ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 690
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
• Солнечный, весёлый...
• Ясная, холодная...
• Серая, хмурая...
— Что обозначают слова, благодаря которым вы догадались, о ком или о чём идёт речь?
— Какой частью речи они являются?
— С какой целью употребляются в речи имена прилагательные?
IV. Физкультминутка
V. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
Упр. ПО (с. 64-65).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Прочитайте, что у вас получилось.
— К какой части речи относятся слова, которые вы вставили?
— Как изменился текст с именами прилагательными?
— Какую роль выполняют имена прилагательные? (Делают речь более полной, точной, яркой, красочной.)
Упр. 111(с. 65).
— Прочитайте слова. К какой части речи они относятся? Докажите.
— Выполните письменные задания к упражнению.
— Прочитайте словосочетания.
— Назовите окончания имён прилагательных. (Далее работа по последнему заданию упражнения.)
2. Работа со словом из словаря
— Найдите слово приветливо в орфографическом словаре.
— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
— Составьте предложение со словом приветливо, запишите.
— Запомните написание этого слова.
VI. Рефлексия
Игра «Кто какой?»
— Устно составьте словосочетания из данных слов.
жадный
трусливый
хитрая
пушистая
неуклюжий
рогатый
колючий
ядовитая
олень
медведь
ёж
змея
лиса
заяц
волк
белка
— Что такое имя прилагательное?
— Что обозначают имена прилагательные?
— На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
— Приведите свои примеры.
— Оцените свою работу на уроке.
VII. Подведение итогов урока
- С какой целью употребляют в речи имена прилагательные? Запомните: имена прилагательные делают речь более полной, точной, яркой, красочной. Они описывают предмет всесторонне.
Домашнее задание
Упр. 112 (с. 65).
Тема: Значение и употребление имён прилагательных в речи
Цели: развивать умение устанавливать связь слов в предложении; познакомить со сложными именами прилагательными.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
- Назовите имена прилагательные, которые вы выписали.
- Объясните различие в лексическом значении слов, данных в упражнении.
- Что такое имя прилагательное?
III. Актуализация знаний
(Работа в группах.)
- К данным именам прилагательным подберите подходящие по смыслу имена существительные и запишите получившиеся словосочетания.
Колючий ..., лесная ..., одиннадцатый ..., непромокаемый ..., родная ..., чёрная ..., белая ..., серебряная ..., свадебный ..., острый ..., детский ..., неслыханная ..., весёлый ..., победный ..., музыкальный ..., осенний ....
Слова для справок: глушь, брошь, «Ералаш», клич, ёж, этаж, пейзаж, нож, ложь, гуашь, плащ, тушь, речь, марш, плач, туш. (Проверка.)
IV. Самоопределение к деятельности
Сказка про краски
Если б всё на свете было
Одинакового цвета,
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
Кто решился бы отныне,
Приходя домой усталым,
На зелёной спать перине
Под зелёным одеялом?
И зелёною водою
На рассвете умываться,
И зелёным-презелёным
Полотенцем утираться?
Любоваться, как над вами,
Зеленея, птицы реют,
Над зелёными домами
Ярко солнце зеленеет?
Видеть мир привыкли люди
Белым, жёлтым, синим, красным.
Пусть же всё вокруг нас будет
Удивительным и разным!
Е. Руженцев
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 113(с. 66).
— Прочитайте стихотворение.
— Назовите прилагательные, которые обозначают цвета радуги.
— Какие синонимы к ним можно подобрать?
— Выполните письменные задания к упражнению.
— Прочитайте словосочетания, которые вы выписали.
Упр. 114(с. 66).
(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова с орфограммами и объясняют их написание.)
— Назовите главные члены в каждом предложении.
— Назовите имена прилагательные. Каким членом предложения они являются?
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 116(с. 67).
— Прочитайте текст.
— Какой заголовок подойдёт к этому тексту?
— Выполните письменные задания к упражнению.
— Назовите слова с орфограммами, объясните их написание.
— Прочитайте выделенные слова. Объясните, как они образовались.
— Назовите сложные прилагательные, которые обозначают оттенки цветов.
— Прочитайте ниже сведения о языке.
— Как пишутся сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цветов?
— Приведите примеры.
Упр. 117(с. 67).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Назовите сложные имена прилагательные.
— Прочитайте предложения, которые вы составили.
2. Работа со словами из словаря
— Найдите слова Красная площадь и Московский Кремль в орфографическом словаре.
— Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы.
— Составьте предложение со словами Красная площадь и Московский Кремль, запишите.
— Запомните написание этих слов.
Материал для учителя
Красный
Алый цвет, по-видимому, так нравился нашим предкам, что они заменили старославянское наименование его чермный на новое — красный, т. е. «самый хороший», «прелестный», «красивый». Корень крас- входил в слова, обозначавшие всё, радовавшее глаз: красна девица, красный молодец, красно солнышко. Передний угол в избе (для дорогих гостей) назывался красным углом. Начинали всегда писать с красной строки, выводя и красочно оформляя первую букву. Самая красивая площадь и Москве и сейчас называется Красная площадь.
