Файл: Новые педагогическиеи информационныетехнологиив системе.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 172
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
раться еще и еще раз проконтролировать корректность своих впечатлений. Только тогда можно будет переходить к следующим разделам курса, которые предполагают также и практические работы. Часто случается, особенно с опытными учителями, что первое впечатление «накла- дывается» на собственный опыт. Групповая работа? Что же здесь нового? Я сотни раз в своей практике использо- вал (а) такой вид работы. Не спешите с выводами. Да- вайте тщательнее разберемся, так ли мы организовывали групповую работу учащихся? В чем отличие?
Сформулируйте свое первое впечатление. Представьте,
что вы — будущий учитель (а может быть, уже опытный?
Тем более интересно). Как данный подход к организации учебного процесса «накладывается» на ваш опыт? Что вас привлекает? Что настораживает?
Попробуйте придумать примеры на каждый из опи- санных в данной лекции вариантов обучения в сотрудни- честве. Обсудите их со своими партнерами на семинаре.
Надеюсь, вы уже поняли, что в таких случаях, как и при обучении в сотрудничестве, задание дается одно на всю вашу группу. Поэтому и результат может быть один.
З а н я т и е 3. Как организовать обучение
в малых группах
На этом занятии вам предстоит:
узнать, с чего следует начинать организацию обу- чения в малых группах. Здесь есть проблемы органи- зационные (даже касающиеся планировки помеще- ния и мебели) и собственно педагогические;
узнать, как лучше организовать группы для обуче- ния в сотрудничестве;
как оценивать работу группы;
как «вписать» работу малых групп в урок;
познакомиться с некоторыми примерами, взятыми из реальной практики применения обучения в со- трудничестве в нашей стране и за рубежом.
Это первые конкретные шаги для овладения дан- ной технологией.
С чего же начать? Начнем, пожалуй, с планировки по- мещения.
— спросите вы. Мы постараемся от-
28
Сформулируйте свое первое впечатление. Представьте,
что вы — будущий учитель (а может быть, уже опытный?
Тем более интересно). Как данный подход к организации учебного процесса «накладывается» на ваш опыт? Что вас привлекает? Что настораживает?
Попробуйте придумать примеры на каждый из опи- санных в данной лекции вариантов обучения в сотрудни- честве. Обсудите их со своими партнерами на семинаре.
Надеюсь, вы уже поняли, что в таких случаях, как и при обучении в сотрудничестве, задание дается одно на всю вашу группу. Поэтому и результат может быть один.
З а н я т и е 3. Как организовать обучение
в малых группах
На этом занятии вам предстоит:
узнать, с чего следует начинать организацию обу- чения в малых группах. Здесь есть проблемы органи- зационные (даже касающиеся планировки помеще- ния и мебели) и собственно педагогические;
узнать, как лучше организовать группы для обуче- ния в сотрудничестве;
как оценивать работу группы;
как «вписать» работу малых групп в урок;
познакомиться с некоторыми примерами, взятыми из реальной практики применения обучения в со- трудничестве в нашей стране и за рубежом.
Это первые конкретные шаги для овладения дан- ной технологией.
С чего же начать? Начнем, пожалуй, с планировки по- мещения.
— спросите вы. Мы постараемся от-
28
ветить словами известного американского философа, пси- холога и педагога Дж.Дьюи. В книге «Школа и общество»,
рассуждая о сущности гуманистического подхода к обуче- нию детей, он так пытается объяснить свою позицию:
«Несколько лет назад я обходил магазины и склады школьных принадлежностей в городе, пытаясь отыскать столы и стулья, которые бы со всех точек зрения — ху- дожественной, гигиенической и педагогической — мог- ли бы удовлетворить нужды детей. Мы испытали много затруднений в отыскании того, в чем нуждались, и в конце концов один продавец, более интеллигентный,
чем другие, сказал: «Боюсь, что у нас нет того, что вам надо. Вы ищете что-нибудь такое, на чем дети могли бы работать, а все наши столы и парты приспособлены для слушания».
В этих словах вся история нашего традиционного обу- чения. Действительно, трехрядная планировка парт в классах, при которой дети целый день вынуждены ви- деть лишь затылки друг друга, но зато в течение всего урока лицезреть учителя, при которой лучших учеников сажали за передние парты, а галерка всегда рассматрива- лась как нечто, что может в любой момент нарушить стройное течение урока, была полностью приспособлена для того, чтобы «внимать» и не отвлекаться, не общать- ся друг с другом.
