Файл: Привлечение и аккумулирование финансовых средств в социальнокультурной сфере.doc
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Не менее острой проблемой развития фандрейзинга в стране является отсутствие эффективных мер налогового стимулирования лиц, выделяющих средства в ходе фандрейзинга.
Согласно социологическому исследованию ВЦИОМ, 76% представителей российских коммерческих компаний оценили условия для ведения благотворительной деятельности в стране скорее как неудовлетворительные. Причем названные ими причины сложившейся ситуации в основном связаны с государственной политикой, а именно: несовершенством налоговой и законодательной сфер, а также недостатком государственной поддержки и признания благотворителей. Большинство опрошенных особо подчеркивали, что существующая налоговая политика не оказывает заметного влияния на рост поддержки некоммерческих организаций со стороны физических и юридических лиц.31
Федеральные налоговые льготы для физических лиц. Согласно ст. 219 главы 23 Налогового кодекса РФ от 5.08.2000 № 117-ФЗ, при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц налогоплательщик имеет право на получение социальных налоговых вычетов «в сумме доходов, перечисляемых на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов, а также физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд, а также в сумме пожертвований, перечисляемых налогоплательщиком религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности — в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 процентов суммы дохода, полученного в налоговом периоде»32.
Отсюда следует, что применение данной налоговой льготы ограничено, с одной стороны, суммой, на которую уменьшается налогооблагаемая база по налогу на доходы физических лиц, а с другой стороны, условием оказания помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения только в денежной форме и исключительно финансируемым из бюджета.
Кроме того, необоснованным выглядит распространение данных ограничений на организации вышеперечисленных направлений деятельности, ставящее их в менее выгодное положение по сравнению, например, с религиозными и физкультурно-спортивными организациями. Причем на практике приоритеты при выборе сфер поддержки согласно результатам исследования ВЦИОМ отдаются в меньшей степени организациям науки и образования, чем религиозным и спортивным организациям (см. табл.).
Приоритеты при выборе сфер поддержки сотрудниками компаний в РФ (2007 г.)33
Сфера поддержки | Число респондентов, оказавших поддержку, % |
Социальное обеспечение | 29 |
Здравоохранение | 20 |
Культура и искусство | 12 |
Религия | 12 |
Спорт | 10 |
Экология | 10 |
Образование | 8 |
Наука | 7 |
Как видно из таблицы, наряду со спортивными организациями сотрудниками российских компаний большое внимание уделяется поддержке организаций, реализующих экологические программы. Однако поддержка таких организаций не дает права на льготу по налогу на доходы физических лиц, что также можно относить к недоработке налогового законодательства РФ.
Для сравнения приведем данные по США.
В США для частных лиц при направлении благотворительных средств в денежной и натуральной формах в некоммерческие организации различных сфер деятельности от налога освобождается до 50% совокупного дохода, при условии наличия льготного налогового статуса неприбыльной организации.
Таким образом, в США критерием определения налоговых льгот для благотворителей выступает не наличие бюджетного финансирования и принадлежность к определенным сферам деятельности некоммерческих организаций, а их налоговый статус, что расширяет сами возможности получения льгот для частных лиц. Кроме того, под льготу подпадают натуральные благотворительные взносы в некоммерческие организации, и сумма, на которую может уменьшаться налогооблагаемый доход физического лица, в два раза выше российского уровня.
Основными условиями успешности привлечения средств всех проанализированных групп доноров в бюджет некоммерческой организации культуры являются:
-
наличие четкой стратегии действий и плана привлечения доноров; -
наличие самостоятельного структурного подразделения, занимающегося фандрейзингом и его укомплектованность квалифицированными кадрами; -
знание и последовательная реализация менеджерами технологии фандрейзинга; -
заинтересованность и участие руководства в привлечении средств; -
создание при организации специальной общности (Клуба, друзей, Совета попечителей, Фонда и т. п.) и ее эффективная деятельность; -
грамотное позиционирование своей услуги на рынке доноров, учитывая их мотивы или предпочтения.
