Файл: Наша речь. Виды речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 671

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- Составьте по два словосочетания, которые называют предмет, действие, признак.

- Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

- Что такое словосочетание?

- С каким словом из словаря вы сегодня познакомились?

Домашнее задание

Упр. 82 (с. 48).

Тема: Фразеологизмы

Цель:формировать умения находить в предложении фразеологизмы, отличать фразеологизмы от неустойчивых словосочетаний.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

- Прочитайте словосочетания, которые вы составили. Назовите в них главное слово.

- Объясните правописание слов с орфограммами.

III. Актуализация знаний

- Замените близкими по значению словосочетаниями, запишите.

Нора лисы, лист берёзы, лист из альбома, разговор по телефону, молоко от козы.

- Назовите главное слово в словосочетании.

IV. Самоопределение к деятельности

(Работа в парах.)

- Прочитайте записи.

ворон считать мечтать

витать в облаках молчать

мозолить глаза бездельничать

зарубить на носу надоедать

язык проглотить запомнить

- Соедините выражения в первом столбике со словами во втором. {Ворон считать — бездельничать, витать в облаках — мечтать, мозолить глаза - надоедать, зарубить на носу — запомнить, язык проглотить молчать.)

- Как называются выражения в первом столбике? (Фразеологизмы.)

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Слово учителя

Были в мастерской две дужки и стержень, которые использовали и вместе, и по отдельности. Но однажды рабочий взял их, включил аппарат и накрепко сварил деталь в виде буквы ф.

Подобное мы видим в жизни слов. Живут-поживают слова-детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но однажды, когда возникает в этом необходимость, слова сливаются в неделимые сочетания — фразеологизмы.

Есть, например, слова вода, не, разлить и фразеологизм водой не разольёшь; есть слова как, провалить, земля, сквозь и фразеологизм как сквозь землю провалиться. Так из слов, вернее из сочетаний слов, рождается большинство фразеологизмов.

Слова вдруг теряют при этом свои прежние значения: золотые руки — здесь нет ничего сделанного из золота; висеть на волоске — никто не висит, да и волоска не видно.

Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. К ним относят пословицы, поговорки, меткие, яркие выражения, ставшие крылатыми.


Источники фразеологизмов различны. Одни из них возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями (много снега—много хлеба), другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями (пусто, словно Мамай прошёл), третьи вышли из песен, сказок, загадок, литературных произведений (страшнее кошки зверя нет).

Фразеологические обороты очень украшают речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.

В. Волина «Весёлая грамматика»

2. Работа по учебнику

Упр.83 (с. 49).

— Прочитайте. Рассмотрите рисунки.

— Кто такой тапир? (Непарнокопытное млекопитающее тропических лесов с вытянутыми в хобот носом и верхней губой.)

Материал для учителя

С виду тапир похож на помесь кабана и гиппопотама. Тапир хорошо плавает и без всяких затруднений переплывает реки в густых девственных лесах. Его облик и повадки заставили зоологов XVIII века предположить, что тапир — близкий родственник гиппопотама. Сегодня мы, однако, знаем, что это животное родственно носорогу и лошади. У тапиров на передних ногах четыре, а на задних ногах три пальца. На Земле существует только четыре вида тапиров.

— Как вы понимаете выражение повесил нос? Прочитайте, что оно означает.

A в каком значении оно употреблено: в прямом или в переносном? Как называются такие выражения?

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— Что такое фразеологизмы?

— Можно ли в них заменять слова?

— Приведите примеры.

— Используя фразеологический словарь, определите значение фразеологизма кот наплакал.

Упр. 84 (с. 49).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 85 (с. 50).

— Прочитайте фразеологизмы и найдите им объяснение. Запишите их парами.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают фразеологизмы с объяснением их значений.)

— Прочитайте предложение, которое вы составили.

Упр. 86 (с. 50).

— Прочитайте предложения с фразеологизмами.

— Объясните значение данных фразеологизмов.

— Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка.)

— Прочитайте историю возникновения двух фразеологизмов нас. 51.

— Как возник фразеологизм

бить баклуши!

— А фразеологизм спустя рукава!

VIII. Рефлексия

(Работа в парах.)

— Прочитайте строки сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Найдите фразеологизмы и объясните их значение.

А народ-то над ним насмеялся:

«Поделом тебе, старый невежа!

Впредь тебе, невежа, наука:

Не садися не в свои сани!»

Глядь: опять перед ним землянка;

На пороге сидит его старуха

А перед нею разбитое корыто.

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что такое фразеологизмы?

Домашнее задание

Упр. 87 (с. 50).

Тема: Обучающее изложение

Цели:учить передавать содержание текста по вопросам; развивать орфографическую зоркость.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте словосочетания. Объясните написание слов с орфограммами.

— Прочитайте фразеологизмы. Объясните лексическое значение каждого из них. (Взяться за ум становиться благоразумнее, совершать разумные поступки; остаться с носом потерпеть неудачу, остаться ни с чем; медвежья услуга — услуга, повлёкшая за собой негативное последствие для того, кому она была оказана; с гулькин нос очень мало.)

III. Самоопределение к деятельности

— Сегодня мы будем писать изложение. Чтобы узнать, о ком будет текст, вам нужно отгадать загадку.

Её всегда в лесу найдёшь —

Пойдём гулять и встретим:

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем. (Ель.)

IV. Работа по теме урока

  1. Знакомство с текстом

Упр. 88 (с. 52).

— Прочитайте текст.

— Понравился ли он вам? Что показалось особенно интересным?

— О чём говорится в этом тексте? Определите тему текста. (О ёлочке.)

