Файл: Наша речь. Виды речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 668

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(Туман (что сделал?) окутал.)

— Добавьте в это предложение слова, поясняющие подлежащее и сказуемое.

— Туман какой? (Мягкий или густой.)

— Окутал что? (Деревья.)

— Окутал когда? (Утром.)

— Какое предложение получилось? (Густой туман окутал утром деревья.)

— Какие члены предложения мы добавили? (Второстепенные.)

— Запишите это предложение.

2. Работа по учебнику

Упр. 57 (с. 35).

— Прочитайте предложение. Найдите в нём грамматическую основу.

— Какое слово поясняет подлежащее? Поставьте к нему вопрос, запишите. (Пшеница (какая?) густая.)

— Какие слова поясняют сказуемое? Поставьте к ним вопрос, запишите. (Созрела (где?) в поле.)

— Как называются эти сочетания слов? (Словосочетания.)

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— Из чего состоит словосочетание? (Из главного и зависимого слов.)

— Как устанавливается связь слов в словосочетании? (При помощи вопросов.)

— От какого слова ставится вопрос? (От главного к зависимому.)

— Как обозначается главное слово в словосочетании? (Крестиком.)

— Как обозначается связь главного слова с зависимым? (Стрелочкой.)

— Как вы думаете, подлежащее и сказуемое образуют словосочетание? (Нет.)

— Почему?

— Найдите в нашем предложении словосочетания. (Густой туман, окутал утром, окутал деревья.)

— Запишите эти словосочетания.

3. Работа со словом из словаря

— Отгадайте загадку.

С неба солнце золотое

Золотые льёт лучи.

В поле дружною стеною

Золотые усачи. (Пшеница.)

— Это слово вам встретилось в предложении. А что вы знаете об этом растении?

Материал для учителя

Пшеницу выращивали с целью получения питательных зёрен ещё в III тысячелетии до нашей эры. В настоящее время известно более 30 видов этого злакового растения. Это очень важная зерновая культура, которая широко распространена в умеренном поясе. Основное назначение пшеницы — использование её в пекарном производстве. Кроме того, часть урожая идёт на изготовление манной и пшеничной крупы, из твёрдых сортов растения готовят макаронные изделия.

— Найдите слово пшеница, в орфографическом словаре.

— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

— Составьте предложение со словом пшеница, запишите.


— Запомните, как пишется это слово.

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику

Упр.58 (с. 36).

— Прочитайте предложение. Запишите его.

— Назовите грамматическую основу предложения.

— Назовите словосочетания.

— Какие слова являются главными? Как вы обозначили главные слова?

Упр. 59 (с. 36).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

— Назовите грамматическую основу предложения.

— Назовите словосочетания.

— Какие слова являются главными? Как вы обозначили главные слова?

— Как обозначается связь главного слова с зависимым?

VIII. Рефлексия

— Что такое словосочетание?

— Из чего состоит словосочетание?

— Как найти словосочетание в предложении?

— Приведите свои примеры.

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?

Домашнее задание

Упр. 60 (с. 36).

Тема: Словосочетание

Цели: обобщить знания о словосочетании; формировать умение выполнять разбор предложения по членам; развивать устную речь.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте предложение.

— Прочитайте словосочетания, которые вы выписали.

— Назовите главные и зависимые слова в каждом словосочетании.

III. Актуализация знаний

1. Индивидуальная работа

— Спишите. Подчеркните главные члены предложения. Выпишите словосочетания.

В горах бывают снежные обвалы.

2. Работа в группах

— Выпишите: вариант 1 — словосочетания, вариант 2 - предложения.

Старый дом, птицы улетели, летит самолёт, большая стая, быстро бежал, солнце светит, иду домой, взял мяч, собака лает, ребята пришли.

(Взаимопроверка.)

— Прочитайте, что вы записали. Докажите правильность своего выбора.

— Что такое словосочетание? (Это два слова, связанные между собой по смыслу. Одно слово зависит от другого.)

3. Работа с контрольно-измерительными материалами (тест 2, с. 10-13)

IV. Самоопределение к деятельности

(Работа в парах.)

— Прочитайте словосочетания.

Чёрное море - море грибов, золотое кольцо — золотые руки, сильный характер — сильный спортсмен, чистый лист — чистый голос.

— Разделите их на две группы. (1) Чёрное море, золотое кольцо, сильный спортсмен, чистый лист; 2) море грибов, золотые руки, сильный характер, чистый голос.)

— По какому признаку вы разделили словосочетания?

(В первой группе словосочетаний слова употреблены в прямом значении, во второй - в переносном.)

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 61 (с. 37).

— Прочитайте стихи. Какое настроение создают эти строки?

— Сколько предложений в стихотворении? Докажите.

— Какие это предложения?

— Найдите слова, которые употреблены в переносном значении.

— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)

2. Работа над загадками

— Отгадайте загадки.

В голубой станице

Девица круглолица.

Ночью ей не спится —

В зеркало глядится. (Луна.)

Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту. (Снег.)

На минуту в землю врос

Разноцветный чудо-мост.

Чудо-мастер смастерил

Мост высокий без перил. (Радуга.)

— Какие словосочетания помогли вам догадаться, о чём идёт речь в загадках?

— Благодаря каким особенностям словосочетаний можно узнать предмет, имя которого не названо в загадке?

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 62 (с. 37).

— Прочитайте. Найдите предложения. Докажите. (Есть грамматическая основа.)

