Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Теория воспитания.doc
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы воспитания детей младшего школьного возраста в национальных традициях
1.1. Особенности воспитания национальной культуры у детей младшего школьного возраста
1.2. Психолого-педагогические теории и концепции приобщения школьников к национальной культуре
1.3. Направления работы по приобщению младших школьников к национальной культуре и традициям
2.1. Содержание практического опыта
2.2. Технологии и методики, используемые в опыте
М инистерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический институт
(институт)
44.03.02 Психолого-педагогическое образование
(кафедра)
КУРСОВАЯ РАБОТА (КУРСОВОЙ ПРОЕКТ)
по учебному курсу «Теория воспитания»
Опыт приобщения школьников к национальной культуре, традициям и ценностям
Вариант ____ (при наличии)
Студент | О.А.Ланских (И.О. Фамилия) | |
Группа | ППОбд-1602а (И.О. Фамилия) | |
Преподаватель | Г.А.Медяник (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2018 г.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитания детей младшего школьного возраста в национальных традициях 6
1.1. Особенности воспитания национальной культуры у детей младшего школьного возраста 6
1.2. Психолого-педагогические теории и концепции приобщения школьников к национальной культуре 14
1.3. Направления работы по приобщению младших школьников к национальной культуре и традициям 22
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Практика реализации опыта по приобщению школьников к национальной культуре, традициям и ценностям 28
2.1. Содержание практического опыта 28
2.2. Технологии и методики, используемые в опыте 29
2.3. Результаты педагогического опыта 30
Выводы по второй главе 32
Заключение 33
Список использованной литературы 34
Введение
Перед системой образования в настоящее время остро наметилась проблема этнокультурного обучения и воспитания детей с целью приобщения новых поколений к исторической памяти народа и сохранение её в наших потомках. В особенности актуально поставлен вопрос научного и глубокого обоснования национальных факторов в воспитании детей, поскольку возрождение и сохранение
культурного наследия начинается с родного края, своей семьи и в воспитании подрастающего поколения играет существенную роль.
Одной из актуальных проблем современной РФ является приобщение детей к истокам русской народной культуры и к народным традициям развитие интереса. Ее актуальность определена нуждой сохранения, а порой и возрождения национального самосознания, понимания принадлежности к своим корням, к своему народу, воспитания духовно богатой личности.
Концепции развития личности ребенка, а также в дошкольных учреждениях региональные подходы к образовательному процессу предполагают в процесс развития ребенка введение отдельных элементов народной культуры. Наследие любого народа содержит опыт воспитания и ценные идеи. Этническая идентичность или национальное самосознание, как понимание своей принадлежности к определенному этносу, в первые годы его жизни вырабатывается у человека. Именно данный период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, которые во многом зависят от социального окружения.
Безусловно, одним из основных условий развития современного образования, является актуализация национальной системы образования. Случается реформирование образования, направления которого обусловливаться Законом РФ «Об образовании» и дополнениями к нему. Главными положениями Закона «Об образовании» являются: вариативность образования; общедоступность; приоритет национально-этнических, общечеловеческой ценностей, свободное развитие личности; всесторонняя защита обучаемого (Закон РФ «Об образовании» ст. 18).
По утверждению А.И. Арнольдова, Н.П. Денисюка, Л.А. Ибрагимовой,А.И. Лазарева, P.M. Римбурга, В.М. Семенова приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как любой народ исторически сложившиеся педагогные особенности и традиции не просто хранит, но и старается перенести их в будущее, чтобы не утратить самобытности и исторического национального лица.
Национальная культура для ребенка становится первым шагом в изучении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, вырабатывании собственной личностной культуры.
В ходе исследования психолого-педагогической литературы нами было обнаружено противоречие между потребностью в приобщении учеников к национальной культуре на основе традиций, с одной стороны, и недостаточной разработанностью опытно-экспериментальной проверки и теоретического обоснования педагогических условий воспитания детей старшего дошкольного возраста на занятиях - с другой. Раскрытое противоречие разрешило проблему исследования обозначить: как сделать процесс приобщения младших школьников к традициям родной культуры наиболее успешным, которые отвечают потребностям современного общества.
