Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Теория воспитания.doc
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы воспитания детей младшего школьного возраста в национальных традициях
1.1. Особенности воспитания национальной культуры у детей младшего школьного возраста
1.2. Психолого-педагогические теории и концепции приобщения школьников к национальной культуре
1.3. Направления работы по приобщению младших школьников к национальной культуре и традициям
2.1. Содержание практического опыта
2.2. Технологии и методики, используемые в опыте
культуру деятельности, эстетико-художественную культуру, культуру общения и другие культуры [26, с.96].
Отечественные авторы полагают, что чувство национальной принадлежности сегодня зарождается у наших детей задолго до того, как они перешли порог школы. «Дети к национальному фактору становятся чувствительны» - именно данным положением известного исследователя интернационального (поликультурного) воспитания детей Э.К. Сусловой основывается актуальность формирования этики межнационального общения уже у детей дошкольного возраста. [12, с.79]
Мы считаем, что выявление личности в ребенке возможно полностью через введение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, проживание в традиции, а проживание в культуре, посредством вхождения в годичный праздничный круг.
В младшем школьном возрасте случается не только общее и для этого периода характерное накопление информации нравственно-ценностного содержания, но и ее дифференциация. Понятия «зло» и «добро» у ребенка 7-8 лет абстрактны и требуется их конкретизация для того, чтобы в повседневной жизни ими руководствоваться.
Представления детей о родной стране, о народных и государственных праздниках (День защитника Отечества, 8 Марта, Новый год, День Победы) расширяются; воспитывается любовь к Родине и уважение к людям, населяющим ее.
Педагог, знакомясь с явлениями общественной жизни, особенное внимание уделяет таким темам, как «Семья». Здесь взрослый развивает интерес к своей родословной, детям предлагают нарисовать всех членов семьи, о них рассказать. Результативными формами взаимодействия педагога с детьми являются беседы («Отдыхаем всей семьей», «Что такое родословное дерево», «Мои папа, мама», «Мои дедушка и бабушка, какие они»); встречи с близкими взрослыми например, к детям бабушка приходит и дети ей рассказывают о жизни в детском саду, она - о себе, личных увлечениях, показывает фотографии); игры («Найди различие», «Найди сходство», «Найди пару», «Чей я ребенок, угадай»), которые разреают ребенку находить внешнее сходство с родителями и другими родственниками; рассматривание семейных альбомов, создание альбомов «Наши братья и сестры», «Наши дедушки и бабушки», «О мамах различных и очень значительных» и т.д., изготовление групповой газеты «Как я провел лето». [18, с.21]
Наряду с выявлением темы «Семья» продолжается работа по теме «Детский сад». Нужно разговаривать с детьми о том, зачем детский сад так называется (здесь о детях заботятся и за ними ухаживают, как за растениями в саду); показать общественную значительность: родители работают и, отправляясь на работу, не волнуются, так как шпка их нет, о детях заботятся сотрудники детского сада.
Постепенно старшим детям раскрывают понятия «взаимовыручка», «дружба». С этой целью можно применить чтение таких художественных произведений как Л. Кузьмина «Дом с колокольчиком», В. Осеева «Три товарища», М. Фомина «Подруги» и т.д., по их содержанию беседы, а также на темы: «Доброжелательность и чуткость», «О друзьях и дружбе», «Почему люди, которые лгут, нам не нравятся» и т.д.
Постепенно представления детей о родной стране, народных и государственных праздниках расширяются, продолжает формироваться интерес к своей «малой Родине», к достопримечательностям родного города, традициям и культуре. Дети на прогулках рассматривают общественные здания, внимание обращают на особенности архитектуры; педагоги проводят серию занятий по теме «Мой город», совместно с воспитанниками собирают альбом с видами города или макет «Улицы, по которым мы ходим» [11, с.63].
Младшим школьникам уже доступно знакомство с гербом, флагом и мелодией гимна России. Дети приобретенные представления отражают в рисунках. Представления о России конкретизируя, детям художественные произведения читают, для самостоятельного рассматривания иллюстраций подбирают альбомы и книги [9, с. 126].
