Файл: 7 Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


7.3. Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету

  1. Предмет культурологии и ее проблематика

К. — это наука, которая изучает человече­ское общество, но она отличается от других подобных наук, так как предметом ее исследования являются ее многообразные процессы жизнедеятельности людей — ма­териальные, экономические, социальные, политические, моральные и эстетические, а также все другие, которые раскрывают культуру как форму и способ существования человека.

Предметом культурологии является культура в единстве и уникальности различных культурных миров и происходящих в них процессах. Культурология является наукой изучающей основополагающие законы становления и функционирования различных культурных миров. К важнейшим проблемам теории культуры относят: 1. проблемы её сущности, 2. структуры, 3. генезиса, 4. исторической динамики, 5. типологизации. В наст время культурология ещё полностью не отделилась от философии культуры и др наук. Она формир на основе этих наук, многое перенимает у них. На современном этапе культурология предстаёт, как наука, изуч культуру как сложную систему, находящуюся в постоянном развитии и во взаимосвязях с другими системами и обществом в целом. Культурология как наука начала формироваться 300 лет назад в 18 веке. В основном сформировалась в конце 19 в. и тогда появилось впервые слово культурология. Окончательно название науки закрепил америк ученый Уайт в 1947 году.

Культурология изучает культуру во всех ее формах и проявлениях, взаимосвязь и взаимодействие различных форм культуры, функции и законы ее развития, взаимодействие человека, культуры и общества.



  1. Просветительское понимание культуры

В идеологии просвещения культура трактовалась как средство возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправление пороков общества. Развитие культуры связывалось с развитием просвещения и процветания. В идеологии просвещения термин "культура" приобрел нравственно-оценочный характер. С точки зрения идеологов просвещения, культура есть воплощение "истинной человечности", "подлинно человеческого бытия".

Кант Вольтер Руссо

Эпоха Просвещения" - "Век разума". Эпоха просвещения по праву может быть названа "золотым веком утопии". Признаки эпохи: вера в возможность изменять человека к лучшему, стремление к торжеству добродетели и вселенского счастья, зримым воплощением "лучших миров" для людей эпохи Просвещения были сады и парки, природа - источник истины и главный учитель общества и каждого человека. Парк эпохи Просвещения создавался для возвышенной и благородной цели - создания совершенной среды для совершенного человека.


Происходит расцвет театральной и музыкальной культуры. Происходит процесс вытеснения религиозных начал искусства светскими. Крупнейшим культурологическим течением был прежде всего сентиментализм. Возросшее внимание к эскизу. Многокрасочность и пестрота картин для украшения места. Комфорт и изящество в архитектуре (стиль Рококо). Во Франции и Италии во второй половине столетия достигает расцвета новый светский вид музыки - опера. В Германии, Австрии - оратория и месса (церковная культура), и концерт (в светской культуре). Творчество Баха("Волшебная флейта") и Моцарта.

  1. Развитие представлений о культуре в немецкой философии 19 века

Раньше, чем в других европейских языках слово культура в современном его значении утвердилось в Германии. В немецких книгах оно появляется уже в конце 18 столетия. Тогда оно имело два смысловых оттенка. Первый -  господство над природой с помощью знания и ремесел. Культура в этом случае рассматривалась как вечное, материальное достояние человека, а близкое ему по смыслу понятие цивилизация (от лат. civilis - гражданский) ассоциировалось с социальными установлениями, правами и свободами , мягкостью нравов и вежливостью в обращении. Второй - духовное богатство личности обозначалось чаще словом bildung - образование. Кант называл культурой силу и дисциплинированность разума, достигаемые благодаря занятиям философией. Цивилизацию он понимал как совершенство, удобство общественных отношений.

В философской системе Гегеля (1770-1831) понятие культура почти не употребляется. Рассматривая развитие культуры в обществе, немецкий философ употребляет понятие "объективного духа", т.е. системы идей, воплощаемых в материальных и общественных формах. Многообразие культур Гегель интерпретирует как конкретно-исторические ступени поступательного развития "объективного духа".

В философии гегельянства мировой прогресс есть прогресс становления свободы, утверждение, самораскрытие Разума. Основное предназначение культуры в диалектическом восхождении духа есть творчество.


  1. Представление о культуре в трудах этнографов-эволюционистов

Этнографы-эволюционисты говорили о об эволюции культур более осторожно, учитывая вероятностный характер факторов эволюции - случайных изменений отбора, приспособления, борьбы за существование. Рассматривали разум только как одно из проявлений культуры - наряду с выплавкой железа, скотоводством, магией. Им представлялось, что культура движима не столько разумом, сколько силой привычек, инстинктов, простых ассоциаций. Свободная мысль, изобретательство, инновации выглядели с их точки зрения чем-то редким, даже экзотическим. Они видели прежде всего свою цель в систематизации фактов, в разработке теоретической естественнонаучной основы обществознания в виде эволюционной теории. Наиболее авторитетным считается Бернетт Тэйлор (1832-1917). Отличаясь большой любознательностью и пользуясь финансовой поддержкой своего друга - он совершил ряд успешных экспедиций по Южной Америки. Тэйлор

серьезно изучал этнографическую литературу, опубликовал ряд книг и более 250 статей на разных языках.

Тэйлору принадлежит известное определение:"Культура или цивилизация - в широком этнографическом смысле - слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и привычек, усвоенных человеком как членов общества". Это собирательное определение. В нем культура представлена как сумма явлений. Из существенных ее признаков указан лишь один - коллективность, общераспространенность. Тэйлор исключает из науки философско-богословские вопросы о разуме, свободе, предопределении, ответственности, полагая, что человеческие действия в большинстве случаев определяются "простыми и естественными причинами". "Каждое событие есть дитя другого - этот принцип детерминизма столь же справедлив для мира культуры, как и для природного мира.

