Файл: Психологическая помощь онкологическим больным. Классификация tnm.odt

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет»


Кафедра психиатрии, психотерапии и медицинской психологии с курсом неврологии


РЕФЕРАТ
по онкологии на тему: «Психологическая помощь онкологическим больным. Классификация TNM»

Выполнила:

ординатор 2-го года

Теунаева Д.О.

Ставрополь, 2021г.
Психологическая помощь онкологическим больным


Больной — это всегда человеческая личность,

со всеми ее сложными переживаниями,

а отнюдь не безличный случай.
Н. Н. Петров «Вопросы хирургической деонтологии», 1945 г.


В последнее время в медицине крайне актуальна проблема

приверженности пациента к лечению — комплаентности

(от англ. compliance — согласие), оказывающей важнейшее

влияние как на эффективность терапии, так и на качество

жизни больного. Необходимость учитывать приверженность больного к лечению особенно остро стоит и в онкологии. Новые высокотехнологичные методы диагностики

и лечения онкологических больных сосредотачивают внимание врача на проводимом лечении и ответственности за его

результат. При этом психологическая сторона заболевания:

личность самого больного, его переживания и психоэмоциональное состояние, оказывающие влияние на лечение, учитываются врачом в меньшей степени.

В процессе лечения врач непосредственно вступает в психологическое взаимодействие с больным. При онкологическом заболевании это взаимодействие даже больше, чем

при любом другом, имеет значение для лечения больного

и его адаптации к заболеванию. Врач оказывается именно

тем человеком, который наиболее компетентно и в наибольшей степени адекватно может помочь больному существовать в ситуации болезни. От его слов и действий во многом

зависит сама жизнь больного. Согласно исследованию, направленному на выявление социально-психологических нужд онкологических больных, наиболее эффективными

оказались меры по улучшению коммуникации между врачом

и пациентом и только потом — психотерапевтическое и психологическое консультирование, а применение психофармакологических средств — на третьем месте. Таким образом, от врача-онколога требуется психологически грамотное


профессиональное взаимодействие с больным. Отсутствие профессиональной подготовки к коммуникативной деятельности, которая является неотъемлемой частью работы любого врача, создает ряд трудностей во взаимоотношениях

с онкологическими пациентами.

Отношения «врач-больной» асимметричные. Если положение

больного является уникальным, нередко критическим, то для

врача отношения с этим больным являются одними из многих

отношений с больными, с которыми ему одновременно приходится взаимодействовать в процессе лечения. Трудность

для врача составляет необходимость создания индивидуальных отношений с каждым пациентом, но при этом он должен

исходить не из своих личных предпочтений и оценок, а руководствоваться осуществлением цели своей профессиональной деятельности. Такие взаимоотношения влияют не только

на эмоциональное состояние больного, но и на самого врача,

способствуя его эмоциональному выгоранию.

В ситуации условно «неблагополучного» психологического

взаимодействия с пациентом врач с профессиональной

позиции может переходить в сферу личных отношений.

То есть, занимаясь профессиональной деятельностью, врач

использует не профессиональные коммуникативные умения

и навыки, а привычные навыки общения с людьми, которыми

он пользуется в своей повседневной жизни.

Смещение с профессиональной позиции в сферу личных

отношений повышает эмоциональную напряженность во взаимодействии врача с онкологическим больным, появляется

основа для конфликта.

Разрешение этих проблем лежит в осознании врачом своей

профессиональной позиции и в его стремлении к осознанным

взаимоотношениям с пациентом.

В основе эффективного взаимодействия врача с онкологическим больным, оказывающего влияние на психическое

и физическое самочувствие больного и определяющее его

отношение к болезни и лечению, лежит несколько факторов.

ПОНИМАНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЙ И ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

ОНКОЛОГИЧЕСКОГО БОЛЬНОГО
Врачу-онкологу при взаимодействии с онкологическим

больным необходимо понимать и учитывать ситуацию

онкологического заболевания. При диагностировании зло-

качественной опухоли у человека разрушается «иллюзия бес-

смертности», возникает реальная угроза жизни, страх смерти



является ядром переживаний онкологического больного.

В связи с этим у него происходит разрушение привычной

картины мира, которая содержит представления и

убеждения человека о себе и окружающем мире, склады-

вающиеся в течение жизни и сознательно, а чаще бессознательно

отвечающие потребности жить в безопасном для него мире.

Иначе говоря, информация об онкологическом заболевании

разрушает безопасное существование больного. При этом он

ощущает утрату контроля над ситуацией, болезнью, лечением

и жизнью в целом при неопределенном будущем. С позиций

клинической психологии, ситуацию онкологического забо-

левания можно охарактеризовать не просто как стрессовую,

а как экстремальную или кризисную ситуацию, для которых

характерными являются сверхсильные предельные пережи-

вания. Именно предельность переживаний онкологического

больного создает угрозу его психической травматизации,

одним из проявлений которой является посттравматическое

стрессовое расстройство, наблюдаемое примерно у пятой

части всех онкологических пациентов.

