Файл: Наша речь. Виды речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 673

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(Сверкнула мысль, горят звёзды, блестят глаза.)

III. Актуализация знаний

— Вспомните сказки. Спишите, вставьте подходящие по смыслу глаголы.

1) Старик ... неводом рыбу, старуха ... свою пряжу. 2) Волк ... целую ночь в проруби, хвосту него и .... 3) Емеля ... с печки, ...,...,... вёдра да топор.

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте пословицу. Вставьте пропущенный глагол. Объясните её смысл.

Мир строит, а война ....

— Назовите в пословице глаголы. (Строит, разрушает.)

— Что можно сказать об этих глаголах? Какое они имеют значение? (Они имеют противоположное значение.)

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 177 (с. 104).

— Прочитайте текст. Найдите глаголы.

— Почему автор использует такие глаголы?

— К каким из них можно подобрать синонимы? Подберите.

— К каким из них можно подобрать антонимы? Подберите.

— Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка.)

Упр. 178 (с. 104).

— Прочитайте пары слов. Сравните их.

— Выполните задания.

(Проверка. Учащиеся по цепочке называют слова с орфограммами и объясняют их написание.)

2. Работа со словом из словаря

— Найдите слово завтрак в орфографическом словаре.

— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

— Составьте предложение со словом завтрак, запишите.

— Запомните написание этого слова.

Материал для учителя

Что за странное слово для обозначения утреннего приёма пищи? Уж не связано ли оно каким-нибудь образом со словом завтра!

Оказывается, связано.

Чтобы приготовить еду, древним людям требовалось очень много времени. Для этого надо было заранее обработать тушу убитого животного, разжечь огонь и довести еду до готовности. Еда готовилась на завтра, на другое утро, за утро и называлась поэтому завтраком. С рассветом надо было идти на добычу новой пищи, на поиски ягод, корешков растений. Некогда было ждать, когда приготовится еда, да и не надо было. Завтрак был готов с вечера. Его готовили заранее.

Сейчас всё изменилось, а слово осталось. Завтрак теперь можно приготовить за десять минут. Утром! И сегодня же, тут же его и съесть. Но всё равно он — завтрак!

Вот какое стихотворение написал поэт В. Берестов.

«Завтра, — думал я вчера — Сяду завтракать с утра». Завтрак тут, а где же завтра? Я сегодня сел за завтрак.


VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

Упр. 179 (с. 104).

— Прочитайте.

— Почему это стихотворение вызывает улыбку?

— О чём можно мечтать?

— Обсудите и выполните задание в парах. (Проверка.)

2. Упражнения в подборе антонимов

— Допишите глаголы с противоположным значением.

1) Солнце всходит и ... . 2) Ласточка день начинает, а соловей ... . 3) Встретил с радостью, а ... с жалостью. 4) Любишь брать, люби и .... 5) Как аукнется, так и ....

— Объясните смысл пословиц.

— Подберите к глаголам антонимы и запишите их. Спать, ходить, сидеть, болтать, лежать.

VIII. Рефлексия

(Работа в парах. Каждая пара получает карточку с заданием.)

— Соедините стрелками фразеологизмы и глаголы с соответствующим значением.

баклуши бить запомнить

вдохнуть жизнь обидеться

надуть губы бездельничать

зарубить на носу оживить

— Объясните значения фразеологизмов.

— Что такое глагол?

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— С какой целью глаголы употребляются в речи?

Домашнее задание

Упр. 180 (с. 105).

Тема: Неопределённая форма глагола

Цели: познакомить с неопределённой формой глагола; формировать умение распознавать глаголы в неопределённой форме.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Несколько учеников читают свои тексты.)

III. Актуализация знаний

— Спишите, вставьте пропущенные глаголы.

Остров на море...,

Град на острове..

С златоглавыми церквами,

С теремами да садами;

Ель... перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там... ручная,

Да затейница какая!

А. Пушкин

IV. Самоопределение к деятельности

— Поставьте слова в начальную форму и запишите их. Весной, ближнего, леса, дороги, быстрому.

— Что такое начальная форма имени существительного? (Именительный падеж единственного числа.)

— Что такое начальная форма имени прилагательного? (Именительный падеж единственного числа мужского рода.)

— А как вы думаете, у глагола есть начальная форма?

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 181(с. 106).

— Прочитайте пары слов. Сравните их.

— Выполните задания.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова с орфограммами и объясняют их написание.)



— Назовите глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать? Назовите приставки в этих глаголах.

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме?

— Что такое неопределённая форма глагола?

— На что оканчиваются глаголы в неопределённой форме?

Упр. 182 (с. 106).

— Прочитайте предложение.

— Какая мысль выражена в предложении?

— Обсудите и выполните задание в парах. (Проверка.)

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

Упр. 183(с. 107).

— Прочитайте. Назовите главную мысль этих строк.

— Назовите синоним к слову Отчизна.

— Подготовьтесь к письму по памяти.

(Письмо по памяти. Выполнение задания. Взаимопроверка.)

— Назовите глаголы в неопределённой форме.

2. Выборочное списывание

— Выпишите глаголы в неопределённой форме.

Но под старость захотел

Отдохнуть от ратных дел

И покой себе устроить.