Актуальность этой проблемы определила выбор темы нашего исследования «Опыт приобщения школьников к национальной культуре, традициям и ценностям». Значительно возросшее внимание к национальным культурным традициям сегодня характерно и для нашего современного образования. Активно развиваются разнообразные формы приобщения детей к народным традициям, вырабатываются образовательные концепции, в основе которых лежит этнохудожественное образование. Ученые, педагоги создают книги для чтения, методические пособия, варианты программ, экспериментальные курсы по предметам эстетического цикла; вырабатываются программы, которые включают исследование фольклористики, этнопедагогики, истории и теории народной культуры.
Цель исследования: изучить особенности приобщения школьников к национальной культуре, традициям и ценностям.
Объект исследования: приобщение школьников к традициям и ценностям
Предмет исследования: методики и технологии приобщения школьников к традициям и ценностям.
Гипотеза исследования: приобщение школьников к национальной культуре ,традициям и ценностям в педагогической практике будет наиболее успешной, если формировать установку на овладение учащимися традициями национальной культуры как неотъемлемой части духовного опыта человечества.
Исходя из целя работы, нами были выдвинуты следующие задачи:
Изучить особенности воспитания национальной культуры у детей младшего школьного возраста;
Анализировать психолого-педагогические теории и концепции приобщения школьников к национальной культуре;
Изучить направления работы по приобщению младших школьников к национальной культуре и традициям;
Провести практический опыт по приобщению школьников к национальной культуре и традициям.
Работа состоит из двух глав, введения и заключения, в конце поставлен список литературы.
Глава 1. Теоретические основы воспитания детей младшего школьного возраста в национальных традициях
1.1. Особенности воспитания национальной культуры у детей младшего школьного возраста
В условиях духовного возрождения общества, увеличения его национального самосознания закономерен интерес к освоению культурного пространства как корневой системе, который питает современное общество, содействующей духовному оздоровлению всего народа. Не случайно так остро встал вопрос нужды гуманизации образовательного процесса, его открытости культуре, приносящей верные духовно-ценностные ориентации, содействующей наибольшему раскрытию творческого потенциала человека.
С учетом реализации собственной образовательной программы образовательные учреждения снабжают приобщение к национально-значимым и общекультурным условиям, вырабатыванию общей базовой культуры. В связи с этим возникает нужда учета личностных интересов, особенностей, склонностей педагогов и младших школьников, которые позволяют индивидуализировать педагогно-образовательный процесс в школе по этому направлению [1, c.45].
Культура как основа образовательной стратегии предусматривает - разнообразие подходов. Круг проблем, которые в данном контексте можно обсуждать, достаточно обширен; одной из наиболее существенных среди них является региональная культура (А.А. Сергунин, СП. Литенкова, В.Л. Козлова); ее можно анализировать как модель жизни, как объект культурного пространства, в которое включен с рождения человек, который живет на этой территории (И.Я. Мурзина, В.Л. Каганский, А.Н. Быстрова).
Народные традиции, будучи существенными элементами региональной культуры, доставляют возможность освоения культурного пространства региона; они разрешают знакомиться не только с образом жизни представителей различных народов, которые населяли регион, но также выявить яркую самобытность соседствующих культур, их внутренне сущностное сходство. [5, с.78]
Вопрос о «вращивании» дошкольника в культуру представляется наиболее актуальным, т.к. исследование содержания и форм соседствующих культур помогает ребенку-младшему школьнику гордиться своей страной, узнать самого себя, осознавая ценность, а основное, нужда своей жизни не только для самого себя, но и общества в целом [15, с.63].
В настоящее время кризис образования наблюдается не только в России, но и во всем мире. Ведущие педагоги, философы, социологи и психологи ищут выход из данного кризиса. Мнения ученых И.Е. Берлянда, М.М. Бахтина, B.C. Библера, В.А. Сластенина, СЮ. Курганова и многих других сводятся к мысли об модификации цели и смысла образования от «человека образованного» к «человеку культуры», о тесной взаимосвязи культуры и образования, где элементы культуры должны собирать ядро обновленного содержания образования и формировать у детей культуру мышления, психологическую культуру,