Файл: Привлечение и аккумулирование финансовых средств в социальнокультурной сфере.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Иную позицию занимают не только сотрудники учреждений культуры и других некоммерческих организаций, но и отдельные ученые (А. И. Дымникова, Е. Г. Алексеева, И. Д. Горшкова, А. В. Петрова и др.). Так, А. И. Дымникова и А. В. Петрова считают, что проведение четких различий между спонсорскими, благотворительными и членскими взносами вряд ли целесо­образно, так как лица, выделяющие их, могут одновременно иметь различ­ную мотивацию.

Необходимо также четко разграничить доходы от фандрейзинга и доходы от предпринимательской деятельности. С помощью фандрейзинга некоммерческие организации привлекают средства для реализации различных проектов и программ, и эти средства не облагаются налогом на прибыль. Поступления от предпринимательской деятельности не носят целевого характера и, в случае использования их не на развитие основной деятельности некоммерческой организации, подпадают под обложение налогом на прибыль.

Важно заметить, что данные методологические проблемы не только со­здают трудности для самих некоммерческих организаций, мешая им говорить на одном профессиональном языке, но и усложняют взаимодействие с потенциальными благотворителями, спонсорами я другими участниками фандрейзинга. Согласно результатам социологического исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) среди представителей российских компаний, 64% респондентов указали на низкий профессионализм специалистов по фандрейзингу некоммерческих организаций и отметили его в качестве препятствия для развития корпоративной поддержки некоммерческой сферы в России [Корпоративная филантропия, 2002,с.24].

Развитие сферы культуры в России продемонстрировало возможность перехода целого ряда творческих отраслей н& коммерческие рельсы. Телевидение, издательское дело, звукозапись, художественные галереи, популярная музыка и ряд других видов творческой деятельности оказались способны существовать в рыночном режиме, и государство выступало в ряде случаев лишь в виде заказчика, решая с помощью этих предприятий свои приоритетные задачи (социальная реклама, издание учебников, обеспечение доступа к культуре для социально незащищенных групп).

Вместе с тем, государство продолжало субсидировать традиционные культурные институты, и это было оправданно, поскольку в большинстве случаев традиционные культурные институты не могут существовать (и нигде в мире не существуют) на полной самоокупаемости. Однако действующие законы и нормативы зачастую не позволяли государственным учреждениям культуры развивать собственную коммерческую деятельность, которая могла бы стать дополнительным фактором обеспечения устойчивости их развития.


В организациях, субсидируемых государством, так же не получила развития современная предпринимательская, менеджерская культура, которая позволила бы им действовать более гибко, обращаться к новым аудиториям, решать социальные проблемы, привлекать современные творческие силы и сотрудничать с независимыми коммерческими и некоммерческими организациями. Отсутствие культуры менеджмента в организациях государственного сектора проявлялось в их низкой посещаемости, в отсутствии ярких, актуальных проектов, в неспособности сформировать качественный туристический продукт. При этом молодые творческие силы либо уходили в коммерческий сектор, либо реализовали себя в негосударственных некоммерческих организациях культуры.

И если в середине 1990-х некоторые организации культуры фактически использовали государственные ресурсы для извлечения прибыли (не всегда оптимальным образом, например, путем сдачи в аренду своих помещений), то с введением Бюджетного кодекса они вынуждены были вовсе отказаться от коммерции, от любого намека на рентабельность.

Таким образом, к началу 2000 года российская сфера культуры оказалась поделена надвое. С одной стороны, в ней существовали некоммерческие государственные организации, деятельность которых была во многом неэффективной и архаичной, а с другой, - коммерческие предприятия, отданные целиком на волю «дикого» рынка, которые эффективно удовлетворяли массовый вкус и массовые потребности. Эти два сектора были практически изолированы друг от друга. Но именно они составляли тот фон, на котором действовали инновационные, хотя и гораздо более малочисленные, НПО14.

Сегодня очень мало общего между государственными и негосударственными культурными организациями - главным образом потому, что последние, в силу политических и экономических обстоятельств, поставлены на грань выживания. Этот разрыв углубляется, прежде всего, в силу экономических причин. Если в конце 1990-х - начале 2000-х годов третий сектор в культуре мог рассчитывать на поддержку со стороны западных благотворителей, то, начиная с 2003 года, практически все доступные каналы финансирования были перекрыты: Фонд Сороса ушел из России, Фонд Форда практически прекратил выдачу новых грантов, а остальные фонды исключили культуру из своих приоритетов. С другой стороны, Министерство культуры РФ, равно как и большинство региональных администраций, крайне неохотно сотрудничали с НПО.



В результате независимые инициативы в сфере культуры практически не имели шансов получить финансирование - тем более, если речь шла не о проведении разовой акции, а о деятельности организации. Известно, что найти средства на административные расходы гораздо сложнее, чем на конкретные проекты. Кроме того, нынешняя административная и налоговая система, не предусматривающая никаких поблажек для третьего сектора,

делает само существование организации делом крайне трудоемким и дорогостоящим.

Фактически, в России сегодня невозможно существование некоммерческой организации культуры без «крыши», т.е. без опекающей, защищающей, частично финансирующей (хотя бы путем предоставления помещений) государственной (реже - коммерческой или благотворительной) структуры. Среди ярких и продуктивных НПО, действовавших на рубеже 1990-х - 2000-х годов, уже есть много потерь. Не все сумели выжить в процессе жесткого «естественного отбора».