VIII. Рефлексия
Игра «Угадай растение»
— Послушайте текст. Догадайтесь, о каком растении идёт речь.
Играли два мальчика в саду. Остановились возле одного куста. Один другого спрашивает:
— Это чёрная?
- Нет, красная.
— А почему же она белая?
— Потому что зелёная.
— Как называется куст, о котором говорили мальчики? Почему у ягод, которые растут на нём, такие разные признаки по цвету?
— Назовите прилагательные, которые обозначают цвет.
— Используя эти слова, составьте сложные имена прилагательные.
— Как пишутся сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цветов?
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание
Упр. 115 (с. 66).
Тема: Роль прилагательных в тексте
Цели: дать представление о тексте-описании; развивать умение употреблять имена прилагательные в речи.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте. Объясните написание имён собственных.
— Что такое имя прилагательное?
III. Актуализация знаний
— Запишите слова. Обозначьте орфограммы.
Солёный, резкий, классный, гладкий, грустный, кленовый, робкий, мягкий, живой, ловкий, гибкий, широкий, ранний.
— Образуйте отданных имён существительных имена прилагательные и запишите их. Обозначьте орфограмму в словах.
Счастье, берёза, клён, ненастье, звезда, честь.
— Распределите имена прилагательные в три столбика: I) обозначающие цвет; 2) обозначающие вкус; 3) обозначающие размер.
Маленький, длинный, сладкий, красный, голубой, солёный, кислый, большой, чёрный.
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте текст.
В весеннем лесу
На деревьях лопнули душистые почки. Из земли показалась молодая травка. Летят из улья и дружно жужжат пчёлы. Петька бежит по узкой тропе. Она ведёт мальчика в чащу. Весенний лес наполнен жизнью. Вот низкий берег ручья. Петя пьёт холодную воду.
— Прочитайте этот текст без имён прилагательных.
- Изменился текст? Обоснуйте свой ответ.
— Какую роль играют имена прилагательные в речи?
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 118 (с. 68).
— Прочитайте текст.
— О ком в нём говорится?
— Докажите, что это текст-описание.
— Найдите в тексте описание внешнего вида. Прочитайте.
— Какой заголовок можно подобрать к тексту?
— Какую роль в тексте выполняют имена прилагательные?
— Выполните задания. (Взаимопроверка.)
Упр. 119 (с. 68).
— Прочитайте тексты.
— Найдите описание цветка в каждом тексте. Прочитайте.
— Сравните имена прилагательные, данные в текстах. Что вы заметили?
— В каком тексте даётся более точное описание? Обоснуйте свой ответ.
— Какая часть речи даёт более полное описание растения?
— Что такое текст-описание?
(Далее работа по вопросам и заданиям упражнения.)
2. Работа со словом из словаря
— Отгадайте загадку.
Кто тебя не знает,
Полевой цветок:
Белые реснички,
Золотой глазок. (Ромашка.)
— Найдите слово ромашка в орфографическом словаре.
— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
— Составьте предложение со словом ромашка, запишите.
— Запомните написание этого слова.
Материал для учителя
Ромашка
В самом имени ромашки уже отмечен её путь: в русских диалектах, украинском, белорусском, польском, чешском и других языках существуют формы ромен, рамен, роман, рамон, производные от латинского romanaromanum, что значит «романская», «римская». Здесь начало пути. А вот название ромашка — собственно русское образование, наверное, не без влияния уменьшительной формы от имени Роман (Роман — Ромашка, Иван — Ивашка). Иногда ромашку связывают со словом румяный, потому что настой этих цветков сделает лицо бархатистым и румяным.
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
Упр. 120(с. 69).
— Прочитайте текст. О каком растении идёт речь?
— Выполните задание.
(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова с орфограммами и объясняют их написание.)
— Прочитайте информацию в рубрике «Страничка для любознательных».
— О каких «говорящих» названиях цветов идёт речь?
2. Работа со словом из словаря
— Отгадайте загадку.
Дышит, растёт,
А ходить не может. (Растение.)
— Объясните значение этого слова. (Организм, обычно развивающийся в неподвижном состоянии, получающий питание (в отличие от животных) из воздуха и почвы.)
— Найдите слово растение в орфографическом словаре.
— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
— Составьте предложение со словом растение, запишите.
— Запомните написание этого слова.
VIII. Рефлексия
— Прочитайте загадку. Отгадайте. Спишите. Подчеркните имена прилагательные.
Кто по мшистой
Мокрой тропке,
Словно мячик,
Скачет ловкий? (Лягушка.)
— Какие слова помогли отгадать загадку?
— Какая это часть речи?
— Какую роль выполняют прилагательные в тексте?
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что такое текст-описание?
Домашнее задание
Упр. 121 (с. 69). Подготовиться к сочинению.
Тема: Текст-описание
Цель:развивать умения составлять текст-описание, точно употреблять имена прилагательные в речи.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Самоопределение к деятельности