Во времена Тэйлора некоторые ученые думали, что религия возникла из чувства страха дикаря перед силами природы. Тэйлор полагал, что дикарь, живя в тесном соприкосновении с природой, хорошо ее знает и вряд ли испытывает перед ней особенный страх. Не внешняя природа, а сама психика с ее потребностями является, по Тэйлору, источником религиозных верований. Человек нуждается в объяснении непонятных ему явлений, таких как сон, обморок, смерть, сновидение, эхо, тень, передвижение солнца и луны. Наиболее простым и удовлетворительным объяснением была, по Тэйлору, идея души, т.е. знакомого каждому человеку интуитивного ощущения своего присутствия в мире, владения своим телом, способности воздействовать на внешние предметы. Первая причина превращения фактов повседневного опыта и миф и религию - одушевление природы, сначала отдельных ее частей, а затем и всей ее целиком, олицетворение природы в виде единого Бога."


  1. Теория культуры Б.Малиновского

Значительный вклад в разработку структурно-функционального метода внес английский этнограф и социолог Бронислав Малиновский.

В основе его учения была культура, как целое и органичное в обществе, имеющее четкую функцию.

В основе концепции культуры Малиновского лежит теория потребностей. Его основная идея состоит в том, что культура первоначально зародилась как «ответ» на элементарные биологические потребности человека (в еде, жилище, продолжении рода). Потребности разделяются на два вида: основные биологические потребности и производные.Удовлетворение биологических потребностей (воспроизводство, защита, отдых) приводит к преобразованию 
окружающей среды, к формированию нового, искусственно создаваемого окружения, которое выступает как культура. Производные потребности порождаются не природой, а культурной средой. Они возникают тогда, когда возникает культура. К производным потребностям Малиновский относит потребности в авторитете, социальном контроле.

Современная цивилизация предстаёт у Малиновского в виде сложной системы социальных институтов, т. е. исторически сложившихся форм организаций, каждая из которых выполняет определённую функцию по удовлетворению как первичных (физиологических и психических), так и вторичных (собственно духовных) потребностей людей. 

Одна из главных задач культуры — закрепление, развитие и передача потомкам именно вторичных потребностей, составляющих социальный опыт

Различия между культурами порождены различиями в способах удовлетворения вторичных потребностей, в то время как физиологические и психические потребности едины.

Основным условием существования цивилизации Малиновский считал «равновесие» форм организации общественной жизни, гармонию социальных институтов.

Типы институтов по Малиновскому:

1. Семья, клан;

2. Все организованные группировки, определяемые полом и возрастом (мужские секретные общества, клубы);

3. Профессиональные институты (образование, экономика, судопроизводство, религиозное богослужение).

Это структурная модель культуры.

Наряду с институтом центральное место в концепции Б.Малиновского занимает понятие «функция». Ученый подчеркивает важность определения культурных феноменов через их функцию. Каждый элемент культуры считается им не как что-то случайное, а как образование, выполняющее определенную функцию. Исследователь подходит к определению функции через понятие полезности и взаимосвязи, через удовлетворение определенной потребности человека.

Малиновский вместе с Радклифф-Брауном (основоположник функционализма) сформулировал три основных постулата функционального подхода:

1).Каждая культура — это целостность (как следствие функционального единства общества);

2).Каждое общество или тип цивилизации, каждый обычай или обряд, поклонение или верование выполняют определённую жизненно важную функцию для культуры;

3).Каждый её элемент – незаменим.


  1. Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского

Николай Яковлевич Данилевский
 (1822-1885) – русский учёный, историк, культуролог, видный представитель славянофильского течения в русской общественной мысли XIX века. В основу его концепции исторической типологии положен принцип многообразия локальных цивилизаций, циклического развития культуры. Данилевский первым обосновал такой подход к истории мировой культуры. Он подвергал критике однолинейную направленность и стадийную последовательность исторического развития. Главный его труд – книга «Россия и Европа» (1868).

Данилевский противопоставляет свои идеи европоцентристским воззрениям, согласно которым европейская цивилизация – это наивысшая форма культуры. Он считал, что европейская культура не может рассматриваться в качестве единственной и обязательной формы, которую должны принять культуры других народов. Европейская цивилизация обладает значительными достоинствами, и совсем не обязательно для других народов следовать за нею. История человечества, считал он, знает и другие цивилизации, которые возникали, существовали и развивались самостоятельно и независимо от неё. Например, Китай развивался самостоятельно и независимо от европейской культуры и в своё время достиг совершенства в изготовлении фарфора, тканей, лаковых изделий. Компас, порох, бумага и книгопечатание – это изобретения китайской культуры. Китайцы создали своеобразную философию, самобытную литературу и намного раньше европейских народов достигли больших успехов в астрономии. Исторический путь европейской цивилизации – это путь развития не всего человечества, а только одной группы народностей, германо-романских, и европейская цивилизация не может считаться общечеловеческой, как впрочем, и китайская, и любая другая.

Культура каждого народа самоценна, считает Н.Я. Данилевский, каждый народ по-своему воспринимает мир и выражает это в создаваемой им культуре.

Данилевский отвергает принцип однолинейности исторического прогресса, т.е. отвергает общепризнанную периодизацию истории – разделение её на древнюю, средневековую и новую. Это разделение нельзя распространять на всемирную историю, такое деление правомерно только для исторических событий Европы. Какое отношение имеет Индия к падению Римской империи, которым кончается древняя и начинается средневековая история Европы? Данилевский считает, что у каждой культуры есть своя собственная история