Клиническая картина посттравматического стрессового рас-

стройства у онкологических больных может включать следу-

ющие признаки:

• навязчивые повторяющиеся сны о событиях, связан-

ных с заболеванием; любая боль или другие непонят-

ные больному физические ощущения вызывают у него

невротические и психосоматические симптомы, которые

символизируют для больного рецидив заболевания, про-

явление метастазов;

• больной не может говорить о своем заболевании; встреча

со специалистами, которые его лечили, вызывает слезы;

• пациент выражает желание «все забыть», при этом он

склонен изолироваться от других людей, не видит жиз-

ненной перспективы;

трудности с засыпанием, раздражительность и вспышки

гнева; затруднения с сосредоточением внимания, повы-

шенный уровень настороженности.
ПРОЯВЛЕНИЕ ЭМПАТИИ
(сочувствие и сострадание, безоценочное отношение)

Ситуация онкологического заболевания наполнена мучи-

тельными и сверхсильными переживаниями больного,

требующими огромной душевной работы для разреше-

ния экзистенциальных и других психологических проблем,

возникших или ставших актуальными в связи с болезнью.

Врачу-онкологу в своей профессиональной деятельности

приходится взаимодействовать не с обычным, а с глубоко

страдающим пациентом, нуждающимся в эмоциональной


поддержке, что становится возможным при наличии у врача

эмпатии, которая является одним из основных коммуника-

тивных качеств врача.

Эмпатию можно определить как способность «поставить

себя на место другого человека». В отличие от симпатии

и антипатии, которые являются оценочными суждениями

по отношению к другому человеку (нравится — не нравится),

эмпатия — это безоценочное суждение: врач видит, пони-

мает эмоции и реакции больного в ситуации заболевания,

но не оценивает, хороши они или плохи, нравятся ему или нет.

Эмпатия позволяют врачу не только лучше понять больного

человека, его мысли, чувства, желания, но и показать ему то,

что врач его понимает и сочувствует ему. Эмпатия позволяет

врачу видеть и понимать не только внешне проявляемое

поведения пациента, но и его внутреннее состояние, которое

явно не проявляется. Она может выражаться как на вербаль-

ном, так и на невербальном уровне.
АДЕКВАТНОЕ ИНФОРМИРОВАНИЕ О БОЛЕЗНИ
(обследовании, диагнозе, лечении, возможных осложнениях

лечения, дальнейшей жизни в условиях болезни)

Важнейшим аспектом взаимодействия врача с онкологиче-

ским больным является информирование больного, особенно

в тех случаях, когда больной действительно хочет иметь

информацию о болезни. Наличие достаточной информации

помогает больному в формировании адекватного отношения

к болезни. Скудная информация о заболевании (например,

больному сообщается только диагноз), избегание вопросов,

касающихся лечения и состояния больного, усиливают его

тревогу, порождают страхи и могут создавать или усиливать

симптомы болезни. По нашим данным, практически все

больные признают руководящую роль врача в лечении — это

и есть признак того, что больные сами не контролируют ситу-

ацию заболевания и лечения. Врач, предоставляя больному

адекватную информацию не только о диагнозе, но и обсуж-

дая с ним план лечения, информируя его о целях проводимых

исследований и процедур, создает у больного ощущение, что

и сам больной участвует в лечении и тем самым в некоторой

степени контролирует ситуацию. Все это способствует осозна-

нию онкологическим больным своих мотивов выздоровления

и формированию его ответственного отношения к лечению

и к своей жизни и дает ему почувствовать свою силу и свое


значение в решении жизненно важных для него проблем.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ТЕРАПИИ

ОНКОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ
Многочисленные зарубежные и отечественные исследования

свидетельствуют о положительном влиянии психологических

методов терапии на улучшение эмоционального состояния

больных, замедление прогрессирования заболевания, улуч-

шения качества их жизни.

Несмотря на это, до сих пор некоторые онкологи недооцени-

вают роль психолога в лечении больных, часто не обращая

внимания на их психологические проблемы.

Содержание психологической помощи заключается в обе-

спечении эмоциональной, смысловой и экзистенциональ-

ной поддержке больного и его членов семьи в кризисной

ситуации, обусловленной онкологическим заболеванием.

Психологическая помощь направлена на принятие пациен-

том болезни, адаптации к ней и выработке соответствующих

моделей поведения. Таким образом, психологическая

помощь направлена на улучшение качества жизни больного.

Постановка онкологического диагноза, госпитализация

в специализированную клинику, лечение, сопровождающееся

травматичной операцией, возможная последующая инвали-

дизация с вытекающими последствиями в семейной и про-

фессиональной сферах являются тяжелейшим стрессом для

любого человека.

В ответ на стрессовую ситуацию у большинства больных воз-

никают психогенные реакции. На формирование психогенных

реакций значительную роль оказывает отношение человека

и его ближайшего окружения к заболеванию. Выражен-

ность реакций зависит от многих факторов: возраста, пола,

личностных особенностей, социального положения боль-

ного, а также от своевременности оказания психологической

помощи. Если после лечения эмоциональное состояние боль-

ного мешает адаптации к новым условиям функционирова-

ния и жизнедеятельности организма, ухудшает качество его

жизни, влияя на физическое и материальное благополучие,

на взаимоотношения с другими людьми (по службе, с род-

ственниками, детьми), на социальную активность, личност-

ный (карьерный) рост, отдых — у пациентов сохраняется

состояние хронического эмоционального стресса. Исходя

из вышесказанного, можно однозначно утверждать, что дан-

ная категория пациентов остро нуждается в психологической

помощи и поддержке.

Выделяют, как правило, несколько естественных этапов

с присущими им клиническими особенностями: диагностиче-