Педагог поддерживает интерес к событиям, которые происходят не только в стране, но и в мире, вырабатывает чувство гордости за Россию. Для обобщения знаний о России формируются образовательные ситуации, которые включают беседы, игры. В данном возрасте можно более обширно детей знакомить с национальными обычаями, костюмами, традициями.
С 6-7 лет, представляя детей явления общественной жизни, впервые раскрывается понятие «Земля - наш общий дом» и тема «Наша планета». Педагоги рассказывают о том, что на Земле есть много стран, а в специальных образовательных ситуациях детей побуждают сделать вывод: глобус является уменьшенным макетом Земли, на нем каждый цвет имеет свое назначение; необходимо уметь употреблять глобус, карту, на них показывая отдельные страны и континенты. Педагог внимание детей обращает на то, что на Земле живет много людей различных национальностей и рас, они и друг на друга похожи, и друг от друга различаются.
У детей младшего школьного возраста в итоге системной педагогической работы постепенно складываются такие качества личности, как отзывчивость, скромность и справедливость; формируются волевые качества: умение свои желания ограничивать, преодолевать препятствия, которые стоят на пути достижения цели, требованиям взрослых подчиняться и
реализовывать установленные нормы поведения, в собственных поступках руководствоваться позитивному примеру. [20, с.108]
Культура, как основа образовательной стратегии, предусматривает разнообразие подходов. Область проблем, которые можно обсудить в предоставленном контексте, довольно широкая. Одной из наиболее важных среди них является региональная культура (В.Л. Козлова, СП. Литенкова, А.А. Сергунин), которая рассматривается как модель жизни, как объект культурного пространства. В нее с рождения включен человек, который живет на данной территории (А.Н. Быстрова, В.Л. Каганский, И.Я. Мурзина).
Народные традиции, которые являются значимым элементом региональной культуры, дают возможность изучения культурного пространства региона; они разрешают знакомиться не только с образом жизни представителей разнообразных народов, населяющих регион, но также выявить красочную обыденность соседствующих культур, их духовное сущностное сходство.
Наиболее актуальным является проблема о «вращивании» ребенка в культуру уже в младшем школьном возрасте, так как исследование форм и содержания соседствующих культур помогает ребенку узнать самого себя, гордиться собственной страной, понимая ценность, а основное, нужда личной жизни не только для самого себя, но и общества в целом [15-16].
Многие исследователи, например, Р.С. Немов, B.C. Мухина, М.Г. Ярошевский Е.И. Рогов, , А.В. Петровский и др., которые занимались проблемами возрастной психологии, подчеркивали мысль, что старший дошкольный возраст в развитии механизмов деятельности и поведения, в становлении личности младшего школьника в целом является наиболее ответственным этапом. Они замечали, что активное умственное развитие старшего младшего школьника содействует вырабатыванию более высокой по сравнению со средним дошкольным возрастом степени осознанности поведения [22, с.156].
Таким образом, теоретический анализ психолого-педагогической литературы показывает, что дети 6-7 лет смысл нравственных правил и требований начинают понимать, у них формируется способность предвидеть результаты своих поступков. Поведение становится более сознательным и целенаправленным. Основываются потенциалы для развития у детей организованности, элементов самоконтроля, ответственности за свое поведение.
Т.А. Куликова и С.А. Козлова в своем учебном пособии рассматривают механизм нравственного воспитания [28, с. 104]. Они выразили схему нравственного воспитания: (представления и знания) + (мотивы) + отношения и чувства) + (привычки и навыки) + (поведение и поступки = нравственное качество. Данная схема и будет положена в основу организации процесса патриотического воспитания как части развития нравственности. [14, с.79]
Специфика ознакомления с родной культурой детей старшего дошкольного возраста выражается в подходах к организации образовательного процесса.
