ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 693
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
— Как определить падеж этих слов?
(Письмо по памяти. Выполнение заданий. Проверка.)
— Прочитайте предложения. Назовите падеж выделенных слов.
2. Работа со словом из словаря
— Найдите слово солома в орфографическом словаре.
— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
— Составьте предложение со словом солома, запишите.
— Запомните написание этого слова.
— Как вы понимаете выражение соломку подостлать! (Смягчить, ослабить что-нибудь неприятное.)
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 90 (с. 50).
(Коллективное выполнение.)
— Прочитайте ниже сведения о языке.
— Что нужно сделать, чтобы распознать родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных?
Упр. 91 (с. 51).
— Прочитайте.
— Вставьте слово конь в предложения, назовите падеж.
— Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка.)
Упр. 92 (с. 51).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
VIII. Рефлексия
(Работа в парах.)
— Выпишите имена существительные и распределите их в два столбика: 1) в именительном падеже; 2) в винительном падеже.
Любит лётчик самолёт,
Пулемётчик — пулемёт.
Как стекло, светло и чисто
Блещет мастера станок.
У бойца-кавалериста ,
Серебром горит клинок.
Содержи и ты в порядке
Парту, книжки и тетрадки.
С. Маршак
— В каком падеже стоят имена существительные, которые отвечают на вопрос что? и являются главным членом предложения?
— В каком падеже стоят имена существительные, которые отвечают на вопрос что? и являются второстепенным членом предложения?
— Назовите вопросы винительного падежа.
— С какими предлогами употребляются имена существительные в винительном падеже?
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— С каким словом из словаря познакомились?
Домашнее задание
Упр. 93 (с. 52).
Тема: Творительный падеж
Цели:познакомить с особенностями творительного падежа; развивать умение определять падеж по вопросу и предлогу.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте стихотворение.
— Назовите имена существительные в винительном падеже.
— Какие предметы вы смогли сравнить между собой и по какому признаку?
III. Актуализация знаний
— Прочитайте.
Вот идёт молва правдива:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А. Пушкин
— Из какого произведения эти строки? Назовите автора. (Из «Сказки о царе Салтане...», А.С. Пушкин.)
— Спишите. Укажите падеж выделенных имён существительных. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают имена существительные и называют падеж.)
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте словосочетания. Определите падеж имён существительных.
Наблюдал за птицей, сидел под берёзой, летал над облаком.
— Сравните имена существительные. Чем они похожи? (Стоят в творительном падеже.)
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 94 (с. 52).
— Прочитайте предложения.
— Определите падеж выделенных имён существительных в каждом предложении.
— Какие вопросы вы поставили? К каким существительным поставили вопрос кем ?, а к каким — чем ?
— Назовите предлоги, с которыми употреблены имена существительные.
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)
— Прочитайте сведения о языке на с. 53.
— Назовите вопросы творительного падежа.
— С какими предлогами употребляются имена существительные в творительном падеже?
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Упр. 95 (с. 53).
(Работа в парах. Проверка.)
— Прочитайте предложения, которые вы составили.
— Назовите падеж имён существительных.
Упр. 96 (с. 53).
— Прочитайте. Найдите имена существительные, которые стоят в форме творительного падежа.
— Найдите сравнения. Какой частью речи они выражены? (Именем существительным.)
— В каком падеже употреблено сравнение? (В творительном.)
— Подготовьтесь к письму под диктовку. (Запись под диктовку. Самопроверка.)
VIII. Рефлексия
(Работа в парах.)
— Прочитайте стихотворение. Найдите имена существительные, которые стоят в форме творительного падежа. Определите падеж остальных имён существительных.
Хорошо в лесу, ребята!
Пахнет кашкой, пахнет мятой,
Пахнет липой, и сосной,
И малиною лесной.
Мы сегодня в лес пойдём,
Грибы, ягоды найдём,
Наберём мы там черники
И душистой земляники.
М. Кравчук
— Назовите вопросы творительного падежа.
— С какими предлогами употребляются имена существительные в творительном падеже?
— Какие окончания имеют имена существительные, стоящие в форме творительного падежа?
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание
Составить и записать два предложения с именами существительными в творительном падеже.
Тема: Предложный падеж
Цели: познакомить с особенностями предложного падежа; развивать умение определять падеж по вопросу и предлогу.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте предложения, которые вы составили.
— Назовите имена существительные в творительном падеже.
III. Актуализация знаний
Словарный диктант
Кровать, около, трамвай, солома, рябина, однажды, комната, самолёт, килограмм, пятница, праздник, шоссе.
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте словосочетания. Определите падеж имён существительных.
Написали в газете, растут в воде, лежит на столе.
— Сравните имена существительные. Чем они похожи? (Стоят в предложном падеже.)
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр.97(с. 54).
— Прочитайте выражения. Объясните их смысл.
— Определите падеж выделенных имён существительных в каждом предложении.
— Какие вопросы вы поставили? К каким существительным поставили вопрос о ком?, а к каким — о нём?
— Назовите предлоги, с которыми употреблены имена существительные.
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)
— Прочитайте ниже сведения о языке.
— Назовите вопросы предложного падежа.
— С какими предлогами употребляются имена существительные в предложном падеже?
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Упр. 99 (с. 55).
— Прочитайте.
— Из каких произведений эти строки?
— Найдите устаревшие слова. Объясните их смысл.
— Выполните задание в парах.
— Назовите падеж выделенных имён существительных.
Упр. 100(с. 55).
(Работа в парах. Проверка.)
— Прочитайте предложения, которые вы составили.
— Назовите имена существительные в предложном падеже.
VIII. Рефлексия
(Работа в парах.)
—Прочитайте стихотворение. Найдите имена существительные, которые стоят в форме предложного падежа. Определите падеж остальных имён существительных.
Едут девочки в санях,
Руки в муфты прячут.
А мальчишки на конях
За санями скачут.
С. Маршак
— Назовите вопросы предложного падежа.
— С какими предлогами употребляются имена существительные в предложном падеже?
— Какие окончания имеют имена существительные в форме предложного падежа?
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание
Упр. 98 (с. 54).
Тема: Обучающее изложение
Цель: развивать умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте словосочетания, которые вы выписали.
— На какие вопросы отвечают имена существительные, которые стоят в форме предложного падежа?
III. Самоопределение к деятельности
— Сегодня мы будем писать изложение. Чтобы узнать, о ком будет текст, вам нужно отгадать загадку.
Этот зверь живёт лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы.
Он, мурлыча, песнь поёт.
Только мышь его боится.
Угадали? Это — ... (кот).
IV. Работа по теме урока
-
Знакомство с текстом
Упр. 101 (с. 56).
— Прочитайте текст. Рассмотрите рисунки.
— Как можно озаглавить этот текст?
— Назовите тему текста. (Кот.)
— Назовите главную мысль. (Кот ходил по дому и саду, как хозяин и сторож.)
— На сколько частей можно разделить этот текст?
— Куда влезли куры?
— Что сделал кот?
— Что произошло дальше?
— Как себя чувствовал кот после победы?
2. Составление плана
— Прочитайте текст по частям и озаглавьте каждую часть.
Примерный план
1. Куры в саду.
2. Как кот наказал кур.
3. Кот-хозяин.
3. Орфографическая работа
(Учащиеся по цепочке называют слова с орфограммами и объясняют их написание.)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
(Пересказ текста по плану. Текст по очереди пересказывают два-три ученика. Можно организовать работу в парах: сначала один ученик рассказывает другому содержание текста, затем наоборот. Далее повторное чтение текста и написание изложения. Самопроверка.)