ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 697
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Но когда хотели о нём рассказать, вспоминали все его имена - падежи:
Именительный,
Родительный,
Дательный,
Винительный,
Творительный,
Предложный.
- Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 67 (с. 38).
— Прочитайте стихотворение.
— Объясните значение слова полынья. (Незамёрзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, водоёма.)
— Спишите, вставьте пропущенные имена существительные.
— Прочитайте первое предложение.
— Найдите в предложении слова свинья и полынья. (Из полыньи, от свиньи.)
— С какими словами связаны по смыслу в предложении эти слова? (Шла свинья, попалась полынья.)
— Поставьте вопрос от слова шла к слову свинья. (Шла (кто ?) свинья.)
— Какой падеж имеет вопрос кто?(Именительный.)
— Подпишите падеж над словом свинья.
— Поставьте вопрос от слова попалась к слову полынья. (Попалась (что?) полынья.)
— Какой падеж имеет вопрос что?(Именительный.)
— Подпишите падеж над словом полынья.
— Прочитайте второе предложение.
— Найдите в предложении слова, которые вы добавили. (Из полыньи, от свиньи.)
— С какими словами связаны по смыслу в предложении эти слова? (Торчит из полыньи, хвостик от свиньи.)
— Поставьте вопрос от слова торчит к слову полыньи. (Торчит (из чего?) из полыньи.)
— Какой падеж имеет вопрос чего?(Родительный.)
— Подпишите падеж над словом полыньи.
— Поставьте вопрос от слова хвостик к слову свиньи. (Хвостик (кого?) свиньи.)
— Какой падеж имеет вопрос кого ? (Родительный.)
— Подпишите падеж над словом свиньи.
(С остальными предложениями учащиеся работают самостоятельно.)
— Назовите главные члены первого и второго предложений.
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 68 (с. 39).
— Прочитайте.
— Найдите словосочетания. Прочитайте.
— Найдите предложения. Прочитайте.
— Чем отличается словосочетание от предложения?
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают словосочетания
и предложения и называют падеж имён существительных.)
Упр. 69 (с. 39).
— Прочитайте текст. О ком в нём говорится? Что интересного вы узнали?
— Найдите предложение, в котором слово змея является подлежащим.
— Выполните задания.
(Проверка. Учащиеся по цепочке читают словосочетания с вопросами и называют падеж имён существительных.)
— Сделайте вывод: что нужно сделать, чтобы определить падеж существительного? (Найти слово, с которым оно связано, поставить от него вопрос. По вопросу и по предлогу определить падеж.)
— Приведите свои примеры.
— Прочитайте сведения о языке на с. 40.
— Что можно сказать об именах существительных, которые стоят в именительном падеже? (В предложении они являются подлежащим.)
— Как определить падеж существительного?
VIII. Рефлексия
— Прочитайте. Определите падеж слова весна в каждом случае.
В рощах птичье пение, А в классе - тишина. Проходим мы склонение, Склоняется весна.
Склоняем вслух: весна, весны... А за окном ручьи слышны. На парте не сидится мне, А тут весна, весны, весне...
Весна, весны, весне, весну, Весною, о весне... Гуляет зайчик по окну, Как солнце на стене.
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Как определить падеж существительного?
Домашнее задание
Составить и записать два предложения. Указать падеж имён существительных.
Тема: Упражнения в определении падежей
Цели: развивать умение определять падеж существительных по вопросу и предлогу; познакомить с особенностями именительного падежа.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте предложения. Назовите падеж имён существительных.
— Как определить падеж имён существительных?
III. Актуализация знаний
— Спишите, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Укажите род имён существительных.
Адр..с, г..зета, в..гон, со..нце, в..кзал, д..рога, хозяйство, т..л..фон, пут..шествие, см. лёт, ..кскурся, па(с, сс)ажир, ко(л, лл)екц..я, а(л, лл)ея.
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте.
Над лесом, под мостом, перед школой, за окном.
— Что общего у этих записей? (Это имена существительные, которые стоят в творительном падеже, с предлогами.)
— Чем они отличаются? (Они разного рода и употреблены с разными предлогами.)
— Как определить падеж существительного? (По вопросу и предлогу.)
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 70 (с. 40).
— Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
— Найдите предложение, в котором слово дело стоит в именительном падеже. Запишите. (Дело мастера боится.)
(Далее работа в парах. Проверка.)
