ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 685
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
— Дома вы выбрали растение для составления текста-описания. Назовите свои растения. Сегодня на уроке вам предстоит составить текст-описание.
III. Работа по теме урока
-
Обсуждение темы и вариантов сочинения по тексту
Упр. 121(с. 69).
(Устное выполнение.)
— А для тех, кто ещё не определился с темой, предлагаю несколько вариантов названий растений. Отгадайте загадки.
Травка та растёт на склонах
И на холмиках зелёных.
Запах крепок и душист,
А её зелёный лист
Нам идёт на чай.
Что за травка, отгадай! (Душица.)
Эй, звоночки,
Синий цвет, -
С язычком,
А звону нет! (Колокольчик.)
Даже ночью муравьишка
Не пропустит свой домишко:
Путь-дорожку до зари
Освещают фонари.
На больших столбах подряд
Лампы белые висят. (Ландыш.)
Весь в пыли,
Хоть сил немного,
У дороги он торчит.
У него согнулись ноги,
Неприметен он на вид. (Подорожник.)
Выпускает он листы
Широченной широты.
Держатся на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких:
Если их не обойдёшь —
На себе их все найдёшь. (Репей.)
— Выберите растение, которое вы будете описывать.
2. Составление плана
— Определите, что будет самым главным в описании.
Примерный план
1. Распространённость растения.
2. Описание внешнего вида.
3. Использование человеком.
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
(Работа над сочинением. Самопроверка.)
VI. Рефлексия
— Прочитайте свои сочинения.
— Оцените свою работу на уроке.
VII. Подведение итогов урока
— Чьё сочинение вам больше всего понравилось?
Домашнее задание
Прочитать информацию в рубрике «Страничка для любознательных» (с. 71).
Тема: Отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь»
Цели:познакомить с жизнью и творчеством М.А. Врубеля; учить писать отзыв по картине; воспитывать любовь к искусству; развивать умения составлять текст на заданную тему, соблюдать структуру текста, излагать текст последовательно, устанавливая связь между его частями и отдельными предложениями.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Происхождение названий каких цветов вы запомнили?
III. Самоопределение к деятельности
Лебедь тут, вздохнув глубоко,
Молвила: «Зачем далёко?
Знай, близка судьба твоя,
Ведь царевна эта — я».
Тут она, взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты,
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась...
А. Пушкин
— Из какого произведения эти строки? (Из «Сказки о царе Салтане...».)
— Назовите автора этой сказки. (А.С. Пушкин.)
— Вспомните, какой он представил в своей сказке Царевну-Лебедь. Расскажите.
Сегодня мы будем работать по картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь».
IV. Работа по теме урока
-
Работа по учебнику
Упр. 122 (с. 70).
— Прочитайте текст.
— Он вам понравился? Что особенно понравилось?
— Рассмотрите репродукцию картины «Царевна-Лебедь» в «Картинной галерее».
2. Рассказ о жизни М.А. Врубеля
Михаил Александрович Врубель родился 5 марта 1856 г. в Омске. Отец был офицером. В связи с частыми переездами Врубель учился в разных школах: в Петербурге ходил в рисовальный класс, и Саратове — к частному педагогу по рисованию, затем снова рисовальная школа в Одессе.
В 1880 г. Врубель начал ходить в вечерний класс Академии художеств П.П. Чистякова, где и появилась его собственная манера письма.
1 апреля 1910 г. М.А. Врубеля не стало.
3. Беседа по картине
При взгляде на картину зрителю кажется, будто он попал и волшебный мир, в котором видит сказочную девушку-птицу. Радужными красками переливаются последние лучи солнца. За спиной слышится шум моря, волны которого бьются о скалы чудо-острова.
- Какое впечатление произвела на вас картина М.А. Врубеля?
Что в ней особенно красиво?
- Сравните строки из произведения А.С. Пушкина с репродукцией.
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
-
Составление плана
Примерный план
1. Впечатления о картине.
2. Что особенно запомнилось.
3. Моё отношение к картине.
2. Работа над отзывом
(Учащиеся пишут отзыв по плану. Проверка. Учащиеся читают свои отзывы.)
VII. Рефлексия
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Чьи отзывы вам больше всего понравились?
Домашнее задание
Упр. 123 (с. 70).
Тема: Род имён прилагательных
Цели:познакомить с изменением имён прилагательных по родам; развивать умение определять род имён прилагательных.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте словосочетания, которые вы выписали.
— Назовите имена прилагательные.
III. Актуализация знаний
— Догадайтесь, о чём идёт речь. Запишите ответы, распределив их в три столбика.