Поэтому давайте и начнем с такого размещения рабо- чих мест детей, чтобы они могли прежде всего общаться
в процессе совместной деятельности. Для этого они дол- жны, конечно же, видеть лица друг друга. Давайте поста- вим столы либо углом один к другому (для работы в тройках), либо по мере необходимости (это можно сде- лать и во время перемены) по два стола вместе, распо- ложив стулья по два напротив друга друга. Короче гово- ря, будем планировать расположение столов учащихся
(там, где они не зафиксированы) так, как предполагает- ся работать на уроке (в тройках, двойках, четверках или шестерках). И именно это расположение будет определять приоритетные виды деятельности на уроке, совместную самостоятельную деятельность. Между прочим, такая пла- нировка нисколько не мешает слушать, но помогает вы- делить главное направление деятельности на таких уро- ках — общение, общение в ходе совместной познаватель- ной и творческой деятельности.
29
рассуждая о сущности гуманистического подхода к обуче- нию детей, он так пытается объяснить свою позицию:
«Несколько лет назад я обходил магазины и склады школьных принадлежностей в городе, пытаясь отыскать столы и стулья, которые бы со всех точек зрения — ху- дожественной, гигиенической и педагогической — мог- ли бы удовлетворить нужды детей. Мы испытали много затруднений в отыскании того, в чем нуждались, и в конце концов один продавец, более интеллигентный,
чем другие, сказал: «Боюсь, что у нас нет того, что вам надо. Вы ищете что-нибудь такое, на чем дети могли бы работать, а все наши столы и парты приспособлены для слушания».
В этих словах вся история нашего традиционного обу- чения. Действительно, трехрядная планировка парт в классах, при которой дети целый день вынуждены ви- деть лишь затылки друг друга, но зато в течение всего урока лицезреть учителя, при которой лучших учеников сажали за передние парты, а галерка всегда рассматрива- лась как нечто, что может в любой момент нарушить стройное течение урока, была полностью приспособлена для того, чтобы «внимать» и не отвлекаться, не общать- ся друг с другом.
Поэтому давайте и начнем с такого размещения рабо- чих мест детей, чтобы они могли прежде всего общаться
в процессе совместной деятельности. Для этого они дол- жны, конечно же, видеть лица друг друга. Давайте поста- вим столы либо углом один к другому (для работы в тройках), либо по мере необходимости (это можно сде- лать и во время перемены) по два стола вместе, распо- ложив стулья по два напротив друга друга. Короче гово- ря, будем планировать расположение столов учащихся
(там, где они не зафиксированы) так, как предполагает- ся работать на уроке (в тройках, двойках, четверках или шестерках). И именно это расположение будет определять приоритетные виды деятельности на уроке, совместную самостоятельную деятельность. Между прочим, такая пла- нировка нисколько не мешает слушать, но помогает вы- делить главное направление деятельности на таких уро- ках — общение, общение в ходе совместной познаватель- ной и творческой деятельности.
29
А теперь обратимся собственно к педагогическим про- блемам. Если вы решили попробовать свои силы в орга- низации обучения в сотрудничестве, если вас увлекли идеи вовлечения каждого из ваших учеников в активный познавательный труд и к тому же вы считаете необходи- мым обучать их культуре общения, думается, полезно будет поначалу не форсировать события, а приближаться к намеченной цели терпеливо,
за шагом. Для этого следует приучать своих учеников: а) работать в группе с любым партнером или партнерами; б) работать активно,
серьезно относясь к порученному заданию; в) вежливо и доброжелательно общаться с партнерами; г) испытывать чувство ответственности не только за собственные успе- хи, но и за успехи своих партнеров, всего класса.
С этой целью необходимо действовать постепенно.
Попытайтесь при подготовке к очередному уроку по своему предмету выделить одно-два задания, требующих после вашего обычного объяснения определенных дей- ствий со стороны учащихся для усвоения нового матери- ала (выполнение упражнений, чтение текста, ответы на вопросы по прочитанному и прослушанному тексту, ре- шение задач и т.д.). Вы можете ориентировать это зада- ние в зависимости от поставленной вами цели либо на проверку понимания, осмысления нового материала,
либо на проверку его усвоения, закрепление. Но задание должно быть одно на группу.
