Файл: Привлечение и аккумулирование финансовых средств в социальнокультурной сфере.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Стремление получить дополнительные деньги от спонсоров - это не основная деятельность учреждений культуры, это - средство работать лучше, здесь деньги не являются самоцелью и смыслом жизни, как принято считать сегодня в обществе, они лишь дают хороший дополнительный импульс развитию культуры. И, в связи с этим, аккумулирование дополнительных финансовых средств на развитие социокультурной сферы является важным направлением в работе каждого учреждения культуры.

Проблема учреждений культуры состоит не столько в отсутствии возможностей получить спонсорские деньги, сколько в неумении использовать эти возможности, отсутствии практического опыта фандрайзинга, т.е. привлечения средств. Поэтому, прежде чем обратиться к возможным инвесторам, следует понять и дать четкое определение того, чего необходимо достигнуть в своей деятельности.

Другими словами, определить миссию организации, фокус ее деятельности, аудиторию, к которой обращена эта деятельность, направления дальнейшего развития. Это очень важный шаг, потому что кажущееся очевидным не всегда столь же очевидно для возможных партнеров и инвесторов.

Исходя из вышеприведенного анализа, мы видим, что в отечественной практике добывания средств на развитие культуры все большую роль играют формы частного финансирования. Это - спонсорство, патронаж, филантропия, благотворительность, донорство.

Указанные термины отражают сегодня целое явление - частное финансирование культуры и искусства. И оно знаменательно не только с социальной и экономической точек зрения, что само по себе исключительно важно, но, главное, люди, которые выделяют деньги на культуру, начинают осознавать степень своего участия в культуре и даже ответственность за культурную жизнь.

Со своей стороны, потребители (организации культуры, художники) также осознают глубину и важность гуманного влияния добровольных частных взносов на свое творчество. За всем этим просматривается нечто новое, несущее определенные культурологические смыслы.

Достаточно прикоснуться к истории переписки великих художников, чтобы узнать не только самих художников, но и их спонсоров, а также формы и средства их влияния на творческий процесс. Большинство писем художников спонсорам являет собой просьбу о помощи или же благодарность за уже полученную помощь, с комментариями спонсоров по поводу определенного произведения искусства.


Частное финансирование для России - явление не новое. В XIX - начале XX вв. экономическое спонсорство культурных мероприятий и программ воспринималось как нормальное, поощряемое обществом и государством отношение богатых людей к культуре.

Сегодня нет оснований впадать в пессимизм и относительно будущего вклада в культуру новой русской буржуазии. Нужно заимствовать опыт Запада, где, например, появились ассоциации спонсоров, организованные Европейской ассоциацией национальных спонсорских ассоциаций (АВ8А -ассоциация для делового спонсирования искусства).

Своей экспертной и профессиональной деятельностью национальные ассоциации стремятся содействовать вовлечению предприятий и других институтов в спонсорскую деятельность, проводя идею спонсорства как неотъемлемой части деловой и маркетинговой политики предприятия.

При этом ассоциаций оказывают потенциальным спонсорам консультационные услуги, осуществляют экспертные оценки культурных проектов и культурных продуктов. Но, при этом, необходимо вспомнить и развивать собственные традиции.

В заключение еще раз вернемся к главному - учреждения культуры уже окунулись в пучину рыночной стихии и стремятся не только остаться на плаву, но и встать на твердую почву экономического процветания.

Другое дело - необходимо перевести на нормальный, всем понятный язык экономику музея, театра, филармонии и других учреждений культуры и искусства, управления ими, внутрипроизводственными отношениями. И не менее главное, - уяснить, что же они производят, какой продукт, где он начинается и во что превращается. В самом продукте как раз и заложена специфика.

Различие в том, что учреждения культуры производят продукт, который не продается, - спектакль, концерт, выставка, культурная программа. А товар - это билеты и продавать можно билеты, а не сам, скажем, спектакль. Безусловно, существует и целевая продажа. Но даже если нужно целевым образом на гастролях по гонорару продать спектакль, принимающая сторона должна "нарезать" из бумажек билеты и предложить их зрителю, который может через билеты купить лишь право на коллективный просмотр спектакля.

