Файл: 7 Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В широком смысле слова культурный человек – это творец и одновременно продукт культуры. Человек создает, творит мир культуры, который в сочетании с природным окружением является естественной средой обитания человека и сферой реализации его замыслов.

Основной вклад в создание культуры вносят наиболее одаренные представители человечества. Они выдвигают научные и философские идеи, предлагают смелые технические проекты и творят произведения искусства. Но культура создается не только этими высокоинтеллектуальными личностями, а всеми людьми, которые вносят в данный процесс свою посильную лепту. Ведь освоение знаний, восприятие искусства, соблюдение традиций, воспитание детей, работа над улучшением своего внутреннего мира и внешнего облика, приготовление пищи, обустройство дома и так далее – все это неотъемлемые составляющие культуры. И каждый из этих видов деятельности - от сложных до самых простых - человек может осуществлять творчески, то есть привнося в них новое. А это является важнейшей основой не только создания, но и развития культуры.

Вместе с тем человек является не только творцом, но и продуктом культуры, так как она формирует и развивает его внутренний мир, а значит творит, создает человека, делает его культурным. Усваивая знания и ценности, выработанные предшествующими поколениями, человек становится их обладателем и носителем.

Известно, что человеческая натура двойственна. С одной стороны человек является биологическим существом, а с другой – социальным. Как биологическое и социальное согласуются между собой и каково их влияние на культуру личности?

Во-первых, природа посредством некоего набора генов наделяет человека анатомическими и физиологическими особенностями, определенным темпераментом, способностями и задатками. Во-вторых, биологическим фундаментом человеческого поведения являются такие инстинкты, как пищевой, материнский, половой, инстинкт самосохранения и др. Врожденным свойством человека является и агрессивность, которая у разных людей проявляется в разной степени и, как правило, усиливается в экстремальных ситуациях (война, конфликты, ссоры и др.).

Интересно, что сама природа выработала специальные механизмы, сдерживающие агрессивность людей и общественных животных. Важнейший из них – альтруизм1. Ученые доказали, что это качество передается на генном уровне. Оно присуще одним, но может практически отсутствовать у других. Помимо
этого многие виды животных имеют врожденные, встроенные в свои инстинктивные программы «тормозные механизмы», препятствующие взаимоистреблению. Так, если проигравшее в поединке животное занимает позы, демонстрирующие подчинение и покорность (падает ниц, ложиться на спину и т.д.), то это умиротворяет победителя и заставляет отказаться от агрессии. У людей же подсознательные ограничители агрессивности маловыражены. В связи с этим они могут не откликнуться на мольбу своих «собратьев» о пощаде и хладнокровно уничтожить их морально или физически. Только люди способны к тому, чтобы мучить и истязать себе подобных, не слыша зова природы и не ведая жалости.

Именно культура посредством религиозных, нравственных и правовых установлений сдерживает или вовсе «гасит» природную агрессивность человека и ориентируют его на то, чтобы быть гуманным и жить в согласии с людьми.

Инстинкты человека облагорожены культурой и не имеют над ним такую сильную власть, как над животными. «Инстинкт удивительно корректен разуму, - говорит ученый В.В.Дольник. – Древний повелитель поведения, он обычно не командует, не требует слепого подчинения, даже не советует. Он только незаметно направляет желания и мысли»2.

Культурные люди могут без особых усилий подняться над своими инстинктами, ограничить влечения и, сдерживая голод, страх, гнев и раздражительность, вести себя достойно и благородно в любой ситуации. Например, воспитанный человек, испытывающий сильный голод не будет жадно набрасываться на еду, а станет вести себя за столом, особенно праздничным, правильно и красиво, как того требует этикет. Известно огромное количество примеров, когда люди, рискуя собственной жизнью, спасали других. Во всех случаях их побуждали к высоким поступкам не только природный альтруизм, но и нравственные представления, укоренившиеся в их сознании.

Обладая определенными природными задатками и способностями, индивид (отдельный представитель человеческого рода) становится личностью, культурным человеком только в обществе, под влиянием социализации и инкультурации. Эти понятия тесно взаимосвязаны, близки по содержанию, однако между ними существуют различия. Социализация

 – процесс усвоения социальных норм, ценностей, ролей и моделей поведения, который позволяет человеку приспособиться к жизни в обществе. Она осуществляется посредством воспитания, обучения и стихийного воздействия на личность жизненных обстоятельств. Благодаря социализации человек получает необходимые знания об обществе, его структуре и делении на классы и социальные группы; осваивает социальные роли (школьника, студента, начальника, подчиненного, отца, сына и т.д.); учится соизмерять свои интересы с потребностями других людей и полноценно общаться; усваивает права и обязанности.


  1. Первобытная культура

Первобытная культура – это рождающаяся среди царства природы и животного мира культура человека. Все появляется впервые. Хронология первобытной культуры: от 3 млн. лет назад до 3 тыс. до н. э., от появления человека до становления первых цивилизаций.

Происхождение человека (антропогенез) является дискуссионной научной проблемой. Человек относится к роду Homo, семейству гоминид класса млекопитающих. Останки древнейших гоминид сосредоточены в Африке, которая считается прародиной человечества. Эволюция человека не была однолинейной, различные формы сосуществовали и соперничали за выживание.

