ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 687
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
— А как назывался бы мастер -ёр-, если бы он занимался боксом, выезжал на гастроли, чинил лифты, ловил «зайцев» в автобусе?
Тема: Сочинение по картине А.А. Рылова «В голубом просторе»
Цели:познакомить с жизнью и творчеством А.А. Рылова; учить «читать» картину; воспитывать любовь к природе; развивать умения составлять текст на заданную тему, соблюдать структуру текста, излагать текст последовательно, устанавливая связь между его частями и отдельными предложениями.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте пары слов, которые вы записали. Назовите суффиксы.
— Какой оттенок придают суффиксы словам?
(При проведении наблюдений над словами с суффиксом -оват- можно наряду со словами, обозначающими вкус, использовать в качестве примеров и прилагательные, обозначающие цвет (показать для сравнения два листочка бумаги: жёлтый и желтоватый, красный и красноватый и т. д.). Суффикс -оват- придаёт слову оттенок неполноты качества.)
III. Работа по теме урока
1. Рассказ о жизни А.А. Рылова
Аркадий Александрович Рылов (1870—1939) родился в селе Истобинское Вятской губернии. Мальчик воспитывался в семье отчима, служившего нотариусом в Вятке. Семья жила в Вятке, на берегу широкой реки с таким же названием. Край лесов, озёр и рек покорил художника своей красотой.
В 1893 г. А.А. Рылов поступил в Санкт-Петербургскую Императорскую Академию художеств.
2. Беседа по картине
— Рассмотрите репродукцию картины А.А. Рылова «В голубом просторе» в «Картинной галерее».
Легко и свободно летят прекрасные белые птицы на своих огромных крыльях. Они словно купаются в голубом просторе. Так же легко и свободно плывут по небу кучевые облака. Этому парящему движению птиц соответствуют и спокойное колыхание волн, и плавное скольжение корабля, который несётся на своих парусах, как птица. Берег не просто обозначен силуэтом. На нём видны скалы, покрытые снегами. Всё это указывает на то, что место действия — далёкий Север.
Картина написана голубыми с зеленоватыми оттенками цветами. Тёмно-голубой цвет воды передаёт глубину моря. Фиолетовые тени на облаках и птицах подчёркивают их освещённость. Поэтому картина вызывает светлую спокойную радость.
— Какое впечатление производит на вас картина? Что в ней особенно красиво?
(Далее работа по вопросам упр. 177 (с. 94).)
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
1. Составление плана
— Сколько частей должно быть в сочинении? Какие это части? (Три: вступление, основная часть, заключение.)
Примерный план
1. В голубом просторе.
2. Цвет и настроение картины.
3. Моё отношение к картине.
2. Работа над сочинением
(Учащиеся пишут сочинение по плану. Проверка. Учащиеся читают свои сочинения.)
VI. Рефлексия
— Оцените свою работу на уроке.
VII. Подведение итогов урока
— Чьё сочинение вам больше всего понравилось?
Домашнее задание
Упр. 171 (с. 92).
Тема: Что такое основа слова?
Цель:формировать умения выделять основу в словах, разбирать слова по составу.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Учащиеся по цепочке читают слова, называют суффиксы.)
— Какое значение придают эти суффиксы словам?
— Что такое суффикс? Для чего он служит?
— Что такое приставка? Для чего она служит?
III. Актуализация знаний
(Работа в парах.)
— Распределите слова в три столбика. Придумайте и допишите два своих слова в каждый столбик. Какое слово лишнее? Придумайте с этим словом предложение.
Переходы, звёздочка, река, побежит, ночной, облака.
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте слова.
Приставка, предлог, суффикс, корень, окончание.
— Какое слово лишнее? (Предлог.)
— Обоснуйте свой выбор. (Это часть речи, всё остальное — части слова.)
— Рассмотрите схему на с. 73. Со всеми ли частями слова мы познакомились?
— Назовите часть слова, с которой предстоит сегодня познакомиться.
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 178 (с. 95).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Прочитайте ниже сведения о языке.
— Что такое основа?
— Как найти основу в слове?
Упр. 179 (с. 95).
— Прочитайте текст. О ком в нём говорится?
— Что нового вы узнали из текста?
— Выполните задания.
— Прочитайте однокоренные слова с корнем ящер-. (Ящерица, ящерята, ящерка.)
— Назовите формы одного и того же слова. (Ящерица, ящерицей, ящерицу.)
— Назовите все значимые части слов.
(Учитель может предложить нескольким учащимся выполнить это задание на доске.)
