Файл: Наша речь. Виды речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 691

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: Правописание слов с двумя безударными гласными в корне

Цель: отрабатывать умение подбирать проверочные слова для слов с одним и двумя безударными гласными в корне.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте слова. По какому признаку они распределены по группам? (По частям речи.)

— Чем похожи эти слова? (Слова с двумя безударными гласными в корне.)

(Далее учащиеся по цепочке читают слова и называют проверочные слова к ним.)

III. Актуализация знаний

1. Индивидуальная работа

— Измените слова так, чтобы безударный гласный стал ударным. Запишите по образцу. Поставьте в словах ударение, выделите корень, подчеркните безударные гласные.

Образец: часы — час.

1) Мосты, долги, трава, листы, блины, леса, лиса, дожди.

2) Следы, шаги, овца, доска, цветы, число, ведро, мячи.

— Спишите, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте в словах орфограммы. Последнее предложение разберите по членам, выпишите словосочетания.

Ст..ит т..шина в в.хеннем л..су. Не слышно птич..их голосов. Пож.лтели и осыпались лист..я в б..рёзовой а..лее. Редко показывается на небе ясное солнышко. Скоро зав..южит лёгким снегом з..ма узкие дорожки, ветки д..рев..ев.

2. Устный диктант

(Учитель называет слова, учащиеся поднимают сигнальную карточку с той буквой, которая обозначает безударный гласный, и называют проверочное слово.)

Скрипит, трещит, свистит, блестит, висит, сидит, угощать, пропадать, хватать, холода, весёлый, колосок, варить, сторожить, весело, свисток.

IV. Самоопределение к деятельности

— Спишите. Поставьте в словах ударение, подчеркните безударные гласные.

Колосок, зеленеет, молодой.

— Сравните слова. Чем они похожи? В чём их особенность? (Эти слова с двумя безударными гласными.)

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Выборочный диктант

— Выпишите слова с двумя безударными гласными в корне.

Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит:

«Эй, пожарные, бегите!

Помогите, помогите!»


Здравствуй,

Солнце золотое!

Здравствуй,

Небо голубое!

К. Чуковский

— Прочитайте слова, которые вы записали. Назовите безударные гласные. (Помогите, золотое.)

— Подумайте, как проверить написание этих слов. Сколько проверочных слов нужно подобрать? (По два слова.)

— Подберите проверочные слова. (Помогите помощь, помощник; золотое — золото, позолота.)

  1. Работа по учебнику

Упр. 201 (с. 107).

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и объясняют их написание.)

— Назовите в каждой группе слово, от которого образованы другие слова.

3. Работа со словом из словаря

— Отгадайте загадку.

Два братца Через мать Друг на друга глядят. (Берега.)

— Найдите слово берег в орфографическом словаре.

— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

— Составьте предложение со словом берег, запишите.

— Запомните написание этого слова.

  1. Работа по учебнику

Упр. 202 (с. 108).

— Прочитайте стихотворение. Какое название подойдёт к этому стихотворению?

— Как автор описывает устройство рояля?

- Выполните письменное задание к упражнению.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова с орфограммами и объясняют их написание.)

5. Письмо по памяти

- Прочитайте. Назовите орфограммы в словах. Объясните их написание. Подберите проверочные слова.

Наб..рёзет..ремок,

Не в..сит на нём замок.

Дверь открыта для ж..льца —

Г..в..рливого скв..рца.

А. Чепуров

- Запишите стихотворение по памяти. (Взаимопроверка.)

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 204(с. 108).

- Прочитайте. Что вы заметили? Это текст? Почему?

- Выполните письменное задание к упражнению.

- Прочитайте текст.

- Как вы его озаглавили?

(Далее учащиеся по цепочке называют слова с орфограммами и объясняют их написание.)

- Прочитайте информацию в рубрике «Страничка для любознательных» нас. 109.

- Что интересного вы узнали?

VIII. Рефлексия

- Разделите слова на две группы.

М..роз, в..сна, ст..р..жить, в..ршина, м..л..дой, з..л..нели, к..л..сится, л..вушка.

- На какие две группы вы разделили слова? (С одним безударным гласным в корне и с двумя безударными гласными в корне.)

- Объясните, как проверить написание слова, в котором пропущены две буквы? Приведите примеры.



- Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

- Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?

- Что показалось трудным?

Домашнее задание

Упр. 203 (с. 108).

Тема: Правописание слов с безударными гласными в корне

Цель:отработать умения проверять и правильно писать слова с безударными гласными в корне.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте слова с проверяемыми орфограммами и объясните их написание.

— Как проверить безударный гласный в корне? (Надо подобрать однокоренное слово или изменить проверяемое слово так, чтобы безударный гласный стал ударным.)

— Прочитайте слова с непроверяемыми орфограммами. Назовите орфограммы.

— Как проверить написание этих слов? (По орфографическому словарю.)

III. Актуализация знаний

1. Индивидуальная работа

— Выпишите из текста слова с проверяемым безударным гласным о в корне. Рядом запишите проверочные слова.

Ребятишки принесли колючую семейку домой. Ежат и ежиху пустили в чулан. Марья Ивановна с Любочкой сходили на кухню, принесли кусочек мяса и положили его возле ежихи. Минуты через три ежиха почуяла мясо. Выглянула острая мордочка с маленькими чёрными глазками и чёрным, как блестящая пуговка, носиком. Затем показалась маленькая лапка с острыми коготками. Ежиха схватила мясо и начала жадно есть. Язычок у неё был розовый, как у котёнка.

— Спишите, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограммы в словах. Слова второго предложения разделите на слоги.