Результаты ряда исследований, которые проводились в различных городах России последнее десятилетие, говорят о том, что морально-нравственная мотивация доноров занимает в большинстве случаев первое место. На втором
месте стоит мотив улучшения имиджа фирмы, далее следует общественная значимость поддерживаемых программ и возможность получения дополнительных рекламных средств. Современные зарубежные исследователи говорят о том, что на Западе сложилась другая ситуация: «Совершенно очевидно, что старшее поколение руководителей бизнеса, рассматривавших необходимость поддерживать культуру как свою обязанность и гак удовольствие, постепенно уходит. На Западе сформировалась зрелая рыночная экономика, для которой характерна высокая конкуренция, постоянные изменения в структуре персонала компаний и их глобализация. Руководители, добивающиеся сегодня успеха в мире бизнеса,- представители нового поколения. Их интенсивная трудовая деятельность почти не оставляет времени для участия в культурной жизни». Без сомнения, там на первый план вышли деловые мотивы. Вполне возможно, что вскоре это произойдет и в России, где крупнейшими донорами сегодня являются коммерческие структуры. Поэтому еще раз подробнее остановимся па мотивах бизнеса, помогающего культуре.34
Лучший результат в привлечении клиентов возможен тогда, когда благотворительность фирмы направлена на мероприятия или организации, в сферу которых вовлекаются потенциальные клиенты фирмы.
Таким образом, готовность коммерческой структуры оказать поддержку учреждению культуры - всегда большая и нелегкая победа фандрайзера. Вернее, половина победы. Полный успех, - когда удается закрепить завоеванную позицию и продолжить завязавшиеся с донором отношения. И здесь, помимо выполнения взятых перед ним обязательств (прежде всего -своевременные и грамотные отчеты о расходовании полученных средств), важно помнить еще несколько хороших правил:
-
не обрушивайте все финансовые проблемы своей организации на одного донора, старайтесь "поделить" их между несколькими - пропорционально возможностям каждого; -
приглашайте их на все свои акции и важные в жизни вашей организации события; -
при любой появившейся возможности старайтесь упомянуть их в прессе и на публичных мероприятиях, просто в беседах с влиятельными представителями властных или коммерческих структур (кроме случаев, когда они сами просят не делать этого);
не опасайтесь показаться назойливыми в выражении своей благодарности; благодарите своих доноров как можно чаще и, главное, искренне.
Перечисленные рекомендации рассчитаны не только на начинающих. Они могут оказаться полезными и для опытных менеджеров социально-культурной сферы, но еще не вполне освоивших технологию добывания средств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, мы видим, что недостаток средств в учреждениях культуры - проблема постоянная и мировая, и нельзя думать, что она существует только в России. Нехватка денег в культуре - проблема, конечно, серьезная, она влияет на качество и масштабы работы, моральное состояние коллектива, уровень зарплаты, техническое оснащение учреждений культуры и на многое другое, но все же она не является решающей, главенствующей, она не может парализовать окончательно деятельность учреждений культуры. Их спасают бюджетные деньги.
В ходе анализа выявлено, что к внебюджетным источникам финансирования относятся доходы от самостоятельной производственной деятельности социально-культурных учреждений и организации с помощью хозяйственного расчета и предпринимательской деятельности. Кроме того, в течение последних лет широко используются международные и российские общественные фонды как один из основных внебюджетных источников финансирования проектов и программ в социально-культурной сфере, средства населения, получаемые в результате коммерческой деятельности социально-культурных институтов. Направления самостоятельной деятельности по предоставлению платных услуг различны: организация досуга; производственная деятельность; посредническая деятельность.
Таким образом, структуру финансового ресурса социально-культурной деятельности составляют как бюджетные, так и небюджетные источники: доходы от предпринимательской деятельности в социально-культурной сфере по созданию культурного продукта (благ и услуг): средства, выделяемые государственными и негосударственными организациями на выполнение целевых программ и заказных программ и оформляемые социально-творческим заказом; средства, формируемые из других источников и оформляемые социально-творческим заказом; средства от платных услуг юридическим и физическим лицам, не оформляемые социально-творческим заказом; спонсорские средства, внешние инвесторы, добровольные пожертвования юридических и физических лиц, кредиты банков и других организаций.