Файл: Новые педагогическиеи информационныетехнологиив системе.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 171
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ет, что необходимо использовать методы, адекватные задаче. Можно учиться в коллективе (с преобла- данием фронтальных видов деятельности), где сильный ученик всегда в выигрыше: он быстрее «схватывает» но- вый материал, быстрее его усваивает и учитель в боль- шей мере опирается именно на него. А слабый раз от разу становится еще слабее, поскольку ему не хватает времени, чтобы все четко понять, ему не хватает харак- тера, чтобы задать учителю вопросы, соответственно он не может быстро и правильно отвечать и только «тор- мозит» ритмичное продвижение ко всеобщему успеху.
Можно учиться индивидуально, используя соответству- ющие методики и учебные материалы. Тогда ученик за- мыкается на себе, на своих удачах и неудачах. Его абсо- лютно не интересует, как дела у соседа. Если материал ему не дается, это его проблемы. А можно учиться по- другому, когда рядом с тобой твои товарищи, у кото- рых можно спросить, если что-то не понял, можно об- судить с ними решение очередной задачи. А если от твоего успеха зависит успех всей группы, то ты не мо- жешь не осознавать ответственности и за свои успехи, и за успехи твоих товарищей.
Именно от осознания этого факта и отталкивались ав- торы метода обучения в сотрудничестве. В процессе обу- чения ошибаются все. Только одним нужно больше вре- мени и усилий, чтобы овладеть материалом, другим меньше. Как это сделать — дело методики! Практика по- казывает, что вместе учиться не только легче и интерес- нее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических ус- пехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного.
Помочь другу, вместе решить любые проблемы, раз- делить радость успеха или горечь неудачи — так же есте- ственно, как смеяться, петь, радоваться жизни. Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе
Обсудите в группе
ваши впечатления от
прочитанного и постарайтесь
на следующие
вопросы.
19
Можно учиться индивидуально, используя соответству- ющие методики и учебные материалы. Тогда ученик за- мыкается на себе, на своих удачах и неудачах. Его абсо- лютно не интересует, как дела у соседа. Если материал ему не дается, это его проблемы. А можно учиться по- другому, когда рядом с тобой твои товарищи, у кото- рых можно спросить, если что-то не понял, можно об- судить с ними решение очередной задачи. А если от твоего успеха зависит успех всей группы, то ты не мо- жешь не осознавать ответственности и за свои успехи, и за успехи твоих товарищей.
Именно от осознания этого факта и отталкивались ав- торы метода обучения в сотрудничестве. В процессе обу- чения ошибаются все. Только одним нужно больше вре- мени и усилий, чтобы овладеть материалом, другим меньше. Как это сделать — дело методики! Практика по- казывает, что вместе учиться не только легче и интерес- нее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических ус- пехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного.
Помочь другу, вместе решить любые проблемы, раз- делить радость успеха или горечь неудачи — так же есте- ственно, как смеяться, петь, радоваться жизни. Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе
Обсудите в группе
ваши впечатления от
прочитанного и постарайтесь
на следующие
вопросы.
19
В чем принципиальная разница между традиционным под- ходом к обучению и так называемым гуманистическим?
2. Где и кем были разработаны впервые данные технологии?
3. Что такое ошибка с точки зрения данного подхода?
4. В чем основная идея обучения в сотрудничестве?
Творческое задание
Вместе с вашими партнерами или индивидуально (по вашему выбору) попробуйте сформулировать свое мнение,
впечатление. Согласны ли вы с мыслями, высказанными в этом разделе?
ли вы раньше над подобными проблемами? Результатами своего размышления поделитесь со своими сокурсниками на семинарском занятии.
З а н я т и е 2. Возможные варианты
На этом занятии вам предстоит:
познакомиться с основными вариантами органи- зации обучения в сотрудничестве;
определить их принципиальные сходства и отли-
(общие и частные);
уточнить основные положения технологии обуче- ния в сотрудничестве;
попробовать самостоятельно привести примеры возможного применения данной технологии в практи- ке вашего обучения (пока только гипотетически).
Рассмотрим наиболее интересные варианты этого ме- тода.
1. Student Team Learning (STL,
в команде).
Этот метод уделяет особое внимание «групповым целям»
(team goals) и успеху всей группы (team success), кото- рый может быть достигнут только в результате самостоя- тельной работы каждого члена группы (команды) в по- стоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой, проблемой или вопросом,
подлежащими изучению. Таким образом, задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать это вме- сте, а в том, чтобы познать это вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями,
20
сформировал нужные навыки и причем чтобы вся ко- манда знала, чего достиг каждый.
