Файл: Наша речь. Виды речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 667

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


— Назовите окончания этих глаголов.

III. Актуализация знаний

Предупредительный диктант

Лесная соня

Зиму лесная соня проспала в норе под кустом. Вот пришла весна. Ярко засветило солнце. В лесу стало тихо и зелено. Под землёй было темно и сыро. Соня вылезла из норы и свила гнездо на кусте. Теперь соня начала принимать солнечные ванны. Кругом свежий воздух и тёплое солнце.

По Н. Сладкову

IV. Самоопределение к деятельности

— Рассмотрите таблицу на с. 116 учебника.

— Сравните изменение глаголов по временам.

— Используя данную таблицу, образуйте временные формы от глаголов писать, рисовать, клеить, молчать.

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 205(с. 116).

(Коллективное устное выполнение.)

— Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

— Как изменяются глаголы?

— От каких глаголов можно образовать все временные формы?

— От каких глаголов можно образовать только формы прошедшего и будущего времени?

Упр. 206 (с. 117).

(Работа в парах. Проверка.)

— Назовите глаголы, от которых вы образовали три формы времени. (Кричать, блестеть, спешить.)

— На какой вопрос они отвечают?

— Назовите глаголы, от которых вы образовали только формы прошедшего и будущего времени. (Закричать, заблестеть, поспешить.)

— На какой вопрос они отвечают?

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 207 (с. 117).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

Упр. 208 (с. 117).

— Прочитайте текст. О чём в нём говорится?

— Какой заголовок подойдёт к этому тексту?

— Разделите текст на три части.

— Выполните письменные задания к упражнению.

— Прочитайте текст по частям.

— Назовите глагол, который вы подчеркнули. (Собрал.)

— Обоснуйте свой выбор. (Это форма прошедшего времени единственного числа.)

VIII. Рефлексия

(Работа в парах.)

— Подберите два глагола: 1) отвечает на вопрос что делать?; 2) отвечает на вопрос что сделать? Измените глаголы по временам.

— Назовите глагол, от которого вы образовали три формы времени.

— Назовите глагол, от которого вы образовали только формы прошедшего и будущего времени.

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Как изменяются глаголы?

Домашнее задание


Упр. 209 (с. 118).

Тема: Изменение глаголов по временам

Цель:развивать умение изменять глаголы по временам.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте стихотворение.

— Назовите глаголы, которые употреблены в переносном значении.

— Какие незнакомые слова встретились в тексте?

— Объясните их лексическое значение.

— Прочитайте глаголы, назовите их время и число.

III. Актуализация знаний

— Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Настала в..сна. Со..нце согнало сне., с п..лей. Раскрылись поч..ки надерев..ях. Показались м..лоденькие л..сточки. Пр..снулась пчёлка. Она разбудила св..их подру.. . Пчёлки вылетели из ул..я. Вот под кустиком они увидели синий цв..точек. Пчёлки нап..лись сока и весло пол..тели д..мой.

По К. Ушинскому

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте. Определите время и число глаголов.

В саду кричал грач. Звонко пел жаворонок. Ворковал голубь. Воробей прыгал по дорожке. Гудела пчела в кусте сирени. Блестел солнечный луч.

— Поставьте глаголы в настоящее время и измените их число. Запишите текст.

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 210 (с. 118).

— Прочитайте стихотворение.

— Чему удивилась мама?

— Обсудите и выполните задания в парах.

(Проверка. Учащиеся по цепочке называют слова с орфограммами и объясняют их написание.)

— Прочитайте глаголы и назовите их время.

(Далее несколько учеников рассказывают свои тексты.)

2. Работа со словом из словаря

— Найдите слово квартира в орфографическом словаре.

— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

— Составьте предложение со словом квартира, запишите.

— Запомните написание этого слова.

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

Упр. 211 (с. 119).

— Прочитайте текст. О чём в нём говорится?

— Какой заголовок подойдёт к этому тексту?

— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке называют слова с орфограммами и объясняют их написание.)

— Прочитайте глаголы, назовите их время.

— Назовите глагол в неопределённой форме.

Упр. 212 (с. 119).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

2. Работа со словом из словаря

- Найдите слово герой в орфографическом словаре.

- Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

- Составьте предложение со словом герой,

запишите.

- Запомните написание этого слова.

VIII. Рефлексия

- Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

• Дружба не гриб, в лесу не найдёшь.