— Назовите главную мысль текста. (Ёлочка счастлива в свой день рождения, так как все радуют её подарками.)

— Как можно назвать этот текст? («Подарки для ёлочки».)

— Прочитайте памятку 7 на с. 147 «Как подготовиться к изложению».

- Какие непонятные слова встретились в тексте?

- Объясните выделенные орфограммы.

- Сколько частей в тексте?

2. Орфографическая работа

(Учащиеся по цепочке называют слова с орфограммами и объясняют их написание.)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

(Пересказ текста по вопросам учебника. Текст по очереди пересказывают два-три ученика. Можно организовать работу в парах: сначала один ученик рассказывает другому содержание текста, затем наоборот. Далее повторное чтение текста и написание изложения. Вопросы записаны на доске. Самопроверка.)


VII. Подведение итогов урока

- Что мы делали сегодня на уроке?

- Понравился ли вам текст, с которым мы работали?

Домашнее задание

Составить и записать два предложения с фразеологизмами.

Тема: Части речи

Цели: формировать умение распознавать части речи; развивать устную речь.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

- Прочитайте предложения, которые вы составили.

- Назовите в них фразеологизмы.

- Объясните их лексическое значение.

- Что такое фразеологизмы?

III. Актуализация знаний

1. Индивидуальная работа

- Расположите строки стихотворения в такой последовательности, чтобы получился связный рассказ и запишите его.

И за тучу забежало.

Стало заиньке темно.

Солнце по небу гуляло

Глянул заинька в окно.

К. Чуковский

— Разделите текст на предложения и запишите его. В конце каждого предложения поставьте нужный знак препинания.

Осень пришла листьями усыпаны все дорожки пролетают над городом журавли.

2. Коллективная устная работа

— Расположите строки стихотворения в такой последовательности, чтобы получился связный рассказ, прочитайте.

«Да здравствует милая Африка!»

Всё ближе и ближе по воздуху мчится.

На птице, глядите, сидит Айболит

Но вот, поглядите, какая-то птица

И шляпою машет и громко кричит.

К. Чуковский

— Из какого произведения эти строки? («Айболит».)

— Кто автор этого произведения? (А.Я. Чуковский.)

IV. Самоопределение к деятельности

Всему название дано —

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету.

И всё, что может видеть глаз, —

Над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас,

Означено словами.

А. Шибанов

— Что такое слово? (Основная единица речи. Словами обозначаются конкретные предметы, понятия, чувства и т. д.)

(Работа в парах.)

— Прочитайте слова.

Птица, рисует, жёлтая, огромный, ветер, учила.

— На какие группы их можно разделить? (1) Птица, ветер; 2)рисует, учила; 3) жёлтая, огромный.)

— Что обозначают слова в первой группе и на какие вопросы отвечают? (Предмет, отвечают на вопросы кто? что?)

— Как называется эта часть речи? (Имя существительное.)

— Что обозначают слова во второй группе? (Действие предмета, отвечают на вопросы что делает? что делала?)

— Как называется эта часть речи? (Глагол.)

— Что обозначают слова во третьей группе?
(Признак предмета, отвечают на вопросы какая?какой?)

— Как называется эта часть речи? (Имя прилагательное.)

— В какую группу можно отнести слова под, за, у? Почему?

— К какой части речи относятся эти слова? (Предлоги.)

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока Работа по учебнику

Упр. 89 (с. 53).

— Рассмотрите таблицу. Выполните задание. (Проверка. Несколько учеников делают сообщения на тему

«Что я знаю о частях речи» и приводят примеры.)

— Какие части речи вы ещё знаете?

— К каким частям речи относятся слова, приведённые в учебнике? (а) предлоги; б) частицы; в) союзы.)

Упр. 90 (с. 54).

— Прочитайте.

Осень на носу

Сказала мама Славке:

«Холодно в лесу!

Надень под куртку шарфик.

Ведь осень на носу!»

А Славка — дошколёнок

Задумался всерьёз:

«Оранжевая осень

На чей уселась нос?»

Забрёл мальчишка в ельник,

Увидел там козу,

Но признаков осенних

Не встретил на носу...

Вверху заметил дятла —

Краснел среди берёз.

Нет, осень сядет вряд ли

На этот чудо-нос...

Вдруг тёлка: «My - у!» за ёлкой...

И Славку ждал сюрприз —

Увидел: к носу тёлки

Прилип осенний лист!

Мальчишка крикнул: «Осень

На тёлкином носу!!!

Сниму я листик с носа

И маме отнесу!»

Е. Кай

— Найдите в стихотворении фразеологизм. (Осень на носу.)

— Объясните лексическое значение фразеологизма. (Признаки осени: похолодало.)

— А как понял выражение осень на носу Славка?

— Выполните задания.

— Какие предложения по интонации вы записали? (Восклицательные и невосклицательные.)

— А по цели высказывания? (Повествовательные и вопросительные.)

— Назовите обращения. (Тёмные леса, птичьи голоса.) (Далее учащиеся читают по одному слову и называют часть речи.)

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

  1. Работа по учебнику

Упр. 91 (с. 54).

— Прочитайте.

— Сколько здесь предложений?

— Пользуясь памяткой 6 на с. 146— 147, подготовьтесь к письму по памяти.

(Письмо по памяти. Выполнение задания. Проверка. Учащиеся читают по одному слову из второго предложения и называют часть речи.)

— Назовите предлоги. Что мы должны помнить о предлогах? Прочитайте об этом ниже.

Упр. 92 (с. 54).

— Рассмотрите репродукцию картины И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды».

— Какое название носят подобные картины? (Натюрморт.) Это слово пришло к нам из французского языка и переводится как «мёртвая природа».