Файл: Наша речь. Виды речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 689

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


VII. Подведение итогов урока

— Что мы делали сегодня на уроке?

- Понравился ли вам текст, с которым мы работали?

Домашнее задание

Составить и записать пять словосочетаний с именами существительными в разных падежах (кроме именительного).

Тема: Все падежи

Цель:развивать умения определять падеж имён существительных по вопросу и предлогу, разбирать предложения по членам.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте словосочетания, которые вы составили.

— Назовите падеж имён существительных.

III. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте пословицу. Объясните её смысл. Спишите. У коровы молоко на языке.

— Укажите падеж имён существительных.

— Как определить падеж имени существительного?

— Сформулируйте тему урока.

IV. Работа по теме урока

  1. Работа по учебнику

Упр. 102(с. 57).

— Рассмотрите таблицу.

— Какой падеж с предлогами никогда не употребляется? (Именительный.)

— Приведите примеры.

— Назовите предлоги, которые употребляются в родительном падеже. Назовите вопросы. Приведите примеры.

— Назовите предлоги, которые употребляются в дательном падеже. Назовите вопросы. Приведите примеры.

— Назовите предлоги, которые употребляются в винительном падеже. Назовите вопросы. Приведите примеры.

— Назовите предлоги, которые употребляются в творительном падеже. Назовите вопросы. Приведите примеры.

— Назовите предлоги, которые употребляются в предложном падеже. Назовите вопросы. Приведите примеры.

— Как же определить падеж существительного?

— Расскажите по плану.

— Прочитайте сведения о языке на с. 58.

— Что такое начальная форма имени существительного?

— Какие падежи называются косвенными?

2. Запись под диктовку

— Запишите. Обозначьте орфограммы в словах. Укажите падеж имён существительных.

Подъехал к городу, работает на фабрике, помогает другу, сделано из дерева, подарил книгу, стоит перед домом, посадил около окна, переплыл через речку.

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала

  1. Работа по учебнику

Упр. 103 (с. 58).

— Прочитайте. Как определить падеж имён существительных?

— Назовите падеж имён существительных.

— Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка.)

Упр. 104(с. 58).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

— Какой заголовок подойдёт к этому тексту?


— Назовите падеж выделенных имён существительных.

Упр. 105(с. 59).

— Прочитайте задание.

— Какой цифрой справа от слова обозначается этот вид разбора?

— Устно разберите имя существительное берёзу.

2. Работа со словом из словаря

— Найдите слово потом в орфографическом словаре.

— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму,

— Составьте предложение со словом потом, запишите.

— Запомните написание этого слова.

VII. Рефлексия

(Работа в парах.)

— Прочитайте пословицу. Объясните её смысл. Вера и гору с места сдвинет.

— Выполните разбор имён существительных, пользуясь памяткой 1 на с. 144.

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Как определить падеж имени существительного?

Домашнее задание

Составить и записать предложение. Выполнить разбор имён существительных, пользуясь памяткой.

Тема: Обобщение знаний

Цель:развивать умения определять падеж имён существительных по вопросу и предлогу, разбирать предложения по членам.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Два-три ученика выполняют разбор имён существительных па доске.)

III. Самоопределение к деятельности

Спросили Лежебокина:

— А ну-ка расскажи,

За что так ненавидишь ты,

Не любишь падежи?

Давным-давно все школьники

Их знают назубок.

Их за два года выучить

Лишь ты один не смог.

Ответил он рассерженно:

— В том не моя вина,

Пусть им сперва учёные

Изменят имена.

Ведь я падеж

Творительный

Нарочно не учу:

Трудиться,

А тем более

Творить

Я не хочу.

Такой падеж, как

Дательный,

Я с детства не терплю:

Давать,

Делиться чем-нибудь

С друзьями

Не люблю.

Предложный ненавижу я:

Чтоб не учить урок,

Приходится выдумывать

Какой-нибудь предлог.

А на падеж Винительный

И вовсе я сердит:

Отец во всякой шалости

Всегда меня винит.

— Да, переделка, кажется,

Серьёзная нужна,

А сам ты смог бы новые

Придумать имена?

— Давно придумал:

Взятельный,

Грязнительный,

Лежательный,

Грубительный,

Ленительный

И, наконец,

Простительный!

Г. Граубин

— Сформулируйте тему урока.

IV. Работа по теме урока



  1. Работа по учебнику

Упр. 106(с. 59).

- Прочитайте предложения. Назовите падеж имён существительных.

— Выполните задание. (Проверка.)

Упр. 107 (с. 59).

— Прочитайте.

— Объясните значение выделенных фразеологизмов. (Обвести вокруг пальца — обмануть. Прокатить с ветерком быстро.)

— Выполните письменные задания к упражнению.

— Назовите падеж имён существительных.

— Назовите приставки в глаголах.

2. Работа со словом из словаря

— Найдите слово вокруг в орфографическом словаре.

— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

— Составьте предложение со словом вокруг, запишите.

— Запомните написание этого слова.

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

(Самостоятельное выполнение заданий рубрики «Проверь себя» (с. 62) или работа с контрольно-измерительными материалами (тест 9, с. 36—39).)

VII. Рефлексия

— Какие задания вызвали затруднения?

— Как определить род имён существительных?

— Как определить падеж имён существительных?

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Кто сегодня на уроке был самым активным?