Вся группа заинтересована в усвоении учебной ин- формации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, совместного решения постав- ленной перед ними проблемы. Вкратце STL сводится к трем основным принципам.
«Награду» (team rewards) команда/группа получает
одну на всех в виде балльной оценки, какого-то серти- фиката, значка отличия, похвалы, других видов оцен- ки их совместной деятельности. Для этого им необходи- мо выполнить предложенное для всей группы одно за- дание. Группы не соревнуются друг с другом, так как все команды имеют разную «планку» и время на ее до- стижение;
Б. «Индивидуальная» (персональная) ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена. Это стимулирует всех членов команды следить за успехами друг друга и всей командой приходить на помощь своему товарищу в усвоении, понимании материала так, чтобы каждый чувствовал себя экспертом по данной проблеме;
Равные возможности для достижения успеха озна- чают, что каждый учащийся приносит очки своей груп- пе, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Сравнение, таким образом, проводится не с результатами других учеников этой или других групп, а с собственными, ранее достиг- нутыми результатами. Это дает продвинутым, средним и отстающим ученикам равные возможности в получении очков для своей команды, так как, стараясь изо всех сил улучшить результаты предыдущего опроса, зачета, экза- мена (и улучшая их), и средний и слабый ученики могут принести своей команде равное количество баллов, что
(как показали исследования в J.Hopkins University,
позволяет им чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание поднять выше свою персональную «планку».
Вариантами такого подхода к организации обучения в сотрудничестве можно рассматривать индивидуально-груп- повую работу (Student-Teams — Achievement Divisions —
и командно-игровую (Teams-Games-Tournament —
21
Вся группа заинтересована в усвоении учебной ин- формации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, совместного решения постав- ленной перед ними проблемы. Вкратце STL сводится к трем основным принципам.
«Награду» (team rewards) команда/группа получает
одну на всех в виде балльной оценки, какого-то серти- фиката, значка отличия, похвалы, других видов оцен- ки их совместной деятельности. Для этого им необходи- мо выполнить предложенное для всей группы одно за- дание. Группы не соревнуются друг с другом, так как все команды имеют разную «планку» и время на ее до- стижение;
Б. «Индивидуальная» (персональная) ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена. Это стимулирует всех членов команды следить за успехами друг друга и всей командой приходить на помощь своему товарищу в усвоении, понимании материала так, чтобы каждый чувствовал себя экспертом по данной проблеме;
Равные возможности для достижения успеха озна- чают, что каждый учащийся приносит очки своей груп- пе, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Сравнение, таким образом, проводится не с результатами других учеников этой или других групп, а с собственными, ранее достиг- нутыми результатами. Это дает продвинутым, средним и отстающим ученикам равные возможности в получении очков для своей команды, так как, стараясь изо всех сил улучшить результаты предыдущего опроса, зачета, экза- мена (и улучшая их), и средний и слабый ученики могут принести своей команде равное количество баллов, что
(как показали исследования в J.Hopkins University,
позволяет им чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание поднять выше свою персональную «планку».
Вариантами такого подхода к организации обучения в сотрудничестве можно рассматривать индивидуально-груп- повую работу (Student-Teams — Achievement Divisions —
и командно-игровую (Teams-Games-Tournament —
21
В первом случае ученики разбиваются на группы в че- тыре человека (девочки и мальчики обязательно разные по уровню
Учитель объясняет новый материал,
а затем предлагает ученикам закрепить его в группах, по- стараться разобраться, понять все детали. Говоря психоло- гическим организуется работа по формированию ориентировочной основы действий (но для каждого уче- ника). Группам даются определенное задание, необходи- мые опоры. Задание выполняется либо по частям (каждый ученик выполняет свою часть), либо по «вертушке» (каж- дое последующее задание выполняется следующим учени- ком, начинать может либо сильный ученик, либо слабый).
При этом выполнение каждого задания объясняется каж- дым учеником и контролируется всей группой.
После выполнения заданий всеми группами учитель дает тест на проверку понимания нового материала. За- дания теста учащиеся выполняют индивидуально, вне группы. При этом учитель, конечно, дифференцирует сложность заданий для сильных и слабых учеников.