2. Попробуйте разбить класс при подготов- ке к уроку) на группы в 2 — 3 человека (поначалу груп- пы не должны быть большими). В каждой группе долж- ны быть сильный, средний и слабый ученики, мальчи- ки и девочки. Предоставьте возможность ученикам са- мим определить роль каждого для выполнения задания,
не забудьте напомнить им, что они должны предусмотреть и такие роли, как о р г а н и з а т о р ак- тивной деятельности каждого ученика (т.е. тот, кто сле- дит за активностью своих партнеров по культуру общения и взаимо- помощи внутри группы; р е д а к т о р (кто следит за правильностью выполнения задания) или
(кто берет на себя также ответственность подготовить всех своих партнеров к докладу по выполненному заданию).
Это очень важные роли, и ученики должны выполнять их наряду с академическими заданиями.
30
3. Если задание предусматривает ответы на вопросы по новому материалу, попробуйте сформулировать по два- три вопроса каждому ученику группы, причем наиболее сложные вопросы адресуйте сильному ученику, пусть он первым ответит группе на эти вопросы. Одному из двух оставшихся учеников необходимо найти подтверждение
(или опровержение) ответам первого ученика в тексте
(учебника, справочного материала и др.). Третий ученик должен, например, эти ответы зафиксировать (записать)
или найти в тексте, придумать примеры, подтверждаю- щие высказанную мысль или, напротив, опровергающие ее. Далее по кругу ученики меняются ролями. Таким обра- зом, они совместно должны дать ответы на все вопросы и от своей группы представить их на обсуждение класса.
Если это упражнение или задача (по математике, физике,
химии), то можно либо предложить всем ученикам инди- видуально решить и дать на обсуждение группы свой ва- риант с соответствующими пояснениями, либо предло- жить эту задачу решить сначала слабому ученику, также объясняя каждое свое действие, либо выполнять дей- ствия, задания, упражнения по вертушке (т.е. по очере- ди), также с пояснениями. В результате группа должна представить один вариант решения задачи, выполнения упражнения, при этом любой ученик (уже по выбору учи-
теля) должен уметь представить классу свой вариант и дать необходимые пояснения, т.е. аргументировать его.
4. Заранее наметьте, кто из трех учеников будет докладчиком (не обязательно сильный ученик, осталь- ные должны в любой момент дать соответствующие ар- гументы в подтверждение ответов первого ученика),
дополнить его выступление.
Если требует содержание, то ученики могут проиллю- стрировать свои ответы рисунком, схемой, графиком или каким-то иным способом.
5. Оценка ставится одна на всю группу (например,
каждому 4).
6. Не забудьте спросить ученика, которому заранее по- ручена роль контролирующего, насколько активно каж- дый ученик группы принимал участие в работе, как партнеры помогали друг другу. Это особенно важно в на- чальных классах и в младших классах средней ступени.
7. Чтобы избежать неудобных разговоров о подборе групп, постарайтесь объяснить ученикам, что в течение
31
года каждый ученик будет иметь возможность порабо- тать в различных группах практически со всеми учени- ками. Прежде чем группы приступят к самостоятельной работе, не забудьте сказать, что вы рассчитываете на их ответственность за каждого из партнеров, чтобы каж- дый из участников группы хорошо усвоил материал.
Только в этом случае они могут рассчитывать на выс- ший балл.
8. Интегрируйте работу в группах в свой обычный •
урок самыми разнообразными способами: дайте им возможность поспрашивать новый (или заданный на дом) урок в парах, прежде чем вы дадите индивиду- альные задания. Или потренироваться (опять же в па- рах или тройках) раньше, чем вы дадите контрольную работу или тест. В каких-то наоборот, пусть сначала выполнят индивидуальное, а затем совместное задание, которое и будет оцениваться. Время от време- ни ученики должны получать возможность, например,
прежде чем отдавать вам свои тетради с диктантом,
решением задач, проверить работы друг друга в группе и обязательно добиться правильного осознанного вы- задания каждым учеником. Оценивать можно как совместные усилия, так и индивидуальные. Три ученика могут обсуждать вопросы по любому тексту
(литературному, историческому, иноязычному и пр.),
а затем подать учителю совместную работу, обобщив изученный материал, выполнив на его основе задание.
Каждый ученик при этом должен обязательно иметь свою роль.
9. Четко сообщайте в начале урока и перед работой в группах цель, причем не только познавательную, но и социальную (я надеюсь, что каждый из вас внесет соб- ственный вклад в общее дело, свои идеи, будет внима- тельно выслушивать партнеров, четко следя за тем,
чтобы у всех были равные возможности на участие в ра- боте, чтобы каждый участник группы понимал, что он делает и как следует выполнять задание).
