения являются экологичес- кие проекты «Первоцветы», «Биоиндикация природных водоемов» и «Микрокосм», проводящиеся под научным руководством сотрудников дома природы и
Института природных вод РАН. В частности, при прове- дении учебного проекта «Первоцветы» учащиеся школ изучали новую для них тему с помощью интерактивного учебного размещенного на сервере центра. По- собие содержит информацию о раннецветущей флоре,
характерной для средней полосы России, в нем даны также иллюстрированные описания первоцветов. В рам- ках проекта учащимся предлагалось, используя материал пособия и готовые методики различной степени сложно- сти, провести самостоятельные исследования по различ- ным направлениям программ школьных курсов природо- ведения, ботаники, общей биологии и на факультативах по экологии.
Организация телекоммуникационных проектов требу- ет специальной и достаточно тщательной подготовки как учителей, так и учащихся. Такой проект должен быть особенно тщательно структурирован, организован по- этапно с учетом промежуточных и итоговых результатов.
Таким образом, успех телекоммуникационного проекта во многом зависит от подготовительной работы, выпол- ненной и учителями, и учащимися, от правильности выбранной методики организации деятельности учащихся и их психологического настроя. В качестве примера в
Приложении № 1 приведены описания еще нескольких интересных международных и региональных (московских)
проектов, выполненных в последние годы в
№ 326.
Таким образом, глобальные телекоммуникационные сети — это огромный пласт мировой культуры, о суще- ствовании которого россияне еще недавно и не подозрева- ли, а большая часть российской педагогической интелли- генции не знает и сейчас. Но вера в огромный интеллекту- альный потенциал России помогает надеяться, что и этот
«электронный занавес» будет поднят и миллионы россий-
174
«Кроссворд наоборот», конкурсе на лучший компьютер- ный рисунок, а также переписывались друг с другом,
используя для этого электронную почту и телеконферен- цию. После подведения итогов проекта лучшие материа- лы были размещены на сервере центра. Более интересны- ми с методической точки зрения являются экологичес- кие проекты «Первоцветы», «Биоиндикация природных водоемов» и «Микрокосм», проводящиеся под научным руководством сотрудников дома природы и
Института природных вод РАН. В частности, при прове- дении учебного проекта «Первоцветы» учащиеся школ изучали новую для них тему с помощью интерактивного учебного размещенного на сервере центра. По- собие содержит информацию о раннецветущей флоре,
характерной для средней полосы России, в нем даны также иллюстрированные описания первоцветов. В рам- ках проекта учащимся предлагалось, используя материал пособия и готовые методики различной степени сложно- сти, провести самостоятельные исследования по различ- ным направлениям программ школьных курсов природо- ведения, ботаники, общей биологии и на факультативах по экологии.
Организация телекоммуникационных проектов требу- ет специальной и достаточно тщательной подготовки как учителей, так и учащихся. Такой проект должен быть особенно тщательно структурирован, организован по- этапно с учетом промежуточных и итоговых результатов.
Таким образом, успех телекоммуникационного проекта во многом зависит от подготовительной работы, выпол- ненной и учителями, и учащимися, от правильности выбранной методики организации деятельности учащихся и их психологического настроя. В качестве примера в
Приложении № 1 приведены описания еще нескольких интересных международных и региональных (московских)
проектов, выполненных в последние годы в
№ 326.
Таким образом, глобальные телекоммуникационные сети — это огромный пласт мировой культуры, о суще- ствовании которого россияне еще недавно и не подозрева- ли, а большая часть российской педагогической интелли- генции не знает и сейчас. Но вера в огромный интеллекту- альный потенциал России помогает надеяться, что и этот
«электронный занавес» будет поднят и миллионы россий-
174
граждан сумеют присоединиться и внести свой вклад в то, что сейчас называют «субкультурой Интернет».
Что понимается под телекоммуникационным проектом?
2. Какие проекты могут быть наиболее эффективно реализо- ваны на базе компьютерных телекоммуникаций?
3. При каких условиях телекоммуникационные проекты могут быть эффективны для целей обучения?
4. Что требуется от учителя, решившего использовать компь- ютерные телекоммуникации в своей практике?
5. Что должны уметь ученики, чтобы участвовать в телекомму- никационном проекте?