• Кто любит лгать, того нельзя за друга принять.

• Что в воду упало, то пропало.

- В какой пословице есть глагол в форме 2-го лица единственного числа? По какому признаку вы определили? (По окончанию -ешь.)

- В какой пословице есть глаголы в неопределённой форме? По какому признаку вы определили? (Оканчиваются на -ть.)

- В какой пословице есть глаголы в прошедшем времени? По какому признаку вы определили? (По суффиксу -л-.)

- Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

- Как изменяются глаголы?

Домашнее задание

Составить и записать три предложения с глаголами в разном времени.


Тема: Обучающее изложение

Цель:развивать умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

- Прочитайте предложения, которые вы составили.

- Назовите глаголы и их время.

III. Самоопределение к деятельности

- Сегодня мы будем писать изложение. Чтобы узнать, о ком будет текст, вам нужно отгадать загадку.

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось.)

IV. Работа по теме урока

  1. Знакомство с текстом

Упр.213 (с. 120).

— Прочитайте текст.

— О ком он?

— Как можно озаглавить текст?

— Определите тему текста.

— Назовите его главную мысль.

— Куда направлялся лось?

— Как он вёл себя?

— Что сделал лось?

— Что значит «зимнюю шапку ломает»?

2. Составление плана

— Прочитайте три части текста.

— Какие вопросы можно поставить к этим частям?

3. Лексическая работа

— Как можно назвать лося, чтобы не было повторов? (Он, великан.)

— Выпишите глаголы из первых трёх частей текста.

4. Орфографическая работа

(Учащиеся по цепочке называют слова с орфограммами и объясняют их написание.)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

(Пересказ текста по частям. Каждую часть рассказывает один ученик. Можно организовать работу в парах: сначала один ученик рассказывает другому содержание текста, затем наоборот. Далее повторное чтение текста и написание изложения. Самопроверка.)

VII. Подведение итогов урока

— Что мы делали сегодня на уроке?

— Понравился ли вам текст, с которым мы работали?

Домашнее задание

Составить и записать два предложения с глаголами в неопределённой форме.

Тема: Род глаголов в прошедшем времени

Цель: познакомить с изменением глаголов в прошедшем времени по родам.


Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте предложения, которые вы составили.

— Назовите глаголы в неопределённой форме.

III. Актуализация знаний

1. Индивидуальная работа

— Запишите глаголы в настоящем времени. Образец: писать - пишу.

Кричать, молчать, бить, ловить, вить. Образец: пить — пьёт. Лить, шить, греметь, дрожать.

— Запишите глаголы в прошедшем времени. Образец: что сделал ? — продрог.

Приползу, вылезу, сберегу, увязну, замёрзну, окрепну, запрягу, прилягу, помогу, разгрызу, озябну, охрипну, ототру, запру.

— Спишите. Подчеркните глаголы двумя чертами, укажите их время.

...Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольётся в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря.

А. Пушкин

2. Комментированное письмо

Ночью раздался страшный треск. К утру река вздулась. Около леса вода затопила дом лесника. Семья лесника спасалась на крыше.

— Слова с какими орфограммами встретились в этом тексте? Объясните их написание, подберите проверочные слова.

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте слова. Светил, светила, светило.

— Что в них общего? (Это глаголы прошедшего времени.)

— Чем отличаются эти глаголы?

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Наблюдения над изменением глаголов по родам

— Прочитайте предложения. Яблоко лежал...

Кошка лежал... Снег лежал...

— Определите время глаголов. (Прошедшее.)

— Как вы определили? (По вопросам и суффиксу -л-.)

— Какие окончания вы бы написали? Почему?

2. Работа по учебнику

Упр. 214 (с. 121).

— Прочитайте стихотворение.

— Найдите глаголы. Определите их время и число.

— Определите род каждого глагола.

— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)

— Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

— Как определить род глагола? (По роду имени существительного, с которым он связан.)

Упр. 215 (с. 121).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

— Прочитайте глаголы, назовите их род и окончания.

— Прочитайте сведения о языке на с. 122.

— Как изменяются глаголы в прошедшем времени?

— На какие вопросы отвечают глаголы, стоящие в мужском, женском, среднем роде?

— Приведите примеры.

— От чего зависит род глагола?

— Что можно сказать о глаголах прошедшего времени во множественном числе?