10. Вы должны на протяжении всей работы следить за активностью учащихся и помогать любой группе,
если ваша помощь потребуется. При этом не забудьте всегда оставаться доброжелательным, говорить тихо,
приучая и учащихся во время групповой работы вести обсуждения тихими голосами.
32
Только в этом случае они могут рассчитывать на выс- ший балл.
8. Интегрируйте работу в группах в свой обычный •
урок самыми разнообразными способами: дайте им возможность поспрашивать новый (или заданный на дом) урок в парах, прежде чем вы дадите индивиду- альные задания. Или потренироваться (опять же в па- рах или тройках) раньше, чем вы дадите контрольную работу или тест. В каких-то наоборот, пусть сначала выполнят индивидуальное, а затем совместное задание, которое и будет оцениваться. Время от време- ни ученики должны получать возможность, например,
прежде чем отдавать вам свои тетради с диктантом,
решением задач, проверить работы друг друга в группе и обязательно добиться правильного осознанного вы- задания каждым учеником. Оценивать можно как совместные усилия, так и индивидуальные. Три ученика могут обсуждать вопросы по любому тексту
(литературному, историческому, иноязычному и пр.),
а затем подать учителю совместную работу, обобщив изученный материал, выполнив на его основе задание.
Каждый ученик при этом должен обязательно иметь свою роль.
9. Четко сообщайте в начале урока и перед работой в группах цель, причем не только познавательную, но и социальную (я надеюсь, что каждый из вас внесет соб- ственный вклад в общее дело, свои идеи, будет внима- тельно выслушивать партнеров, четко следя за тем,
чтобы у всех были равные возможности на участие в ра- боте, чтобы каждый участник группы понимал, что он делает и как следует выполнять задание).
10. Вы должны на протяжении всей работы следить за активностью учащихся и помогать любой группе,
если ваша помощь потребуется. При этом не забудьте всегда оставаться доброжелательным, говорить тихо,
приучая и учащихся во время групповой работы вести обсуждения тихими голосами.
32
Всех возможных вариантов обучения в сотрудничестве описать невозможно. Давайте попробуем с небольших фрагментов урока. Если вы увидите, что получается и та- кое обучение приносит свои плоды, будете постепенно усложнять задачу, потихоньку подбираясь к интеграции с методом проектов.
Главное, надо помнить — мы в одной лодке: или вып- лывем вместе, или утонем вместе!
Таков девиз обучения в сотрудничестве. Помогая дру- гим, учимся сами!
Давайте попробуем!
Сначала проанализируем некоторые примеры, взятые из реальной практики. Вполне очевидно, что описание любого метода, подхода вовсе не означает необходимость полного его копирования. Педагогическая практика —
процесс творческий.
Вновь позволим себе обратиться к авторитету А.А. Ле- онтьева в том, что «нельзя выучить педагогические тех- нологии и стать педагогом». Однако, с другой стороны,
любая профессия, даже самая что ни на есть творческая,
опирается на определенную технику мастерства. Без та- кой техники и Майя Плисецкая не смогла бы стать вели- чайшей балериной мира, и Дмитрий Шостакович — ве- ликим композитором. Другое дело, что одних технологий недостаточно для педагогической практики, они не мо- гут гарантировать успех, но владение ими так же необхо- димо для самовыражения, для реализации таланта, как знание своего предмета, базовой науки.
Короче говоря, любые технологии, педагогические в том числе, сами по себе — еще не гарантия успеха. Не- обходимо органичное соединение прогрессивных техно- логий и личности педагога. Поэтому, когда мы говорим о новых педагогических технологиях, необходимо все вре- мя иметь в виду, что применять их следует творчески,
ориентируясь на основные принципы и положения, ха- рактеризующие данную технологию, но одновременно ориентируясь на ту культурную ситуацию, с которой приходится сталкиваться педагогу, на особенности соб- ственной личности и личностей своих учеников.
В экономико-математической гимназии № 1512 г. Моск- вы новые педагогические технологии (обучение в сотруд- ничестве и метод проектов) практикуются уже несколько лет. Накоплен значительный опыт, разработаны методичес-
2 Заказ 646 33
кие рекомендации по многим учебным предметам, экспе- риментально подтверждена эффективность такого подхода к обучению также по целому ряду предметов.
