ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 221
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГЛАВА 6
КОНТАКТ
Одинокие бабочки танцуют в воздухе,
пока не встретятся:
Какая застывшая пара!
Басе
Чтобы четко видеть происходящее, мы должны обладать способностью фокусировать зрение: без этой способности мир может казаться набором размытых красочных мазков. Для хорошей фокусировки необходимо четкое определение гра- ниц видимого нами предмета — так, чтобы он отделялся от ос- тальных предметов, находящихся в поле зрения. Если созна- ние представить себе как прожектор, которым мы управляем по собственной воле, то высвечиваемый им объект есть «фи- гура», а неосвещенное пространство является «фоном».
Не все видимые феномены можно выделить из окружаю- щего их фона; например, тигр в джунглях настолько сливается с фоном, что жертва не может его заметить. Так очертания тигра не замечаются обезьяной до тех пор, пока не становится поздно!
Между понятиями «возникающая из фона фигура» и «кон- такт» существует очевидная связь. Четко определенная фигу- ра находится в контакте с фоном. Границы между фигурой и фоном определены.
5*
67
Если они размыты, фигура сливается с фоном и перете- кает в него. Например, когда дым выходит из сигареты, его сначала можно четко различить в окружающем воздухе: дым находится в контакте с воздухом. Когда же он поднимается вверх, его границы размываются, он сливается с воздухом, создавая туман — дым растворяется в воздухе, буквально сливается с ним. Контакт между двумя объектами можно определить как существование границ между ними. Когда границы размыты, происходит слияние, контакт уменьшается или ослабевает.
Такое понимание контакта и слияния является основой од- ной из моделей, которая описывает различные способы взаи- модействия с собственным миром. Как и большинство других моделей поведения, она полезна лишь до определенного преде- ла; если принимать ее слишком буквально, забывая, что это лишь модель (то есть упрощение), она может превратиться в не- лепость, и следование ей может оказаться саморазрушающим.
Мы надеемся, что с этой оговоркой работа с моделью будет вам полезна для расширения вашего понимания себя. Следующие упражнения служат для этого удачной отправной точкой.
УПРАЖНЕНИЕ 1. ФОКУСИРОВКА И
ФИГУРА-ФОН
Остановите взгляд на чем-то, находящемся вне вашего тела, затем затуманьте взгляд так, чтобы потерялся фо- кус. Появится ощущение, что переднего плана нет и суще- ствует лишь фон. Продолжите эксперимент, используя на- печатанный на этой странице текст. Расфокусируйте свой взгляд так, чтобы текст стал чередованием полосок белого и серого цвета; затем сделайте так, чтобы буква или слово снова оказались в фокусе. Обратите внимание на то, что до тех пор, пока границы между фигурой
(буквы) и фоном (страница) неразличимы, невозможно понять, что вы видите.
Теперь обратите внимание на комнату, в которой на- ходитесь, и повторите тот же эксперимент. Осознайте, каким образом ваше внимание выделяет фигуру из фона.
68
«Делая это упражнение, я испытываю удивление и воз- буждение — подобно тому, как это было в детстве, когда я фокусировал диапроектор — настолько все окружаю- щее становится многомерным и ярко окрашенным».
«Когда, глубоко задумавшись, я смотрю на комнату, где нахожусь, не обращая при этом внимания на окружаю- щее, у меня формируется общее представление о комна- те, но пока я не сфокусирую свой взгляд, мне не удается ощутить размеры и цельность находящихся в комнате предметов. Когда я отчетливо вижу глубинные отноше- ния, я знаю, что все мое внимание полностью обращено на то, что я вижу, и что я нахожусь в процессе полного зрительного осознания».
УПРАЖНЕНИЕ 2.. ФИГУРА-ФОН
И ВЫБОР ФОКУСА
Попросите партнера что-нибудь рассказать. Пока он это делает, сфокусируйтесь на его голосе, затем на его теле," затем на невербальных изменениях, движениях, выра- жении его лица, потом вернитесь к звучанию его голоса.
Обращайте внимание на все, о чем говорит партнер, фо- кусируясь на них по очереди.
«Концентрируя внимание таким способом, я настолько возбуждаюсь от того, что вижу и слышу, что теряю нить рассказа: это оказывается не столь уж важным, потому что четкое видение партнера становится намного инте- реснее».
Чтобы ясно видеть объект, он должен иметь четкие грани- цы. Чтобы увидеть себя, мы должны выяснить свои собствен- ные границы — буквальные и метафорические. Следующее уп- ражнение поможет вам определить ваши буквальные границы.
УПРАЖНЕНИЕ 3.
ВАШИ ГРАНИЦЫ С МИРОМ
Попытайтесь разграничить себя и свое окружение. Про- верьте, где грань между вашей кожей и миром. Это и есть
69
«Я чувствую себя слегка расслабленным и не таким воз- бужденным, я спокоен и мне даже скучно; в этом нет ничего нового, нечего исследовать».
Далее дается несколько новых понятий, сопровождающих- ся образами. Они показывают четыре способа, с помощью ко- торых люди общаются друг с другом.
Исследование различий вызывает больше эмоций, чем бе- седа о сходствах, поскольку существование и суть последних обычно не является секретом. Однако если вы действительно многое обсудите со своим партнѐром и достаточно полно све- рите ваш общий опыт и свойства, вы можете обнаружить, что и в случае такого разделения чувств между вами существуют отчетливые различия. Все знают, что такое горе, но испыты- вают его по-разному.