Культура, как основа образовательной стратегии, предусматривает разнообразие подходов, одним из которых является культурологический, обусловленный потребностью образования обрести свое «лицо», поскольку любая конкретная цивилизация, сообщество на протяжении веков создает свою собственную культуру, которая сопровождает человека на протяжении всей его жизни и передающуюся из поколения в поколение.
Сложность решения проблемыо состоит в том, что в настоящее время культурологический подход в психологии и педагогике находится лишь на стадии становления, хотя предпринимаются попытки решить проблемы анализа связей образования и культуры и их употребления в практике образования (Е.И. Берлянд, А.И. Арнольдов, В.Т. Кудрявцев, Н.Б. Крылова, B.C. Библер). [21, с.201]
Приемы и методы педагогической технологии в существенной степени детерминированы методологическими подходами гуманистически ориентированной образовательной модели.
Так антропологический подход реализуется через систему частных принципов и положений.
Принцип природосообразности (педагогический процесс создастся как процесс, укрепляющий и поддерживающий здоровье воспитанников, содействующий созданию здорового образа жизни; строится согласно индивидуальным и возрастным особенностям воспитанников; основывается на зону ближайшего развития); снабжает внутренние условия (способности, потребности, установки) для вырабатывания «самости», для саморазвития (через механизмы рефлексии, самопознания, психологической и физической защиты).
Принцип нарастающей трудности и доступности (педагогически процесс снабжает системную осуществление формирования мотивационных структур и функционально операциональной личности; переход от легкого к более трудному; от близкого к далекому; от известного к неизвестном учитывает уровень актуального развития любого ученика и индивидуальную скорость продвижения при овладении новыми требованиями или знаниями).
Принцип наглядности (педагогический процесс включает прямое исследование действительности, которое основано на наблюдении, измерении разных видах деятельности; руководство познавательной деятельность воспитанников в процессе применения наглядных средств; рационально сочетания наглядности и слова; использования многообразных наглядных пособий, иллюстраций демонстраций, ТСО (технических средств обучения употребление наглядности не только для иллюстрации, но и как самостоятельный источник знания, метод создания проблемной ситуации предметная наглядность в зависимости от возраста воспитанников по возможности и необходимости заменяется символической).
Принцип формирования ориентировочной основы деятельное (включает педагогический процесс проектирование условий действия качестве средства для его преобразования, которое предполагает раскрытие связи: между разными действиями с объектом и соответственными свойствам его структуры).
Принцип ориентации на зону ближайшего развития ребенка, который предусматривает как классификацию учебных заданий в соответствии способностями ребенка и индивидуальным темпом усвоения, которая обеспечивает доступную для него величину «ступеней» (в усвоении материала уровней трудности, так и построение совместно с любым ребенком индивидуальной зоны личностного развития, что снабжает наибольшую результативное процесса самовоспитания. [17, с.179]
На принцип субъектности, который предполагает, во-первых, ориентацию на внутреннюю, а не на внешнюю (поощрение, отметка, избегание наказания) мотивацию обучения, во-вторых, свободу выбора ребенком сфер приложения сил в образовательном учреждении в процессе организации его жизнедеятельности [7, с. 97].
Культурологический подход основывается на:
принцип культуросообразности (полагающего владение педагогического процесса как составной части семьи и культуры общества, как культурно-исторической ценности, который включает прошлый опыт воспитания, обучения и образования и закладывающих их будущее; наибольшее применение региональной, семейной, народной, конфессиональной, духовной и материальной культуры; снабжение единства межнационального, интернационального, национального начал в образовании и воспитании; вырабатывание творческих способностей и установки воспитанников на потребление, сохранение и создание новых культурных ценностей; на вырабатывание культуры взаимоотношений, у всех участников педагогического взаимодействия, основанного на толерантности и открытости по отношению друг к другу: на организацию всесторонней и полноценной жизнедеятельности любого отдельного воспитанника, а также педагогического и детского коллективов); на продуктивную социализацию, способствующую в социальной деятельности детей реализации демократических норм;
принцип научности (в соответствии с современным уровнем развития техники и науки включает отбор содержания образования; употребление методов изучения учебного материала, адекватных соответственным наукам; вооружение воспитанников опытом научного поиска и умениями, способами научной организации познавательной деятельности; формирование умений анализировать, наблюдать, осуществлять обобщения, синтез, употребить дедукцию и индукцию);
Отечественные авторы полагают, что чувство национальной принадлежности сегодня зарождается у наших детей задолго до того, как они перешли порог школы. «Дети к национальному фактору становятся чувствительны» - именно данным положением известного исследователя интернационального (поликультурного) воспитания детей Э.К. Сусловой основывается актуальность формирования этики межнационального общения уже у детей дошкольного возраста. [12, с.79]
Мы считаем, что выявление личности в ребенке возможно полностью через введение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, проживание в традиции, а проживание в культуре, посредством вхождения в годичный праздничный круг.
