Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Теория воспитания.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


личностно ориентированный принцип предполагает: полное признание прав воспитанника и уважение к нему в сочетании с благоразумной требовательностью; произведение ситуации успеха; опору на позитивные качества воспитанника; эмоциональная комфортность и защищенность воспитанника;

организацию педагогического процесса с учетом национальных особенностей воспитанников;

в педагогическом взаимодействии;

индивидуально-ориентированный характер педагогического процесса;

основание открытого для общественного контроля и воздействия педагогического процесса;

взаимное уважение, терпение и такт во взаимодействии воспитанников и педагогов;

развитие у любого воспитанника способности принимать и осознавать свое «Я» во взаимоотношениях с людьми, миром;

воспитанников учить свои действия оценивать и предвидеть их последствия; вырабатывать способность отстаивать свою гражданскую и нравственную позицию;

учить противодействовать негативному внешнему воздействию;

основывать условия для развития личностью собственной индивидуальности и раскрытия духовных потенциальных возможностей [8, с.49].

Из всего выше сказанного в работе с детьми старшего дошкольного возраста нами назначены следующие приоритеты:

формировать чувство причастности к истории Родины через знакомство с народными традициями и праздниками, в которых фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за погодными изменениями, характерными особенностями времён года, поведением растений, насекомых, птиц. Причем данные наблюдения непосредственно связаны с трудом и разными сторонами общественной жизни человека во всей их многообразии и целостности;

накапливать опыт восприятия произведений малых фольклорных жанров. Как нигде в устном народном творчестве сохранились особые черты русского характера, которые присущи ему нравственные ценности, представления о красоте, добре, храбрости, правде, верности, трудолюбии. Благодаря данному, фольклор является богатейшим источником нравственного и познавательного развития детей;

развивать художественный вкус через восприятие красоты изделий традиционных народных промыслов. Вырабатывать у детей эмоциональную интерес и отзывчивость к образцам русского народного декоративно - прикладного искусства, формировать желание заниматься похожей деятельностью;


показать крепкий нравственный смысл сказок, их поэтичность, отражение в них мировосприятия, национального характера. Представлять через них со средствами выразительности родного языка (меткость, образность, яркость);

формировать двигательную активность детей, через знакомство со старинными народными играми, умение их сотрудничать друг с другом;

употреблять устное народное творчество для развития у детей правильного звукопроизношения, связной речи. Знакомясь с потешками, ребенок улавливает ее ритм, отдельные звукосочетания, вслушивается в речь и постепенно проникает в их смысл, таким образом, формируется фонематический слух ребенка. Те дети, которых под колыбельные укачивали, развлекали сказками и прибаутками, с которыми, исполняя потешки, играли, по многим наблюдениям, стали наиболее творческими личностями. Пословицы, загадки поговорки, вырабатывают логическое мышление, приучают к образному меткому слову. А сказки оказывают большое нравственное влияние, вырабатывают самостоятельность мысли, творческое начало. [23, с.79-89]

1.2. Психолого-педагогические теории и концепции приобщения школьников к национальной культуре




В духе национальных традиций воспитание детей требует разностороннего подхода. Культивируя в них культуру, необходимо в первую очередь привить им любовь к своей стране через эстетическое и патриотическое воспитание.

Значительную роль в разработке проблем интернационального и патриотического воспитания сыграли В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, Н.К. Крупская.

Н.К. Крупская разработала программа интернационального воспитания. Она вызывала воспитывать с раннего возраста дружбу между детьми различных национальностей, указывая на то, что «не годится, чтобы ребята свысока смотрели на отсталую в культурном отношении национальность. Надо внимание ребят обращать на позитивные особенности в характере тех или иных национальностей, показывать их героизм, и смелость и т.п.». [11, с.265]

А.С. Макаренко указывал на нужду воспитывать гражданина-интернационалиста, который любит Родину, окружающих его людей. Он писал, что патриотические и интернациональные качества удачно формируются тогда, когда воспитанники знают о случающихся в стране событиях, учатся соображать внутренние государственные процессы, повседневно воспитываются в духе беззаветной любви к Родине. Добиться данного можно только при условии систематического воспитания, с помощью всестороннего влияния на ребенка начиная с раннего детства. Кроме этого, А.С. Макаренко полагал, что воспитание подрастающего поколения требует объединения усилий школы, семьи, общественных организаций. [13, с.114]

В вопросах воспитания исключительную роль А.С. Макаренко отводил коллективу. Он считал, что только в коллективе можно воспитать настоящего человека – патриота своей Родины, интернационалиста.

