Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Теория воспитания.doc
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы воспитания детей младшего школьного возраста в национальных традициях
1.1. Особенности воспитания национальной культуры у детей младшего школьного возраста
1.2. Психолого-педагогические теории и концепции приобщения школьников к национальной культуре
1.3. Направления работы по приобщению младших школьников к национальной культуре и традициям
2.1. Содержание практического опыта
2.2. Технологии и методики, используемые в опыте
1.3. Направления работы по приобщению младших школьников к национальной культуре и традициям
В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» советского времени было записано: «Нужно улучшить организацию образования и воспитания детей дошкольного возраста. С ранних лет воспитывать у них любовь к Родине, уважение к старшим, коллективизм и товарищество, чувство красоты, культуру поведения, развивать у любого ребенка познавательные способности и интересы, самостоятельность, дисциплину и организованность».
В настоящее время на основе разработанных тогда программ по интернациональному и патриотическому воспитанию, можно употребить некоторые направлениями из них, теми, которые не потеряли актуальность до настоящего времени. [26, с.205]
Таким образом, программа интернационального и патриотического воспитания младших школьников в России включает следующие направления:
Родная страна. Формировать у детей представления о том, что их страна – Россия, в ней много городов и сел. Москва является столицей нашей страны. В Москву работает Российское правительство. На здание в кремле, где правительство работает, развивается флаг России. В Москве много театров, памятников, красивых высотных зданий, площадей и улиц.
Дети должны знать: название своего поселка, города, их достопримечательности; названия нескольких улиц, носящих имена героев, известных людей.
Младшие школьники к городам нашей Родины должны проявлять интерес, у них должно возникать желание больше о них узнать. Для данного детям дают элементарные представления о многонациональности России; вырабатывают представления о национальностях автономных республик.
Младшим школьникам дают нужные сведения об истории Российского государства, таких его городов как Ульяновск, Санкт-Петербург, Москва; вырабатывают представления о животном и растительном мире различных районов страны, показывают многообразие, богатство и красоту природы, расширяют представления детей о природе и закрепляют знания правил поведения в ней. Детей дошкольного возраста знакомят с жизнью великих национальных и русских поэтов, художников, композиторов, с их произведениями.
Детей знакомят с гербом и флагом России. Они должны узнавать мелодию Государственного гимна, знать, что гимн исполняют во время д или другого торжественного события. Знать, что когда звучит гимн, надо вставать, а мальчикам снимать головные уборы. [8, с.78-84]
У младших школьников воспитывают доброжелательное отношение к окружающим людям различных национальностей, товарищеские, дружеские отношения со сверстниками разных национальностей.
Российская Армия. Детям в доступной форме дают представления о Российской армии: российские воины границы нашей Родины охраняют, российские солдаты закаленные, отважные, смелые; быть солдатом – значит беречь, охранять свою Отчизну. У младших школьников развивают представления о родах войск: летчики, пехотинцы, танкисты, ракетчики, подводники, моряки, десантники, пограничники, артиллеристы.
Нужно знакомить младших школьников с местами боевой славы, с боевыми подвигами русского народа в годы Великой Отечественной войны. Особенное внимание детей адресуется на то, как в годы войны русские солдаты, представители всех национальностей, храбро защищали нашу страну от врагов и сражались (называются при этом имена героев различных национальностей).
У детей за героическое настоящее и прошлое страны и ее народа, любовь к российским воинам воспитывают чувство гордости. Развивая у детей уважение к Российской армии, нужно развивать у них такие нравственные качества, как настойчивость, смелость, гуманность, дисциплинированность; приучать чтить память павших бойцов: ставить цветы к памятникам, обелискам. [15, с.124]
В настоящее время наблюдается подъем духовного развития народа. С этой целью Т.В. Лазарева разработала очень интересную программу духовно-нравственного развития детей, которая создана на основе триады К.Д. Ушинского: Православие, наука, народность, которая предусматривает сближение педагогических звеньев народной культуры и духовности. [10, с.101]
В развитии детей в данном направлении задачами учебно-педагогного процесса Т.В. Лазарева обозначила: развитие личности детей, формирование их нравственного, интеллектуального, эстетического, коммуникативного потенциала. Задачи предусматривают овладение обучающимися:
- целостной системой знаний об окружающем мире: духовном и материальном;
- ценностным отношением: к окружающей среде. Близким людям, к себе.
Некоторые темы и ключевые вопросы.
1 тема: «Я и моя семья».
Семья – как социальная, духовная, нравственная и культурная ценность человека. Образы детства и в изобразительным искусством, музыке, фольклоре, младенчества литературе. Семья – ядро государства. Устроение домашнего очага, народные традиции. [19, с.134]
2 тема: «Дом – место, где любят».
Самоотверженная, взаимная любовь – основа благополучия семьи. Близкие, родные и их взаимоотношения: благопопечение, благожелание, благорасположение. Забота, внимание, взаимоподдержка, чувство тыла, тепло и душевно-духовное единство, лад, дружба, мир.
3 тема: «Жить – Родине служить».
Таланты и жизненное призвание. Родина – родное отечество. «День, что прожит без пользы Отчизне, я вычеркиваю напрочь из жизни». Понятие «долг», «патриотизм», «ответственность», «обязанность». Русские народные пословицы о Родине.
