Файл: Привлечение и аккумулирование финансовых средств в социальнокультурной сфере.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
23

Привлечение заемных средств оправдано, если они способствуют реализации высокодоходных проектов, финансовые поступления от которых будут превышать цену заемного капитала. Использование заемных средств для финансирования основной некоммерческой деятельности возможно в случае тяжелого экономического положения организации культуры как единственно возможный вид финансирования, а также если заемные средства ведут к повышению качества оказываемых услуг, расширению некоммерческих видов деятельности, что позволит в дальнейшем увеличить доходы от основной деятельности.

В дополнение к сказанному, следует отметить такой возможный источник финансирования как международные проекты и программы. В России в настоящее время довольно активны такие международные организации как ЮНЕСКО, ИКОМОС, фонды Королевы Великобритании, Принца Уэльского, Фонд Сороса, Международный научный фонд. Гранты на финансирование выделяются юридическим и физическим лицам. Информация о сроках подачи заявок, характере и направлениях возможной поддержки публикуются в СМИ.

И наконец, традиционным внебюджетным источником финансирования является собственная коммерческая деятельность учреждений культуры. Помимо традиционных платных услуг это могут быть и банковский депозит, и совместное использование помещений и пр. Однако, пассивное отношение, например, к сдаче помещений ("лишь бы сдать кому угодно") имеет печальные последствия. Разбирательства, суды с партнерами доставили многим учреждениям культуры множество неприятностей, несоизмеримых с размерами полученных средств. "Лопнувшие" фирмы, криминальные "крыши", сеансы массового "исцеления" сильно подорвали авторитет организаций и их руководителей. Более эффективно "активное" использование потенциала НКО для PR-деятельности фирм, участие в стимулировании продаж, рекламных акциях и т.п.

Большую часть благотворительных поступлений организаций культуры обеспечивают сегодня в России коммерческие структуры. Практика показывает, что именно к коммерческим структурам (фирмам, банкам, агентствам) менеджеры культуры обращаются прежде всего, и именно у них организации культуры чаще, чем у благотворительных фондов или частных лиц, находят необходимую поддержку.

Так, по данным российского представительства британского благотворительного фонда САР(Charity Aid Foundations)70 % отечественных фирм жертвуют деньги на благотворительность организациям социальной сферы. В среднем на эти цели они перечисляют

в год 1,5 млрд. долларов24. Эти цифры пока несопоставимы с данными о благотворительности в США, где ежегодные пожертвования исчисляются: сотнями миллиардов долларов. Возрождение благотворительности в России - процесс длительный, зависящий от многих факторов: от стабильного развития экономики, роста банковского и промышленного капитала до возрождения норм морали и нравственности владельцев больших и малых капиталов. Но начало положено. Свидетельство тому деятельность отдельных коммерческих структур. О возрождении благотворительности бизнеса в России говорят, например, сведения деятельности 18 банков, входящих в Ассоциацию банков Северо-Запада.25 Некоторые из них перечислили значительные средства на
поддержку социально значимых программ. Например, Балтийский банк
потратил 3,8 млн. рублей; банк «Менатеп-С.-Петербург» - 11 млн. рублей;
Северо-западный Сбербанк России - 8 млн. рублей. Всего за год банками
было поддержано 189 проектов. На первом месте в их числе (45 проектов, т. е. 23,8 %) - оказание социальной помощи малообеспеченным, инвалидам, больным, особенно нуждающимся в помощи детям. На втором месте (41проект, т. е. 21,7 %) - поддержка культуры, искусства и восстановление исторических памятников Па третьем, четвертом и пятом местах - взносы в проекты, связанные с развитием городов (30 проектов), пауки и образования (29 проектов) и спорта (17 проектов). И это далеко не полный перечень благотворительности банков в России.26

Все больший вклад в активизацию организаций культуры России, в финансирование их проектов вносят зарубежные и российские благотворительные организации, особенно фонды. Приоритет здесь пока остается за зарубежными организациями. Так, по данным Союза благотворительных организаций, в стране было официально объявлено 136 конкурсов на участие в разнообразных программах, осуществляемых более 70 организациями и фондами из 10 стран, включая Россию27.

Основными организаторами конкурсов в России являются иностранные частные и общественные благотворительные фонды и организации, ими объявлено более 60% конкурсов. Подавляющее число всех иностранных благотворительных организаций, распределяющих свои средства в России,

составляют организации США (более 64 %). Приоритетными направлениями поддержки благотворительными организациями являются: наука и образование (53 %), общество и демократия (23 %). Значительно отстает от них культура, программы ее поддержки составляют лишь б % от общего числа программ. Культура поддерживается прежде всего иностранными организаторами конкурсов, их вложения составляют 86 % всех средств, выделяемых на нее благотворительными организациями.

Однако за короткое время возрождения благотворительности в России появилась целая сеть благотворительных организаций, помогающих культуре. Их число пока несопоставимо с количеством подобных зарубежных организаций, но среди них есть поистине уникальные структуры, без которых развитие культуры в России было бы сегодня затруднено.

Невозможно перечислить вес проекты, которые инициировали за
последнее десятилетие российские благотворительные организации. Очевидно следующее: фонды, занимающиеся культурой, играют важную роль в активизации культурной жизни страны и юрода. Они не только сами выполняют задачи культурно-просветительного характера, задачи по попу­ляризации и развитию культуры и искусства. Они, что чрезвычайно важно, развивают культуру города, поддерживая деятельность государственных и негосударственных учреждений культуры, вступая с ними в партнерство.