Оценки за выполнение индивидуальных заданий (тес- та) суммируются на всех, и объявляется группе общая образом, соревнуются не сильные со сла- бым, а каждый, стараясь выполнить свои задания, как бы соревнуется сам с собой, т.е. со своим ранее достиг- нутым результатом. И сильный, и слабый ученики, та- ким могут принести группе одинаковые оцен- ки или баллы. Такой метод можно использовать на мно- гих уроках, начиная с математики и кончая языковыми предметами, в начальных и старших классах. Это чрез- вычайно эффективная работа для усвоения нового мате- риала учеником.
Разновидностью работы мо- жет служить, например,
работа в коман- де (Team Assisted
— TAI). Учащиеся по- лучают индивидуальное задание по результатам проведен- ного ранее тестирования и далее обучаются в собствен- ном темпе. В принципе разные команды могут работать над разными заданиями. Члены команды помогают друг другу при выполнении своих индивидуальных заданий,
отмечая в специальном журнале успехи каждого члена команды. Итоговые тесты проводятся также индивиду- ально, вне группы, и оцениваются самими учениками
(специально выделенными в группе оценщиками). Каж-
22
дую неделю учитель отмечает количество тем, заданий по программе и планам уроков, выполненных каждой командой, успешность их выполнения в классе и дома
(домашние задания), особо отмечая наиболее выдающи- еся успехи групп. Поскольку учащиеся самостоятельно следят за успешностью усвоения нового материала каж- дым учеником группы, у педагога появляется время на индивидуальную работу с отдельными группами или учениками, нуждающимися в его помощи. Такой метод особенно хорош для уроков математики.
Разновидностью организации групповой деятельности является командно-игровая деятельность. Учитель так же,
как и в предыдущем случае, объясняет новый материал,
организует групповую работу для формирования ориен- тировки, но вместо индивидуального тестирования пред- лагает каждую неделю проводить турниры между коман- дами. Для этого организуются «турнирные столы» по три ученика за каждым столом, равные по уровню сти (слабые со слабыми, сильные с сильными). Это осо- бенно рекомендуется для уроков математики, естествен- нонаучных дисциплин. Задания даются опять же диффе- ренцированные по сложности. Победитель каждого стола приносит своей команде одинаковое количество баллов независимо от «планки» стола. Это означает, что слабые ученики, соревнуясь с равными им по силам учениками,
имеют равные шансы на успех для своей команды. Та ко- манда, которая набирает большее количество баллов,
объявляется победителем турнира с соответствующим награждением.
2. Другой подход в организации обучения в сотрудниче-
стве (cooperative learning) был разработан проф. Elliot в 1978 году и назван Jigsaw (в дословном перево- де с английского — ажурная пила, машинная ножовка). В
педагогической практике такой подход именуется сокра- щенно «пила». Учащиеся организуются в группы по 4-6
человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки).
Например, тема «Биография выдающегося писателя или деятеля» может быть разбита на части — ранние годы жизни; первые достижения; средние и поздние годы жизни; влияние на историю. Каждый член группы нахо- дит материал по своей части. Затем учащиеся, изучаю- щие один и тот же вопрос, но состоящие в разных груп-
23
(домашние задания), особо отмечая наиболее выдающи- еся успехи групп. Поскольку учащиеся самостоятельно следят за успешностью усвоения нового материала каж- дым учеником группы, у педагога появляется время на индивидуальную работу с отдельными группами или учениками, нуждающимися в его помощи. Такой метод особенно хорош для уроков математики.
Разновидностью организации групповой деятельности является командно-игровая деятельность. Учитель так же,
как и в предыдущем случае, объясняет новый материал,
организует групповую работу для формирования ориен- тировки, но вместо индивидуального тестирования пред- лагает каждую неделю проводить турниры между коман- дами. Для этого организуются «турнирные столы» по три ученика за каждым столом, равные по уровню сти (слабые со слабыми, сильные с сильными). Это осо- бенно рекомендуется для уроков математики, естествен- нонаучных дисциплин. Задания даются опять же диффе- ренцированные по сложности. Победитель каждого стола приносит своей команде одинаковое количество баллов независимо от «планки» стола. Это означает, что слабые ученики, соревнуясь с равными им по силам учениками,
имеют равные шансы на успех для своей команды. Та ко- манда, которая набирает большее количество баллов,
объявляется победителем турнира с соответствующим награждением.
2. Другой подход в организации обучения в сотрудниче-
стве (cooperative learning) был разработан проф. Elliot в 1978 году и назван Jigsaw (в дословном перево- де с английского — ажурная пила, машинная ножовка). В
педагогической практике такой подход именуется сокра- щенно «пила». Учащиеся организуются в группы по 4-6
человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки).