Вот как описывает свой опыт обучения в сотрудни- честве учительница начальных классов гимназии говская Алла Ивановна:
«Самой излюбленной формой работы на уроках для ребят является сотрудничество в группах. Столы в классе таким образом, чтобы можно было рассадить детей по четыре группы (шесть учеников в каждой).
В каждой группе имеется белая доска на стене, на которую ребята при необходимости выносят результаты совместной ра- боты для представления всему классу. Группа в процессе работы может «рассыпаться» на подгруппы — тройки или пары. Выпол- няя задание, дети каждый раз сами решают, как им работать:
индивидуально, в паре, тройке или шестерке, — я не навязы- ваю им свое мнение, но посоветовать могу. Ребята уже осознали преимущество сотрудничества перед индивидуальной работой и, как правило, выбирают совместную деятельность. Группы формирую так, чтобы в каждой группе были ребята, различные по уровню
Выполняя задания, ребята сами догова- риваются между собой о порядке выполнения работы, но обя- зательным условием является активное участие каждого ученика в работе. Подводя итоги работы, учитель оценивает не столько сами знания, сколько усилия, которые затрачивают ребята на добывание этих знаний, на достижение общего результата».
На одном из уроков (вводном) при изучении темы «Устное народное творчество» учительница предложила ребятам приве- сти пример какой-нибудь
Вот как описывает свой опыт обучения в сотрудни- честве учительница начальных классов гимназии говская Алла Ивановна:
«Самой излюбленной формой работы на уроках для ребят является сотрудничество в группах. Столы в классе таким образом, чтобы можно было рассадить детей по четыре группы (шесть учеников в каждой).
В каждой группе имеется белая доска на стене, на которую ребята при необходимости выносят результаты совместной ра- боты для представления всему классу. Группа в процессе работы может «рассыпаться» на подгруппы — тройки или пары. Выпол- няя задание, дети каждый раз сами решают, как им работать:
индивидуально, в паре, тройке или шестерке, — я не навязы- ваю им свое мнение, но посоветовать могу. Ребята уже осознали преимущество сотрудничества перед индивидуальной работой и, как правило, выбирают совместную деятельность. Группы формирую так, чтобы в каждой группе были ребята, различные по уровню
Выполняя задания, ребята сами догова- риваются между собой о порядке выполнения работы, но обя- зательным условием является активное участие каждого ученика в работе. Подводя итоги работы, учитель оценивает не столько сами знания, сколько усилия, которые затрачивают ребята на добывание этих знаний, на достижение общего результата».
На одном из уроков (вводном) при изучении темы «Устное народное творчество» учительница предложила ребятам приве- сти пример какой-нибудь
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 14
Оля:
Вышел месяц из тумана,
Вынул ножик из кармана.
Буду резать, буду бить,
А теперь тебе водить.
Могла бы быть и другая
Не в этом дело. Но учи- тельница тут же обыграла ситуацию, сказав, что как-то неприят- но слушать такую считалку, очень уж она агрессивна. «Давайте попробуем сделать ее более
— обратилась она к классу.
Ребята тут же собрались в группы, и вот что у них получилось.
1-я группа
Вышел месяц из тумана,
Взял фонарик из кармана.
34
Буду я вам всем светить,
Будешь ты теперь водить!
2-я группа
Вышел месяц из тумана,
Вынул перстень из кармана,
Буду вам его дарить,
А теперь тебе водить!
3-я группа
Вышел месяц из тумана,
Вынул коврик из кармана.
Буду вам его стелить,
А вы будете водить!
4-я группа
Вышел месяц из тумана,
Вынул персик из кармана.
Я хочу вас угостить.
Кому дам, тому водить!
Это лишь маленький пример совместного творчества детей 2 класса. На самом деле в совместной деятельнос- ти они делают удивительные вещи. Их уже не удовлет- воряет только материал учебника или даже рассказ учи- теля. Им хочется знать больше. И поэтому уже во 2 клас- се дети обращаются к справочной литературе, дополни- тельным источникам, чтобы лучше разобраться в таких жанрах устного народного творчества, как загадки, по- словицы, скороговорки, поговорки. Использовали и ме- тод «пилы», когда ребята более глубоко исследовали определенную тему, а затем в своих группах делились приобретенными знаниями. В результате оказался на- копленным большой материал, и идея проекта родилась сама собой. Ребята предложили его сами — создать учеб- ное пособие по малым поэтическим творческим жан- рам, чтобы от него была польза и учителям, и учени- кам, которые будут изучать этот материал. Причем сами дети опять же решили, что они будут создавать пособие для разных возрастов: самых маленьких, средних и стар- шеклассников. Каждая группа распределила внутри себя роли: руководитель проекта; главный художник; редак- тор; оформители; составители. Учебные пособия ' 35
чили в себя в систематизированном виде потешки, ско- роговорки, считалки, небылицы, загадки, пословицы и поговорки с описанием особенностей жанра.