Сегодня деятельность российских благотворительных организаций и всех структур, участвующих в благотворительности, происходит не благодаря, а во многом вопреки действиям государства. Культурная политика Российского государства не стимулирует тех, кто помогает некоммерческому сектору. В отличие от США здесь не создается атмосфера престижности взносов, нет политики встречных субсидий, а наоборот, государство на законодательном уровне пытается внедрить итак используемые на практике методы бюджетозамещения, т.е. отнятия от организаций альтернативных доходов. С 2002 года отменены и те налоговые льготы, которыми пользовались российские коммерческие структуры, вкладывающие средства в некоммерческий сектор. В этих условиях занятия фандрейзингом значительно затруднены.

Налоговое законодательство Российской Федерации по прежнему предусматривает материальное стимулирование только физических лиц, оказывающих благотворительную поддержку в виде денежной помощи организациям пауки, культуры, образования, здравоохранения и социального
обеспечения. При уплате ими налога па доходы налоговая база сокращается па сумму фактических взносов на благотворительные цели, но не более 25 % доходов, полученных в отчетном году. Вместе с тем, в отличие от американской традиции, пожертвования частных лиц для российских организаций культуры не представляют пока сколько-нибудь значимую статью дохода. Это связано с объективными причинами: отсутствием традиций благотворительной деятельности, низким уровнем жизни населения, сложностями передачи взносов и т. и. Однако физические лица могут принести немалую пользу организациям культуры, даруя им свой опыт, знания, свободное время. Речь идет о волонтерстве, которое начало возрождаться и в России28. Способствует привлечению волонтеров формирование три организациях культуры клубов друзей или иных обществ, которые объединяли бы людей, сочувствующих организации и желающих помочь ей в решении различных проблем. Привлекая людей к деятельности музея, библиотеки, клуба, менеджеры дают им шанс проявить себя с позитивной стороны, совершить благое дело, приобщают их к имени организации, к ее нестандартной творческой жизни, т. е. воздействуют на определенные мотивы.

2.2. Проблемы и перспективы развития фандрейзинга в России (опыт учреждений культуры Москвы и Санкт-Петербурга)
Как мы поняли из вышеизложенного, в настоящее время в российской некоммерческой сфере все больше внимания уделяется развитию такого направления менеджмента, как фандрейзинг. Многие некоммерческие организации активно занимаются привлечением средств из различных источников. Однако развитие фандрейзинга в России сталкивается с целым рядом проблем. Это проблемы разграничения благотворительной и спонсорской деятельности, вопросы стимулирования благотворительной деятельности и др. Данный параграф базируется на исследовании фандрейзинговых программ государственных некоммерческих организаций культуры Москвы и Санкт-Петербурга.

В структуре финансирования российских государственных и негосударственных некоммерческих организаций четко прослеживаются следующие тенденции.

Во-первых, большое внимание уделяется привлечению с помощью фандрейзинга таких источников финансирования, как благотворительные, спонсорские, членские взносы. Однако в России речь идет в основном только о корпоративном финансировании. Доля благотворительных средств населения в бюджете государственных и негосударственных некоммерческих организаций крайне мала. По экспертным оценкам она не превышает двух процентов, при этом большинство граждан оказывает разовую помощь (69%).
29 Это связано с низким уровнем доходов населения, не позволяющим заниматься благотворительной деятельностью; неразвитостью традиций меценатства, а также с отсутствием эффективных мер стимулирования благотворительной деятельности со стороны государства.

Во-вторых, в российских некоммерческих организациях кроме благотворительных, спонсорских и членских взносов юридических лиц значительный удельный вес в структуре доходов от фандрейзинга имеют гранты благотворительных фондов и организаций.

В-третьих, в бюджете государственных и негосударственных некоммерческих организаций все большую роль играют собственные доходы — поступления от некоммерческой и предпринимательской деятельности. Доходы от некоммерческой деятельности могут складываться из выручки от реализации билетов, проведения экскурсий, лекций, консультаций, семинаров, конференций, работы студий, образовательных курсов, выездных выставок, гастролей и т. д. Предпринимательская деятельность организаций сводится к реализации печатной и сувенирной продукции, предоставлению различных платных услуг, а также к работе кафе, ресторанов, видеоцентров, автомобильных стоянок и т. д. В отдельных некоммерческих организациях собственные доходы достигают до 80 % всех поступлений.

В частности, анализ структуры финансирования государственных некоммерческих организаций за 2007 г. по данным внутренней годовой отчетности показал, что доходы от фандрейзинга могут составлять в бюджете государственных некоммерческих организаций значительную часть (в Большом театре — 39%, Мариинском театре — 35%, Эрмитаже — 37%, Государственной Третьяковской галерее — 33%)30.

Однако во многих государственных некоммерческих организациях доходы от фандрейзинга играют скромную роль (в Русском музее — 6%, Музее истории Санкт-Петербурга — 4%, МХАТе — 3%, Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина — 2%, Государственном историческом музее — 3%).

Кроме того, детальное исследование фандрейзинговых поступлений в данных учреждениях культуры показало, что в действительности доходы от фандрейзинга несколько иные. В одних учреждениях культуры к доходам от фандрейзинга относят поступления от коммерческой деятельности, в других — наоборот, фандрейзинговые поступления не включают членских взносов в клубы, общества друзей и т.д. Причем данная проблема актуальна не только для учреждений культуры, но и для других государственных и негосударственных некоммерческих организаций.