Файл: Наша речь. Виды речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 687

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


— А как назывался бы мастер -ёр-, если бы он занимался боксом, выезжал на гастроли, чинил лифты, ловил «зайцев» в автобусе?

Тема: Сочинение по картине А.А. Рылова «В голубом просторе»

Цели:познакомить с жизнью и творчеством А.А. Рылова; учить «читать» картину; воспитывать любовь к природе; развивать умения составлять текст на заданную тему, соблюдать структуру текста, излагать текст последовательно, устанавливая связь между его частями и отдельными предложениями.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте пары слов, которые вы записали. Назовите суффиксы.

— Какой оттенок придают суффиксы словам?

(При проведении наблюдений над словами с суффиксом -оват- можно наряду со словами, обозначающими вкус, использовать в качестве примеров и прилагательные, обозначающие цвет (показать для сравнения два листочка бумаги: жёлтый и желтоватый, красный и красноватый и т. д.). Суффикс -оват- придаёт слову оттенок неполноты качества.)

III. Работа по теме урока

1. Рассказ о жизни А.А. Рылова

Аркадий Александрович Рылов (1870—1939) родился в селе Истобинское Вятской губернии. Мальчик воспитывался в семье отчима, служившего нотариусом в Вятке. Семья жила в Вятке, на берегу широкой реки с таким же названием. Край лесов, озёр и рек покорил художника своей красотой.

В 1893 г. А.А. Рылов поступил в Санкт-Петербургскую Императорскую Академию художеств.

2. Беседа по картине

— Рассмотрите репродукцию картины А.А. Рылова «В голубом просторе» в «Картинной галерее».

Легко и свободно летят прекрасные белые птицы на своих огромных крыльях. Они словно купаются в голубом просторе. Так же легко и свободно плывут по небу кучевые облака. Этому парящему движению птиц соответствуют и спокойное колыхание волн, и плавное скольжение корабля, который несётся на своих парусах, как птица. Берег не просто обозначен силуэтом. На нём видны скалы, покрытые снегами. Всё это указывает на то, что место действия — далёкий Север.

Картина написана голубыми с зеленоватыми оттенками цветами. Тёмно-голубой цвет воды передаёт глубину моря. Фиолетовые тени на облаках и птицах подчёркивают их освещённость. Поэтому картина вызывает светлую спокойную радость.

— Какое впечатление производит на вас картина? Что в ней особенно красиво?

(Далее работа по вопросам упр. 177 (с. 94).)


IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

1. Составление плана

— Сколько частей должно быть в сочинении? Какие это части? (Три: вступление, основная часть, заключение.)

Примерный план

1. В голубом просторе.

2. Цвет и настроение картины.

3. Моё отношение к картине.

2. Работа над сочинением

(Учащиеся пишут сочинение по плану. Проверка. Учащиеся читают свои сочинения.)

VI. Рефлексия

— Оцените свою работу на уроке.

VII. Подведение итогов урока

— Чьё сочинение вам больше всего понравилось?

Домашнее задание

Упр. 171 (с. 92).


Тема: Что такое основа слова?

Цель:формировать умения выделять основу в словах, разбирать слова по составу.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Учащиеся по цепочке читают слова, называют суффиксы.)

— Какое значение придают эти суффиксы словам?

— Что такое суффикс? Для чего он служит?

— Что такое приставка? Для чего она служит?

III. Актуализация знаний

(Работа в парах.)

— Распределите слова в три столбика. Придумайте и допишите два своих слова в каждый столбик. Какое слово лишнее? Придумайте с этим словом предложение.

Переходы, звёздочка, река, побежит, ночной, облака.

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте слова.

Приставка, предлог, суффикс, корень, окончание.

— Какое слово лишнее? (Предлог.)

— Обоснуйте свой выбор. (Это часть речи, всё остальное части слова.)

— Рассмотрите схему на с. 73. Со всеми ли частями слова мы познакомились?

— Назовите часть слова, с которой предстоит сегодня познакомиться.

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 178 (с. 95).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— Что такое основа?

— Как найти основу в слове?

Упр. 179 (с. 95).

— Прочитайте текст. О ком в нём говорится?

— Что нового вы узнали из текста?

— Выполните задания.

— Прочитайте однокоренные слова с корнем ящер-. (Ящерица, ящерята, ящерка.)

— Назовите формы одного и того же слова. (Ящерица, ящерицей, ящерицу.)

— Назовите все значимые части слов.

(Учитель может предложить нескольким учащимся выполнить это задание на доске.)

