ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 667
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
— Назовите окончания этих глаголов.
III. Актуализация знаний
Предупредительный диктант
Лесная соня
Зиму лесная соня проспала в норе под кустом. Вот пришла весна. Ярко засветило солнце. В лесу стало тихо и зелено. Под землёй было темно и сыро. Соня вылезла из норы и свила гнездо на кусте. Теперь соня начала принимать солнечные ванны. Кругом свежий воздух и тёплое солнце.
По Н. Сладкову
IV. Самоопределение к деятельности
— Рассмотрите таблицу на с. 116 учебника.
— Сравните изменение глаголов по временам.
— Используя данную таблицу, образуйте временные формы от глаголов писать, рисовать, клеить, молчать.
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 205(с. 116).
(Коллективное устное выполнение.)
— Прочитайте, на что нужно обратить внимание.
— Как изменяются глаголы?
— От каких глаголов можно образовать все временные формы?
— От каких глаголов можно образовать только формы прошедшего и будущего времени?
Упр. 206 (с. 117).
(Работа в парах. Проверка.)
— Назовите глаголы, от которых вы образовали три формы времени. (Кричать, блестеть, спешить.)
— На какой вопрос они отвечают?
— Назовите глаголы, от которых вы образовали только формы прошедшего и будущего времени. (Закричать, заблестеть, поспешить.)
— На какой вопрос они отвечают?
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Упр. 207 (с. 117).
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)
Упр. 208 (с. 117).
— Прочитайте текст. О чём в нём говорится?
— Какой заголовок подойдёт к этому тексту?
— Разделите текст на три части.
— Выполните письменные задания к упражнению.
— Прочитайте текст по частям.
— Назовите глагол, который вы подчеркнули. (Собрал.)
— Обоснуйте свой выбор. (Это форма прошедшего времени единственного числа.)
VIII. Рефлексия
(Работа в парах.)
— Подберите два глагола: 1) отвечает на вопрос что делать?; 2) отвечает на вопрос что сделать? Измените глаголы по временам.
— Назовите глагол, от которого вы образовали три формы времени.
— Назовите глагол, от которого вы образовали только формы прошедшего и будущего времени.
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Как изменяются глаголы?
Домашнее задание
Упр. 209 (с. 118).
Тема: Изменение глаголов по временам
Цель:развивать умение изменять глаголы по временам.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте стихотворение.
— Назовите глаголы, которые употреблены в переносном значении.
— Какие незнакомые слова встретились в тексте?
— Объясните их лексическое значение.
— Прочитайте глаголы, назовите их время и число.
III. Актуализация знаний
— Спишите, вставьте пропущенные буквы.
Настала в..сна. Со..нце согнало сне., с п..лей. Раскрылись поч..ки надерев..ях. Показались м..лоденькие л..сточки. Пр..снулась пчёлка. Она разбудила св..их подру.. . Пчёлки вылетели из ул..я. Вот под кустиком они увидели синий цв..точек. Пчёлки нап..лись сока и весло пол..тели д..мой.
По К. Ушинскому
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте. Определите время и число глаголов.
В саду кричал грач. Звонко пел жаворонок. Ворковал голубь. Воробей прыгал по дорожке. Гудела пчела в кусте сирени. Блестел солнечный луч.
— Поставьте глаголы в настоящее время и измените их число. Запишите текст.
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 210 (с. 118).
— Прочитайте стихотворение.
— Чему удивилась мама?
— Обсудите и выполните задания в парах.
(Проверка. Учащиеся по цепочке называют слова с орфограммами и объясняют их написание.)
— Прочитайте глаголы и назовите их время.
(Далее несколько учеников рассказывают свои тексты.)
2. Работа со словом из словаря
— Найдите слово квартира в орфографическом словаре.
— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
— Составьте предложение со словом квартира, запишите.
— Запомните написание этого слова.
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
Упр. 211 (с. 119).
— Прочитайте текст. О чём в нём говорится?
— Какой заголовок подойдёт к этому тексту?
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке называют слова с орфограммами и объясняют их написание.)
— Прочитайте глаголы, назовите их время.
— Назовите глагол в неопределённой форме.
Упр. 212 (с. 119).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
2. Работа со словом из словаря
- Найдите слово герой в орфографическом словаре.
- Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
- Составьте предложение со словом герой,
запишите.
- Запомните написание этого слова.
