Файл: Методические рекомендации для преподавателя по организации изучения дисциплины амбулаторная хирургия по специальности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 271

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Б) трения – повреждения от воздействия трения возникают тогда, когда тело передвигают по грубой поверхности (покрывало на операционном столе). В результате трения на коже образуются микронадрывы,и, как следствие, возможно их инфицирование. В условиях операционной кожные повреждения от трения могут создавать ремни, которыми фиксируют пациента, анестезиологическое оборудование (маски) и неаккуратное обращение с кожными покровами пациента самих членов хирургической бригады.

В) срезывающей силы (сдвиг тканей) – возникают, когда кожные покровы остаются неподвижны, а происходит смещение подлежащих тканей. Это может случиться, когда изголовье операционного стола приподнято более чем на 30*. Кожа и поверхностная фасция остаются неподвижные, а глубокая фасция и скелет «сползают» по направлению к ножному концу операционного стола, сосуды перегибаются кровоснабжение тканей нарушается возникает некроз изнутри, который может быть незамечен в первые 48-96 часов.

Шкала Ватерлоу оценипвает риск развития пролежней.

Клиническая картина различна при разных стадиях развития пролежней:

1 стадия: устойчивая гиперемия кожи, не проходящая после прекращения давления; кожные покровы не нарушены.

2 стадия: стойкая гиперемия кожи; отслойка эпидермиса; поверхностное (неглубокое) нарушение целостности кожных покровов (некроз) с распространением на подкожную клетчатку.

3 стадия: разрушение (некроз) кожных покровов вплоть до мышечного слоя с проникновением в мышцу; могут быть жидкие выделения из раны.

4 стадия: поражение (некроз) всех мягких тканей; наличие полости, в которой видны сухожилия и/или костные образования.

Профилактика пролежней. При каждом перемещении, любом ухудшении или изменении состояния осматривайте регулярно кожу в области крестца, пяток, лодыжек, лопаток, локтей, затылка, большого вертела бедренной кости, внутренней поверхности коленных суставов.

Не подвергайте уязвимые участки тела, трению. Обмывайте уязвимые участки не менее 1 раза в день, если необходимо соблюдать обычные правила личной гигиены, а также при недержании мочи, сильном потоотделении. Пользуйтесь мягким и жидким мылом. Убедитесь, что моющее средство смыто, высушите этот участок кожи. Если кожа слишком сухая, пользуйтесь увлажняющим кремом. Мойте кожу теплой водой. Пользуйтесь защитными кремами, если это показано. Не делайте массаж в области выступающих костных выступов. Изменяйте положение пациента каждые 2 ч. (даже ночью): положение Фаулера; положение Симса; "на левом боку"; "на правом боку"; "на животе" (по разрешению врача). Виды положений зависят от заболевания и состояния конкретного пациента. Обсудите это с врачом. Изменяйте положение пациента, приподнимая его над постелью. Проверяйте состояние постели (складки, крошки и т.п.). Исключите контакт кожи с жесткой частью кровати. Используйте поролон в чехле (вместо ватно-марлевых и резиновых кругов) для уменьшения давления на кожу. Ослабьте давление на участки нарушения целостности кожи. Пользуйтесь соответствующими приспособлениями. Опустите изголовье кровати на самый низкий уровень (угол не более 30 град.). Приподнимайте изголовье на короткое время для выполнения каких-либо манипуляций. Не допускайте, чтобы в положении "на боку" пациент лежал непосредственно на большом вертеле бедра. Не допускайте непрерывного сидения в кресле или инвалидной коляске. Напоминайте
изменять положение через каждый час, самостоятельно менять положение тела, подтягиваться, осматривать уязвимые участки кожи. Посоветуйте ему ослаблять давление на ягодицы каждые 15 мин: наклоняться вперед, в сторону, приподниматься, опÐ

Тема 1. «Организация работы хирургического отделения поликлиники»

Вид учебного занятия: практическое занятие

Цель: Научить студентов современным аспектам организации поликлинической помощи хирургическим больным, порядку работы центра амбулаторной хирургии, дневного стационара, стационара на дому, умению отбора и направления больных хирургическими заболеваниями на оперативное лечение в условиях поликлиники и стационара, порядку подготовки больных к плановому оперативному лечению в условиях хирургического отделения поликлиники и цента амбулаторной хирургии, умению заполнять документацию в учреждениях амбулаторно-поликлинического типа, выбору способа обезболивания при проведении плановых оперативных вмешательств в амбулаторных условиях, технике безопасности в операционном блоке, алгоритму хирурга при ВИЧ-аварийных ситуациях, должностным обязанностям хирурга поликлиники, послеоперационному ведению больных, прооперированных в амбулаторных условиях и стационара.
План проведения учебного занятия




п/п

Этапы и содержание занятия

1



Организационный момент.

Объявление темы, цели занятия.

Мотивационный момент (актуальность изучения темы занятия)

2

Входной контроль, актуализация опорных знаний, умений, навыков. (письменный опрос, тестирование)

3

Основная часть учебного занятия

  1. Закрепление теоретического материала

Формы организации учебной деятельности - устный опрос, собеседование, тестирование, доклад

Вопросы:

  1. Стационарозамещающие технологии, актуальность вопроса, сущность организации, перспектива развития. Формы стационарозамещающей хирургической помощи. Центр амбулаторной хирургии.

  2. Устройство, структура и организация работы хирургического отделения поликлиники. Приказы, регламентирующие работу хирурга.

  3. Оснащение хирургических кабинетов, перевязочных и операционных в поликлинике, организация их работы.

  4. Документация хирургического кабинета поликлиники.