Зритель как бы получает пропуск - допуск к просмотру. В этом заключается специфика. Учреждение культуры или искусства является в каком-то смысле, с одной стороны, обычной торгующей организацией, а в прямом смысле, оно создает продукт - результат своей творческой и хозяйственной деятельности. Выступая одновременно в двух функциях, оно производит продукт, и само формирует к нему допуск, и само его продает.



Бизнес вкладывает средства в культуру не только по альтруистическим мотивам — ему это выгодно. Предпринимательский успех фирмы, ее прибыль не в последнюю очередь зависит от ее известности и успеха в обществе. Пожертвования в сферу культуры и искусство дают прекрасную возможность получить признание и успех.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:


  1. Конституция РФ. – М.: Витрэм, 2010.

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: Витрэм, 2010.

  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) (с изменениями и дополнениями) http://base.garant.ru/ или // http: www.consultant.ru.

  4. Бюджетный кодекс РФ. – М., 2009.

  5. Федеральный закон «О культуре в РФ» // Справочник руководителя учреждения культуры. 2010. №10. С. 6-28.

  6. Закон РФ от 19 мая 1995 г. № 82 ФЗ «Об общественных объединениях» http//npa-gov.garwed.ru

  7. Закон РФ от 13 марта 2006 г. № 38 ФЗ «О рекламе» www.consultant.ru

  8. Закон РФ «О некоммерческих организациях» // Собрание федерального законодательства. 1996, №7.

  9. Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751 О национальной доктрине образования в РФ //www.rg.ru/oficial/ doc/postan

  10. Постановление Правительства РФ от 01. 06.2006 № МФ-П44-2462 «Основные направления государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 года и план действий по их реализации» http://www. culturalmanagment.ru

  11. Авалян А.Г. Источники финансирования в сфере культуры /А.Г. Авалян //культура: управление, экономика, право.-2004.-№1.-С36-41.

  12. Актуальные проблемы социокультурного менеджмента: Сб. науч. Трудов /Под ред. В.М. Чижикова, Г.Н. Новиковой.- М.: МГУКИ, 2002.

  13. Арнольдов А.И. Культура и горизонты XXI в. /А.И. Арнольдов //Вестник МГУКИ.-2003.- №3.-С.9-18.

  14. Аронов А.А. Золотой век русского меценатства /А.А. Аронов.- М., 1995.-158с.

  15. Бирженюк Г.М. Основы региональной культурной политики и формирование культурно-досуговых программ / Г.М. Бирженюк, А.П. Марков.- СПб., 1992.- 127с.

  16. Векслер А.Ф. Зачем бизнесу спонсорство и благотворительность. /А.Ф. Векслер, Г.Л. Тульчинский.- Н.Новгород, 2002.

  17. Гордин В.Э. Социальная политика и социальный маркетинг. /В.Э. Гордин.– СПб.: СПб УЭиФ.-2003;

  18. Дегтяренко Г.В. Финансирование сферы культуры /Г.В. Дегтяренко//Культура: управление, экономика, право.-2004.-№1.-С.36-39. 19. Дуликов В.З. Критерии социально-культурной деятельности /В.З.Дуликов //Вестник МГУКИ.- 2004.-№3.- С.94-97.

  19. Дымникова А. И. Управление культурой в рыночной экономике.СПб.: СПбУЭиФ, 2001.

  20. Дюкарев Р. Социальный маркетинг для некоммерческих организаций./Р. Дюкарев, А.К. Фокс.- М., 2004. - 194 с.

  21. Залесский В.В., Каллистратова Р.Ф. Комментарий к федеральному закону "О Некоммерческих организациях". - М.:Юрайт, 2005 - 260 с.