Что понимается под телекоммуникационным проектом?
2. Какие проекты могут быть наиболее эффективно реализо- ваны на базе компьютерных телекоммуникаций?
3. При каких условиях телекоммуникационные проекты могут быть эффективны для целей обучения?
4. Что требуется от учителя, решившего использовать компь- ютерные телекоммуникации в своей практике?
5. Что должны уметь ученики, чтобы участвовать в телекомму- никационном проекте?
1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Творческое задание
1. Обсудите с другими студентами вашей ка- кие темы, по вашему мнению, вызвали бы наибольший интерес при подготовке международного телекоммуни- кационного проекта, в котором кроме российских школ участвовали бы зарубежные школы, и российского теле- коммуникационного проекта.
2. Выбрав лучшую тему для проекта, обоснуйте необ- ходимость использования компьютерных телекоммуника- ций. Уточните, какие именно дидактические свойства и функции телекоммуникаций наиболее адекватны целям вашего проекта.
3. Определите, какие именно знания и умения и по каким предметам потребуются для выполнения проекта.
Какие могут быть практические результаты? Какими ме- тодами ваши ученики должны будут воспользоваться,
чтобы выполнить проект?
З а н я т и е 21. Организация проектной деятельности
учащихся в сетях. Этапы работы над телекоммуника-
ционным проектом
На этом занятии:
вы познакомитесь с основными подходами к орга- низации телекоммуникационных проектов. Еще раз обратитесь к типологии проектов, но уже на методи- ческом уровне;
познакомитесь с основными этапами работы над проектом.
что вопросы структурирования
175
проектов разных типов вы помните из предыдущего изложения (см. ч. гл.
занятие 6).
Отечественные и зарубежные школы имеют уже почти
20-летний опыт проведения телекоммуникационных про- ектов. За это время ученые и разрабо- тали, провели и проанализировали эффективность не- скольких тысяч различных по тематике, срокам проведе- ния, количеству учащихся и используемым учебным ма- териалам проектов. На основе этих данных учеными были выделены некоторые типы наиболее часто проводимых телекоммуникационных проектов, знание которых может оказать существенную помощь педагогам при разработке новых проектов и координации деятельности учащихся в группах. К ним относятся прежде всего исследовательские проекты, чаще в сочетании с типическими особенностя- ми проектов. Большой попу- лярностью у учащихся пользуются творческие проекты.
Однако и такие проекты, равно как и приключенческие,
предусматривают в качестве обязательного компонента проектной деятельности исследования в той или иной об- ласти. Ребятам нравится видеть практический результат своей совместной деятельности: будь то газета, альбом,
видеофильм, компьютерная программа, реферат, сцена- рий фильма или драматизации, аналитический материал или еще что-либо, но обязательно оформленное в конеч- ный продукт, представляющий собой материальное воп- лощение их совместной творческой, исследовательской,
аналитической деятельности.
Мы привели здесь типологию проектов (см. ч. I, гл. 2,
занятие 6) с общедидактических позиций. По каждому учебному предмету может быть разработана собственная классификация возможных проектов, далее детализиру- ющая дидактическую классификацию с учетом специфи- ческих особенностей каждого предмета. Такая классифи- кация позволяет, не блуждая в потемках, четко опреде- лив тот или иной тип намечаемого проекта, правильно структурировать его, четко определить цели, как конеч- ные, так и промежуточные, определить методы исследо- вания, виды творческой или игровой деятельности, оп- ределить те знания, умения, навыки, которые потребу- ются учащимся для выполнения совместной проектной работы. Другими словами, знание типологии проектов
176
занятие 6).
Отечественные и зарубежные школы имеют уже почти
20-летний опыт проведения телекоммуникационных про- ектов. За это время ученые и разрабо- тали, провели и проанализировали эффективность не- скольких тысяч различных по тематике, срокам проведе- ния, количеству учащихся и используемым учебным ма- териалам проектов. На основе этих данных учеными были выделены некоторые типы наиболее часто проводимых телекоммуникационных проектов, знание которых может оказать существенную помощь педагогам при разработке новых проектов и координации деятельности учащихся в группах. К ним относятся прежде всего исследовательские проекты, чаще в сочетании с типическими особенностя- ми проектов. Большой попу- лярностью у учащихся пользуются творческие проекты.