  5. Диспансеризация хирургических больных с заболеваниями периферических артерий и вен, осложнениями язвенной болезни, грыжами, ЖКБ и др. Диспансерные группы. Документация.

  6. Профилактические осмотры, участие хирурга поликлиники.

  7. Экспертиза временной и стойкой нетрудоспособности. Оформление листка нетрудоспособности, справки учащегося. Электронный листок нетрудоспособности. Приказ Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н (ред. от 24.01.2012 № 31н) "Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности". ФЗ 86 от 01.05.17 "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством»

  8. Порядок оформления больных на МСЭ, форма 088


Тестовые задания

Выберите один или несколько правильных ответов.

1. Функции листа нетрудоспособности

  1. юридическая

  2. статистическая

  3. финансовая

  4. административная

2. При очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе по заключению врачебной комиссии граждане направляются на медико-социальную экспертизу НЕ ПОЗДНЕЕ

  1. 4 месяцев от даты начала временной нетрудоспособности

  2. 6 месяцев от даты начала временной нетрудоспособности

  3. 10 месяцев от даты начала временной нетрудоспособности

  4. 12 месяцев от даты начала временной нетрудоспособности

3. Листок нетрудоспособности выдается

  1. лицам, работающим по трудовым договорам

  2. государственным гражданским служащим

  3. учащимся образовательных учреждений высшего профессионального образования

  4. учащимся учреждений послевузовского профессионального образования

4. ХИРУРГ ПОЛИКЛИНИКИ ВЫДАЕТ несколько листков нетрудоспособности по каждому месту работы

  1. всегда

  2. если гражданин на момент наступления временной нетрудоспособности, занят у нескольких работодателей

  3. если гражданин на момент наступления временной нетрудоспособности, занят у нескольких работодателей и в два предшествующие календарные года до выдачи листка нетрудоспособности был занят у тех же работодателей

  4. если гражданин на момент наступления временной нетрудоспособности, занят у нескольких работодателей и в течение 1 предшествующего календарного года до выдачи листка нетрудоспособности был занят у тех же работодателей

5. При амбулаторном лечении заболеваний (травм) лечащий врач единолично выдает гражданам листки нетрудоспособности сроком ДО

  1. 7 дней

  2. 10 дней

  3. 15 дней

  4. 30 дней

6. При сроках временной нетрудоспособности, превышающих 15 календарных дней, листок нетрудоспособности выдается и продлевается

  1. лечащим врачом

  2. заведующим отделением

  3. по решению врачебной комиссии

  4. МСЭК

7. По решению врачебной комиссии при благоприятном клиническом и трудовом прогнозе листок нетрудоспособности может быть выдан

  1. до дня восстановления трудоспособности

  2. до дня восстановления трудоспособности, но на срок не более 10 месяцев

  3. в отдельных случаях (травмы, состояния после реконструктивных операций) - на срок не более 12 месяцев

  4. с периодичностью продления по решению врачебной комиссии не реже чем через 15 календарных дней

8. выдача и продление листка нетрудоспособности за прошедшие дни, когда гражданин не был освидетельствован медицинским работником

  1. не допускается

  2. может осуществляться в исключительных случаях лечащим врачом

  3. может осуществляться в исключительных случаях заведующим отделением

  4. может осуществляться в исключительных случаях по решению врачебной комиссии

9. Выдача и продление листка нетрудоспособности за прошедшее время при обращении гражданина в медицинскую организацию или посещении его медицинским работником на дому

  1. не допускается

  2. может осуществляться в исключительных случаях лечащим врачом

  3. может осуществляться в исключительных случаях заведующим отделением

  4. может осуществляться в исключительных случаях по решению врачебной комиссии

10. Записи в листке нетрудоспособности выполняются на русском языке печатными заглавными буквами чернилами

  1. черного цвета

  2. синего цвета

  3. красного цвета

  4. фиолетового цвета

11. Записи в листке нетрудоспособности выполняются с применением

  1. печатающих устройств

  2. гелевой ручки

  3. капиллярной или перьевой ручки

  4. шариковой ручки

12. При заполнении листка нетрудоспособности медицинскими работниками ошибки

  1. не допускаются

  2. допускается не более 1 исправления

  3. допускается не более 2 исправлений

  4. исправления допускаются, при этом заверяются печатью лечащего врача

13. При наличии ошибок в заполнении листка нетрудоспособности он считается испорченным и взамен него оформляется

  1. повторный листок нетрудоспособности

  2. продолжение листка нетрудоспособности

  3. дубликат

  4. первичный листок нетрудоспособности

14. при направлении больного на медико-социальную экспертизу хирург поликлиники оформляет форму

  1. 025/у-04

  2. 030/у-04

  3. 070/у-04

  4. 088/у-06

15. ОДНА ДОЛЖНОСТЬ АМБУЛАТОРНОГО ВРАЧА-ХИРУРГА УСТАНАВЛИВАЕТСЯ НА

  1. 1 000 человек населения

  2. 5 000 человек населения

  3. 10 000 человек населения

  4. 20 000 человек населения

16. Функции амбулаторного хирургического отделения

  1. оказание консультативной, диагностической и лечебной помощи больным хирургическими заболеваниями

  2. проведение мероприятий по профилактике развития хирургических заболеваний

  3. проведение экстренных оперативных вмешательств при абдоминальной патологии

  4. осуществление экспертизы временной нетрудоспособности больных хирургическими заболеваниями

17. На больных, взятых под диспансерное наблюдение, хирург поликлиники заполняется учетную форму

