ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 689
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
VII. Подведение итогов урока
— Что мы делали сегодня на уроке?
- Понравился ли вам текст, с которым мы работали?
Домашнее задание
Составить и записать пять словосочетаний с именами существительными в разных падежах (кроме именительного).
Тема: Все падежи
Цель:развивать умения определять падеж имён существительных по вопросу и предлогу, разбирать предложения по членам.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте словосочетания, которые вы составили.
— Назовите падеж имён существительных.
III. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте пословицу. Объясните её смысл. Спишите. У коровы молоко на языке.
— Укажите падеж имён существительных.
— Как определить падеж имени существительного?
— Сформулируйте тему урока.
IV. Работа по теме урока
-
Работа по учебнику
Упр. 102(с. 57).
— Рассмотрите таблицу.
— Какой падеж с предлогами никогда не употребляется? (Именительный.)
— Приведите примеры.
— Назовите предлоги, которые употребляются в родительном падеже. Назовите вопросы. Приведите примеры.
— Назовите предлоги, которые употребляются в дательном падеже. Назовите вопросы. Приведите примеры.
— Назовите предлоги, которые употребляются в винительном падеже. Назовите вопросы. Приведите примеры.
— Назовите предлоги, которые употребляются в творительном падеже. Назовите вопросы. Приведите примеры.
— Назовите предлоги, которые употребляются в предложном падеже. Назовите вопросы. Приведите примеры.
— Как же определить падеж существительного?
— Расскажите по плану.
— Прочитайте сведения о языке на с. 58.
— Что такое начальная форма имени существительного?
— Какие падежи называются косвенными?
2. Запись под диктовку
— Запишите. Обозначьте орфограммы в словах. Укажите падеж имён существительных.
Подъехал к городу, работает на фабрике, помогает другу, сделано из дерева, подарил книгу, стоит перед домом, посадил около окна, переплыл через речку.
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
-
Работа по учебнику
Упр. 103 (с. 58).
— Прочитайте. Как определить падеж имён существительных?
— Назовите падеж имён существительных.
— Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка.)
Упр. 104(с. 58).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Какой заголовок подойдёт к этому тексту?
— Назовите падеж выделенных имён существительных.
Упр. 105(с. 59).
— Прочитайте задание.
— Какой цифрой справа от слова обозначается этот вид разбора?
— Устно разберите имя существительное берёзу.
2. Работа со словом из словаря
— Найдите слово потом в орфографическом словаре.
— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму,
— Составьте предложение со словом потом, запишите.
— Запомните написание этого слова.
VII. Рефлексия
(Работа в парах.)
— Прочитайте пословицу. Объясните её смысл. Вера и гору с места сдвинет.
— Выполните разбор имён существительных, пользуясь памяткой 1 на с. 144.
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Как определить падеж имени существительного?
Домашнее задание
Составить и записать предложение. Выполнить разбор имён существительных, пользуясь памяткой.
Тема: Обобщение знаний
Цель:развивать умения определять падеж имён существительных по вопросу и предлогу, разбирать предложения по членам.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Два-три ученика выполняют разбор имён существительных па доске.)
III. Самоопределение к деятельности
Спросили Лежебокина:
— А ну-ка расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
— В том не моя вина,
Пусть им сперва учёные
Изменят имена.
Ведь я падеж
Творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как
Дательный,
Я с детства не терплю:
Давать,
Делиться чем-нибудь
С друзьями
Не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходится выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
— Да, переделка, кажется,
Серьёзная нужна,
А сам ты смог бы новые
Придумать имена?
— Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец,
Простительный!
Г. Граубин
— Сформулируйте тему урока.
IV. Работа по теме урока
-
Работа по учебнику
Упр. 106(с. 59).
- Прочитайте предложения. Назовите падеж имён существительных.
— Выполните задание. (Проверка.)
Упр. 107 (с. 59).
— Прочитайте.
— Объясните значение выделенных фразеологизмов. (Обвести вокруг пальца — обмануть. Прокатить с ветерком — быстро.)
— Выполните письменные задания к упражнению.
— Назовите падеж имён существительных.
— Назовите приставки в глаголах.
2. Работа со словом из словаря
— Найдите слово вокруг в орфографическом словаре.
— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
— Составьте предложение со словом вокруг, запишите.
— Запомните написание этого слова.
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
(Самостоятельное выполнение заданий рубрики «Проверь себя» (с. 62) или работа с контрольно-измерительными материалами (тест 9, с. 36—39).)
VII. Рефлексия
— Какие задания вызвали затруднения?
— Как определить род имён существительных?
— Как определить падеж имён существительных?
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Кто сегодня на уроке был самым активным?
Домашнее задание
Записать две пословицы. Указать падеж имён существительных.
Тема: Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»
Цели:познакомить с жизнью и творчеством К.Ф. Юона; учить «читать» картину; воспитывать любовь к природе; развивать умения составлять текст на заданную тему, соблюдать структуру текста, излагать текст последовательно, устанавливая связь между его частями и отдельными предложениями.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
— Назовите падеж имён существительных.