Однако и такие проекты, равно как и приключенческие,
предусматривают в качестве обязательного компонента проектной деятельности исследования в той или иной об- ласти. Ребятам нравится видеть практический результат своей совместной деятельности: будь то газета, альбом,
видеофильм, компьютерная программа, реферат, сцена- рий фильма или драматизации, аналитический материал или еще что-либо, но обязательно оформленное в конеч- ный продукт, представляющий собой материальное воп- лощение их совместной творческой, исследовательской,
аналитической деятельности.
Мы привели здесь типологию проектов (см. ч. I, гл. 2,
занятие 6) с общедидактических позиций. По каждому учебному предмету может быть разработана собственная классификация возможных проектов, далее детализиру- ющая дидактическую классификацию с учетом специфи- ческих особенностей каждого предмета. Такая классифи- кация позволяет, не блуждая в потемках, четко опреде- лив тот или иной тип намечаемого проекта, правильно структурировать его, четко определить цели, как конеч- ные, так и промежуточные, определить методы исследо- вания, виды творческой или игровой деятельности, оп- ределить те знания, умения, навыки, которые потребу- ются учащимся для выполнения совместной проектной работы. Другими словами, знание типологии проектов
176
дает учителю возможность наиболее рационально и эф- фективно организовать совместную деятельность учащих- ся. Особенно это касается телекоммуникационных проек- тов, в которых задействованы многие и многие учащиеся из разных школ, регионов, а подчас и стран. Здесь нужна четкая согласованность действий разных коллективов, и одним из инструментов, помогающих понять сущность планируемой работы над проектом, обеспечить взаимо- понимание между партнерами, является общепринятая типология проектов.
Для примера можно привести разработанную канд.
пед. наук М.Ю.
типологию проектов по ино- странным языкам.
I. Языковые (лингвистические) телекоммуникационные
проекты.
Обучающие проекты, направленные на овладение языковым материалом, формирование определенных ре- чевых навыков и умений.
2. Лингвистические, направленные на изучение языко- вых особенностей; изучение языковых реалий (идиом,
неологизмов, сленга и т.п.), изучение фольклора.
3.
направленные на изучение этимо- логии слов, литературные исследования, исследования проблем, творческие.
II. Культурологические (страноведческие)
Культурологические (страноведческие) проекты пред- полагают развитие языковых и речевых умений и навыков на более продвинутом уровне владения языком посред- ством организации межкультурного общения с целью оз- накомления с культурой, историей, этнографией, геогра- фией, экономикой, политикой, государственным устрой- ством стран-партнеров, искусством, литературой, архи- тектурой, традициями и бытом народов и т.д. Проекты этого типа носят ярко выраженный исследовательский ха- рактер. Их целесообразно проводить с носителями языка,
т.е. эти проекты больше подходят именно для телекомму- никационных международных проектов. Иностранный язык здесь выступает в роли средства общения; естествен- ная языковая среда способствует формированию потреб- ности использования иностранного языка как средства коммуникации.
177
Для примера можно привести разработанную канд.
пед. наук М.Ю.
типологию проектов по ино- странным языкам.
I. Языковые (лингвистические) телекоммуникационные
проекты.
Обучающие проекты, направленные на овладение языковым материалом, формирование определенных ре- чевых навыков и умений.
2. Лингвистические, направленные на изучение языко- вых особенностей; изучение языковых реалий (идиом,
неологизмов, сленга и т.п.), изучение фольклора.
3.
направленные на изучение этимо- логии слов, литературные исследования, исследования проблем, творческие.
II. Культурологические (страноведческие)
Культурологические (страноведческие) проекты пред- полагают развитие языковых и речевых умений и навыков на более продвинутом уровне владения языком посред- ством организации межкультурного общения с целью оз- накомления с культурой, историей, этнографией, геогра- фией, экономикой, политикой, государственным устрой- ством стран-партнеров, искусством, литературой, архи- тектурой, традициями и бытом народов и т.д. Проекты этого типа носят ярко выраженный исследовательский ха- рактер. Их целесообразно проводить с носителями языка,
т.е. эти проекты больше подходят именно для телекомму- никационных международных проектов. Иностранный язык здесь выступает в роли средства общения; естествен- ная языковая среда способствует формированию потреб- ности использования иностранного языка как средства коммуникации.