  1. 025/у-04

  2. 030/у-04

  3. 070/у-04

  4. 088/у-06

18. учетная форма N 030/у-04 ЭТО

  1. медицинская карта амбулаторного больного

  2. контрольная карта диспансерного наблюдения

  3. талон амбулаторного пациента

  4. направление на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь

19. учетная форма N 025/у-04 это

  1. медицинская карта амбулаторного больного

  2. контрольная карта диспансерного наблюдения

  3. талон амбулаторного пациента

  4. направление на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь

20. учетная форма N 088/у-06 это

  1. медицинская карта амбулаторного больного

  2. контрольная карта диспансерного наблюдения

  3. талон амбулаторного пациента

  4. направление на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь


Темы для доклада

1). Правила оформления электронного листка нетрудоспособности

2). Диспансеризация хирургических больных

II. Отработка практических умений и навыков

Формы организации учебной деятельности - решение ситуационных задач, оформление перечня нормативных документов по специальности
Ситуационные задачи

Задача №1 (тема ЭВН)

К хирургу поликлиники в понедельник обратился больной К., 25 лет с жалобами на боль, кровоподтеки, припухлость в области лица. Накануне, в выходной день был избит неизвестными на улице. Обратился к дежурному нейрохирургу приемного отделения травматологической больницы, который установил диагноз «ушиб мягких тканей лица», оказал помощь больному и выдал справку с указанием даты и времени обращения, диагноза, проведенных обследований, оказанной медицинской помощи, признал больного нетрудоспособным и рекомендовал дальнейшее лечение у хирурга по месту жительства. Пациент в воскресенье выйти на работу не смог.

ЗаданиЕ:

Как правильно оформить листок нетрудоспособности хирургу поликлиники?

Задача № 2 (тема ЭВН)

Больной Сидорков И.И., работает на стройке, обратился к хирургу поликлиники 02.02.2016 с жалобами на боли и отек в области правого коленного сустава, в анамнезе отмечает травму несколько лет назад. Врач осмотрел больного и поставил диагноз «посттравматический артрит правого коленного сустава», назначил R-графию, консервативное лечение и признал больного нетрудоспособным с 02.02.2016 по 12.02.2016. Выписывая лист нетрудоспособности синими чернилами, врач указал фамилию пациента – Сидоров И.И., обнаружил свою неточность и подписал сверху букву «к».

ЗаданиЕ:

1) Оцените правильность оформления листка нетрудоспособности.

2) Как правильно оформить лист нетрудоспособности в данной ситуации?

Задача № 3 (тема ЭВН)

К хирургу поликлиники 15.03 2016 обратился больной с жалобами на рану в области правого бедра, кровоподтеки, ссадины правой голени и предплечья. Отмечает, что травму получил в быту накануне, самостоятельно обработал велтосептом и раствором перекиси водорода 3%, к врачам в этот день обратиться не смог, плохо себя чувствовал, на работу не пошел и пропустил рабочую смену. Врач осмотрел больного, провел первичную хирургическую обработку раны под местной анестезией и признал пациента нетрудоспособным на неделю.

ЗаданиЕ:

1) Как правильно оформить лист нетрудоспособности, если больной получил травму накануне, а в медицинское учреждение обратился на следующий день.

2) Назовите даты нетрудоспособности больного.

Задача № 4 (тема ЭВН)

К хирургу поликлиники обратилась больная с жалобами на наличие округлого безболезненного образования на спине плотно-тестоватой консистенции размерами 1,5х1,5 см, спаянное с дермой и смещаемое относительно подлежащих тканей. Врач осмотрел больную, поставил диагноз и рекомендовал плановое оперативное лечение в условиях поликлиники. Но пациентка начала сомневаться в необходимости оперативного лечения, мотивируя тем, что она работает в двух учреждениях и много теряет в заработной плате по месту работы по совместительству, где работает в течение года.

ЗаданиЕ:

1) Как выписать лист нетрудоспособности в данной ситуации?

Задача № 5 (тема ЭВН)

К хирургу поликлиники 10.01.2017 г. обратился больной М., 35 л. с жалобами на боли, припухлость, покраснение левой голени, t=38ºС. Из анамнеза: 4 дня назад поранил голень проволокой во время работы на даче. Объективно: в средней трети левой голени определяется инфильтрат 6х6см. с четкими границами, болезненный при пальпации, кожа над ним гиперемирована, горячая на ощупь, определяется флюктуация.

Врач признал больного нетрудоспособным и выписал листок нетрудоспособности с 10.01.2017 по 17.01.2017, затем ввиду необходимости лечения продлил листок нетрудоспособности с 18.01.2017 по 25.01.2017.

ЗаданиЕ:

1) Ваш предположительный диагноз?

2) Оцените правильность оформления листка нетрудоспособности.

Задача № 6 (тема ЭВН)

К хирургу поликлиники обратился больной М., 30 лет с жалобами на боль в области раны верхней трети правого бедра. Из анамнеза: 1 час назад случайно в быту порезался стеклом. Объективно: в верхней трети правого бедра определяется рана 5х3 см., зияет, кровоточит. Врач выполнил ПХО раны, мероприятия по профилактике столбняка. При оформлении листка нетрудоспособности выяснилось, что пациент работает в течение 1 года по основному месту работы преподавателем медицинского ВУЗа, на условиях внешнего совместительства на 0,25 ставки в течение 3 лет врачом-терапевтом в больнице и на 0,25 ставки в течение 1,5 лет преподавателем медицинского колледжа.

ЗАДАНИЕ:

Как правильно хирургу поликлиники осуществить экспертизу временной нетрудоспособности пациента?
Перечень документов, предлагаемых студентам для письменного оформления:

  1. Медицинская карта пациента, получающего амбулаторную помощь.