— Прочитайте словосочетания. Назовите в каждом словосочетании главное слово и поставьте от него вопрос к зависимому слову.

— Выполните письменные задания к упражнению.

— Прочитайте предложения, которые вы составили. Назовите грамматическую основу в каждом предложении.

(Далее самостоятельное выполнение заданий рубрики «Проверь себя» (с. 38).)

VIII. Рефлексия

— Какие задания вызвали затруднения?

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Чем предложение отличается от словосочетания?

Домашнее задание

Упр. 63 (с. 37).

Тема: Контрольный диктант по теме «Предложение»

Цели: проверить знания, умения и навыки по теме «Предложение»; выявить уровень сформированности навыков правописания, приобретённых за два года обучения, умений оформлять предложение, писать слова без пропусков букв, обозначать твёрдые и мягкие согласные, разделительный мягкий знак.

Ход урока

I. Организационный момент

— Какие орфограммы, связанные с правописанием корней слов, вы знаете?

— Что необходимо сделать, чтобы правильно написать слово с проверяемым безударным гласным в корне? 1.
Поставить ударение в слове. 2. Выделить корень и определить безударный гласный. 3. Подобрать проверочное слово так, чтобы этот гласный стоял под ударением.)

II. Работа по теме урока

Осенью

Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пёстрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом.

Слова для справок: ходим, воздухом.

Грамматическое задание

1. Запишите цифрой, сколько слов в первом предложении.

2. Слова русский, листья разделите для переноса.

3. В третьем предложении подчеркните грамматическую основу, выпишите словосочетания.

(Учитель также может предложить следующий текст.)

Осенью

Осенью скворцы, грачи и ласточки улетают на юг. Там тепло и много корма. А звери встречают зиму.

Белка сушит на ветках деревьев грибы. В дупле у белки мягкое гнездо. Ёж много ест. Ловит жучков, червей. Из травы и сухих листьев делает гнездо. И медведь много ест. Копит жир. Зимой он спит в берлоге.

Слово для справки: делает.

III. Подведение итогов урока

— Слова с какими орфограммами встретились в тексте?

— В написании каких слов вы сомневались?

Тема: Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова

Цель:формировать умения распознавать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать с толковым словарём.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Анализ контрольного диктанта

(Проводится работа над каждой группой ошибок).

1. Пропуск, перестановка букв.

2. Буквосочетания жи ши, ча ща

3. Разделительный мягкий знак.

4. Безударные гласные в корне слова.

5. Парные звонкие и глухие согласные на конце слова.

6. Непроверяемые гласные.

(Тем, кто не допустил ошибок в контрольном диктанте, можно предложить выполнить следующее задание.)

— Спишите, вставьте пропущенные буквы.

М..л..ко - ценный продукт. Из него делают сливочное масло. Из м..л..ка можно приготовить сметану, сыр, творо.. . Очень полезно кислое молоко. Но вкуснее всего парное м..л..ко.

III. Самоопределение к деятельности

— Отгадайте загадку.

Живёт в норке,

Грызёт корки.

Короткие ножки,

Боится кошки. (Мышь.)

— Кто знает, в каком словаре можно посмотреть лексическое значение слова?
(В толковом словаре.)

— Найдите в толковом словаре на с. 153 слово мышь.

— Какие значения имеет это слово?

— Как называются слова, которые имеют несколько лексических значений? (Многозначные.)

— А теперь найдите в толковом словаре на с. 153 значение слова таволга. Что вы можете сказать об этом слове? (Это однозначное слово.)

— Сформулируйте тему урока.

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 64 (с. 40).

— Прочитайте текст. О чём в нём говорится? Что хотел передать автор текста?

— Согласны ли вы с его мнением?

— Выполните задания.

— Прочитайте лексическое значение выделенных слов.

— Что такое лексическое значение слова? (То, что обозначает слово.)

— По какому словарю можно определить лексическое значение слова? (По толковому.)

Упр. 65 (с. 40).(Работа в парах.)

— Приведите свои примеры однозначных и многозначных слов.

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала

  1. Работа по учебнику

Упр. 66 (с. 41).

— Прочитайте текст.

— О каком явлении природы идёт речь? (О росе.)

— Кому приходилось наблюдать это явление природы? Расскажите о нём.

— Выполните задание.

— Значение какого слова вы определяли по словарю?

2. Работа со словом из словаря

— Узнайте слово по его лексическим значениям.

1. Тетрадь из плотных листов для рисунков.

2. Собрание рисунков, репродукций, чертежей в виде книги.

3. Несколько музыкальных произведений одного исполнителя, объединённых одним названием.

Ответ: альбом.

— Что можно сказать об этом слове? (Это многозначное слово.)

— Найдите это слово в орфографическом словаре.

— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

— Составьте предложение со словом альбом, запишите.

— Запомните, как пишется это слово.

Материал для учителя

По-латыни альбом означает «белый». В Древнем Риме альбомом называли доску, покрытую белым гипсом. На этой белой доске писали разные сообщения, распоряжения, имена отличившихся воинов и выставляли её для всеобщего обозрения в местах, где собиралось много народа. А для средневекового рыцаря альбом был тетрадкой обязательно из белых листков, в которой могли быть история древнего рода, рыцарские гербы, девизы и мудрые высказывания знаменитых людей.

Нынешние альбомы не всегда белые, но язык неохотно отказывается от своих первоначальных названий.

VII. Рефлексия

(Работа в парах.)

— Пользуясь толковым словарём, разделите слона на две группы: 1) однозначные; 2) многозначные.