В 2003 году в жизни организаций культуры наступает принципиально новый период. Во-первых, вступает в силу Бюджетный кодекс, который ставит деятельность государственных организаций в жесткие рамки, контролируемые казначейством. Во-вторых, из России уходит Фонд Сороса, который в 1990-е годы был для организаций культуры - как государственных, так и независимых - самым крупным донором, особенно в регионах; в то же время, другие зарубежные фонды сокращают финансирование или вовсе отказываются от культуры как приоритета в своей деятельности. И, в-третьих, поддержка культуры со стороны российских благотворителей все еще является эпизодической и в целом малозаметной.15

Именно в этот период стала очевидна необходимость институциональной модернизации государственных организаций, которая позволила бы решать проблемы культуры в едином комплексе, опираясь на механизмы взаимодействия коммерческой и некоммерческой, государственной и негосударственной составляющих сферы культуры. Эта модернизация осуществляется сегодня, правда, не как ответ на внутренние проблемы сферы культуры, а как часть общей административной реформы, проходящей в стране.

В 2004 г. были приняты два решения, которые обещали и обещают всерьез изменить ситуацию в сфере культуры: реформа федерального правительства, в результате которой вместо Министерства культуры РФ возникло Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ и реформа бюджетной сферы, вступающая в силу с 2006 года, одним из последствий которой станет изменение статуса государственных учреждений культуры, их «дистанцирование» от государства.


Интересные возможности институционального развития культуры возникают на границе культуры и бизнеса. В условиях снижения или отсутствия государственного финансирования организации культуры могут идти двумя путями:

(а) искать средства в других источниках и

(б) зарабатывать самостоятельно. В первом случае речь идет о
благотворительности или о деловом партнерстве культуры и бизнеса. Во
втором случае культура сама становится бизнесом и дает начало так
называемым «творческим индустриям».

Благотворительная поддержка (или меценатство) не предполагает никаких выгод для корпорации или предпринимателя. Она осуществляется «из любви к искусству» или из соображений социальной ответственности.

Деятельность бизнеса в области благотворительной поддержки культуры, в основном, сводится к следующему: 16

1) возвращение в Россию национального наследия;

2) поддержка традиций и наследия (финансирование реставрации
памятников, фольклорных коллективов и т.д.);

  1. развлечение работников своих предприятий и жителей городов, где эти предприятия расположены (организация концертов поп-звезд и т.д.);

  1. поддержка современных творческих проектов;

5) создание условий для развития сферы культуры (поддержка реформы, организационных инноваций, развития менеджмента и т.д.).

Подавляющее большинство проектов, поддержанных российскими предпринимателями, относятся к первым трем категориям. Четвертая и пятая категории в большей степени характерны для деятельности зарубежных фирм и фондов, работающих в России, хотя здесь есть исключения.

Две благотворительных программы заслуживают упоминания в этой связи:17

(1) Начиная с 2004 г., Фонд Владимира Потанина проводит ежегодный всероссийский конкурс проектов «Меняющийся музей в меняющемся мире». Конкурс имел отчетливую инновационную ориентацию. В частности, одной из его номинаций были проекты в области совершенствования менеджмента музеев.

(2) В 2004 г. начал работу фонд Михаила Прохорова (Фонд культурная инициатива). И хотя деятельность фонда пока сосредоточена в Норильске, его программа может служить образцом работы частного благотворительного фонда, осуществляющего социально-культурную модернизацию территории с опорой на ресурсы культуры. В частности, программа фонда строится на сбалансированном сочетании традиционных и инновационных форм культурной деятельности, а также культурных интервенций извне и поддержки культурных инициатив, существующих в самом городе.


Пусть эти примеры относятся один - к узкому сектору (музеи), а другой - к отдельному городу (Норильск), они демонстрируют, что в России начался процесс конструирования системы частной поддержки культуры, которая не сводится к дублированию функций государственных структур.

Давая деньги на культуру, спонсор (в отличие от благотворителя или мецената) всегда рассчитывает получить что-то взамен. В самом простом случае это реклама производимых им товаров и услуг. Более тонкий расчет - приращение имиджа компании или бренда, которое в конечном счете тоже способствует продвижению продуктов на рынке.

Иначе говоря, с точки зрения бизнеса, поддержка культуры - это инструмент развития и освоения рынков. Примером блестящей реализации спонсорской схемы поддержки культуры может служить союз фестиваля «Золотая маска» с новым генеральным спонсором, которым в 2004 г. стал Сбербанк России. Среди прочего, Сбербанк выпустил кредитную карточку «Золотая маска», и одновременно - помимо самого фестиваля - спонсировал программу представления лучших спектаклей, лауреатов «Золотой маски» в регионах России. Союз крупнейшего театрального фестиваля и крупнейшего банка - важный (хотя и не единственный) образец развития сотрудничества между бизнесом и культурой. Видно, что два сильных национальных бренда нашли друг друга и заинтересованы друг в друге.

В России развитие фандрейзинга находится пока в самом начале, и потому как со стороны бизнеса, так и со стороны культуры навыки общения и сотрудничества только еще начинают формироваться. В основном, спонсорские отношения существуют сегодня между крупными организациями культуры и крупными корпорациями.

В условиях административной реформы поддержка культуры со стороны частного сектора (крупного, среднего и малого бизнеса) может стать одним из решающих факторов выживания и развития организаций культуры, особенно на местах. При этом важно, чтобы государство оставалось в роли одного из партнеров культуры, позволяя свободно развиваться отношениям культуры с бизнесом. Опасность в данном случае заключается в том, что патерналистские традиции, сформированные длительным симбиозом российской культуры и российского государства, заставят власти «руководить» процессом фандрейзинга, т.е. присутствовать в качестве третьего участника в ситуациях сотрудничества культуры и бизнеса, назначать патронов для тех или иных проектов и т.п.

Между тем, государство может сыграть очень важную, даже решающую