Др..зды — бол..шие любители р..бины. Осен..ю, когда т..жёлые грозд..я покрывают дер..вца и сг..бают их ве..ки, др..зды огромными стаями нал..тают на р..бину. Кроме р..бины, др..зды поедают можжевельник, ч..рнику. Живут дрозды-р..бинники в б..рёзовых рощах и в л..су.

2. Фронтальная работа

— Запишите как можно больше слов с корнем -зим-, корень выделите.

(Несколько слов можно разобрать по составу.)

— Какое правило вы знаете о правописании корней в однокоренных словах?

- Спишите, вставьте пропущенные буквы. Устно подберите проверочные слова.

К..л..сок, в..ч..рок, м..л..дой, з..л..неет, г..л..ва, д..р..вянный, д..р..гой, в.х.литься.

3. Работа с контрольно-измерительными материалами (тест 4, с. 18-19)

IV. Самоопределение к деятельности

— Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Обозначьте в словах орфограммы, подберите проверочные слова.


Модница крылатая,

Платье полосатое.

Ростом хоть и кроха,

Укусит — будет плохо. (Оса — осы.)

Шелестя, шурша травой,

Проползает кнут живой.

Вот он встал и зашипел:

Подходи, кто очень смел. (Змея змеи.)

Всю ночь летает —

Мышей добывает.

А станет светло —

Спать летит в дупло. (Сова — совы.)

На шесте весёлый дом

С круглым маленьким окном.

Чтоб уснули дети,

Дом качает ветер.

На крыльце поёт отец —

Он и лётчик, и певец. (Скворечник - скворушка.)

Что за стол среди берёз

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом. (Кормушка - корм.)

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 205 (с. 109).

— Прочитайте пары слов.

— Сможете ли вы объяснить лексическое значение всех слов? Почему?

— А где можно встретить эти слова?

Упр. 206(с. 110). (Самостоятельное выполнение. Проверка.)

— Назовите слова с безударными гласными в корне.

— Как проверить их написание?

2. Упражнение в подборе проверочных слов

— Устно подберите проверочные слова и назовите пропущенные буквы.

Х..дить, д..ржать, д..рить, сп..шить, м..рить, г..стать, л..вить.

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 207(с. 110).

— Прочитайте текст. Разделите его на предложения.

— Как можно озаглавить текст?

— Определите тип текста. (Повествование.)

— Разделите текст на три части.

— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)

— Как проверить безударный гласный в корне?

— Какие слова являются проверочными и как найти проверочное слово? Приведите примеры.

VIII. Рефлексия

— Спишите, вставьте пропущенные буквы. Объясните написание слов с орфограммами.

1) На чужой ст..ронушке рад своей в..ронушке. 2) Каждой птице своё гн.-здо любо. 3) Р..дная з..мля и в г..рсти мила. 4) Рукой победишь одного, а г..ловой — тысячи. 5) Пр.хтота, ч.хтота и пр..вота — лучшая кр..сота. 6) В..сна кр.хна цв..тами, ос.нь - хл..бами, а з..ма — сн.тами.

— Объясните смысл пословиц.

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Кто сегодня на уроке был самым активным?

Домашнее задание

Записать десять слов с безударными гласными в корне.

Тема: Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне

Цель: формировать умения
различать парные звонкие и глухие согласные, правильно писать слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте слова, которые вы записали.

- Написание каких гласных нужно проверять?

— Назовите проверочные слова.

III. Актуализация знаний

1. Индивидуальная работа

— От данных слов образуйте однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что делать? Выделите в словах корень, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

Образец: встреча — встречать.

Воз, ход, скрип, визг, хватка, шаг, сад, крик, корм, пляска, стон, свист, горе, смотр.

- От данных слов образуйте однокоренные слова, которые отвечают на вопрос какой ? Выделите в словах корень, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

Образец: море — морской.

Почта, тяжесть, холод, польза, дом, рог, гриб, шерсть, стол, дождь, дело, осень, боль, голубь.

- Спишите, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте в словах орфограммы. Выпишите слова, в которых звуков меньше, чем букв.

Небо быстро поч..рнело. Надвинулась чёрная туча. Нал..тел сильный порыв ветра. Кругом зак..чались, заст..нали, как живые, дерев..я. Пол..тели с них лист..я и суч..я. Хлынул сильный дождь. Но скоро ветер усп..коился, дождь перестал. Слышится в лесу только скри.. дерев..ев да мягкие удары т..жёлых д..ждевых капел...

— Спишите, вставьте пропущенные буквы. В скобках запишите проверочные слова. Найдите в тексте вопросительные предложения.

Ночью грянул моро.. . На сн..гу образовалась кре..кая л..дяная корка. Р..бята б..гут на лыжах по л.хной дорске. На каждом шагу тут зага..ки. Под деревьями пустые ши..ки, скорлу..ки. Кто тут гры.. оре..ки? Это р..бота белки. А вот рс.кий зв..рёк в белой шу..ке с.дит у куста, прижал у..ки. Это за..ц!

2. Фронтальная работа

- Спишите, вставьте пропущенные буквы. В скобках запишите проверочные слова. Обозначьте в словах орфограммы.

Солнце село, но в л..су ещё св..тло. Птицы болтливо л..печут. Молодая тр..ва блестит в..сёлым блеском изумруда. Алый свет в..черней зари медленно ск..льзит по к..рням и ств.лам деревьев. Вот и самые в..рхушки потускнели. Румяное небо с.неет. Л.хной запах усиливается.

По И. Тургеневу

(Самопроверка.)

IV. Самоопределение к деятельности

- Отгадайте загадку.

Весь я сделан из железа,

У меня ни ног, ни рук.

Я по шляпку в доску влезу,