4 тема: «Где труд – там и счастье».
Труд: умственный и физический. Труд в семье. Пословицы о труде. Воспитание трудом. Добросовестный труд взрослых является основой жизни семьи. Совместный труд родителей и детей – залог благочестия и благополучия.
5 тема: «Добрый человек».
Культура общения. Конфликты и способы их разрешения. Пословицы о добре.Большая мудрость – быть добрым.
6 тема: «Русь богатырская»
Богатыри земли Русской. Смелость города берет. Русские народные пословицы о смелости.Понятия: «трусость», «смелость», «подвиг», «великодушие», «благородство».
7 тема: «Наш язык и наше слово».
Культура общения. Слово ранит, и слово лечит.Малое слово способно вершить великие дела.
Наталья Борисовна Халезова – педагог и специалист в области развития художественного творчества у детей дошкольного возраста, полагает, что народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания – разрешает развивать художественный вкус, учит в искусстве и в окружающей нас жизни понимать и видеть прекрасное. Народное творчество, национальное по содержанию, способно активно влиять на духовное развитие человека, на формирование интернациональных и патриотических чувств. [22, с.201]
Для предметов декоративного искусства и народного творчества, пишет Н.Б. Халезова, должно быть отведено назначенное место. Кроме того, стены групповой комнаты могут быть украшены жостовскими подносами, керамическими панно, декоративными тарелками. Дети могут играть в «выставку» или в«магазин игрушек». При этом детям должны быть рассказаны истории любой игрушки – из чего сделана, где произошла, каким образом. Самостоятельные действия с игрушками могут проходить и в другом плане.
Дети разыгрывают целые инсценировки, в которых действующим лицом выдается богородский мишка. Дети рассказ составляют, например, о том, как на стадион пошел мишка: метает диск, едет на самокате, получает приз, отдыхает, принимает душ.
Также детей нужно знакомить со способами декоративной лепки. С первых самостоятельных занятий детям можно дать общее задание. Например, предлагать вылепить угощение для кукол – конфеты, торт и украшать их налепами из валиков и шариков или сделать красивую посуду. Далее можно предложить лепить более сложные игрушки, и их на некоторое включить время в интерьер. Постепенно у детей будет вырабатываться положительное отношение к этому виду деятельности, желание сделать красивые вещи. [7, с.296]
Ну и конечно, не забудем про общественные праздники, которые располагают особое значение для нравственно-эстетического воспитания детей. Объединение различных видов искусства и художественной деятельности увеличивает влияние, разрешает детям почувствовать праздничность, торжественность обстановки. Как именно с участием детей устраивать праздники, описано в книге Л.А. Парамоновой для воспитателей детского сада.
В сценарии праздничных утренников для детей выделяются 3, которые отличаются друг от друга части. В общественно-политических праздниках огромное значение имеет торжественная часть. На художественном материале – поэтическом тексте, песнях, словах ведущего – поступает направленность содержания праздника, решаются задачи умственного и нравственно-этического воспитания. Для данной части праздника характерен торжественный выход детей, шествие и перестроения с цветами, флагами.
2-ая часть праздника может иметь многообразные варианты. Строится она на основе индивидуальных и коллективных выступлений. Здесь применяются различные виды музыкальной деятельности (хороводы, пляски, пение), а также чтение стихотворений, инсценировки. Весь музыкальный репертуар объединяется одной темой.
Любой праздничный утренник замечается в определенное время года, что находит отражение в художественном репертуаре и оформлении. В концерте, посвященном 8 Марта, дети принимают активное участие. В стихотворениях, песнях, драматизациях, играх, танцах они показывают свою признательность и любовь к бабушкам, мамам, готовят несложные сувениры, поздравляют их с торжественным днем.
Отмечая День Российской Армии, можно красочно объединить виды художественной деятельности, обобщая знания, которые получены на занятиях по музыке, художественно-речевой и изобразительной деятельности. Детям рассказывают о том, что российская Армия стоит на страже нашей Родины, защищая мир во всем мире. [20, с.236]
Для осуществления показанных направлений можно применить самые многообразные средства. К примеру, Э.К. Суслова предлагает применить в поликультурном воспитании детей следующие средства:
— общение с представителями разнообразных национальностей;
— устное народное творчество;
— художественную литературу;
— игру, народную игрушку и национальную куклу;
— декоративно-прикладное искусство, живопись;
— музыку;
— этнические мини-музеи [8, с.59].
Среди видов деятельности, которые имеют значительное воспитательное и образовательное значение для детей является, игра. При этом мы имеем в виду не только игры в собственном значении слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции обладают характером игры (обряды, праздники, и др.). Особенность русских народных игр, а может быть всяких народных игр, в том, что они, обладая нравственной основой, учат формирующуюся личность социальной гармонизации. Народные игры обучают детей тому, что цену имеет не каждое личное достижение, а такое, которое непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества.
Таким образом, в педагогической науке возрастает заинтересованность к национальному самосознанию, обращается внимание на возрождение народных традиций, понимание и развитие роли собственной нации, этноса в мировом историческом процессе. В задачу педагога в контексте предоставленного вопроса вмещается способность предсказать и осуществлять возможность национальных традиций, обычаев; поддержать воспитанию интереса к родной культуре и научиться осмысливать себя как носителя данной культуры.