  2. Талон пациента, получающего амбулаторную помощь

  3. Листок нетрудоспособности

  4. Направление на госпитализацию, консультацию

  5. Карта диспансерного учета

  6. Карта стационарного больного (для пациентов дневного стационара)


III. Практическая подготовка на клинической базе (курация больного, отработка манипуляций).

4

Заключительная часть занятия:

  • подведение итогов занятия;

  • выставление текущих оценок в учебный журнал;

  • задание для самостоятельной подготовки обучающихся




Средства обучения:

- дидактические проспекты и каталоги лекарственных средств, Лечебные амбулаторные карты и истории болезней пациентов, таблицы, схемы, плакаты, раздаточный материал

-материально-технические: мел, доска

Тема 2. «Лечение больных в условиях дневного хирургического стационара»

Вид учебного занятия: практическое занятие

Цель: Научить студентов порядку работы дневного стационара, умению отбора и направления больных хирургическими заболеваниями на лечение в условиях дневного стационара, умению заполнять документацию дневного стационара, должностным обязанностям хирурга дневного стационара, послеоперационному ведению больных, прооперированных в центре амбулаторной хирургии, формулировать основной и предварительный диагноз согласно МКБ-10, выбирать способ консервативного лечения при варикозном расширении вен нижних конечностей, ПТФБ, сопровождающихся хронической лимфовенозной недостаточностью, облитерирующем атеросклерозе, эндартериите, диабетической ангиопатии, сопровождающимися хронической артериальной недостаточностью, при хирургических заболеваниях ЖКТ и гепатобилиарной зоны – ПХЭС, ЖКБ.

План проведения учебного занятия




п/п

Этапы и содержание занятия

1



Организационный момент.

Объявление темы, цели занятия.

Мотивационный момент (актуальность изучения темы занятия)

2

Входной контроль, актуализация опорных знаний, умений, навыков. (письменный опрос, тестирование)

3

Основная часть учебного занятия

  1. Закрепление теоретического материала

Формы организации учебной деятельности - устный опрос, собеседование, тестирование, доклад
Вопросы:

  1. Документация дневного хирургического стационара. Порядок оказания помощи в дневном хирургическом стационаре. Приказ N 438 от 09.12.1999г. "Об организации деятельности дневных стационаров в лечебно-профилактических учреждениях",

  2. Клиника, диагностика и лечение хронической артериальной недостаточности. Облитерирующий атеросклероз, эндартериит сосудов нижних конечностей. Клиника, диагностика и лечение больных с синдромом диабетической стопы. Классификация СДС.

  3. Клиника, диагностика и лечение хронической венозной недостаточности. Варикозное расширение вен нижних конечностей, поверхностный и глубокий тромбофлебит, ПТФБ. Техника операций: флебэктомия, склеротерапия, ЭВЛО, криостриппинг,

  4. Клиника, диагностика и консервативное лечение больных с ПХЭС.

  5. Алгоритм оказания неотложной помощи при анафилактическом шоке на парентеральное введение лекарственных средств.

  6. Предоперационная подготовка больных к плановому оперативному лечению в условиях ЦАХ, дневного стационара.

  7. Подготовка хирурга к операции. Уровни деконтаминации рук. Техника мытья рук.

  8. Обезболивание в амбулаторных условиях. Виды анестезии. Техника выполнения местной инфильтрационной и проводниковой анестезии.

  9. Техника операций: грыжесечение при паховой, пупочной, грыжи белой линии живота, удаление липомы, атеромы, папилломы, гигромы, фиброаденомы.

  10. Послеоперационный период, осложнения и их профилактика.

  11. Вич-аварийные ситуации, алгоритм действий при них. СанПин 3.1.5.2826-10 "Профилактика ВИЧ-инфекции»


Тестовые задания

1. При облитерирующим атеросклерозе сосудов нижних конечностей аторвастатин назначают в дозе:

1) 2,5 мг в день

2) 1200 мг в день

3) 10-20 мг в день

4) 75 мг в день

2. Больному с синдромом Лериша назначен аторвастатин. Аторвастатин назначают под контролем:

1. АлАТ, АсАТ

2. МНО

3. глюкозы крови

4. СРБ

3. Больному с атеросклерозом сосудов нижних конечностей пентоксифиллин назначают в дозе:

1) 2,5 мг в день

2) 1200 мг в день

3) 10-20 мг в день

4) 75 мг в день

4. Больному с тромбозом глубоких вен варфарин назначают в дозе:

1) 2,5- 5 мг в день

2) 1200 мг в день

3) 20 мг в день

4) 75 мг в день

5. Больному с варикозным расширением вен нижних конечностей клопидогрель назначают в дозе:

1) 2,5 мг в день

2) 1200 мг в день

3) 10-20 мг в день

4) 75 мг в день

6. Больному с варикозным расширение вен нижних конечностей аспирин назначат в дозе:

1) 2,5 мг в день

2) 1200 мг в день

3) 10-20 мг в день

4) 75-150 мг в день

7. Пациенту с патологией сосудов нижних конечностей назначен диосмин. К какой группе препаратов относят диосмин?