VIII. Рефлексия
- Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
• Дружба не гриб, в лесу не найдёшь.
• Кто любит лгать, того нельзя за друга принять.
• Что в воду упало, то пропало.
- В какой пословице есть глагол в форме 2-го лица единственного числа? По какому признаку вы определили? (По окончанию -ешь.)
- В какой пословице есть глаголы в неопределённой форме? По какому признаку вы определили? (Оканчиваются на -ть.)
- В какой пословице есть глаголы в прошедшем времени? По какому признаку вы определили? (По суффиксу -л-.)
- Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
- Как изменяются глаголы?
Домашнее задание
Составить и записать три предложения с глаголами в разном времени.
Тема: Обучающее изложение
Цель:развивать умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
- Прочитайте предложения, которые вы составили.
- Назовите глаголы и их время.
III. Самоопределение к деятельности
- Сегодня мы будем писать изложение. Чтобы узнать, о ком будет текст, вам нужно отгадать загадку.
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось.)
IV. Работа по теме урока
-
Знакомство с текстом
Упр.213 (с. 120).
— Прочитайте текст.
— О ком он?
— Как можно озаглавить текст?
— Определите тему текста.
— Назовите его главную мысль.
— Куда направлялся лось?
— Как он вёл себя?
— Что сделал лось?
— Что значит «зимнюю шапку ломает»?
2. Составление плана
— Прочитайте три части текста.
— Какие вопросы можно поставить к этим частям?
3. Лексическая работа
— Как можно назвать лося, чтобы не было повторов? (Он, великан.)
— Выпишите глаголы из первых трёх частей текста.
4. Орфографическая работа
(Учащиеся по цепочке называют слова с орфограммами и объясняют их написание.)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
(Пересказ текста по частям. Каждую часть рассказывает один ученик. Можно организовать работу в парах: сначала один ученик рассказывает другому содержание текста, затем наоборот. Далее повторное чтение текста и написание изложения. Самопроверка.)
VII. Подведение итогов урока
— Что мы делали сегодня на уроке?
— Понравился ли вам текст, с которым мы работали?
Домашнее задание
Составить и записать два предложения с глаголами в неопределённой форме.
Тема: Род глаголов в прошедшем времени
Цель: познакомить с изменением глаголов в прошедшем времени по родам.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте предложения, которые вы составили.
— Назовите глаголы в неопределённой форме.
III. Актуализация знаний
1. Индивидуальная работа
— Запишите глаголы в настоящем времени. Образец: писать - пишу.
Кричать, молчать, бить, ловить, вить. Образец: пить — пьёт. Лить, шить, греметь, дрожать.
— Запишите глаголы в прошедшем времени. Образец: что сделал ? — продрог.
Приползу, вылезу, сберегу, увязну, замёрзну, окрепну, запрягу, прилягу, помогу, разгрызу, озябну, охрипну, ототру, запру.
— Спишите. Подчеркните глаголы двумя чертами, укажите их время.
...Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольётся в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.
А. Пушкин
2. Комментированное письмо
Ночью раздался страшный треск. К утру река вздулась. Около леса вода затопила дом лесника. Семья лесника спасалась на крыше.
— Слова с какими орфограммами встретились в этом тексте? Объясните их написание, подберите проверочные слова.
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте слова. Светил, светила, светило.
— Что в них общего? (Это глаголы прошедшего времени.)
— Чем отличаются эти глаголы?
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Наблюдения над изменением глаголов по родам
— Прочитайте предложения. Яблоко лежал...
Кошка лежал... Снег лежал...
— Определите время глаголов. (Прошедшее.)
— Как вы определили? (По вопросам и суффиксу -л-.)
— Какие окончания вы бы написали? Почему?
2. Работа по учебнику
Упр. 214 (с. 121).
— Прочитайте стихотворение.
— Найдите глаголы. Определите их время и число.
— Определите род каждого глагола.
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)
— Прочитайте, на что нужно обратить внимание.
— Как определить род глагола? (По роду имени существительного, с которым он связан.)
Упр. 215 (с. 121).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Прочитайте глаголы, назовите их род и окончания.
— Прочитайте сведения о языке на с. 122.
— Как изменяются глаголы в прошедшем времени?
— На какие вопросы отвечают глаголы, стоящие в мужском, женском, среднем роде?
— Приведите примеры.
— От чего зависит род глагола?
— Что можно сказать о глаголах прошедшего времени во множественном числе?