Упр. 71 (с. 41).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Прочитайте предложения, которые вы составили.
— Назовите падежи имён существительных.
— Как определить падеж имени существительного?
2. Работа со словом из словаря
— Отгадайте загадки.
Весной зеленела,
Летом загорела,
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина.)
В сенокос — горька,
А в мороз — сладка.
Что за ягодка? (Рябина.)
— Найдите слово рябина в орфографическом словаре.
— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
— Составьте предложение со словом рябина, запишите.
— Запомните написание этого слова.
Материал для учителя
Круглый год украшает рябина и лес, и города. В самом центре Москвы в любом сквере горят её ярко-красные кисти.
Но почему рябина названа именно рябиной, а не иначе? Вот послушайте. Вишни, яблони и многие другие деревья в пору цветения — белые. А кудрявые соцветия рябины выделяются из общей белизны именно своей пестротой. В прозрачных зонтиках переплетаются и светло-зелёные, и белые цветы; темнеют, просвечивают сквозь них и листья, и ветки. «Рябые», — говорили в народе.
И так, по образному выражению наших предков, рябина от ряби пестра.
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
-
Работа по учебнику
Упр.72 (с. 41).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
2. Запись под диктовку
— Запишите. Определите падеж имён существительных.
На лесной полянке, сварить из малины, подъехал к заводу, пролетел над площадью, спит в берлоге, летел на самолёте, подлетела к дереву, отдыхал в лагере, объяснил ученику, плыли на пароходе, въехать в деревню.
VIII. Рефлексия
— Прочитайте. Определите падеж имён существительных.
Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.
Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы.
К. Чуковский
- Как определить падеж имени существительного?
- Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
- Каким членом предложения является имя существительное в именительном падеже?
Домашнее задание
Составить и записать словосочетания со словом книга, употребив это слово в разных падежах.
Тема: Сочинение
по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка»
Цели: познакомить с жизнью и творчеством И.Я. Билибина; учить «читать» картину; воспитывать любовь к природе; развивать умения составлять текст на заданную тему, соблюдать структуру текста, излагать текст последовательно, устанавливая связь между его частями и отдельными предложениями.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте словосочетания.
— Назовите падеж имени существительного в каждом из них.
III. Самоопределение к деятельности
— Из какого произведения эти строки?
А у младшего сына, Ивана-царевича, стрела поднялась и улетела, сам не знает куда. Вот он шёл, шёл, дошёл до болота, видит — сидит лягушка, подхватила его стрелу.
(Из русской народной сказки «Царевна-лягушка».)
Сегодня мы будем писать сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».
IV. Работа по теме урока
1. Рассказ о жизни И.Я. Билибина
Иван Яковлевич Билибин родился 4 августа 1876 г. в селе Тар-човка (близ Петербурга) в семье военного врача. В 1898 г. Учился в мастерской художника А. Ашбе в Мюнхене, затем несколько лет занимался под руководством И.Я. Репина.
Талант художника проявился в его иллюстрациях к русским сказкам, былинам, а также театральным постановкам.
Умер Билибин в блокадном Ленинграде 7 февраля 1942 г.
2. Беседа по картине
— Рассмотрите репродукцию картины И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» в «Картинной галерее».
В сказке не даётся описания внешности царевича, подробно не говорится о том месте, где повстречал Иван лягушку-квакушку. Художник оживил эту картину. В центре он изобразил Ивана-царевича посреди болота. Одет он в народный русский кафтан. Его внешний облик говорит о его не простом происхождении. В руках он держит лук, а стрелу держит лягушка.
Картина написана яркими красками, что создаёт сказочную атмосферу, заставляя зрителей вернуться к художественному тексту.
Иллюстрацию окаймляет орнамент со стрелами, жуками, растительным мотивом.
— Какое впечатление производит на вас картина И.Я. Билибина? Что в ней особенно красиво?
(Далее работа по вопросам упр. 73 (с. 41).)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Составление плана сочинения
— Сколько частей должно быть в сочинении? Назовите их. (Три: вступление, основная часть, заключение.)
Примерный план
1. «Иван-царевич и лягушка-квакушка».
2. Цвет и настроение картины.
3. Моё отношение к картине.
2. Работа над сочинением
(Учащиеся пишут сочинение по плану. Проверка. Учащиеся читают свои сочинения.)
VII. Рефлексия
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Чьё сочинение вам больше всего понравилось?
Домашнее задание
Просклонять слово ручка.