1. антикоагулянт

2. антиагрегант

3. флеботоник

4. статин

8. Больному с варикозным расширением вен нижних конечностей диосмин назначают в дозе:

1) 2,5 мг в день

2) 75 мг в день

3) 600 мг в день

4) 10 мг в день

9. Диосмин назначают при:

1. хронической артериальной недостаточности

2. хронической венозной недостаточности

3. острой артериальной недостаточности

4. сердечной недостаточности

10. Диосмин назначают при:

1. атеросклерозе сосудов нижних конечностей

2. абсцесс бедра

3. панариций

4. варикозном расширении вен конечностей

11.Факторы риска в развитии хронической венозной недостаточности:

1. прием аспирина

2. прием оральных контрацептивов

3. прием диосмина

4. прием пентоксифиллина

12. На прием к хирургу поликлиники обратилась пациентка, чья наследственность отягощена по риску развития варикозного расширения вен нижних конечностей. Работает продавцом. Какой класс компрессионного трикотажа вы порекомендуете для профилактики развития ХВН:

1. I класс

2. II класс

3. III класс

4. IV класс

13. К хирургу поликлиники обратилась женщина 25 лет, беременность 20 недель, отмечает тяжесть в ногах к концу дня. Какой класс компрессионного трикотажа вы порекомендуете для профилактики развития симптомов хронической венозной недостаточности.

1. I класс

2. II класс

3. III класс

4. IV класс

14. К хирургу поликлиники обратилась пациентка 50 лет, планирует оперативное вмешательство на матке. Видимых изменений со стороны вен нижних конечностей не выявлено. Какой класс компрессионного трикотажа на нижние конечности вы порекомендуете с целью профилактики тромбообразования во время операции под наркозом:

1. I класс

2. II класс

3. III класс

4. IV класс

15. К хирургу поликлиники обратилась пациентка, после обследования врач установил диагноз: «Варикозное расширение вен нижних конечностей. ХВН С2s». Какой класс компрессионного трикотажа вы порекомендуете для прогрессирования симптомов ХВН:

1. I класс

2. II класс

3. III класс

4. IV класс

16. К хирургу поликлиники обратилась женщина 25 лет., жалуется на тяжесть в ногах к концу дня, отеки. Принимает оральные контрацептивы. При осмотре врач выявил венозный рисунок на голенях. Какой класс компрессионного трикотажа вы порекомендуете:

1. I класс

2. II класс

3. III класс

4. IV класс

17. Какой вид спорта противопоказан пациентам с варикозным расширением вен нижних конечностей.

1. плавание

2. велоспорт

3. спортивная ходьба

4. тяжелая атлетика

18. Во время длительных авиаперелетов для профилактики тромбообразования в венах нижних конечностей вы порекомендуете:

1. прием жидкости

2. упражнения на сокращение мыщц голени

3. прием апирина

4. прием жидкости, упражнения на сокращение мыщц голени, прием апирина

19. Пациенту с облитерирующим атеросклерозом сосудов нижних конечностей вы рекомендуете ЗОЖ - тренировочную ходьбу. Для чего?

1. улучшает работу мышечной помпы

2. улучшает работу клапанного аппарата

3. улучшает развитие коллатералей

4. замедляет формирование бляшки

20. ВЫ - ВРАЧ ХИРУРГ ПОЛИКЛИНИКИ. ВАМ НЕОБХОДИМО НАПРАВИТЬ ПАЦИЕНТА НА ГОСПИТАЛИЗАЦИЮ В ДНЕВНОЙ СТАЦИОНАР. ВЫ ЗАПОЛНИТЕ ФОРМУ:

  1. 025/у-04

  2. 030/у-04

  3. 057/у-04

  4. 088/у-06



  1. Отработка практических умений и навыков

Формы организации учебной деятельности - решение ситуационных задач

Ситуационные задачи:

Задача № 1 (тема ДС)

В дневной хирургический стационар поступил больной К 70 лет с жалобами на боли в ногах, возникающие при ходьбе на расстоянии 400 метров, от которых вынужден останавливаться и отдыхать, зябкость ног. Много курит.

Объективно: состояние больного удовлетворительное, дыхание везикулярное, АД 150/90 мм рт ст., PS 70 в минуту. Живот мягкий, безболезненный. Мочеиспускание, стул не нарушены.

St.localis: кожные покровы нижних конечностей бледные, сухие, волосяной покров обеднен, пульсация на a. dorsalis pedis и а. tibialis posterior снижена.

Задание: 1. Поставьте диагноз заболевания.

2. Какие лабораторные и инструментальные методы исследования необходимо выполнить для данного больного при направлении на дневной стационар.

3. Заполните лист назначений в истории болезни данному пациенту.

4. Дайте рекомендации больному после выписки из ДС.

Задача № 2 (тема ДС)

В дневной хирургический стационар поступила больная М 60 лет с жалобами на боли в правой нижней конечности, отеки на голени и стопе, возникающих к концу дня, судороги по ночам.

Из анамнеза известно, что 1 год назад лечилась по поводу острых болей и выраженного отека в правой нижней конечности.

Объективно: состояние больной удовлетворительное, дыхание везикулярное, АД 140/80 мм рт ст., PS 78 в минуту. Живот мягкий, безболезненный. Мочеиспускание, стул не нарушены.

St.localis: правая нижняя конечность увеличена в объеме + 2 см по сравнению с левой, в нижней трети правой голени по медиальной поверхности определяется язвенный дефект размерами 3х2 см, с налетом фибрина, отделяемое серозное.

Задание: 1. Поставьте диагноз заболевания.

2. Какие лабораторные и инструментальные методы исследования необходимо выполнить для данного больного при направлении на дневной стационар.

3. Заполните лист назначений в истории болезни данному пациенту.

4. Дайте рекомендации больному после выписки из ДС.

Задача № 3 (тема ДС)

В дневной хирургический стационар поступил больной М., 65 лет с жалобами на боли в икроножных мышцах, возникающие при ходьбе на расстоянии 230 метров, от которых вынужден останавливаться и отдыхать, парастезии, зябкость стоп. Страдает в течение 5 лет СД II типа.