177
С точки зрения содержания культурологические про- екты могут иметь разные тематические направления.
1.
знакомящие с историей страны, города, местности; с географией страны, горо- да, местности.
2.
нацеленные на изучение традиций и быта народов, народного творчества, этнического со- става народа, проживающего на данной территории, на- циональных особенностей культуры разных народов и т.д.
3. Политические, цель которых — ознакомление с госу- дарственным устройством стран, политическими партия- ми и общественными организациями, со средствами массовой информации и их влиянием на государствен- ную политику, законодательством страны и т.д.
4. Посвященные проблемам искусства,
ар-
хитектуры, культуры страны изучаемого языка.
5. Экономические, посвященные проблемам финансо- вой и денежной системы, налогообложения, инфляции и
т.д.
III. Игровые и
проекты.
и игровые проекты, так же как и культурологические, предполагают развитие языковых и речевых умений и навыков владения языком посред- ством организации межкультурного общения на двух последних уровнях усвоения языкового материала (уро- вень применения по аналогии, уровень творческого при- менения). Такие проекты также наиболее интересны,
когда они организуются как международные телекомму- никационные.
С содержательной точки зрения игровые и ролево-иг- ровые проекты могут быть следующих типов.
Воображаемые путешествия, которые могут преследо- вать самые разнообразные цели: обучение речевым структурам, клише, специфическим терминам, диалого- вым высказываниям, описаниям, рассуждениям, умени- ям и навыкам из других областей знаний.
Имитационно-деловые, моделирующие профессиональ- ные, коммуникативные ситуации, которые максимально приближают игровую ситуацию к реальной, встречаю- щейся в жизни.
Драматизированные, нацеленные на изучение литера- турных произведений в игровых ситуациях, где в роли
178
персонажей или авторов этих произведений выступают учащиеся.
Имитационно-социальные, где учащиеся исполняют различные социальные роли (политических лидеров,
журналистов, учителей и др.).
Все виды проектов, если это международные проек- ты, ведутся на иностранном, в большинстве своем анг- лийском языке, и потому представляют помимо возмож- ности реализации дидактических или методических задач дополнительный интерес, поскольку они создают усло- вия для реальной языковой среды, на базе которой фор- мируется потребность общения на иностранном языке,
потребность в изучении иностранного языка.
Почти все виды проектов предусматривают использо- вание исследовательских методов для решения заложен- ной в них проблемы.
Любой телекоммуникационный проект проводится в несколько этапов, которые тщательно планируются и продумываются. В настоящее время принято выделять
основных этапов работы над проектом.
1. Организационный
Он включает представление и поиск партнеров. Как правило, занимает от одной до нескольких недель.
2. Выбор и обсуждение главной идеи будущего проекта
Включает определение целей и задач (зачем я зате- ваю этот проект, что мои ученики узнают и чему на- учатся по завершении работы над этим проектом), об- суждение стратегии достижения поставленных целей и уточнение подходящих для этого тем проектов (т.е. ка- кие конкретно темы будущих проектов помогут моим ученикам получить определенную информацию, при- обрести необходимые навыки, каков общий план рабо- ты над конкретным проектом, обеспечивающий дости- жение поставленной мною задачи). Этот этап проводит- ся состоявшимися учительскими парами при участии координаторов с обеих сторон (если проект междуна- родный).
3. Обсуждение методических аспектов и организация
работы учащихся на уроке и во внеурочное время
Предполагает работу координатора индивидуально с каждым учителем (лично или по сети). Если проект международный, то, учитывая разницу в методических подходах партнеров разных стран к решению одних и
179
Имитационно-социальные, где учащиеся исполняют различные социальные роли (политических лидеров,
журналистов, учителей и др.).
Все виды проектов, если это международные проек- ты, ведутся на иностранном, в большинстве своем анг- лийском языке, и потому представляют помимо возмож- ности реализации дидактических или методических задач дополнительный интерес, поскольку они создают усло- вия для реальной языковой среды, на базе которой фор- мируется потребность общения на иностранном языке,
потребность в изучении иностранного языка.