В младшем школьном возрасте случается не только общее и для этого периода характерное накопление информации нравственно-ценностного содержания, но и ее дифференциация. Понятия «зло» и «добро» у ребенка 7-8 лет абстрактны и требуется их конкретизация для того, чтобы в повседневной жизни ими руководствоваться.
Представления детей о родной стране, о народных и государственных праздниках (День защитника Отечества, 8 Марта, Новый год, День Победы) расширяются; воспитывается любовь к Родине и уважение к людям, населяющим ее.
Педагог, знакомясь с явлениями общественной жизни, особенное внимание уделяет таким темам, как «Семья». Здесь взрослый развивает интерес к своей родословной, детям предлагают нарисовать всех членов семьи, о них рассказать. Результативными формами взаимодействия педагога с детьми являются беседы («Отдыхаем всей семьей», «Что такое родословное дерево», «Мои папа, мама», «Мои дедушка и бабушка, какие они»); встречи с близкими взрослыми например, к детям бабушка приходит и дети ей рассказывают о жизни в детском саду, она - о себе, личных увлечениях, показывает фотографии); игры («Найди различие», «Найди сходство», «Найди пару», «Чей я ребенок, угадай»), которые разреают ребенку находить внешнее сходство с родителями и другими родственниками; рассматривание семейных альбомов, создание альбомов «Наши братья и сестры», «Наши дедушки и бабушки», «О мамах различных и очень значительных» и т.д., изготовление групповой газеты «Как я провел лето». [18, с.21]
Наряду с выявлением темы «Семья» продолжается работа по теме «Детский сад». Нужно разговаривать с детьми о том, зачем детский сад так называется (здесь о детях заботятся и за ними ухаживают, как за растениями в саду); показать общественную значительность: родители работают и, отправляясь на работу, не волнуются, так как шпка их нет, о детях заботятся сотрудники детского сада.
Постепенно старшим детям раскрывают понятия «взаимовыручка», «дружба». С этой целью можно применить чтение таких художественных произведений как Л. Кузьмина «Дом с колокольчиком», В. Осеева «Три товарища», М. Фомина «Подруги» и т.д., по их содержанию беседы, а также на темы: «Доброжелательность и чуткость», «О друзьях и дружбе», «Почему люди, которые лгут, нам не нравятся» и т.д.
Постепенно представления детей о родной стране, народных и государственных праздниках расширяются, продолжает формироваться интерес к своей «малой Родине», к достопримечательностям родного города, традициям и культуре. Дети на прогулках рассматривают общественные здания, внимание обращают на особенности архитектуры; педагоги проводят серию занятий по теме «Мой город», совместно с воспитанниками собирают альбом с видами города или макет «Улицы, по которым мы ходим» [11, с.63].
Младшим школьникам уже доступно знакомство с гербом, флагом и мелодией гимна России. Дети приобретенные представления отражают в рисунках. Представления о России конкретизируя, детям художественные произведения читают, для самостоятельного рассматривания иллюстраций подбирают альбомы и книги [9, с. 126].
Педагог поддерживает интерес к событиям, которые происходят не только в стране, но и в мире, вырабатывает чувство гордости за Россию. Для обобщения знаний о России формируются образовательные ситуации, которые включают беседы, игры. В данном возрасте можно более обширно детей знакомить с национальными обычаями, костюмами, традициями.
