Файл: Привлечение и аккумулирование финансовых средств в социальнокультурной сфере.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФГОУ ВПО «санкт-петербургскИЙ государственнЫЙ университет культуры и искусств»

Ростовский филиал

курсовая работа

по предмету: «Теория и практика с/к менеджмента»

на тему: «Привлечение и аккумулирование финансовых средств в социально-культурной сфере»


студентки 4 курса

специализации: Менеджмент СКД

Дмитриевой Н.В.

Научный руководитель:

к.э.н. Е.В. Вассерман

Ростов-на-Дону

2011

СОДЕРЖАНИЕ:
Введение………………………………………………………………………3

Глава I. Организация фандрейзинга и его эффективность в государственных организациях культуры………………………………7

  1. Фандрейзинг в некоммерческих организациях……………………… .7

  2. Структура и формы финансовой поддержки государственных организаций культуры…………………………………..14

Глава II. Анализ использования привлеченных средств в финансировании сферы культуры………………………………………..28

  1. Источники финансирования некоммерческой деятельности…………28

  2. Проблемы и перспективы развития фандрейзинга в России…………37

Заключение…………………………………………………………………45

Список использованной литературы……………………………………..49

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях рыночных отношений в России большое значение приобретает развитие государственных организаций культуры, решающих необходимые для любого общества и государства просветительские и научно-исследовательские задачи, занимающихся сохранением национального наследия, повышением интеллектуального и творческого потенциалов общества и др.

В то же время условия функционирования государственных организаций культуры в России (низкое благосостояние населения, сокращение бюджетного финансирования и др.) создали крайне неблагоприятные предпосылки для их развития. В частности, согласно ст. 45 Закона РФ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", на финансирование культуры «ежегодно направляется не менее 2% средств республиканского бюджета РФ. Размеры ежегодных ассигнований на культуру в государственных бюджетах республик в составе РФ и местных бюджетах не могут быть менее 6% средств соответствующих бюджетов»
1. Однако на практике в федеральном бюджете на культуру и искусство отводилось лишь 0,65%, в 1999 г. - 0,48%, в 2000 г. - 0,48%, в 2001 г. - 0,47% и в 2002 г. - 0,45%.

В сложившихся условиях перед некоммерческими организациями культуры встают задачи поиска различных источников финансирования, диверсификации деятельности и др. Наиболее остро эти задачи стоят перед государственными учреждениями культуры. В то же время действующий механизм управления некоммерческими организациями культуры не отвечает новым требованиям времени. Это относится к маркетинговому подходу в их работе, системе привлечения внебюджетных финансовых средств.

Под некоммерческими, согласно ст. 50 части первой Гражданского Кодекса РФ (ГК РФ)2 и ст. 2 Закона РФ «О государственных организациях», понимаются государственные и негосударственные организации, не рассматривающие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками негосударственных источников финансирования, организации коммерческой деятельности и др. Актуальным в связи с этим становится совершенствование организационно-экономического механизма управления некоммерческими организациями культуры.

В настоящее время в российской сфере культуры все большую популярность приобретает стратегия фандрейзинга. Фандрейзинг представляет собой методику поиска источников финансирования. Действительно, фандрейзинг объединяет деятельность по привлечению и аккумулированию внешних источников финансирования.

В сфере культуры фандрейзинг направлен на выполнение социальных задач, таких как проведение культурно-просветительной работы; изучение, сохранение и защита музейных коллекций, памятников архитектуры и т.д.

В современной отечественной и зарубежной научной литературе большое внимание уделено управленческим и экономическим вопросам деятельности организаций культуры в современных экономических условиях. Можно отметить работы крупнейших отечественных специалистов Дымниковой А.И., Тульчинского Г.Л. , Рудича Л.И., Пучковой Е.И. и др. послужили основополагающей научной базой в процессе спецификации управления деятельностью учреждений культуры. Ими, в частности, исследуются понятия маркетинга, связей с общественностью, спонсорства, предпринимательской деятельности в сфере культуры; структура расходов и доходов организаций культуры; экономическая и социальная эффективность в сфере культуры и т.д.

Деятельность учреждений культуры в условиях рыночных отношений рассматривали ученые, занимающиеся вопросами экономики в сфере культуры: Болотников И.М., Галаева Е.В., Галуцкий Г.М., Киселева Т.Г., Кротова Н.В., Новаторов В.Е., Новаторов Э.В., Столяров И.А., Г.П., Тульчинский Г.Л., Шишкин С.В., Чаган Н.Г., Якобсон Л.И. Работы этих ученых внесли существенный вклад в постановку и решение многих проблем организаций культуры. Однако в большинстве исследований отсутствует целостный подход к формированию организационно-экономического механизма управления некоммерческими организациями культуры. В частности, не решаются в достаточной степени такие актуальные проблемы менеджмента, как совершенствование организационной структуры управления, разработка новых форм привлечения финансирования в организации культуры и др.



Таким образом, необходимо отметить, что на современном этапе степень научной разработанности проблемы применения самих методов управления в сфере культуры невелика, особенно в области установления двусторонней взаимосвязи между производителями и потребителями культурной продукции, моделирования организации деятельности служб управления в учреждениях культуры. Эти причины определяют необходимость рассмотрения поставленной исследователем проблемы и выбор темы исследования. В диссертации предпринята попытка дать современный и комплексный анализ этих вопросов.

Цель курсовой работы — проанализировать методологические проблемы, условия и перспективы развития фандрейзинга в сфере культуры.