Почти все виды проектов предусматривают использо- вание исследовательских методов для решения заложен- ной в них проблемы.
Любой телекоммуникационный проект проводится в несколько этапов, которые тщательно планируются и продумываются. В настоящее время принято выделять
основных этапов работы над проектом.
1. Организационный
Он включает представление и поиск партнеров. Как правило, занимает от одной до нескольких недель.
2. Выбор и обсуждение главной идеи будущего проекта
Включает определение целей и задач (зачем я зате- ваю этот проект, что мои ученики узнают и чему на- учатся по завершении работы над этим проектом), об- суждение стратегии достижения поставленных целей и уточнение подходящих для этого тем проектов (т.е. ка- кие конкретно темы будущих проектов помогут моим ученикам получить определенную информацию, при- обрести необходимые навыки, каков общий план рабо- ты над конкретным проектом, обеспечивающий дости- жение поставленной мною задачи). Этот этап проводит- ся состоявшимися учительскими парами при участии координаторов с обеих сторон (если проект междуна- родный).
3. Обсуждение методических аспектов и организация
работы учащихся на уроке и во внеурочное время
Предполагает работу координатора индивидуально с каждым учителем (лично или по сети). Если проект международный, то, учитывая разницу в методических подходах партнеров разных стран к решению одних и
179
тех же учебных задач, этот этап можно опустить, по- скольку непонимание предмета обсуждения с обеих сторон часто ведет к прекращению всяких контактов.
Лучше предоставить каждому учителю действовать по своему усмотрению в рамках привычных для него мето- дических концепций.
4. Структурирование проекта с выделением подзадач
для определенных групп учащихся, подбор необходимых ма-
териалов
Общий простой план становится развернутым, выде- ляются этапы и их задачи (подзадачи) и распределяются между группами учащихся с учетом их интересов, опре- деляются планируемые результаты и способы их реше- ния, оформления.
5. Работа над проектом
Тщательно разработанные задания для каждой группы
(по 2 — 5 человек) учащихся и подобранный (если это необходимо) материал позволяют учителю не вмеши- ваться в работу группы, выполняя роль консультанта.
Предполагается интенсивный обмен информацией, мне- ниями, полученными результатами между партнерскими группами разных школ.
6. Подведение итогов, оформление результатов
На этом этапе группы (в отдельности или совместно с партнерами, по заранее достигнутой договоренности)
обобщают результаты своей работы, оформляют их в виде книги, журнала, видеофильма, других продуктов своего творческого исследовательского труда.
7. Презентация проекта
Готовый и оформленный проект должен пройти зак- лючительный этап презентации в классе, телеконферен- ции в Интернет, на школьной конференции, как решат участники проекта. Конечно, речь идет о более или ме- нее крупных проектах или даже программах, которые выполняются не на одном-двух уроках, а занимают дос- таточно продолжительный отрезок времени.
такого проекта вместе с его описанием могут быть раз- мещены на специальной Web-странице своей школы или школы партнера в Интернет. Презентация всегда подра- зумевает дискуссию, возможность для участников пре- зентации задавать любые вопросы по теме исследования,
творческой работы и получать аргументированные отве- ты со стороны разработчиков.
180
Лучше предоставить каждому учителю действовать по своему усмотрению в рамках привычных для него мето- дических концепций.
4. Структурирование проекта с выделением подзадач
для определенных групп учащихся, подбор необходимых ма-
териалов
Общий простой план становится развернутым, выде- ляются этапы и их задачи (подзадачи) и распределяются между группами учащихся с учетом их интересов, опре- деляются планируемые результаты и способы их реше- ния, оформления.
5. Работа над проектом
Тщательно разработанные задания для каждой группы
(по 2 — 5 человек) учащихся и подобранный (если это необходимо) материал позволяют учителю не вмеши- ваться в работу группы, выполняя роль консультанта.
Предполагается интенсивный обмен информацией, мне- ниями, полученными результатами между партнерскими группами разных школ.
6. Подведение итогов, оформление результатов
На этом этапе группы (в отдельности или совместно с партнерами, по заранее достигнутой договоренности)
обобщают результаты своей работы, оформляют их в виде книги, журнала, видеофильма, других продуктов своего творческого исследовательского труда.