С 6-7 лет, представляя детей явления общественной жизни, впервые раскрывается понятие «Земля - наш общий дом» и тема «Наша планета». Педагоги рассказывают о том, что на Земле есть много стран, а в специальных образовательных ситуациях детей побуждают сделать вывод: глобус является уменьшенным макетом Земли, на нем каждый цвет имеет свое назначение; необходимо уметь употреблять глобус, карту, на них показывая отдельные страны и континенты. Педагог внимание детей обращает на то, что на Земле живет много людей различных национальностей и рас, они и друг на друга похожи, и друг от друга различаются.
У детей младшего школьного возраста в итоге системной педагогической работы постепенно складываются такие качества личности, как отзывчивость, скромность и справедливость; формируются волевые качества: умение свои желания ограничивать, преодолевать препятствия, которые стоят на пути достижения цели, требованиям взрослых подчиняться и
реализовывать установленные нормы поведения, в собственных поступках руководствоваться позитивному примеру. [20, с.108]
Культура, как основа образовательной стратегии, предусматривает разнообразие подходов. Область проблем, которые можно обсудить в предоставленном контексте, довольно широкая. Одной из наиболее важных среди них является региональная культура (В.Л. Козлова, СП. Литенкова, А.А. Сергунин), которая рассматривается как модель жизни, как объект культурного пространства. В нее с рождения включен человек, который живет на данной территории (А.Н. Быстрова, В.Л. Каганский, И.Я. Мурзина).
Народные традиции, которые являются значимым элементом региональной культуры, дают возможность изучения культурного пространства региона; они разрешают знакомиться не только с образом жизни представителей разнообразных народов, населяющих регион, но также выявить красочную обыденность соседствующих культур, их духовное сущностное сходство.
Наиболее актуальным является проблема о «вращивании» ребенка в культуру уже в младшем школьном возрасте, так как исследование форм и содержания соседствующих культур помогает ребенку узнать самого себя, гордиться собственной страной, понимая ценность, а основное, нужда личной жизни не только для самого себя, но и общества в целом [15-16].
Многие исследователи, например, Р.С. Немов, B.C. Мухина, М.Г. Ярошевский Е.И. Рогов, , А.В. Петровский и др., которые занимались проблемами возрастной психологии, подчеркивали мысль, что старший дошкольный возраст в развитии механизмов деятельности и поведения, в становлении личности младшего школьника в целом является наиболее ответственным этапом. Они замечали, что активное умственное развитие старшего младшего школьника содействует вырабатыванию более высокой по сравнению со средним дошкольным возрастом степени осознанности поведения [22, с.156].
Таким образом, теоретический анализ психолого-педагогической литературы показывает, что дети 6-7 лет смысл нравственных правил и требований начинают понимать, у них формируется способность предвидеть результаты своих поступков. Поведение становится более сознательным и целенаправленным. Основываются потенциалы для развития у детей организованности, элементов самоконтроля, ответственности за свое поведение.
Т.А. Куликова и С.А. Козлова в своем учебном пособии рассматривают механизм нравственного воспитания [28, с. 104]. Они выразили схему нравственного воспитания: (представления и знания) + (мотивы) + отношения и чувства) + (привычки и навыки) + (поведение и поступки = нравственное качество. Данная схема и будет положена в основу организации процесса патриотического воспитания как части развития нравственности. [14, с.79]
Специфика ознакомления с родной культурой детей старшего дошкольного возраста выражается в подходах к организации образовательного процесса.
Культура, как основа образовательной стратегии, предусматривает разнообразие подходов, одним из которых является культурологический, обусловленный потребностью образования обрести свое «лицо», поскольку любая конкретная цивилизация, сообщество на протяжении веков создает свою собственную культуру, которая сопровождает человека на протяжении всей его жизни и передающуюся из поколения в поколение.
