Файл: Теоретические аспекты формирования этики и культуры сервиса работника железнодорожного транспорта.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 173

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Важнейшими показателями потребитель­ских свойств транспортного продукта являют­ся скорость, комфортабельность транспортного средства, удобство поездки, быстрота оформле­ния проездных документов и регулярность дви­жения и др. Выборочное обследование пассажи­ропотоков на железнодорожном транспорте по­казывает значимость пассажиров качественных характеристик транспортного обслуживания (%):

Скорость – 6,72 %;

Комфортабельность – 23,26 %;

Частота отправления поездов – 5,5 %;

Своевременность отправления и прибытия поездов – 17,68 %;

Затраты времени на оформление билета – 21,66 %;

Объем услуг, оказываемых на вокзалах и в пути следования – 11,54 %;

Стоимость билета – 3,59 %.
В условиях рыночных отношений и по­вышения конкуренции на транспортном рын­ке существенно возрастает влияние уровня ка­чества транспортного обслуживания. Каче­ство транспортной услуги — это совокупность свойств и признаков, характеризующих на­значение, особенности, полезность и способ­ность удовлетворять определенные потребно­сти пользователей в перемещении. При этом более низкая цена перевозки может восприни­маться пользователем как признак низкого ка­чества транспортного обслуживания.

Качество обслуживания пассажиров зави­сит от организации транспортного процесса, конструктивных особенностей и техническо­го состояния используемого подвижного соста­ва, развития маршрутной сети и других факто­ров. Качество обслуживания оценивается нали­чием претензий пассажиров к обслуживанию на вокзалах и в пути следования. При обследова­нии пассажиров дальнего следования на желез­нодорожном транспорте выявлено свыше 100 видов претензий: несвоевременное отправление и прибытие поездов, несоответствие обслужива­ния предлагаемой категории поезда, типа ваго­нов, места размещения пассажира, даты отправ­ления поезда реальному спросу, другие.

Претен­зии к техническому и санитарному состоянию вагонов составили 44,7%, организации питания в пути следования — 29,5, комфортабельности поездки — 24%, прочие причины — 1,8%. Среди претензий к обслуживанию на начальных стан­циях больше всего жалоб на нехватку мест в зале ожидания и на недостаточное внимание работ­ников вокзала к нуждам пассажиров.

Таким образом, успешная деятельность же­лезных дорог во многом будет зависеть от уров­ня предлагаемого сервиса. Сервисная транспорт­ная услуга — результат деятельности исполните­ля транспортной услуги по удовлетворению по­требностей пассажиров в период появления по­требности и совершения поездки. Услуга в ши­роком понимании этого слова, как и товар, име­ет несколько уровней и подразделяется на основ­ную, сопутствующую и дополнительную (рисунок 3).




Рисунок 3 – Структура уровня сервиса

Все эти составляющие услуги связаны между со­бой и должны рассматриваться во взаимосвязи с основной определяющей услугой.

Основная услуга в транспортном обслужи­вании — то перемещение пассажиров из одного пункта отправления в другой. При этом пасса­жир покупает место для проезда в одном из ти­пов вагона и обслуживание в нем.

Сопутствующие услуги необходимы для того, чтобы наилучшим образом использовать основную услугу. Как правило, сопутствующие услуги не существуют отдельно от основной. К ним относятся информационные услуги, про­дажа проездных билетов, доставка их на дом или на работу потребителю, услуги в пути следова­ния (постельное белье, чай и кондитерские из­делия, кондиционирование и отопление вагона и др.). Сопутствующие продукты необходимы для представления основного на целевом транс­портном рынке.

Дополнительными являются услуги, при­дающие основной дополнительную выгоду, большую привлекательность и помогающие от­личить данную услугу от конкурирующих с ней. Например, это телекоммуникационные услуги, обеспечение пассажиров свежей прессой и жур­налами, услуги питания и др. Дополнительные продукты могут оказать помощь при позицио­нировании в целом транспортного продукта.

Услуга в расширенном толковании вклю­чает в себя доступность перевозки, ее общую ат­мосферу, легкость общения пассажиров с обслу­живающим персоналом как очно, так и по вну- трипоездной связи, их участие в процессе об­служивания и взаимодействие пассажиров меж­ду собой. Эти факторы вместе с основной, со­путствующими и дополнительными услугами и составляют понятие «расширенный продукт». Расширенное толкование продукта включает то, что предлагается потребителю, и то, как это предлагается.