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

— Прочитайте информацию в рубрике «Страничка для любознательных» на с. 96.

— О чём может рассказать словообразовательный словарь?


Упр. 180 (с. 96).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

Упр. 181 (с. 96).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

VIII. Рефлексия

— Выпишите слова, которые состоят только из корня и окончания. Выделите в них корень, окончание и основу.

Весна, поход, дом, быстрый, вылетел, дорога, книга, карандаши, рука, гроза.

— Как найти основу в слове?

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что такое основа слова?

Домашнее задание

Упр. 182 (с. 96).

Тема: Обобщение знаний о составе слова

Цель:развивать умения выделять значимые части слова, разбирать слова по составу.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте пары слов, которые являются однокоренными. (Рука — ручка, Томск — томичи, водолаз — вода.)

III. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 183 (с. 97).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

— Назовите слова, которые подходят к первой схеме. (Почка, облако.)

— Назовите слова, которые подходят ко второй схеме. (Звёздочка, оленята, зёрнышко, заморозки, дочка, кормушка.)

— Назовите слова, которые подходят к третьей схеме. (Подсвечник, пришкольный, подорожник, поездка.)

Упр. 184(с. 97).

(Работа в парах. Проверка.)

Упр.185 (с. 97).

— Прочитайте.

— Найдите лишние слова в каждом предложении. (1. Облачному. 2. Из снега. 3. Осенние.)

— Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка.)

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

(Самостоятельное выполнение заданий рубрики «Проверь себя» (с. 100) или работа с контрольно-измерительными материалами (тест 3, с. 14-17).)

VI. Рефлексия

— Оцените свою работу на уроке.

VII. Подведение итогов урока

— Назовите значимые части слова.

Домашнее задание

Упр. 188 (с. 98).

Тема: Контрольный диктант по теме «Состав слова»

Цель:проверить навыки правописания слов с изученными орфограммами, умение разбирать слова по составу.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Работа по теме урока

В лютый зимний холод всякая птица спешит к жилью человека. Там легче добыть пишу. Голод убивает обычный страх. Люди перестают пугать осторожную лесную живность. Тетерев и куропатка залетают в хранилища с зерном. Русаки ночью постоянно скачут в сад и огород. Ласки устраивают охоту на мышей в подвалах. Беляки прибегают щипать душистое сено из стогов.


Однажды через открытую дверь в сторожку влетела синичка. Она стала клевать крошки на столе.

По В. Бианки

Слово для справки: постоянно.

Грамматическое задание

1. Разберите по составу слова сторожка, зимний, душистое.

2. Подберите однокоренные слова к слову лесную.

3. Выпишите из текста два глагола с приставками. Приставки выделите.

III. Подведение итогов урока

— В написании каких слов вы сомневались?

Тема: Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о составе слова

Цели: проработать ошибки, допущенные в контрольном диктанте; развивать орфографическую зоркость, умение выполнять работу над ошибками.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Анализ контрольного диктанта

(Проводится работа над каждой группой ошибок.)

1. Пропуск, перестановка букв.

2. Буквосочетания жи - ши, ча ща.

3. Разделительный мягкий знак.

4. Безударные гласные в корне.

5. Парные звонкие и глухие согласные.

6. Непроверяемые гласные.

(Тем, кто не допустил ошибок в контрольном диктанте, можно предложить выполнить следующее задание.)

— Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Посмотрите на с.хну. Солнечное дер..во! Ствол величаво держит изумрудную крону, ух..дящую в синее небо. Кажется, что в ств.лах запрятано солнце. См..ла, что выступает на деревьях, прозрачна и з..л. листа.

По Т. Горовой

III. Физкультминутка

IV. Работа по теме урока

  1. Работа по учебнику

Упр. 186(с. 98).

— Прочитайте текст.

— Понравился ли он вам? Почему этот текст вызывает улыбку?

— А как бы вы ответили на вопрос Ослика?

— Что вы можете сказать о выделенных словах? Они однокоренные? Обоснуйте.

— Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка.)

2. Работа со словами из словаря

— Составьте из букв слова. РОПИГ, СЕШОС (Пирог, шоссе.)

— Объясните лексическое значение этих слов.

— Найдите эти слова в орфографическом словаре.

— Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы.

— Составьте предложения со словами пирог и шоссе, запишите.

— Запомните написание этих слов.

  1. Работа по учебнику

Упр. 187 (с. 98).

(Работа в парах. Проверка.)

V. Рефлексия

— Оцените свою работу на уроке.