Сложность решения проблемыо состоит в том, что в настоящее время культурологический подход в психологии и педагогике находится лишь на стадии становления, хотя предпринимаются попытки решить проблемы анализа связей образования и культуры и их употребления в практике образования (Е.И. Берлянд, А.И. Арнольдов, В.Т. Кудрявцев, Н.Б. Крылова, B.C. Библер). [21, с.201]
Приемы и методы педагогической технологии в существенной степени детерминированы методологическими подходами гуманистически ориентированной образовательной модели.
Так антропологический подход реализуется через систему частных принципов и положений.
Принцип природосообразности (педагогический процесс создастся как процесс, укрепляющий и поддерживающий здоровье воспитанников, содействующий созданию здорового образа жизни; строится согласно индивидуальным и возрастным особенностям воспитанников; основывается на зону ближайшего развития); снабжает внутренние условия (способности, потребности, установки) для вырабатывания «самости», для саморазвития (через механизмы рефлексии, самопознания, психологической и физической защиты).
Принцип нарастающей трудности и доступности (педагогически процесс снабжает системную осуществление формирования мотивационных структур и функционально операциональной личности; переход от легкого к более трудному; от близкого к далекому; от известного к неизвестном учитывает уровень актуального развития любого ученика и индивидуальную скорость продвижения при овладении новыми требованиями или знаниями).
Принцип наглядности (педагогический процесс включает прямое исследование действительности, которое основано на наблюдении, измерении разных видах деятельности; руководство познавательной деятельность воспитанников в процессе применения наглядных средств; рационально сочетания наглядности и слова; использования многообразных наглядных пособий, иллюстраций демонстраций, ТСО (технических средств обучения употребление наглядности не только для иллюстрации, но и как самостоятельный источник знания, метод создания проблемной ситуации предметная наглядность в зависимости от возраста воспитанников по возможности и необходимости заменяется символической).
Принцип формирования ориентировочной основы деятельное (включает педагогический процесс проектирование условий действия качестве средства для его преобразования, которое предполагает раскрытие связи: между разными действиями с объектом и соответственными свойствам его структуры).
Принцип ориентации на зону ближайшего развития ребенка, который предусматривает как классификацию учебных заданий в соответствии способностями ребенка и индивидуальным темпом усвоения, которая обеспечивает доступную для него величину «ступеней» (в усвоении материала уровней трудности, так и построение совместно с любым ребенком индивидуальной зоны личностного развития, что снабжает наибольшую результативное процесса самовоспитания. [17, с.179]
На принцип субъектности, который предполагает, во-первых, ориентацию на внутреннюю, а не на внешнюю (поощрение, отметка, избегание наказания) мотивацию обучения, во-вторых, свободу выбора ребенком сфер приложения сил в образовательном учреждении в процессе организации его жизнедеятельности [7, с. 97].
Культурологический подход основывается на:
принцип культуросообразности (полагающего владение педагогического процесса как составной части семьи и культуры общества, как культурно-исторической ценности, который включает прошлый опыт воспитания, обучения и образования и закладывающих их будущее; наибольшее применение региональной, семейной, народной, конфессиональной, духовной и материальной культуры; снабжение единства межнационального, интернационального, национального начал в образовании и воспитании; вырабатывание творческих способностей и установки воспитанников на потребление, сохранение и создание новых культурных ценностей; на вырабатывание культуры взаимоотношений, у всех участников педагогического взаимодействия, основанного на толерантности и открытости по отношению друг к другу: на организацию всесторонней и полноценной жизнедеятельности любого отдельного воспитанника, а также педагогического и детского коллективов); на продуктивную социализацию, способствующую в социальной деятельности детей реализации демократических норм;
принцип научности (в соответствии с современным уровнем развития техники и науки включает отбор содержания образования; употребление методов изучения учебного материала, адекватных соответственным наукам; вооружение воспитанников опытом научного поиска и умениями, способами научной организации познавательной деятельности; формирование умений анализировать, наблюдать, осуществлять обобщения, синтез, употребить дедукцию и индукцию);