III. Самоопределение к деятельности
— Отгадайте загадку.
Шагает красавица,
Легко земли касается.
Идёт на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку. (Весна.)
Сегодня мы будем писать сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».
IV. Работа по теме урока
1. Рассказ о жизни К.Ф. Юона
Константин Фёдорович Юон (1875-1958) провёл детство и отрочество в Москве - в Лефортово, где сохранились замечательные памятники старины. Именно здесь у него впервые возникло увлечение русской архитектурой, историей и русским национальным бытом.
Учился К.Ф. Юон в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его преподавателей был замечательный русский художник В.А. Серов. Много картин Юон посвятил Москве, её сказочному Кремлю. Художник очень любил природу. Чтобы её изучить, он много ездил по стране. Природа в произведениях Юона всегда яркая, радостная.
2. Беседа по картине
— Рассмотрите репродукцию картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» в «Картинной галерее».
Просторная деревенская окраина, покрытая снегом, спускается к оврагу. От дома тянется забор, возле которого сложены дрова. За оврагом всё выше и выше поднимаются заснеженные, поросшие лесом холмы.
Весь пейзаж наполнен искрящимся солнцем. Стройные берёзки перед домом бросают длинные, по-весеннему голубые тени. У ёлок место встречи деревенских лыжников.
В этой снежно-голубой атмосфере тёплыми красками выделены лыжники и стройные ёлки, древесина, выглядывающая из поленницы с остатками дров, слегка присыпанных снегом, и неизменные для деревенского пейзажа куры. Кое-где видны проталины. Природа пробуждается, радуясь приближению весны
— Какое впечатление производит на вас картина К.Ф. Юона? Что в ней особенно красиво?
(Далее работа по вопросам упр. 108 (с. 62).)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Составление плана сочинения
— Сколько частей должно быть в сочинении? Назовите их. (Три: вступление, основная часть, заключение.)
Примерный план
1. «Конец зимы».
2. Цвет и настроение картины.
3. Моё отношение к картине.
2. Работа над сочинением
(Учащиеся пишут сочинение по плану. Проверка. Учащиеся читают свои сочинения.)
VII. Рефлексия
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Чьё сочинение вам больше всего понравилось?
Домашнее задание
Повторить изученные правила.
Тема: Контрольный диктант по теме «Правописание окончаний имён существительных»
Цели: выявить уровень орфографических умений и навыков учащихся; проверить знания по теме «Имя существительное».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
Мы открыли гараж и увидели летучую мышь. Это интересное жи-иотное. Днём летучая мышь спит. Широкие крылья закрывают зверька, как плащ. Гаснет последний солнечный луч. Наступает ночь. Летучие мыши ищут добычу.
Учёные пытались объяснить замечательную способность зверька находить дорогу в темноте. Залепляли глазки, нос. Мышь облетала опасные места. Когда мышь пищит, тончайший звук доходит до преграды и идёт назад. Чуткие ушки зверька ловят сигнал.
По В. Бианки
Грамматическое задание
1. Определите падеж имён существительных в последнем предложении.
2. В первом предложении слово гараж разберите как часть речи.
3. Разберите по составу слова интересное, глазки, находит.
III. Подведение итогов урока
— Написание каких слов вызвало затруднения?
Тема: Проект «Зимняя страничка»
Цель:формировать умения подбирать текстовую информацию, выделять из большого количества информации главное и представлять свой проект.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
Сегодня на уроке мы поговорим о зиме. (Работа по учебнику (с. 60—61).)
III. Физкультминутка
IV. Продолжение работы по теме урока
(Зашита проектов.)
V. Рефлексия
— Оцените работу своих одноклассников.
— Оцените свою работу на уроке.
VI. Подведение итогов урока
— Чьи проекты вам больше всего понравились? (Учитель собирает проекты и оформляет их в общей папке.)
Тема: Значение и употребление имён прилагательных в речи
Цель:познакомить с именем прилагательным и его ролью в речи.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Самоопределение к деятельности
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю нашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
— Слова какой части речи украшают нашу речь?
— Сформулируйте тему урока.
— Прочитайте на с. 63 учебника, чему мы будем учиться, работая над этой темой.
III. Работа по теме урока
-
Работа по учебнику
Упр. 109 (с. 64).
— Прочитайте стихотворение. О чём в нём идёт речь?
— Какой вы представили берёзу?
— В какое время года автор описывает берёзу?
— Какую роль выполняют имена прилагательные?
— Подготовьтесь к письму по памяти.
(Письмо по памяти. Выполнение задания. Взаимопроверка.)
— Прочитайте ниже сведения о языке.
— Что обозначают имена прилагательные? (Признаки предметов.)
— На какие вопросы отвечают имена прилагательные?
— С какой частью речи связано имя прилагательное в предложении?
— Приведите примеры.
2. Игра «Узнай»
• Серый, хищный, жадный...
• Рыжая, хищная, ловкая...
• Косой, слабый, трусливый...
• Большой, косолапый...