Объективно: состояние больного удовлетворительное, дыхание везикулярное, АД 150/90 мм рт ст., PS 70 в минуту. Живот мягкий, безболезненный. Мочеиспускание, стул не нарушены.

St.localis: кожные покровы нижних конечностей бледные, сухие, кожа истончена, пульсация на a. dorsalis pedis и а. tibialis posterior снижена. На II пальце правой стопы по боковой поверхности определяется поверхностный язвенный дефект 1х1 см в переделах кожи, на дне его – налет фибрина.

Задание: 1. Поставьте диагноз заболевания.

2. Какие лабораторные и инструментальные методы исследования необходимо выполнить для данного больного при направлении на дневной стационар.

3. Заполните лист назначений в истории болезни данному пациенту.

4. Выполните перевязку данному пациенту.

Задача № 4 (тема ДС)

В дневной хирургический стационар поступил больной Н., 30 лет с жалобами боли в ногах, возникающие при ходьбе на расстоянии 150 метров, от которых вынужден останавливаться и отдыхать. Ранее отмечал в холодное время года, при длительной ходьбе, появление ощущения похолодания в I пальце стопы. Работает бурильщиком в условиях Крайнего Севера, курит до 15 сигарет в день.

Объективно: состояние больного удовлетворительное, дыхание везикулярное, АД 110/70 мм рт ст., PS 72 в минуту. Живот мягкий, безболезненный. Мочеиспускание, стул не нарушены.

St.localis: кожные покровы нижних конечностей сухие, волосяной покров на передней поверхности голеней обеднен, ногтевые пластины ломкие, с участками онихомикоза, пульсация на a. dorsalis pedis практически не определяется.

Задание: 1. Поставьте диагноз заболевания.

2. Какие лабораторные и инструментальные методы исследования необходимо выполнить для данного больного при направлении на дневной стационар.

3. Заполните лист назначений в истории болезни данному пациенту.

4. Дайте рекомендации больному после выписки из ДС.

Задача № 5 (тема ДС)

В дневной хирургический стационар поступила больная К., 55 лет с жалобами на периодические боли в правом подреберье после приема жирной пищи. Из анамнеза: 5 лет назад пациентке выполнена холецистэктомия по поводу острого калькулезного холецистита.

Объективно: состояние больной удовлетворительное, дыхание везикулярное, АД 140/80 мм рт ст., PS 72 в минуту. Живот мягкий, слабо безболезненный в правом подреберье. Симптомов раздражения брюшины нет. Мочеиспускание, стул не нарушены.

Задание: 1. Поставьте диагноз заболевания.

2. Какие лабораторные и инструментальные методы исследования необходимо выполнить для данного больного при направлении на дневной стационар.

3. Заполните лист назначений в истории болезни данной пациентке.

4. Дайте рекомендации больной после выписки из ДС.

Задача № 6 (тема ДС)

В дневном хирургическом стационаре на лечении находится пациент с диагнозом «Облитерирующий атеросклероз сосудов нижних конечностей. ХАН II А ст». Больному назначено в/в капельное введение сулодексида, через 5 минут от начала введения препарата, пациент начал жаловаться на затрудненное дыхание, резкую слабость и головокружение. Процедурная медицинская сестра обратила внимание на бледность кожных покровов больного, измерила АД – 80/50 мм.рт.ст., PS 110 в минуту и пригласила врача.

Задание: 1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.
III. Практическая подготовка на клинической базе (курация больного, отработка манипуляций).

4

Заключительная часть занятия:

  • подведение итогов занятия;

  • выставление текущих оценок в учебный журнал;

  • задание для самостоятельной подготовки обучающихся




Средства обучения:

- дидактические: проспекты и каталоги лекарственных средств, Лечебные амбулаторные карты и истории болезней пациентов, таблицы, схемы, плакаты, раздаточный материал

-материально-технические: мел, доска

Тема 3. «Лечение ран и острой гнойной инфекции мягких тканей, кисти и пальцев в условиях поликлиники».
Вид учебного занятия: практическое занятие

Цель: научить студентов умению диагностировать раны и хирургическую инфекцию мягких тканей в условиях поликлиники, проводить физикальное обследование больных с ранами и острой гнойной инфекции мягких тканей, кисти и пальцев, проводить дифференциальную диагностику ран и острой гнойной инфекции мягких тканей, кисти и пальцев с другими заболеваниями, формулировать основной и предварительный диагноз согласно МКБ-10, выбирать способ лечения ран и острой гнойной инфекции мягких тканей, кисти и пальцев, формулировать показания к оперативному лечению, выбирать способ обезболивания при оперативном лечении ран и острой гнойной инфекции мягких тканей, кисти и пальцев, определять план послеоперационного ведения и реабилитации больных с ранами и острой гнойной инфекции мягких тканей, кисти и пальцев.

План проведения учебного занятия




п/п

Этапы и содержание занятия

1



Организационный момент.

Объявление темы, цели занятия.

Мотивационный момент (актуальность изучения темы занятия)

2

Входной контроль, актуализация опорных знаний, умений, навыков. (письменный опрос, тестирование)

3

Основная часть учебного занятия

  1. Закрепление теоретического материала

Формы организации учебной деятельности - устный опрос, собеседование, тестирование, доклад
Вопросы:

  1. Оперативное лечение больных с острой гнойной хирургической инфекцией. Способы обезболивания в амбулаторной хирургии.

  2. Консервативное лечение больных с острой гнойной хирургической инфекцией в условиях поликлиники.

  3. Лечение гнойных ран по фазам раневого процесса.