В соответствии с целью исследования были поставлены и решены следующие задачи:

  1. уточнить понятийно-терминологический аппарат в области управления государственными организациями культуры;

  2. выделить теоретические концепции, необходимые для понимания особенностей функционирования организаций культуры;

  3. определить специфику маркетинговой деятельности в организациях культуры;

  4. определить методы привлечения финансовых средств в государственные организации культуры в современных экономических условиях;

  5. проанализировать подходы к оценке деятельности организаций культуры.

Объектом исследования выступают организации культуры в России.

Предметом исследования является фандрейзинг как инструмент совершенствования системы финансирования государственных организаций культуры.

Работа предполагает проработку трудов отечественных и зарубежных исследователей экономики культуры, ряда законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, данных отраслевой статистики. Работа нацелена на приобретение теоретических и практических навыков хозяйствования, в том числе финансирования организаций культуры и культурных проектов в современных социально-экономических условиях.

Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

ГЛАВА 1: ОРГАНИЗАЦИЯ ФАНДРЕЙЗИНГА И ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТЬ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ


    1. Фандрейзинг в некоммерческих организациях


Фандрейзинг (fundraising - по-английски и fund raising, FR - по-американски) - привлечение и акумулирование средств из различных источников
3. По своей сути фандрейзинг мало чем отличается от поиска инвесторов. Отличия заключаются в том, что инвесторов обычно ищут под коммерческие проекты, "всерьез и надолго", для создания основных фондов, когда отдача от инвестиций предполагается спустя довольно длительное время. Целью инвестора является извлечение прибыли. Фандрейзинг же обычно связан обычно с поиском средств под некоммерческие проекты, которые в принципе не могут быть реализованы в коммерческом режиме и когда испытывается нехватка оборотных средств на реализацию проектов и программ - не на создание основных фондов, а на деятельность. В этом плане очевидно, что фандрейзинг - технология, чрезвычайно свойственная для социально-культурной сферы.

Каждая фандрейзинговая кампания имеет строго определенные задачи, в соответствии с которыми выделяются два основные вида фандрейзинга.4

Первый вид фандрейзинга. Если задачи фандрейзинга сводятся к поступлению конкретных средств под реализацию проектов, то данный вид фандрейзинга можно назвать проектным. Проектный фандрейзинг является наиболее удобной формой привлечения средств, как для самой организации культуры, так и для финансирующей стороны. Это объясняется наличием четко определенных целей использования средств, возможностью привлечения значительных финансовых источников при низких расходах на фандрейзинг, а также получением коммерческих выгод от финансирования проекта.

Второй вид фандрейзинга. В случае направления привлеченных средств на покрытие текущих расходов, можно считать такой вид фандрейзинга оперативным. Оперативный фандрейзинг является наименее эффективной формой привлечения средств в организацию культуры, так как поступающие средства не имеют целевого назначения и аккумулируются в ее текущем бюджете. Они могут идти на выплату заработной платы, покрытие коммунальных и материальных расходов, вследствие чего снижается заинтересованность вкладчиков в подобном финансировании.

Фандрейзинг чаще всего практикуется некоммерческими организациями (НКО) и представляет собой вид деловых коммуникаций между НКО и их реальными и потенциальными донорами: коммерческим бизнесом, спонсорами, благотворителями, контролирующими государственный бюджет административными органами.

Некоммерческой (нонпрофитной) организацией (НКО) является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Их деятельность в РФ регулируется федеральным законом "О некоммерческих организациях"
5, принятым Госдумой. НКО фактически выполняют функцию социальных посредников-реализаторов социальных идей и программ. Они действуют как бы между государством и коммерческими фирмами.

Деятельность НКО - чрезвычайно интенсивно развивающаяся область современного бизнеса и менеджмента. НКО выполняют ряд важнейших социально-экономических функций:6

♦ Защищают интересы конкретных социальных групп и слоев: профессиональных групп и национально-этнических меньшинств, ветеранов и молодежи, потребителей и деловых кругов, религиозных сообществ и экологических движений.

  • Лоббируют эти интересы в органах государственной власти. Осуществляют социальнозначимую деятельность, не реализуемую на коммерческой основе.

  • Привлекают средства на подобные виды деятельности;

  • Обеспечивают социальные коммуникации: партнерство, РК, рекламу.

  • Органы власти и бизнес чрезвычайно заинтересованы в развитии НКО. Это связано с тем, что НКО:

♦ Создают локальные постоянные источники финансирования социальных проектов и программ, которые аккумулируются из различных источников;

  • Задают систему прозрачного финансирования социально-значимых видов деятельности;

  • Устраняют питательную среду для "профессиональных просителей", вымогающих социальную помощь, - с одной стороны, и коррупции - с другой;

  • Содействуют развитию местных инициатив, росту социальной активности;

♦ Облегчают бизнесу планирование и осуществление спонсорской и благотворительной деятельности;

♦ Обеспечивают переход от отношений "проситель-дающий" к
полноценному социальному партнерству.

Формами социального партнерства являются:

  • Информационные обмены;

  • Благотворительные акции;

  • Организационная поддержка: оплата, консультирование, предоставление оборудования, помещений;

  • Государственно-общественные формы самоуправления: круглые столы, комиссии, советы;

  • Гранты, финансируемые на конкурсной основе;

> Совместные проекты.

НКО как профессионально-коллегиальные партнерские отношения в добровольных ассоциациях, союзах, творческих союзах, клубах и т.д. создают дополнительные возможности социальных контактов, личностной и групповой идентификации, самореализации, политического и личностного влияния. Будучи основанными на отношениях дружбы