Это лишь один из примеров использования обучения в сотрудничестве в начальной школе. Очень широко ис- пользуется данная технология в средней школе как в предметах гуманитарного, так и естественнонаучного циклов.
Так, на уроках русского языка и литературы в 6-7
классах учителя Т.Е.
и В.М.
исполь- зуют метод сотрудничества при проверке домашнего за- дания (как правило, в начале при ра- боте, на этапе первичного закрепления нового материала
(формирование ориентировочной основы действий),
иногда перед диктантом или тестом, а также на обобща- ющих уроках.
Очень эффективна проверка домашнего задания в группах. Состав групп ведь может меняться от урока к уроку, а может оставаться постоянным на период работы над темой, а то и дольше, если учитель видит, что уче- ники работают вместе слаженно, заинтересованно и,
главное, эффективно. Ребятам предлагается по вертушке или иным образом проверить правильность выполненных дома упражнений, решения задач и т.д. Причем важно,
чтобы каждый ученик аргументировал свое решение.
Если выявляется у кого-то ошибка, ее можно исправить,
но только после того, как ученик поймет причину допу- щенной ошибки. Ошибка исправляется, а ученик пишет в тетради объяснение, почему допущено исправление.
Тогда ребята могут сложить вместе свои тетради (3-4),
подписавшись под выполненным заданием. Это означает,
что все согласны с таким решением. Вот теперь будет вполне справедливо, если учитель при проверке тетрадей
(одной из трех) или при устном фронтальном опросе оценит всю группу целиком.
Аналогичную работу можно провести и при проме- жуточном тестировании. Сначала дать возможность ре- бятам еще раз проверить свои знания, а затем, «рассы- пав» поодиночке, дать каждому свой вариант теста (со- образуясь с уровнем обученности). Результаты можно засчитывать всей группе (по среднему баллу) или каж- дому ученику, по выбору преподавателя. Вообще учите- ля гимназии усвоили главный девиз педагога — не ули-
36
Это лишь один из примеров использования обучения в сотрудничестве в начальной школе. Очень широко ис- пользуется данная технология в средней школе как в предметах гуманитарного, так и естественнонаучного циклов.
Так, на уроках русского языка и литературы в 6-7
классах учителя Т.Е.
и В.М.
исполь- зуют метод сотрудничества при проверке домашнего за- дания (как правило, в начале при ра- боте, на этапе первичного закрепления нового материала
(формирование ориентировочной основы действий),
иногда перед диктантом или тестом, а также на обобща- ющих уроках.
Очень эффективна проверка домашнего задания в группах. Состав групп ведь может меняться от урока к уроку, а может оставаться постоянным на период работы над темой, а то и дольше, если учитель видит, что уче- ники работают вместе слаженно, заинтересованно и,
главное, эффективно. Ребятам предлагается по вертушке или иным образом проверить правильность выполненных дома упражнений, решения задач и т.д. Причем важно,
чтобы каждый ученик аргументировал свое решение.
Если выявляется у кого-то ошибка, ее можно исправить,
но только после того, как ученик поймет причину допу- щенной ошибки. Ошибка исправляется, а ученик пишет в тетради объяснение, почему допущено исправление.
Тогда ребята могут сложить вместе свои тетради (3-4),
подписавшись под выполненным заданием. Это означает,
что все согласны с таким решением. Вот теперь будет вполне справедливо, если учитель при проверке тетрадей
(одной из трех) или при устном фронтальном опросе оценит всю группу целиком.
Аналогичную работу можно провести и при проме- жуточном тестировании. Сначала дать возможность ре- бятам еще раз проверить свои знания, а затем, «рассы- пав» поодиночке, дать каждому свой вариант теста (со- образуясь с уровнем обученности). Результаты можно засчитывать всей группе (по среднему баллу) или каж- дому ученику, по выбору преподавателя. Вообще учите- ля гимназии усвоили главный девиз педагога — не ули-
36