Первой формой человека, отделившейся от отряда приматов (человекообразных обезьян – австралопитеков) был Homo habilis – человек умелый, или человек способный, живший около 2,4–2,8 млн. лет назад. В 1960 г. его останки найдены в ущелье Олдовай в Восточной Африке американским археологом Л. Лики. Объем мозга Homo Habilis – 650 куб. см. В отличие от австралопитеков он не только использовал для своих целей природные предметы, но изготавливал орудия труда. Галечные орудия – грубо оббитые камни, приспособленные для простейших ударных операций, можно считать символом рождения человеческой культуры. На диком камне человеческой рукой нанесены первые искусственные сколы

Около 1,9–1,7 млн. лет назад возник вид Homo erectus – человек прямоходящий, по строению скелета близкий к современному человеку, объем мозга 1000 куб. см. Приблизительно 1 млн. лет назад различные формы Homo erectus (питекантроп, синантроп) жили не только в Африке, но в Юго-Восточной Азии и на Юге Европы. Европейский представитель рода Homo erectus – Гейдельбергский человек (найден на тер. Германии) – существовал 600–150 тыс. лет назад. У него был широкий лоб и объем мозга до 1400 куб. см., примерно равный мозгу современного человека. В период 130–30 тыс. лет назад с эректусом сосуществовал и, вероятно, соперничал, Homo neandertalensis (найден на территории Франции). Неандерталец не в лучшую сторону отличался от эректуса: имел низкий покатый лоб и надбровные дуги, делавшие его похожим на обезьяну. Но у него имелся слабо выраженный подбородочный выступ, свидетельствующий о развитии центров мозга, ответственных за речь.


Около 40 тыс. лет назад появился Homo Sapiens – человек разумный. Он практически ничем не отличается от биологического вида современного человека, однако для того, чтобы отделить современных развитых людей от первобытной формы, ученые называют «нас»: Homo Sapiens Sapiens или даже Homo Sapiens Sapiens Sapiens

Главной характеристикой первобытной культуры является ее синкретический (или целостный) характер. Первобытную культуру легче характеризовать как монолитную, гораздо труднее разделить ее на сферы человеческой деятельности, поскольку все они были слиты вместе*. Например, религиозные верования и обряды были тесно связаны с хозяйственной жизнью и искусством. Палеолитическая наскальная живопись – полноценное искусство, но первобытных «художников», которые занимались только искусством, не было. В пещерах у наскальных изображений проходили моления об удачной охоте. Рисуя животных, человек еще и изучал их.

Синкретический характер первобытной культуры проявляется: в универсальности орудий труда (в эпоху древнего палеолита существует ручное рубило, с помощью которого можно было обрабатывать дерево, копать землю, охотиться и т.д.); в равном отношении всех членов человеческого коллектива к культуре и к пользованию ее достижениями; в сходстве культурного облика человеческих сообществ на всем земном шаре.

В сущности, для оценки первобытной культуры и отдельных регионов ее развития применим метод эволюционизма. Первобытные коллективы отделены друг от друга, контактов между ними практически нет. Главный источник прогресса – самостоятельная внутренняя эволюция. Но неуклонно начинается дифференциация (разделение) первобытной культуры как по внутренней структуре, так и в территориально-географическом смысле. Усложняется труд, для различных операций требуются разные инструменты. Для примера проследим развитие кремневых орудий труда в эпоху древнекаменного века (палеолита). В период от 800 до 120 тыс. лет назад известны 2 орудия с определенными функциями: рубило (заостренная рабочая часть) и колун (поперечное лезвие). В период 120–40 тыс. лет назад используется около 100 типов орудий, а в период 40–10 тыс. лет назад – 200 типов.

У различных групп населения вырабатываются различные навыки. Помимо половозрастного разделения труда, выделяется религиозно-шаманская прослойка, ее представители окружены особым отношением и живут не так, как другие члены рода или племени. Разница в уровне развития и культуре между различными первобытными коллективами особенно усиливается с освоением новых природных материалов, полезных ископаемых, металла, с возникновением производящего хозяйства.


Другой особенностью первобытной культуры является ее тесная, непосредственная связь с природой. Природа тогда имела абсолютное главенство над человеком. Современный человек связан с природой опосредованно и непостоянно, первобытный – буквально находился в ней. От природы зависела его жизнь или гибель. Наступление ледника, наводнение, землетрясение часто приводило к полной гибели человеческих коллективов. Природа определила первоначальный характер хозяйства человека, как присваивающий: охота и собирательство. Люди пользовались дарами природы.

Природа выбрала район возникновения производящего хозяйства – Ближний Восток. Там произрастали растения, которые могли быть культивированы человнком, возникло земледелие. Районы, богатые полезными ископаемыми, рудой, стали очагами древнейшей металлургии, они снабжали металлом обширные территории. Это способствовало быстрому экономическому и общественному развитию проживавших здесь племен. Природа продиктовала периодизацию начальной человеческой истории, ее этапы определяются природными явлениями и материалами, которые осваивал человек. Геологические стадии альпийских оледенений легли в основу выделения хронологических этапов древнекаменного века.


  1. Происхождение искусства

Художественная литература (наряду с музыкой, живописью и т. п.) "один из видов искусства. Слово "искусство" многозначно, в данном случае им названа собственно художественная деятельность и то, что является ее результатом (произведение). Искусство в качестве художественного творчества было отграничено от искусства в более широком смысле (как умения, мастерства, ремесла) .мыслителями XVIII-ХIX вв. Так, Гегель отмечал принципиальное различие между "искусно сделанными вещами" и "произведениями искусства".

Искусство - это прежде всего явление эстетическое. Его сфера - созданные творческим усилием человека произведения, предназначенные для эстетического восприятия.

Две эстетические теории происхождения искусства:

Исторически первым опытом рассмотрения художественного творчества как познания явилась теория подражания (мимесиса), возникшая и упрочившаяся в Древней Греции. Первоначально подражанием называли воссоздание человеческих движений в танцах, позже - любое воспроизведение предметов. По словам Аристотеля, люди тем "отличаются от остальных живых существ, что склонное всех к подражанию"; первые познания приобретаются путем подражания, результаты которого "всем доставляют удовольствие.