  4. Клиника, диагностика и лечение хирургической инфекции мягких тканей I и II уровня (D.H. Ahrenholz, 1991) – фурункула, карбункула, гидраденита, рожистого воспаления, эризипелоида, абсцесса, флегмоны.

  5. Клиника, диагностика и лечение лимфангиита, лимфаденита. Тактика хирурга поликлиники.

  6. Клиника, диагностика и лечение различных форм панариция в условиях поликлиники. Анатомия кисти.

  7. ПХО ран, показания, ход операции.

  8. Экстренная профилактика столбняка. Приказ N 174 от 17.05.1999 "О мерах по дальнейшему совершенствованию профилактики столбняка".

  9. Классификация, этиология, патогенез пролежней. Лечение пролежней. Профилактика пролежней.

  10. Трофические язвы нижних конечностей. Патогенез трофических язв. Лечение трофических язв.


Тестовые задания

1. Больному после вскрытия абсцесса бедра назначен цефтриаксон. К какой группе препаратов относят цефтриаксон?

1. антигистаминный препарат

2. антибиотик группы макролидов

3. антибиотик группы бета-лактамов

4. антибиотик группы фторхинолонов

2. Больному после вскрытия флегмоны кисти назначен ципрофлоксацин. К какой группе препаратов относят ципрофлоксацин?

1. антигистаминный препарат

2. антибиотик группы макролидов

3. антибиотик группы бета-лактамов

4. антибиотик группы фторхинолонов

3. Больному после вскрытия подкожного панариция назначен азитромицин. К какой группе препаратов относят азитромицин?

1. антигистаминный препарат

2. антибиотик группы макролидов

3. антибиотик группы бета-лактамов

4. антибиотик группы фторхинолонов

4. Больному после вскрытия флегмоны бедра цефтриаксон назначают в дозе:

1. 1 гр в день

2. 2,5 мг в день

3. 10 мг в день

4. 100 мг дважды в день

5. Для симптоматической терапии после операции по поводу хирургической инфекции мягких тканей больному назначен мелоксикам. К какой группе препаратов относят мелоксикам?

1. антикоагулянт

2. антиагрегант

3. флеботоник

4. НПВС

6.Для симптоматической терапии после операции по поводу хирургической инфекции мягких тканей больному назначен лоратадин. К какой группе препаратов относят лоратадин?

1. антигистаминный препарат

2. антиагрегант

3. флеботоник

4. НПВС

7. Пациент жалуется на боль, припухлость, покраснение околоногтевого валика II пальца правой кисти. Диагноз?

1. панариций

2. паранихий

3. пандактилит

4. флегмона пальца

8.Пациент жалуется на боль, припухлость, покраснение на дистальной фаланге ладонной поверхности III пальца левой кисти. Болен в течение 4 дней. Диагноз?

1. панариций

2. паранихий

3. пандактилит

4. флегмона пальца


9. Выберите критерий синдрома системного воспалительного ответа:

1. температура >39ºС

2. температура <35ºС

3. температура >38ºС и <36ºС

4. температура >40ºС

10. Выберите критерий синдрома системного воспалительного ответа:

1. брадикардия < 60 в минуту

2. брадикардия < 50 в минуту

3. тахикардия > 80 в минуту

4. тахикардия > 90 в минуту

11. Выберите критерий синдрома системного воспалительного ответа:

1. тахипное >16 в минуту

2. тахипное >18 в минуту

3. тахипное >20 в минуту

4. тахипное >22 в минуту

12. Выберите критерий синдрома системного воспалительного ответа:

1. лейкоцитоз >10*10⁹/л

2. лейкопения <3*10⁹/л

3. лейкоцитоз >12*10⁹/л и лейкопения <4*10⁹/л

4. лейкопения <2*10⁹/л

13. Пациент получил инфицированную рану. Полный курс профилактических прививок от столбняка проведен менее 5 лет назад. Как проведут экстренную профилактику от столбняка?

1. вакцинация не проводится

2. АС 0,5 мл

3. АС 1 мл

4. АС 1 мл + ПСЧИ 250 МЕ

14. Пациент получил инфицированную рану. Полный курс профилактических прививок от столбняка проведен более 5, но менее 10 лет лет назад. Как проведут экстренную профилактику от столбняка?

1. вакцинация не проводится

2. АС 0,5 мл

3. АС 1 мл

4. АС 1 мл + ПСЧИ 250 МЕ

15. Пациент получил инфицированную рану. Полный курс профилактических прививок от столбняка проведен более 10 лет лет назад. Как проведут экстренную профилактику от столбняка?

1. вакцинация не проводится

2. АС 0,5 мл

3. АС 1 мл

4. АС 1 мл + ПСЧИ 250 МЕ

16. Военнослужащий получил инфицированную рану. Сведений о прививках от столбняка нет. Как проведут экстренную профилактику от столбняка?

1. вакцинация не проводится

2. АС 0,5 мл

3. АС 1 мл

4. АС 1 мл + ПСЧИ 250 МЕ

17. При вскрытии внутрикожного панариция используют следующий метод анестезии:

1. инфильтрационная анестезия

2. по Лукашевичу-Оберсту

3. общая анестезия

4. без анестезии

18. При вскрытии подкожного панариция используют следующий вид анестезии:

1. инфильтрационная анестезия

2. по Лукашевичу-Оберсту

3. общая анестезия

4. без анестезии

19. При вскрытии паранихии используют следующий вид анестезии:

1. инфильтрационная анестезия

2. по Лукашевичу-Оберсту

3. общая анестезия

4. без анестезии

20. Пациенту вскрыли абсцесс правого бедра. Установили пассивный дренаж. Выберите, что относят к пассивному дренажу.