Тут соседи беспокоить

Стали старого царя,

Страшный вред ему творя.

Чтоб концы своих владений

Охранять от нападений,

Должен был он содержать

Многочисленную рать.

А. Пушкин

— Из какого произведения эти строки? (Из «Сказки о золотом петушке».)

— Назовите автора этого произведения. (А.С. Пушкин.)

— Назовите глаголы, которые вы выписали.

VIII. Рефлексия

— Замените данные словосочетания глаголами в неопределённой форме.

Нести службу, принимать еду утром, оказывать помощь, громко разговаривать.

— На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме?

— На что оканчиваются глаголы в неопределённой форме?

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание

Упр. 184 (с. 107).

Тема: Неопределённая форма глагола

Цель:развивать умение распознавать глаголы в неопределённой форме.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте однокоренные глаголы, которые вы образовали.

— Назовите в них приставки.

III. Актуализация знаний

— Выпишите глаголы в неопределённой форме.

Спал, летать, рисует, бежал, строить, лепить, срисует, чертить, учить, проверил, шить, мечтать.

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте пословицу. Когда так говорят? Жить да быть — ума копить.

— Найдите глаголы. Что вы можете о них сказать?


— Спишите пословицу. Обозначьте орфограммы.

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр.185 (с. 107).

— Прочитайте стихотворение.

— Что считал мальчик?

— Какие значения слова песок вы знаете? Назовите их.

— Выполните письменные задания к упражнению.

— Назовите глаголы в неопределённой форме.

2. Работа со словом из словаря

— Найдите слово песок в орфографическом словаре.

— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

— Составьте предложение со словом песок, запишите.

— Запомните написание этого слова.

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

  1. Работа по учебнику

Упр.186 (с. 108).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

— Прочитайте антонимы. Назовите части речи.

Упр.187 (с. 108).

— Прочитайте фразеологизмы.

— Объясните значение каждого выражения, выберите ответ из слов для справок.

— Выполните письменные задания к упражнению.

— Назовите глаголы в каждом фразеологизме.

— Прочитайте предложения, которые вы составили.

2. Игра «Замени одним словом»

— Замените словосочетания глаголом в неопределённой форме.

Давать корм, дать ответ, говорить неправду, глотать воду, сделать подарок.

VIII. Рефлексия

— Спишите. Подчеркните лишнее слово в каждой строке.

1) Упрямый, светлый, читать, красивая.

2) Доска, молния, доброта, сидеть.

3) Чисто, буду светить, скучно, медленно.

4) Петь, мыслить, убежал, рисовать.

— Что такое неопределённая форма глагола?

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Чему вы научились сегодня на уроке?

Домашнее задание

Упр. 188 (с. 108).

Тема: Число глаголов

Цель:формировать умения определять число глаголов, изменять глаголы по числам.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Учащиеся рассказывают свои тексты.)

III. Актуализация знаний

— Разделите словосочетания на две группы.

Льётся вода, льётся музыка, бежит мальчик, бежит время, бить посуду, бить тревогу, растут деревья, растут года.

— По какому признаку вы разделили словосочетания? (Словосочетания с глаголами в прямом и переносном значении.)

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте слова. Плывёт, читают, звенит, играют.

— Чем они похожи? (Это глаголы.)


— Разделите слова на две группы. (1) Плывёт, звенит; 2) читают, играют.)

— По какому признаку вы разделили слова? (В первой группе глаголы, которые обозначают действия одного предмета, а во второй группе глаголы, которые обозначают действия нескольких предметов.)

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 189 (с. 109).

— Прочитайте. (Далее работа по вопросам и заданиям упражнения. Письмо по памяти. Взаимопроверка.)

— Прочитайте глаголы. Назовите их число.

Упр. 190 (с. 109).

— Прочитайте пары глаголов. Сравните их.

— Чем они отличаются?

— Почему у глаголов каждой пары разное окончание?

— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают глаголы и называют их число.)

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— Как изменяются глаголы? (По числам.)

— Что обозначают глаголы в единственном числе? (Действие одного предмета.)

— На какие вопросы отвечают глаголы в единственном числе?

— Что обозначают глаголы во множественном числе? (Действие двух и более предметов.)

— На какие вопросы отвечают глаголы во множественном числе?

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

  1. Работа по учебнику

Упр. 191 (с. 110).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

— Сколько предложений в тексте?

— Прочитайте их.

— Назовите глаголы и их число.

2. Упражнение в определении числа глаголов

— Распределите глаголы в два столбика: 1) в единственном числе; 2) во множественном числе.

Побежали, разбудил, посмотрели, распевают, светит, потемнели, прилетели, ловит, идёт.

VIII. Рефлексия

— Спишите, поставьте слова, данные в скобках, в нужную форму. Подчеркните все глаголы, укажите их число.

1) В труде (рождается) герои. 2) Труд (кормят), а лень (портят). 3) Язык до Киева (доведут).

— Объясните смысл этих пословиц.

— Как изменяются глаголы?

— Что обозначают глаголы в единственном и во множественном числе?

— На какие вопросы отвечают глаголы в единственном и во множественном числе?

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание

Составить и записать два предложения с глаголами в разных числах.