Таким образом, транспортное производство услуг является особой деятельностью по удовлет­ворению потребностей людей в перевозке, осно­ванной на здоровом образе жизни.

Особое место в сервисе занимает удовлет­ворение санитарно - гигиенических потребно­стей пассажиров. Дети и взрослые пассажиры с различными психофизическими особенностя­ми и биологическими потребностями испыты­вают большие неудобства при совершении поез­док в электропоездах с продолжительностью сле­дования больше одного часа, а также в поездах дальнего следования, когда закрываются туалеты при проследовании экологических охранных зон и длительных стоянках.



Высока потребность отдельных групп пас­сажиров в душе в поездах дальнего следования со временем нахождения в пути следования бо­лее полутора суток. 73% женщин и пассажиров с детьми, не считая других категорий пассажи­ров, готовы оплачивать данную услугу в поезде.

Исследования показывают, что через 1,5 суток у пассажиров наступает утомление. Это связано с нахождением их в ограниченном про­странстве и малоподвижным образом жизни в период поездки. Для снижения гиподинамии в пассажирских поездах необходимы обустроен­ные расширенные купе с тренажерами и душе­выми кабинами, сауной и другим оснащением. Решение этой проблемы требует не только ради­кального переоснащения отдельных узлов ваго­нов в поездах дальнего сообщения, но и измене­ния технического оснащения собственно пасса­жирских и пассажирских технических станций (ПТС) и технологии их работы по подготовке составов к рейсу.

В последние годы у населения нашей стра­ны выросли информационные потребности. Пассажирам необходимы периодические изда­ния, Интернет, электронная почта, радио, спут­никовое и кабельное телевидение, мобильная телефонная связь и т.д. Отправляясь в поездку в дальнем сообщении, пассажир получает в луч­шем случае отдельные периодические издания и радиоуслуги. Он изолируется от своей работы, семьи и внешнего мира, чувствует себя диском­фортно, и поездка становится невыносимо уто­мительной. Время в пути следования считается впустую потраченным. Доля пассажиров, жела­ющих приобрести периодические издания, ин­формационные услуги и услуги различных ви­дов связи, составляет более 60%.

Важным аспектом в потребностях пасса­жиров является личная безопасность. Это свя­зано не только с технической эксплуатацией подвижного состава, но и криминальной об­становкой, наркоманией, расслоением обще­ства и другими факторами. Пассажиры приго­родных электропоездов, отправляющиеся в ве­чернее и ночное время на дальние расстояния, и пассажиры местных и дальних поездов, свя­занные своей трудовой деятельностью с бизне­сом, испытывают острую потребность в охране и защите (94% опрошенных).

При сервисном обслуживании необходи­мо учитывать потребности массовых групп пас­сажиров, сгруппированных по целям поезд­ки и другим признакам, не только в количестве предоставляемых мест, но и своевременности предоставления. Для осуществления основной цели поездки необходимо, чтобы расписание движения поездов учитывало время переме­щения пассажиров от дома до места начала по­ездки, время в пути следования поезда и время на перемещение от прибытия поезда в конеч­ный пункт до места проживания, работы или учебы и было бы минимальным.


При планировании пассажирских пере­возок и сервисном обслуживании необходи­мо в первую очередь учитывать не только спрос и частоту поездок, но и биологические потреб­ности населения. Сюда можно отнести потреб­ность в пище, воде, свете, чистом воздухе, темпе­ратурном режиме в вагонах поезда, подвижности и ряда других. На железнодорожном транспор­те, в отличие от авто- и авиаперевозок, ряд этих потребностей пассажиров остается без должного внимания, особенно в пригородных перевозках.

Претензии пассажиров к обслуживанию позволяют критично оценивать уровень транс­портного обслуживания и определять первооче­редные задачи по его улучшению.

Сегодня российские железные дороги име­ют фирменные поезда, которые отличаются вы­соким уровнем сервиса, дизайном, комфортом, дополнительными услугами. Каждый поезд име­ет индивидуальное название, оформлен в осо­бом стиле, который отражен как во внешнем, так и во внутреннем дизайне. Ежегодно такими по­ездами перевозится более 20 млн человек. Высо­кий спрос на такие перевозки обеспечивает рен­табельность работы фирменных поездов РЖД.