• Последний месяц осени. (Ноябрь.)
• Здесь можно взять книгу домой. (Библиотека.)
• Плод яблони. (Яблоко.)
• Бывает русский, немецкий, английский. (Язык.)
• Это рисует художник. (Картина.)
• Самая близкая звезда к Земле. (Солнце.)
• Родник. (Ключ.)
• Рама со стеклом. (Окно.)
• Часть суток от захода до восхода. (Ночь.)
— Как узнать род имени существительного?
IV. Самоопределение к деятельности
— Спишите, вставьте пропущенные окончания имён прилагательных.
Зелен., лист, зелен., трава, зелен., платье.
— Что вы заметили? Почему окончания имён прилагательных разные?
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 124 (с. 72).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Назовите имена прилагательные. Назовите окончания имён прилагательных. Что вы заметили?
— От чего зависит окончание имени прилагательного? (От существительного, с которым оно связано по смыслу.)
— Назовите окончания имён прилагательных мужского, женского, среднего рода.
— Прочитайте ниже сведения о языке.
— Как изменяются имена прилагательные в единственном числе? (Породам.)
— Как определить род имени прилагательного? (Породу имени существительного, с которым оно связано.)
— Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники и расскажите правило соседу по парте.
Упр. 125(с. 73).
— Прочитайте. Рассмотрите таблицу.
— Пользуясь правилом и таблицей, ответьте на вопросы, данные в учебнике.
— Прочитайте, на что нужно обратить внимание.
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
-
Работа по учебнику
Упр. 127(с. 74).
— Прочитайте загадки. Отгадайте.
— Подготовьтесь к письму по памяти. (Письмо по памяти. Самопроверка.)
— Прочитайте имена прилагательные. Назовите их род и окончания.
— Как определить род имени прилагательного?
2. Упражнение в определении рода имён прилагательных
— Спишите, вставьте пропущенные буквы. Укажите род имён прилагательных. (Смотрите на существительное, к которому относится прилагательное, и по нему определяйте род.)
Ш..л Вася ранним утр., по б..рёзовой рощ.. . На ближней кочк.. он мметил з.лёный ог..нёк. В п..хучей зел..н.. мал..чикразгл..дел крох..тного м рв..чка. На ноч.. Вася полож.л мал..н..кое ч..до в к..р..бочку. Утром ч.рв.лка не оказалось на прежнем мест...
По Л. Воронковой
VIII. Рефлексия
- Составьте и запишите словосочетания «прилагательное + существительное».
• Коричневый, карий (платье, глаза, костюм).
• Густой, дремучий (лес, туман).
• Горячий, знойный (лето, вода, привет).
• Смуглый, тёмный (волосы, лицо, небо).
• Старый, пожилой (человек, учебник).
- В каком роде стоит имя прилагательное в словосочетании с именем существительным?
- Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
- Как изменяются имена прилагательные в единственном числе?
Домашнее задание
Упр. 126 (с. 73).
Тема: Изменение имён прилагательных по родам
Цели:развивать умение изменять прилагательные по родам; формировать навыки правописания родовых окончаний.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Учащиеся по цепочке читают словосочетания, называют род и окончания имён прилагательных.)
- Как определить род имени прилагательного?
III. Актуализация знаний
- Спишите. Укажите род имён прилагательных.
Кленовый лист, тёплое молоко, хороший друг, звёздная ночь, ранняя весна, широкий двор, овощное рагу, далёкий путь, яркое солнце, субботний вечер.
- Как определить род имени прилагательного?
IV. Самоопределение к деятельности
(Работа в парах.)
- Составьте и запишите шесть словосочетаний «прилагательное + существительное». Укажите род имён прилагательных, выделите окончания.
- Как определить род имени прилагательного?
- Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр.128 (с. 74).
(Работа в парах. Проверка.)
- Прочитайте словосочетания с вопросами.
- Назовите слова с орфограммами. Объясните их написание.
- Назовите род имён существительных и имён прилагательных.
- Назовите окончания имён прилагательных.
Упр.129 (с. 75).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.).
- Прочитайте словосочетания.
- Назовите род имён прилагательных и их окончания.
2. Работа со словом из словаря
- Найдите слово сирень в орфографическом словаре.
- Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
- Составьте предложение со словом сирень, запишите.
- Запомните написание этого слова.
3. Составление предложений по схемам
кто? что делал? что? что делала?
какой? где? какая? где?
- Составьте и запишите предложения по схемам. Укажите число и в единственном числе — род имени прилагательного в каждом предложении.
- Какие окончания бывают у имён прилагательных в единственном числе? От чего это зависит?