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
— Прочитайте информацию в рубрике «Страничка для любознательных» на с. 96.
— О чём может рассказать словообразовательный словарь?
Упр. 180 (с. 96).
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)
Упр. 181 (с. 96).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
VIII. Рефлексия
— Выпишите слова, которые состоят только из корня и окончания. Выделите в них корень, окончание и основу.
Весна, поход, дом, быстрый, вылетел, дорога, книга, карандаши, рука, гроза.
— Как найти основу в слове?
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что такое основа слова?
Домашнее задание
Упр. 182 (с. 96).
Тема: Обобщение знаний о составе слова
Цель:развивать умения выделять значимые части слова, разбирать слова по составу.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте пары слов, которые являются однокоренными. (Рука — ручка, Томск — томичи, водолаз — вода.)
III. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 183 (с. 97).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Назовите слова, которые подходят к первой схеме. (Почка, облако.)
— Назовите слова, которые подходят ко второй схеме. (Звёздочка, оленята, зёрнышко, заморозки, дочка, кормушка.)
— Назовите слова, которые подходят к третьей схеме. (Подсвечник, пришкольный, подорожник, поездка.)
Упр. 184(с. 97).
(Работа в парах. Проверка.)
Упр.185 (с. 97).
— Прочитайте.
— Найдите лишние слова в каждом предложении. (1. Облачному. 2. Из снега. 3. Осенние.)
— Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка.)
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
(Самостоятельное выполнение заданий рубрики «Проверь себя» (с. 100) или работа с контрольно-измерительными материалами (тест 3, с. 14-17).)
VI. Рефлексия
— Оцените свою работу на уроке.
VII. Подведение итогов урока
— Назовите значимые части слова.
Домашнее задание
Упр. 188 (с. 98).
Тема: Контрольный диктант по теме «Состав слова»
Цель:проверить навыки правописания слов с изученными орфограммами, умение разбирать слова по составу.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
В лютый зимний холод всякая птица спешит к жилью человека. Там легче добыть пишу. Голод убивает обычный страх. Люди перестают пугать осторожную лесную живность. Тетерев и куропатка залетают в хранилища с зерном. Русаки ночью постоянно скачут в сад и огород. Ласки устраивают охоту на мышей в подвалах. Беляки прибегают щипать душистое сено из стогов.
Однажды через открытую дверь в сторожку влетела синичка. Она стала клевать крошки на столе.
По В. Бианки
Слово для справки: постоянно.
Грамматическое задание
1. Разберите по составу слова сторожка, зимний, душистое.
2. Подберите однокоренные слова к слову лесную.
3. Выпишите из текста два глагола с приставками. Приставки выделите.
III. Подведение итогов урока
— В написании каких слов вы сомневались?
Тема: Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о составе слова
Цели: проработать ошибки, допущенные в контрольном диктанте; развивать орфографическую зоркость, умение выполнять работу над ошибками.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Анализ контрольного диктанта
(Проводится работа над каждой группой ошибок.)
1. Пропуск, перестановка букв.
2. Буквосочетания жи - ши, ча — ща.
3. Разделительный мягкий знак.
4. Безударные гласные в корне.
5. Парные звонкие и глухие согласные.
6. Непроверяемые гласные.
(Тем, кто не допустил ошибок в контрольном диктанте, можно предложить выполнить следующее задание.)
— Спишите, вставьте пропущенные буквы.
Посмотрите на с.хну. Солнечное дер..во! Ствол величаво держит изумрудную крону, ух..дящую в синее небо. Кажется, что в ств.лах запрятано солнце. См..ла, что выступает на деревьях, прозрачна и з..л. листа.
По Т. Горовой
III. Физкультминутка
IV. Работа по теме урока
-
Работа по учебнику
Упр. 186(с. 98).
— Прочитайте текст.
— Понравился ли он вам? Почему этот текст вызывает улыбку?
— А как бы вы ответили на вопрос Ослика?
— Что вы можете сказать о выделенных словах? Они однокоренные? Обоснуйте.
— Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка.)
2. Работа со словами из словаря
— Составьте из букв слова. РОПИГ, СЕШОС (Пирог, шоссе.)
— Объясните лексическое значение этих слов.
— Найдите эти слова в орфографическом словаре.
— Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы.
— Составьте предложения со словами пирог и шоссе, запишите.
— Запомните написание этих слов.
-
Работа по учебнику
Упр. 187 (с. 98).
(Работа в парах. Проверка.)
V. Рефлексия
— Оцените свою работу на уроке.