По российским железным дорогам курси­руют десятки фирменных поездов, в том числе «Аврора», «Атаман Платов», «Байкал», «Деми­довский экспресс», «Красная стрела», «Никола­евский экспресс», «Сибиряк», «Урал», «Ямал». Как правило, название фирменного поезда свя­зано с регионом, который обслуживает дорога, его историей и традициями.


    1. Этика делового общения работника сервиса


При обслуживании пассажиров в пути следования проводник обязан соблюдать следующие правила этики общения с пассажирами.

Пассажира необходимо приветливо встретить, внимательно выслушать, дать ответ на его вопросы, оказать необходимую помощь, проявить корректность и тактичное обращение.

Разговаривать с пассажирами спокойно, сдержанно, не повышая голоса, выражать свои мысли ясно и кратко. Если тон разговора пассажира неуважительный, оскорбительный, требовательный к проводнику при этом необходимо сохранять доброжелательность и терпеливость.

Ни сложность работы, ни пережитые неприятности, ни плохое настроение или самочувствие не дают право разговаривать с пассажиром в неуважительном тоне. Независимо от возраста пассажира обращаться к пассажиру только на "Вы".

При размещении пассажиров необходимо указать им место согласно проездному документу и пожелать им хорошей поездки. Пассажирам преклонного возраста, инвалидам и пассажирам с детьми помочь устроиться на их местах.


Прежде чем войти в купе к пассажирам, необходимо постучать в дверь и спросить разрешение.

При обслуживании пассажиров необходимо не забывать такие слова, как "пожалуйста", "будьте любезны", "спасибо", "благодарю" и т.п. Замечания пассажирам об их неправильном поведении надо высказывать вежливо, тактично, без окриков.

В ночное время суток осторожно будить тех пассажиров, которые заканчивают свою поездку, не беспокоя рядом отдыхающих пассажиров.

Перед прибытием на конечный пункт напоминать пассажирам, не оставили ли они свои вещи, проездные документы.

Служебная информация, которую должен сказать проводник при выдаче белья и сборе контрольного купона:

• Добрый день/вечер/утро, уважаемые пассажиры. Мы рады приветствовать вас в поезде №……, сообщением…….., я проводник вашего вагона. Меня зовут Ф.И.О……., моего напарника зовут Ф.И.О……. Мы будем обслуживать вас на всем пути следования нашего поезда, по всем интересующим вас вопросам вы можете обратиться к нам.

• В стоимость вашего билета включено постельное белье (если не включено, то предложить купить белье). По вашему желанию мы можем вам его заправить.

• В продаже имеется чайная продукция, кондитерские изделия. Прейскурант цен Вы можете найти возле кипятильника.

• Служебное расписание поезда и правила обслуживания пассажиров Вы можете найти в простенках между окнами коридора вагона (купе) / между служебного купе проводника (плацкарт).

• В вагоне постоянно имеется горячая кипяченая вода в кипятильнике и питьевая охлажденная вода в питьевой установке, которая находиться в нише около служебного купе проводника.

• Курение разрешено в тамбуре с нерабочей стороны, там где не осуществляется посадка и высадка пассажиров.

• С обеих сторон вагона работают туалеты, на данный момент туалеты закрыты до окончания санитарной зоны, границы санитарных зон вывешены на дверях туалета.

• Мусорные баки находятся в малом коридоре с нерабочей стороны напротив дверей туалета.

• Вагон ресторан находится между …. и ….. вагонами. Вы можете сделать заказ через проводника или пройти туда самостоятельно.

• Начальника поезда зовут Ф.И.О……, его вы можете найти в вагоне №…... По всем интересующим вас вопросам Вы можете обратиться к нему.

• По вашему требованию мы принесем вам книгу отзывов и предложений.

• Мы желаем вам счастливого пути и приятной поездки.

Проводнику запрещено: требовать чаевые; провозить свою почту и брать ее у пассажиров; оказывать предпочтение одним пассажирам перед другими; курить в присутствии пассажиров; употреблять спиртные напитки во время поездки.