О необходимости и важности патриотического воспитания писал и В.А. Сухомлинский. Интернациональное и патриотическое воспитание являетя многогранным процессом, и основой его В.А. Сухомлинский считал «видение мира». Необходимо ребенка связывать «тысячами тончайших нитей» с Отечеством. Педагог дожжен заботиться о том, чтобы в сознании ребенка, запечатлелись в его эмоциональной памяти детали окружающей природы, те любимые уголки, из которых постепенно складывается дорогой человеку мир. В.А. Сухомлинский воспитывал в чувствах и сознании детей умение не только видеть окружающее,
создавать новые ценности, но и умение от посягательств врага защищать их. Он рекомендовал в воспитании молодого поколения применить героические примеры прошлого и настоящих дней. В.А. Сухомлинский призывал все мастерство и силы педагога адресовать на воспитание чувства гражданственности у подрастающего поколения. [13, с.7235]

В.А. Сухомлинский считал нужным, чтобы школа и семья способствовали развитию у детей любви к Родине, начиная с воспитания любви к отцу, матери, к родному уголку земли и кончая гордостью мог своей державы. В.А. Сухомлинский с помощью игр-путешествий воспитанникам раскрывал красоту природы различных участков нашей земли. Отмечал все хорошее, что в труде и жизни ее народа имеется. [20, с.246]

Н.Ф. Самсонюк также исследовал проблему патриотического воспитания. Н.Ф. Самсонюк доказала нужду употребления пословиц как величественного средства воспитания патриотических чувств у детей 6-ого года жизни, разработала требования к их отбору, определила возможности применения пословиц на занятиях и в других видах деятельности детей старшей группы. Она обращала внимание на то, что пословицы содействуют более удачному усвоению знаний о Родине, об отношениях между людьми различных национальностей; формируют уважение к народу и его устно-поэтическому творчеству; эмоционально окрашивают различные виды творческой деятельности детей. [17, с.204]

И.А. Ильин на вопрос, что есть патриотизм, - отвечал: «Патриотизм – есть чувство любви к Родине». И далее: «Покажи мне, как ты молишься и веришь, как проявляются у тебя геройство, доброта, чувство долга и чести, как ты пляшешь и поешь, и читаешь стихи, что ты называешь «понимать» и «знать», как ты любишь собственную семью, кто твои любимые вожди, пророки и гении, скажи мне все это, и я скажу тебе, какой нации ты сын».

Творить образцы народного идеала – значит сохранить преемственность жизненных ценностей –эстетических, нравственных и духовных – как основных составляющих народной культуры и педагогики. [22, с.179]

К.Д. Ушинский разработал плодотворное учение на основе принципа народности, проанализировав историю и современное состояние российского и мирового образования, обосновав содержание и принципы нового воспитателя.

В основе модели образования К.Д. Ушинского находится триада: «наука, православие, народность», которая предусматривает сближение педагогических звеньев народной духовности и культуры.


Самая основная идея Ушинского – построение воспитания и образования всех сословий русского общества на основе науки, народности и православной веры, несущей в себе громадный потенциал религиозной, педагогической, социальной, исторической, эстетической, этической культуры русского народа. Именно это единство, по убеждению Ушинского, и должно было составить фундамент воспитания всего подрастающего поколения; воспитания, призванного связать воедино весь русский народ.

К.Д. Ушинский придавал очень существенное значение религиозному воспитанию детей. Он говорил, что «если русский крестьянин выделяется теперь от дикаря, то этим он почти единственно обязан своей все-таки славянской, европейской природе, а еще более своему древнему христианству». [9, с.135]

Православные культурно-исторические традиции располагают тысячелетний опыт духовно-нравственной жизни народа, и они также являются ядром народного творчества, искусства, науки, имеют в себе и эстетическое и этическое содержание.

Кандидат педагогических наук Л.А. Парамонова совместно с О.С. Ушаковой полагают, что приобщение детей к культуре необходимо развивать через труд в природе. Под руководством воспитателя дети должны приобретать сложные навыки ухода за животными и растениями, что способствует вырабатыванию у них бережного отношения к природе. [15, с.209]

Педагог также должен выбирать объекты, ознакомление с которыми вырабатывает уважительное и положительное отношение к труду взрослых и людям труда, к праздникам и общественным событиям. В систему знаний о труде взрослых, по мнению Л.А. Парамоновой, нужно включать следующие общие представления об этомявлении в целом: о разных сферах трудовой деятельности (в сельском хозяйстве, в промышленности, строительстве); о труде главных профессий (хлебороб, швея, шахтер); об главных этапах и процессах создания продукции (выращивание хлеба, постройка дома); о взаимосвязи труда людей различных профессий.

При чтении стихов, рассказов о труде педагог должен подчеркивать нравственную ценность труда. Знание конкретных фактов героического труда русских людей становится ядром понимания детьми высоких моральных качеств русского человека, его беззаветной любви к Родине и гуманизма. [6, с.201]

Приобщение детей к национальной культуре О.С. Ушакова и Л.А. Парамонова видели также в развитии у них интернациональных чувств, а также через ознакомление детей с изобразительным искусством – графикой, живописью, декоративно-прикладными работами, скульптурой, и, конечно, через музыку. Изучая песни и танцы наших предков, дети становятся носителями национальных традиций настоящего и прошлого. Дети, знакомясь с музыкальными