  22. Жаркова Л.С. Коммерческая деятельность учреждений культуры:Учебное пособие./ Жаркова Л.С. - М: МГУКИ, 2003.

  23. Жарков А.Д. Культурно-досуговая деятельность как общественный феномен / А.Д. Жарков // Вестник МГУКИ.- 2003.- №3.-С.72-79.

  24. Жарков А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности:учебное пособие /А.Д. Жарков.- М.: МГУК, 1998.- 247с.

  25. Игнатьева Е. Л. О государственной поддержке благотворительности и спонсорства в культуре // Финансы. 2000. № 3. С. 49-50.

  26. Игнатьева Е. Л. Внебюджетные источники финансирования культуры: понятия, состояние, перспективы // Арт-фандрейзинг; Сб.науч. тр. / Под ред. И. Г. Хангельдиевой. М.: МУМ, 2002. С. 15-20.

  27. Каширина И. PR-стратегии компании «Макдоналдс» в области благотворительной и спонсорской деятельности /И. Каширина //Предпринимательство в культуре и культура предпринимательства.- М., 2005.-С.129-138.

  28. Кеннеди Л.У. Качественный менеджмент в бесприбыльной сфере./Л.У. Кеннеди.-СПб, 2004.-175 с;

  29. Киселева Т.Г. Глобализация общества и современная культурная политика /Т.Г. Киселева //Вестник МГУКИ.-2003.-№1.- С. 19-26.

  30. Киселева Т.Г. Основы социально-культурной деятельности: учебное пособие /Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников.- М.МГУКИ, 2004.

  31. Ковальчук А.С. Социально-культурная деятельность: учеб.пособие/А.С. Ковальчук.- Орел: ОГИИК, 2000.-258с.

  32. Колбер Ф. Маркетинг культуры и искусства./Ф. Колбер.-СПб: Арт-Пресс, Изд. Васин А.И., 2004

  33. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере. -М., 2005

  34. Корпоративная филантропия: мифы и реальность. Результаты социологического исследования. -М., 2008.

  35. Культурно-досуговая деятельность: учебник /Под науч. ред.А.Д. Жаркова.- М., 1998.- 462с.

  36. Культурная политика России. История и современность. Два взгляда на одну проблему.- М.: Либерея, 1998.- 296с.

  37. Либоракина М. Роль некоммерческого сектора в экономике России// Заседание Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ. 25 ноября 2004 г. НКО России; предварительные итоги // Деньги и благотворительность. 2004. -№ 1.-С. 13-35.

  38. Макальская М.Л., Пирожкова Н.А. Некоммерческие организации в России. Создание. Права. Налоги. Учет. Отчетность. - М. - Изд-во "Дело и Сервис", 2003 - 400 с.

  39. Менеджмент в сфере культуры: учеб. Пособие /Под ред. И.М.Болотникова.-СПб,2007 .

  40. Мешканцев А.А. источники финансирования в сфере культуры /А.А.Мешканцев //культура: управление, экономика, право.-2004.-№1.-С.41-46.

  41. Михеева Н.А., Галенская Л.Н. Менеджмент в социально-культурной сфере./Н.А. Михеева, Л.Н. Геленская. - СПб, 2000.

  42. Мосалев Б.Г. Социокультурные границы менталитета /Б.Г. Мосалев //Вестник МГУКИ.- 2004.-№ 1.- С. 44-56.

  43. Негосударственные организации сферы культуры Санкт-Петербурга. СПб, 2007 57.Новаторов В.Е. Маркетинг в социально-культурной сфере /Новаторов В.Е.- Омск, 2000.

  44. Новаторов В.Е. Маркетинговые исследования в сфере культуры. /Новаторов В.Е.-Иркутск, 2005.-255с.

  45. Новаторов В.Е. Развитие маркетинговых технологий в учреждениях культуры/Новаторов В.Е. // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2004. - № 2.

  46. Основы деятельности и успеха некоммерческих организаций. -М.,2005. - 133 с.

  47. Работать с некоммерческим сектором: спонсорство или партнерство? СПб, 2007 - 96 с.