Например, тема «Биография выдающегося писателя или деятеля» может быть разбита на части — ранние годы жизни; первые достижения; средние и поздние годы жизни; влияние на историю. Каждый член группы нахо- дит материал по своей части. Затем учащиеся, изучаю- щие один и тот же вопрос, но состоящие в разных груп-
23
пах, встречаются и обмениваются информацией как экс- перты по данному вопросу. Это называется «встречей эк-
спертов». Затем они возвращаются в свои группы и обу- чают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те в свою очередь докладывают о своей части за- дания (как зубцы одной пилы). Так как единственный путь освоить материал всех фрагментов и таким образом узнать всю биографию данного человека — это внима- тельно слушать своих партнеров по команде и делать за- писи в тетрадях, то никаких дополнительных усилий со стороны учителя не требуется. Учащиеся кровно заинте- ресованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, ведь это отразится на их итоговой оценке.
Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель мо- жет попросить любого ученика команды ответить на лю-
бой вопрос по данной теме.
В 1986 году R. Slavin разработал модификацию этого метода который предусматривал ра- боту учащихся группами в 4 — 5 человек. Вместо того чтобы каждый член группы получал отдельную часть об- щей работы, команда работала над одним и тем же мате- риалом (например, читала всю биографию). Но при этом каждый член группы получал тему, которую разрабаты- вал особенно тщательно и становился в ней экспертом.
Встречи экспертов из разных групп оставались. В конце цикла все учащиеся проходили индивидуально контроль,
который и оценивался. Результаты учащихся суммирова- лись. Команда, сумевшая достичь наивысшей суммы бал- лов, награждалась.
3. Learning Together (учимся вместе) разработан в уни- верситете штата Миннесота в 1987 году (David Johnson,
Roger Johnson). Класс разбивается на однородные (по уровню группы в 3 — 5 человек. Каждая группа получает одно задание, которое является нием какой-либо большой темы, над которой работает
весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего
материала. Основные принципы (награды всей команде,
индивидуальный подход, равные возможности) работа- ют и здесь.
Группа получает награды в зависимости от достиже- ний каждого ученика. По мнению разработчиков данного
24
спертов». Затем они возвращаются в свои группы и обу- чают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те в свою очередь докладывают о своей части за- дания (как зубцы одной пилы). Так как единственный путь освоить материал всех фрагментов и таким образом узнать всю биографию данного человека — это внима- тельно слушать своих партнеров по команде и делать за- писи в тетрадях, то никаких дополнительных усилий со стороны учителя не требуется. Учащиеся кровно заинте- ресованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, ведь это отразится на их итоговой оценке.
Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель мо- жет попросить любого ученика команды ответить на лю-
бой вопрос по данной теме.
В 1986 году R. Slavin разработал модификацию этого метода который предусматривал ра- боту учащихся группами в 4 — 5 человек. Вместо того чтобы каждый член группы получал отдельную часть об- щей работы, команда работала над одним и тем же мате- риалом (например, читала всю биографию). Но при этом каждый член группы получал тему, которую разрабаты- вал особенно тщательно и становился в ней экспертом.
Встречи экспертов из разных групп оставались. В конце цикла все учащиеся проходили индивидуально контроль,
который и оценивался. Результаты учащихся суммирова- лись. Команда, сумевшая достичь наивысшей суммы бал- лов, награждалась.
3. Learning Together (учимся вместе) разработан в уни- верситете штата Миннесота в 1987 году (David Johnson,
Roger Johnson). Класс разбивается на однородные (по уровню группы в 3 — 5 человек. Каждая группа получает одно задание, которое является нием какой-либо большой темы, над которой работает
весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего
материала. Основные принципы (награды всей команде,
индивидуальный подход, равные возможности) работа- ют и здесь.
Группа получает награды в зависимости от достиже- ний каждого ученика. По мнению разработчиков данного
24
метода, большое внимание должно быть уделено учите- лем вопросу комплектации групп (с учетом индивиду- альных и психологических особенностей каждого члена)
и разработке задач для каждой конкретной группы.
Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого члена группы для выполнения общего за- дания (у каждого, таким образом, своя часть, свое под- задание): отслеживания, мониторинга активности каж- дого члена группы в решении общей задачи, культуры общения внутри группы. Итак, с самого начала группа имеет как бы двойную задачу: с одной стороны, акаде- мическую — достижение какой-то познавательной, твор- ческой цели, а с другой — социальную или, скорее, со- циально-психологическую — осуществление в ходе вы- полнения задания общения. И то и другое одинаково значимо. Учитель также обязательно отслеживает не только успешность выполнения академи- ческого задания группами учащихся, но и способы их общения между собой и оказания необходимой помощи друг
Индивидуальная самостоятельная работа при органи- зации учебной деятельности по технологии cooperative learning становится как бы элементарной час- тицей коллективной самостоятельной работы. А ее ре- зультат не только влияет на результат групповой и кол- лективной работы, но и вбирает в себя результаты рабо- ты других членов группы, всего коллектива, так как каждый учащийся пользуется результатами как группо- вой самостоятельной работы, так и коллективной, но уже на следующем витке, при обобщении результатов,
их обсуждении и принятии общего решения, либо уже при работе над следующим, новым заданием, проектом,
проблемой, когда учащиеся используют знания, полу- ченные и обработанные усилиями всей группы.
Следует отметить, что недостаточно сформировать группы и дать им соответствующее задание. Суть как раз и состоит в том, чтобы учащийся захотел сам приобре- тать знания. Знаете известное изречение мудрецов: «Я
могу подвести верблюда к водопою, но не могу заставить его
Поэтому проблема мотивации самостоя- тельной учебной деятельности учащихся не менее, а мо- жет быть, и более важна, чем способ организации, усло- вия и методика работы над заданием.
25
и разработке задач для каждой конкретной группы.
Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого члена группы для выполнения общего за- дания (у каждого, таким образом, своя часть, свое под- задание): отслеживания, мониторинга активности каж- дого члена группы в решении общей задачи, культуры общения внутри группы. Итак, с самого начала группа имеет как бы двойную задачу: с одной стороны, акаде- мическую — достижение какой-то познавательной, твор- ческой цели, а с другой — социальную или, скорее, со- циально-психологическую — осуществление в ходе вы- полнения задания общения. И то и другое одинаково значимо. Учитель также обязательно отслеживает не только успешность выполнения академи- ческого задания группами учащихся, но и способы их общения между собой и оказания необходимой помощи друг
Индивидуальная самостоятельная работа при органи- зации учебной деятельности по технологии cooperative learning становится как бы элементарной час- тицей коллективной самостоятельной работы. А ее ре- зультат не только влияет на результат групповой и кол- лективной работы, но и вбирает в себя результаты рабо- ты других членов группы, всего коллектива, так как каждый учащийся пользуется результатами как группо- вой самостоятельной работы, так и коллективной, но уже на следующем витке, при обобщении результатов,
их обсуждении и принятии общего решения, либо уже при работе над следующим, новым заданием, проектом,
проблемой, когда учащиеся используют знания, полу- ченные и обработанные усилиями всей группы.
Следует отметить, что недостаточно сформировать группы и дать им соответствующее задание. Суть как раз и состоит в том, чтобы учащийся захотел сам приобре- тать знания. Знаете известное изречение мудрецов: «Я
могу подвести верблюда к водопою, но не могу заставить его
Поэтому проблема мотивации самостоя- тельной учебной деятельности учащихся не менее, а мо- жет быть, и более важна, чем способ организации, усло- вия и методика работы над заданием.
25
Основные идеи, присущие всем описанным здесь вари- антам, — общность цели и задач, индивидуальная ответ- ственность и равные возможности успеха. Именно сотруд- ничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе. Индивидуальная ответственность означает, что ус- пех всей команды (группы) зависит от вклада каждого уча- стника, что предусматривает
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 14
помощь каждого члена коман- ды друг другу. Равные возможности означают возможность каждого ученика совершенствовать свои собственные дос- тижения. Это означает что каждый ученик учится в
силу собственных возможностей и потому имеет шанс оце- нивать себя наравне с другими. Если одаренный ученик затрачивает определенные усилия для достижения своего
уровня, а слабый ученик затрачивает также максимум уси- лий для достижения своего уровня, то будет справедливо,
если их усилия (в группе) будут оценены одинаково при условии, что в обоих случаях каждый сделал, что мог.
Психологи, изучающие данный подход к обучению, дав- но заметили: если оцениваются усилия, которые затрачива- ют ученики в группе для достижения общего результата, то мотивация у всех учащихся гораздо выше, чем в традици- классах. «Работа в группах, кроме всего прочего, —
говорит одна из учениц, — позволяет мне научиться об- щаться с людьми, что очень полезно в жизни».