7. Презентация проекта
Готовый и оформленный проект должен пройти зак- лючительный этап презентации в классе, телеконферен- ции в Интернет, на школьной конференции, как решат участники проекта. Конечно, речь идет о более или ме- нее крупных проектах или даже программах, которые выполняются не на одном-двух уроках, а занимают дос- таточно продолжительный отрезок времени.
такого проекта вместе с его описанием могут быть раз- мещены на специальной Web-странице своей школы или школы партнера в Интернет. Презентация всегда подра- зумевает дискуссию, возможность для участников пре- зентации задавать любые вопросы по теме исследования,
творческой работы и получать аргументированные отве- ты со стороны разработчиков.
180
Какие проекты наиболее популярны среди школьников. Как вы думаете, почему?
2. Какие этапы включает в себя проведение телекоммуника- ционного проекта?
3. Для чего необходимо знание типологии проектов? Чем определяется эффективность проведения телекоммуникаци- онных проектов?
Творческое задание
1. Определите, какие из тем (вопросов) школьной программы по вашему предмету хорошо «вписываются»
в методику проведения телекоммуникационного проек- та? Какие телекоммуникационные проекты вы бы прове- ли в рамках внеклассной работы с по вашему предмету?
2. Познакомьтесь с примерами описания телекоммуни- кационных проектов, проведенных учителями российских школ (см. Приложение 2). По одной из выбранных вами тем разработайте и опишите свой собственный проект.
22. Отбор тематики, организация групп
учащихся в
В ходе предыдущих занятий вы познакомились до- статочно подробно и с методом и со спе- цификой телекоммуникационных проектов, организа- ция и проведение которых требует особой тщатель- ности. Теперь мы рассматриваем с вами сугубо практические вопросы, которые, как показала уже дос- таточно многолетняя практика, имеют существенное значение для эффективной работы учащихся в сетях.
На этом занятии:
мы остановимся подробнее на методике отбора тематики для телекоммуникационных проектов, имея в виду те специфические особенности, отличающие их от обычных проектов, с которыми вы уже познако- мились из предыдущего изложения;
мы познакомим вас и с тем, как организовывать,
подбирать группы партнеров в сетях.
181
Если к организации телекоммуни- кационных проектов, ему следует начать с изучения ин- тересов учащихся, выбора тематики проектов и подго- товки учеников к работе. Проекты могут идти в рамках урочной, внеурочной или внеклассной деятельности,
связанной с тем предметом, который учитель преподает.
В то же время проекты могут быть междисциплинарные,
вовлекающие в работу других учителей-предметников, и в этом случае они будут активизировать широкий круг познавательных и творческих интересов учащихся. Нема- ловажным является также процесс соотнесения интере- сов учителей и учеников, выбирающих тему для прове- дения проекта, с практикой, с конкретными, подчас жизненно важными проблемами. Иначе: необходимо по- нять (и объяснить это учащимся), насколько интересы участников проекта являются актуальными для школы,
района (города, региона и т.д.), где живут учащиеся, бу- дут ли актуальными и значимыми для других людей ре- зультаты, которые учащиеся получат в процессе работы над проектом.
Если учитель не хочет ограничиваться одним-двумя проектами, то организовать подобный политематичес- кий, междисциплинарный проект можно при условии ориентации на разнообразные познавательные интересы учащихся. Предположим, что кто-то из учащихся увлека- ется именно тем предметом, который ведет учитель —
организатор телекоммуникационного проекта, а следова- тельно, с удовольствием откликнется на призыв углубить свои знания. Другие учащиеся,
например,
литературными, музыкальными или художественными способностями, захотят заняться творческой работой в рамках того же проекта или в самостоятельном проекте,
третьи выразят готовность попробовать свои силы в ре- шении каких-то насущных, актуальных проблем региона.
Задача учителя сводится к тому, чтобы, не отвергая с ходу ни одно из предложений ребят, постараться в каж- дом предложении увидеть проблему, решение которой могло бы кому-то в чем-то помочь практически.
Если учитель стремится уделить значительно большее внимание самостоятельным видам деятельности учащих- ся, которые помогут каждому ученику раскрыть свою индивидуальность, что обычно невозможно сделать в рамках традиционного урока, то ему придется использо-
182