Файл: 7 Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В эпоху эллинизма (на основе теории подражания и одновременно как ее преодоление) обозначилась, а в средние века упрочилась иная концепция познавательных начал искусства: художественное творчество стало мыслиться не только как воспроизведение единичных предметов (главным образом видимых), но ив качестве "восхождения" к неким универсальным сущностям, бытийным и смысловым. Эта концепция была предварена Платоном, который говорил о подражании космической гармонии в музыке. Ее центр - учение о символе, выступавшем прежде всего в роли религиозно-философской категории.

Специфика» искусства заключается в том, что оно формирует и организует сферу чувственного (то есть «эстетического») восприятия человеком окружающего мира. Огромная роль искусства в совокупном развитии человеческой культуры связана как раз с тем обстоятельством, что специфически человеческая «чувственность» (в том широком значении этого слова, в котором оно фигурирует в философии) есть культурно-исторический продукт, а вовсе не простой дар матушки-природы. Специфическая роль силы воображения в акте познания заключается в том, что она позволяет соотносить формально усвоенные знания с единичными, еще никак не «формализованными» (не выраженными еще в общих формулах, в категориях) фактами, данными в живом созерцании. Без нее одно с другим соотнести вообще нельзя. Это важно подчеркнуть по той причине, что под «силой воображения» часто понимают способность выдумывать то, чего в действительности нет. Между тем действие силы воображения обеспечивает прежде всего умение правильно видеть то, что есть, но еще не выражено в виде понятия.


  1. Ранние формы религии

  1. Обряды и церемонии в первобытной культуре. Их практическое и символическое значение

  1. Культура Древнего Египта

  1. Эгейская (крито-мекенская) культура

  1. Культура античного мира

  1. Миропонимание древних греков и мифология

  1. Религия в Древней Греции. Боги и герои

  1. Поэмы Гомера "Илиада" и "одиссея" и их место в античной культуре

  1. Возникновение христианства. Роль христианской религии и церкви в формировании европейской культуры

  1. Характер и основные черты культуры западноевропейского средневековья

  1. Средневековая рыцарская культура

  1. Памятники христианской культуры

  1. Художественная культура средневековой Европы


  1. Культура европейского Возрождения: ее характер и особенности

  1. Гуманизм - идейная основа культуры Возрождения

  1. Культура Возрождения в Италии

  1. Северное Возрождение

  1. Крупнейшие деятели культуры эпохи Возрождения (Рафаэль, Леонардо да Винчи), Микеланджело Буонаротти, Тициан, П.Веронезе, А.Дюрер, Питер Брейгель старший М.Сервантес, У.Шекспир, Ф.Рабле и др.) (по выбору)

  1. Европейская культура Нового времени? Ее характер и особенности

  1. Истоки русской культуры

  1. Культура восточных славян

  1. Обычаи и обряды восточных славян

  1. Языческие верования восточных славян

  1. Культура Киевской Руси

  1. Крещение Киевской Руси и его последствия

  1. Древнерусское искусство

  1. Культура Московского царства (14-17 вв.)

  1. Петровские реформы в области культуры и их значение

  1. Культура России 19 века: ее характер и особенности

  1. Культура России первой половины 19 в

  1. Культура России второй половины 19 в

  1. Характер и особенности культуры "серебряного века"

  1. Художественная культура "серебряного века"

  1. Культура России советского периода: ее характер и особенности



  1. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНЫХ ИСТОЧНИКОВ


8.1. Основная учебная литература

1. Золкин А.Л. Культурология: учебник/ Изд-во: Юнити-Дана, 2015//ЭБС «Университетская библиотека онлайн» - http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=115382&sr=1
8.2. Дополнительная учебная литература

1. Культурология: теория и история культуры, петербургский хронотоп : учеб. пособие : в 2 ч. / В. Г. Качалова [и др.] ; под ред. В. Г. Качаловой ; Санкт-Петербург : СПб. фил. РТА, Ч. 1 - 2017, Ч. 2 - 2018 (ЭБ РТА)

2. Кравченко А. И. Культурология : учебник / А. И. Кравченко ; МГУ им. М. В. Ломоносова. - Москва : Проспект, 2018. - 285 с. (150 экз.)

3. Флиер А.Я. Культурология для культурологов: уч. пособие. Изд. 2-е –М,: Согласие, 2010.- 672 с.(100 экз.), 2015 // ЭБС «Университетская библиотека онлайн».



  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ



9.1. Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

  1. http://ecsoc.hse.ru Центр специализированных ресурсов в области культурологии

  2. http://www.analiculturolog.ru/ Аналитика культурологии электронный журнал

  3. http://www.russianculture.ru/ Портал «Культура России»

  4. http://wciom.ru Всероссийский фонд изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

  5. http://hist.msu/ru Музеи мира в интернете

  6. http://www.fom.ru Фонд «Общественное мнение».

  7. http://www. countries.ru Библиотека по культурологии

  8. http://www.isras.ru Институт социологии Российской Академии наук (ИС РАН).

  9. http://www.isras.ru/History&Modernity.html История и современность. Научно-теоретический журнал для гуманитариев.

  10. http://www.mith.ru Научные статьи по культурологии и фольклористики



9.2. Программное обеспечение

  1. Антивирусная программа «Касперский»: https://www.kaspersky.ru.

  2. Операционная система Windows.

  3. Пакет прикладных программ MSOffice.

  4. Система «Антиплагиат»: https://rta.antiplagiat.ru/.

  5. Информационно-образовательная среда Российской таможенной академии.

  6. Электронная библиотека Российской таможенной академии.


9.3. Современные профессиональные базы данных

и информационно-справочные системы

  1. Портал «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: http://window.edu.ru.

  2. Справочно-правовая система «Консультант плюс». http://consultant.helpline.ru/.

  3. Справочно-правовая система «Гарант»: https://www.garant.ru/.


9.4. Материально-техническая база

  • лекционные аудитории и аудитории для проведения занятий семинарского типа, оснащенные мультимедийным оборудованием (проекторы, экраны, плазменные панели), обеспечивающие реализацию программы;

  • по всему лекционному материалу имеются наборы слайдов в виде презентаций;

  • для работы со специализированным программным обеспечением имеются компьютерные классы и другие материально-технические ресурсы;

  • другие материально-технические ресурсы.