Педагогическое общение, психология и культура об- щения — все это составляющие грамотной педагогики.
Нельзя не согласиться с известным российским психо- логом и филологом А.А. Леонтьевым в том, что педаго- гическое общение в подлинном понимании — это мно- гоэтажная конструкция, которая предполагает деятель- ность — взаимодействие — общение — контакт. Обуче- ние в сотрудничестве предусматривает все уровни об- щения, опирается на них.
Практически это обучение в процессе общения, об- щения учащихся друг с другом, учащихся с учителем,
в результате которого и возникает столь необходимый контакт. Это социальное общение, поскольку в ходе общения учащиеся поочередно выполняют разные со- циальные роли — лидера, исполнителя, организатора,
докладчика, эксперта, исследователя и т.д.
Учитель приобретает новую, нисколько не менее важ- ную для учебного процесса роль — роль организатора са- мостоятельной познавательной, исследовательской,
26
творческой деятельности учащихся. Его задача больше не сводится к передаче суммы знаний и опыта, накоплен- ного человечеством. Он должен помочь ученикам само- стоятельно добывать нужные знания, критически осмыс- ливать получаемую информацию, уметь делать выводы,
аргументировать их, располагая необходимыми фактами,
решать возникающие проблемы. При таком подходе к обучению материала одного учебника и объяснений учи- теля оказывается абсолютно недостаточно. Из 154 опро- шенных учащихся экономико-математической гимназии
№ 1512 г. Москвы, где эти технологии используются уже на протяжении ряда лет, 92% учащихся ответили, что материалов учебника и объяснений учителя им не хвата- ет, требуются дополнительные сведения. Уже в началь- ной школе ученики обращаются также к иным источни- кам знаний, к справочной литературе. Самостоятельная работа над проблемой становится абсолютно привычным и приоритетным видом деятельности. Индивидуальная самостоятельная работа — коллективная работа — такова диалектическая познавательного процесса при обучении в сотрудничестве.
Таким образом, вы познакомились с основными ва- риантами обучения в сотрудничестве. Все ли вам понят- но? Попробуем проверить.
Какие основные варианты обучения в сотрудничестве вы можете назвать?
2. В чем основные идеи, принципы обучения в малых командах (Student Team Learning)?
3. Какие варианты этого подхода вам запомнились и в чем их особенности?
4. Что такое метод «пилы»? Кем он был впервые разработан?
5. Знаете ли вы разновидность или модификацию метода
«пилы»? Где она была разработана и в чем ее отличие от первоначального варианта?
6. В чем заключаются основные особенности этой техноло- гии, как они вам теперь представляются?
Творческое задание
Отвечая на поставленные вопросы, проверьте себя,
насколько правильно вы разобрались в данной техноло- гии. Очень важно не доверять первому мнению и поста-
27
аргументировать их, располагая необходимыми фактами,
решать возникающие проблемы. При таком подходе к обучению материала одного учебника и объяснений учи- теля оказывается абсолютно недостаточно. Из 154 опро- шенных учащихся экономико-математической гимназии
№ 1512 г. Москвы, где эти технологии используются уже на протяжении ряда лет, 92% учащихся ответили, что материалов учебника и объяснений учителя им не хвата- ет, требуются дополнительные сведения. Уже в началь- ной школе ученики обращаются также к иным источни- кам знаний, к справочной литературе. Самостоятельная работа над проблемой становится абсолютно привычным и приоритетным видом деятельности. Индивидуальная самостоятельная работа — коллективная работа — такова диалектическая познавательного процесса при обучении в сотрудничестве.
Таким образом, вы познакомились с основными ва- риантами обучения в сотрудничестве. Все ли вам понят- но? Попробуем проверить.
Какие основные варианты обучения в сотрудничестве вы можете назвать?
2. В чем основные идеи, принципы обучения в малых командах (Student Team Learning)?
3. Какие варианты этого подхода вам запомнились и в чем их особенности?
4. Что такое метод «пилы»? Кем он был впервые разработан?
5. Знаете ли вы разновидность или модификацию метода
«пилы»? Где она была разработана и в чем ее отличие от первоначального варианта?
6. В чем заключаются основные особенности этой техноло- гии, как они вам теперь представляются?
Творческое задание
Отвечая на поставленные вопросы, проверьте себя,
насколько правильно вы разобрались в данной техноло- гии. Очень важно не доверять первому мнению и поста-
27