1. марлевая турунда

2. резиновая полоска

3. ирригационная система

4. вакуум-аспирационная система


  1. Отработка практических умений и навыков

Формы организации учебной деятельности - решение ситуационных задач

Ситуационные задачи:

Задача № 1 (тема ХИМТ)

К хирургу поликлиники в в сентябре 2016г., обратился больной М., 46 л с жалобами на боли, припухлость, покраснение левой голени, t=38ºС. Из анамнеза: 4 дня назад поранил голень проволокой во время работы на даче. Объективно: в средней трети левой голени определяется инфильтрат 20х6см., болезненный при пальпации, кожа над ним гиперемирована, горячая на ощупь, определяется флюктуация.

Задания:

1) Ваш предположительный диагноз?

2) Тактика хирурга?

3) Каков объем по профилактике столбняка, если у больного есть сведения о введении следующих прививок:

АДС-М 0,5мл в 1997,

АДС-М 0,5 мл в июне 2009г.,

АДС-М 0,5 мл в июле 2009г.,

АДС-М 0,5 мл в январе 2010г.

Задача № 2 (тема ХИМТ)

К хирургу поликлиники в июне 2016г. обратился больной К., 36 г. с жалобами на припухлость в области раны и боль правого плеча, t= 37,9ºC. Из анамнеза: 4 дня назад в быту получил рану плеча, лечился самостоятельно. Объективно: на передней поверхности правого плеча в нижней трети имеется рана 2х2 см, глубиной до 1 см с умеренным серозно-гнойным отделяемым, кожа вокруг раны гиперемирована, отечна, горячая на ощупь, проксимальнее раны – “дорожка” гиперемии в виде сеточки, подмышечные лимфоузлы справа увеличены, болезненны, мягкой консистенции, кожа над ними не изменена.

Задания:

1) Ваш предположительный диагноз?

2) Тактика хирурга?

3) Каков объем мероприятий по профилактике столбняка, если у больного есть сведения о введении следующих прививок:

АДС-М 0,5 мл в 1996г,

АДС-М 0,5 мл в марте 2012г.,

АДС-М 0,5 мл в апреле 2012г.,

АДС-М 0,5 мл в сентябре 2013г.

Задача № 3 (тема ХИМТ)

К хирургу поликлиники в октябре 2016г., обратился подросток 16 лет с жалобами на сильные боли во II пальце левой кисти, от которых не смог уснуть предыдущую ночь. Из анамнеза: 5 дней назад занозил палец щепкой, самостоятельно ее удалил, обработал спиртом, 3 дня назад появились припухлость, гиперемия, болезненность II пальца левой кисти. Объективно: ногтевая фаланга на ладонной поверхности II пальца левой кисти отечна, гиперемирована, горячая на ощупь, при пальпации пуговчатым зондом определяется локальная болезненность, размягчение тканей на участке 0,5х0,3 см.

Задания:

1) Ваш предположительный диагноз?

2) Тактика хирурга?

3) Последняя прививка АДС-М 0,5 мл. была в мае 2006г. Ваши мероприятия по профилактике столбняка?

Задача № 4 (тема ХИМТ)

Больной К., 41 год обратился в ноябре 2016г., к хирургу поликлиники с жалобами на боль в области резаной раны левого бедра.

Из анамнеза: 1 час назад на улице был ранен ножом неизвестным.

Объективно: в с/3 левого бедра рана 3х2 см с ровными краями, кровоточит.

Задания:

1) Ваш предположительный диагноз?

2) Тактика хирурга?

3) Каков объем мероприятий по профилактике столбняка, если у больного есть сведения о введении следующих прививок:

АДС-М 0,5 мл в 1991г.,

АДС-М 0,5 мл в 2001г.,

АДС-М 0,5 мл в июне 2012г.,

АДС-М 0,5 мл в июле 2012г..

Задача № 5 (тема ХИМТ)

К хирургу поликлиники в феврале 2016г., обратился больной Н., 39 лет с жалобами на боль, покраснение, припухлость правой голени, t=39ºС. Из анамнеза: неделю назад ушиб правую стопу керамической плиткой на стройке, рану 0,5х1 см обработал 5% иодом, наложил повязку, к врачам не обращался. Объективно: на тыле стопы рана 0,5х1 см со скудным серозным отделяемым, в средней трети правой голени определяется гиперемия с четкими, неровными краями, как «языки пламени», голень увеличена в объеме, горячая на ощупь, при пальпации - болезненность.

Задания:

1) Ваш предположительный диагноз?

2) Тактика хирурга?

3) В чем заключается профилактика столбняка, если больной получил:

АДС-М 0,5 мл в июне 2004г,

АДС-М 0,5 мл в январе 2015г.?

Задача № 6 (тема ХИМТ)

К хирургу поликлиники в декабре 2016г. обратился военнослужащий К.,40 лет с жалобами на боль, покраснение вокруг раны левого предплечья, полученную в результате термического ожога 4 дня тому назад. Объективно: в средней трети левого предплечья имеется рана 3х4 см с гнойным отделяемым, кожа вокруг раны на участке 10х8 см гиперемирована, отечна, горячая на ощупь, определяется болезненность при пальпации, t=39,2ºС.

Задания:

1) Ваш предположительный диагноз?

2) Тактика хирурга?

3) Каков объем мероприятий по профилактике столбняка, если сведений о прививках у больного нет.
III. Практическая подготовка на клинической базе (курация больного, отработка манипуляций).

4

Заключительная часть занятия:

  • подведение итогов занятия;

  • выставление текущих оценок в учебный журнал;

  • задание для самостоятельной подготовки обучающихся
1   2   3   4   5   6