  48. Рудич Л.И. Менеджмент социально-культурной сферы. Основы технологии. /Л.И. Рудич.- Кемерово. - Кузбассвузиздат, 2002

  49. Свердлов А.З. Курс лекций по социальной работе и благотворительности (отечественный и зарубежный аспект). В 2-х ч. /А.З. Свердлов.- СПб., 2001.

  50. Соколов А. Источник достойной жизни: нужна новая социокультурная политика /А. Соколов //Рос. Газ. - 2004.-21 дек.- С.9.

  51. Социальная работа в России: прошлое и настоящее. Сборник статей и материалов.- Ставрополь, 1998.-342с.

  52. Толмасова А. Благотворительная деятельность в России: правовые аспекты вопросов налогообложения. Консультация /А. Толмасова.//Иностранный капитал России,-1999.-№9.

  53. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры: учеб. пособие /Г.Л. Тульчинский, Е.Л. Шекова.- СПб.: Лань, 2003.- 528с.

  54. Тульчинский Г.Л. Привлечение и аккумулирование финансовых средств: фандрейзинг в сфере культуры /Г.Л. Тульчинский.-СПб., 1998.-108 с.

  55. Тульчинский Г.Л. РЯ фирмы: технология и эффективность /Тульчинский Г.Л..- СПб., 2001.

  56. Управление некоммерческими организациями. М, 2004. - 171 с.

  57. Хопкинс Брюс Р. Как создать неприбыльную организацию и управлять ею. М., 2003. - 292 с.

  58. Хорькова Е.П. История предпринимательства и меценатства в России: учеб. Пособие /Е.П. Хорькова.-М., 1998.-496с.

  59. Чижиков В.М. Введение в социокультурный менеджмент: Учебное пособие / Чижиков В.М., Чижиков В.В. - М.: МГУКИ, 2003. – 382 с.

  60. Шекова Е.Л. Менеджмент благотворительной деятельности: опыт российской сферы культуры / Шекова Е.Л. //Менеджмент в России и за рубежом.-2004.-№3.- С. 44-51.

  61. Шекова Е.Л. Развитие фандрейзинга в России: вопросы методологии //Вестник СПбГУКИ: Менеджмент.-2005.- Выпуск 1. - Серия 8.-С.101-123.

  62. Чепурнова С. Во имя и на благо России /С. Чепурнова //Клуб.-2006.-№9.-С. 12-13.

  63. Экономика социальной сферы: учебник.-М.: Март, 2007

  64. Экономические основы культурной деятельности. Индивидуальные


предпочтения и общественные интересы. - В 3 тт. - СПб: Алетейя, 2008. т.1. Рынок культурных услуг; т.2. Экономическая политика в сфере культуры; т.З. Цифровая версия культурной деятельности).

  1. Юрьева Т.В. Некоммерческие организации. Экономика и управление. - М., 2008

  2. http://socio.rin/ru/-Портал по социологии

  3. Обсерватория культуры. Режим доступа: http//infoculture.rsl/ru/NIKLib/home/resr/r

  4. www.tvkultura.ru – Информационный портал телеканала «Культура».

  5. www. countries.ru/library/institute/7ya.htm

  6. http://www.cultureclub.ru

  7. Культура: экономика, управление, право. Режим доступа:http//www.lawinfo.ru/ru/catalog/detail.php



1 Федеральный закон «О культуре в РФ» // Справочник руководителя учреждения культуры. 2010. №10. С. 6-28.



2 Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: Витрэм, 2010.


3 Кеннеди Л.У. Качественный менеджмент в бесприбыльной сфере. /Л.У. Кеннеди.– СПб., 2005.- С.34.

4 Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере.-М., 2005.- С.56

5 Закон РФ «О некоммерческих организациях» // Собрание федерального законодательства. 1996, №7.