Домашнее задание

Записать две пословицы. Указать падеж имён существительных.

Тема: Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»

Цели:познакомить с жизнью и творчеством К.Ф. Юона; учить «читать» картину; воспитывать любовь к природе; развивать умения составлять текст на заданную тему, соблюдать структуру текста, излагать текст последовательно, устанавливая связь между его частями и отдельными предложениями.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

— Назовите падеж имён существительных.

III. Самоопределение к деятельности

— Отгадайте загадку.

Шагает красавица,

Легко земли касается.

Идёт на поле, на реку,

И по снежку, и по цветку. (Весна.)

Сегодня мы будем писать сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

IV. Работа по теме урока

1. Рассказ о жизни К.Ф. Юона

Константин Фёдорович Юон (1875-1958) провёл детство и отрочество в Москве - в Лефортово, где сохранились замечательные памятники старины. Именно здесь у него впервые возникло увлечение русской архитектурой, историей и русским национальным бытом.

Учился К.Ф. Юон в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его преподавателей был замечательный русский художник В.А. Серов. Много картин Юон посвятил Москве, её сказочному Кремлю. Художник очень любил природу. Чтобы её изучить, он много ездил по стране. Природа в произведениях Юона всегда яркая, радостная.


2. Беседа по картине

— Рассмотрите репродукцию картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» в «Картинной галерее».

Просторная деревенская окраина, покрытая снегом, спускается к оврагу. От дома тянется забор, возле которого сложены дрова. За оврагом всё выше и выше поднимаются заснеженные, поросшие лесом холмы.

Весь пейзаж наполнен искрящимся солнцем. Стройные берёзки перед домом бросают длинные, по-весеннему голубые тени. У ёлок место встречи деревенских лыжников.

В этой снежно-голубой атмосфере тёплыми красками выделены лыжники и стройные ёлки, древесина, выглядывающая из поленницы с остатками дров, слегка присыпанных снегом, и неизменные для деревенского пейзажа куры. Кое-где видны проталины. Природа пробуждается, радуясь приближению весны

— Какое впечатление производит на вас картина К.Ф. Юона? Что в ней особенно красиво?

(Далее работа по вопросам упр. 108 (с. 62).)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Составление плана сочинения

— Сколько частей должно быть в сочинении? Назовите их. (Три: вступление, основная часть, заключение.)

Примерный план

1. «Конец зимы».

2. Цвет и настроение картины.

3. Моё отношение к картине.

2. Работа над сочинением

(Учащиеся пишут сочинение по плану. Проверка. Учащиеся читают свои сочинения.)

VII. Рефлексия

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Чьё сочинение вам больше всего понравилось?

Домашнее задание

Повторить изученные правила.

Тема: Контрольный диктант по теме «Правописание окончаний имён существительных»

Цели: выявить уровень орфографических умений и навыков учащихся; проверить знания по теме «Имя существительное».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Работа по теме урока

Мы открыли гараж и увидели летучую мышь. Это интересное жи-иотное. Днём летучая мышь спит. Широкие крылья закрывают зверька, как плащ. Гаснет последний солнечный луч. Наступает ночь. Летучие мыши ищут добычу.

Учёные пытались объяснить замечательную способность зверька находить дорогу в темноте. Залепляли глазки, нос. Мышь облетала опасные места. Когда мышь пищит, тончайший звук доходит до преграды и идёт назад. Чуткие ушки зверька ловят сигнал.


По В. Бианки

Грамматическое задание

1. Определите падеж имён существительных в последнем предложении.

2. В первом предложении слово гараж разберите как часть речи.

3. Разберите по составу слова интересное, глазки, находит.

III. Подведение итогов урока

— Написание каких слов вызвало затруднения?

Тема: Проект «Зимняя страничка»

Цель:формировать умения подбирать текстовую информацию, выделять из большого количества информации главное и представлять свой проект.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Работа по теме урока

Сегодня на уроке мы поговорим о зиме. (Работа по учебнику (с. 60—61).)

III. Физкультминутка

IV. Продолжение работы по теме урока

(Зашита проектов.)

V. Рефлексия

— Оцените работу своих одноклассников.

— Оцените свою работу на уроке.

VI. Подведение итогов урока

— Чьи проекты вам больше всего понравились? (Учитель собирает проекты и оформляет их в общей папке.)

Тема: Значение и употребление имён прилагательных в речи

Цель:познакомить с именем прилагательным и его ролью в речи.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Самоопределение к деятельности

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю нашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

— Слова какой части речи украшают нашу речь?

— Сформулируйте тему урока.

— Прочитайте на с. 63 учебника, чему мы будем учиться, работая над этой темой.

III. Работа по теме урока

  1. Работа по учебнику

Упр. 109 (с. 64).

— Прочитайте стихотворение. О чём в нём идёт речь?

— Какой вы представили берёзу?

— В какое время года автор описывает берёзу?

— Какую роль выполняют имена прилагательные?

— Подготовьтесь к письму по памяти.

(Письмо по памяти. Выполнение задания. Взаимопроверка.)

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— Что обозначают имена прилагательные? (Признаки предметов.)

— На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

— С какой частью речи связано имя прилагательное в предложении?

— Приведите примеры.

2. Игра «Узнай»

• Серый, хищный, жадный...

• Рыжая, хищная, ловкая...

• Косой, слабый, трусливый...

• Большой, косолапый...