6 Макальская МЛ. Некоммерческие организации в России. Создание. Права. Налоги. Учет. Отчетность./М.Л. Макальская, Н.А. Пирожкова. - М. - Изд-во "Дело и Сервис", 2003 -С. 123

7 Либоракина М. Роль некоммерческого сектора в экономике России /М. Либоракина.// Заседание Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ. 25 ноября 2004 г. НКО России; предварительные итоги // Деньги и благотворительность. 2004. -№ 1.- С. 17

8 Кеннеди Л.У. Качественный менеджмент в бесприбыльной сфере. /Л.У. Кеннеди.– СПб., 2005.- С58.

9 Основы деятельности и успеха некоммерческих организаций. -М., 2005. –с. 133

10 www.countries.ru/library/institute/7ya.htm

11 Шекова Е.Л. Развитие фандрейзинга в России: вопросы методологии/Е.Л. Шекова. //Вестник СПбГУКИ: Менеджмент.-2005.- Выпуск 1. - Серия 8.-С.111.

12 Либоракина М. Роль некоммерческого сектора в экономике России /М. Либоракина.// Заседание Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ. 25 ноября 2004 г. НКО России; предварительные итоги // Деньги и благотворительность. 2004. -№ 1.- С. 31


13 Шекова Е.Л. Развитие фандрейзинга в России: вопросы методологии /Е.Л. Шекова.//Вестник СПбГУКИ: Менеджмент.-2005.- Выпуск 1. - Серия 8.-С.113.

14 Игнатьева Е. Л. Внебюджетные источники финансирования культуры: понятия, состояние, перспективы // Арт-фандрейзинг; Сб. науч. тр. / Под ред. И. Г. Хангельдиевой. -М.: МУМ, 2002. -С. 15

15 Дегтяренко Г.В. Финансирование сферы культуры /Т.В.Дегтяренко //Культура: управление, экономика, право.-2004.-№1.-С.36

16 Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере. - М., 2005.-С. 148

17 Культура: экономика, управление, право. Режим доступа:http//www.lawinfo.ru/ru/catalog/detail.php

18 Чепурнова С. Во имя и на благо России /С. Чепурнова //Клуб.-2006.-№9.-С. 12

19 Менеджмент в сфере культуры: учеб. пособие /Под ред. И.М. Болотникова.-СПбГУКИ, 2007.-С. 102

20 Экономика социальной сферы: учебник.-М.: Март, 2005.-С. 402

21 http://www.cultureclub.ru

22 Менеджмент в сфере культуры: учеб. Пособие /Под ред. И.М. Болотникова.-СПб, 2007

23 Экономические основы культурной деятельности. Индивидуальные предпочтения и общественные интересы. - В 3 тт. - СПб: Алетейя, 2008. (т. 1. Рынок культурных услуг; т.2. Экономическая политика в сфере культуры; т.З. Цифровая версия культурной деятельности)

24 Ильичев Г. Благие намерения// Что мешает развитию благотворительности в России/Г. Ильичев//Известия. -2003. -13 мая. - С. 12

25 Благотворительная деятельность банков Северо-Запада в 2007 году// Приложение к изданию «Новости Ассоциации банков Северо-Запада». Вып. 3. -СПб., 2008.

26 www. countries.ru/library/institute/7ya.htm

27 Обсерватория культуры. Режим доступа: http//infoculture.rsl/ru/NIKLib/home/resr/r

28 Синецкий С. Б. Российские волонтеры: черты социального портрета// Благотворительность в России. СПб.: Лики России, 2003. – С. 551

29 Экономические основы культурной деятельности. Индивидуальные предпочтения и общественные интересы. - В 3 тт. - СПб: Алетейя, 2008. (т. 1..Рынок культурных услуг; т.2. Экономическая политика в сфере культуры; т.З. Цифровая версия культурной деятельности)


30 Источник: Государственный академический Мариинский театр. Данные внутренней отчетности.

31 http://socio.rin/ru/-Портал по социологии

32 Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) (с изменениями и дополнениями) http://base.garant.ru/ или // http: www.consultant.ru.