У иудеев есть пословица: «Если бы мы были абсолютно оди- наковы, один из нас был бы не нужен».
Когда мы беседуем о сходствах, мы размываем границы между нами. Теряя осознание различий между собой и дру- гим или между собой и миром, теряя ощущение границ, мы как бы находимся в состоянии слияния. Ощущение слияния часто становится чем-то мистическим; большинство из нас слишком боятся потери собственных границ, чтобы позволить себе пребывать в этом состоянии. Наиболее часто встречаю- щееся состояние слияния (со значительно ослабленным осоз- нанием границ) — это момент Оргазма в любви, однако даже в этот момент боязнь слияния может блокировать близость, снизить возбуждение и ухудшить ощущения.
«Когда я засыпаю, я осознаю, что мои границы стано- вятся все более размытыми, я как бы растворяюсь. При пробуждении я снова начинаю четко осознавать свои гра- ницы — где кончается мир и где начинаюсь я».
«Обращая внимание на различия между нами, я могу на- ходиться с тобой в непосредственном контакте».
Следующее упражнение поможет вам начать исследование разницы между контактом и слиянием с партнером.
72
УПРАЖНЕНИЕ 6.
РАЗНИЦА МЕЖДУ КОНТАКТОМ И СЛИЯНИЕМ
Вы с партнером оба держите руки поднятыми примерно на уровень плеч, ладони обращены друг к другу. Похло- пайте руками об руки партнера и отметьте, что вы чув- ствуете. Сделайте это несколько раз, каждый раз приго- варивая: «Я от тебя отличаюсь!» Почувствуйте контакт; почувствуйте различия между вами. Теперь ваши грани- цы, очевидно, достаточно четко определены.
Отдохните немного и затем посмотрите на своего партнера.
Не разговаривая, медленно повернитесь друг к другу и положите руки друг другу на плечи. Если вам удобно, приблизьтесь так, чтобы можно было положить головы друг другу на плечи и соприкоснуться верхними частями туловища. Как только почувствуете, что вы готовы, начните тихонечко жужжать. Через пару минут вы почувствуете, как вы растворяетесь в партнере: это и есть . слияние. По возможности не позволяйте самосознанию препятствовать этому. Если же это происходит, отодвиньтесь друг от друга и обменяйтесь ощущениями от упражнения. Отметьте различия между состояниями контакта и слияния с партнером. Контакт с другим живым существом или миром основывается на четком восприятии себя. Но мы в известном смысле так или иначе меняемся в зависимости от места, времени, людей, с которыми находимся вместе, от того, как мы себя чувствуем. Это и есть та нескончаемая способность изменяться, которая означает «быть живым».
Поэтому, чтобы в любой момент иметь возможность находиться в контакте, нам следует знать, что мы в этот момент чувствуем и кто мы такие.
Поскольку невозможно одновременно осознавать две вещи, например, самого себя и кого-то еще, мы должны на некоторое время уходить внутрь самих себя, проверяя, что же мы чувствуем. Этот процесс называется уходом в себя, и пока мы не научимся управлять балансированием между кон- тактом с окружающим и погружением в себя, мы не поймем,
кто контактирует с окружением. Следующее упражнение по- может вам это прочувствовать.
73
УПРАЖНЕНИЕ 7. КОНТАКТ И УХОД В СЕБЯ
Работая с партнѐром, установите контакт глазами, не раз- говаривая и не погружаясь в себя. Если вы работаете в одиночестве, оглядитесь и войдите в контакт с окружаю- щим, затем погрузитесь в себя. Побудьте внутри (во внут- ренней зоне), используя фразу «сейчас я осознаю...» для описания всего, что находится под вашей кожей. Ста- райтесь не переходить в среднюю зону или в воображе- ние. Когда вам станет ясно, кто вы есть, выйдите из внут- ренней зоны и снова установите контакт с партнером или с окружением. Поэкспериментируйте немного с рит- мом: контакт — уход в себя, контакт — уход в себя. Не пользуйтесь словами, это невербальное упражнение.
Для того, чтобы достичь хорошего контакта с миром и с людьми, мы должны время от времени уходить от внешнего контакта и устанавливать контакт с самим собой. Затем, осве- женными, мы можем снова позволить себе выйти в мир. Спо- собность балансировать и перетекать между состояниями кон- такта и ухода (от окружения) дает силу и удовлетворение. Мно- гие, однако, не знают, как полностью уйти в себя. Они уходят лишь наполовину — поочередно находясь то в состоянии фан- тазии, то возвращаясь к проблемам своего окружения, не зная на самом деле, что происходит во внешнем мире или у них внутри. Этим они загоняют себя в неопределенное состоя- ние, когда сознание распылено между тремя зонами, и пото- му они не имеют четкого представления и хорошего контакта ни с одной из этих зон.
Поскольку здесь уход в себя означает контакт с самим со- бой, наша способность к полному погружению в себя (внут- ренний контакт) улучшает наши способности и к внешнему контакту. Контакт подразумевает осознание внутренней и ' средней зоны.
Уход в себя, однако, не подразумевает «пунктира на гра- ницах», то есть такого состояния, в котором мы теряем осоз- нание своих границ и в результате — чувство себя: в таком состоянии о нас можно было бы сказать, что мы слились с окружением.
74
Такой способ слияния имеет мало преимуществ перед ис- тинным уходом в себя. Хотя слияние часто достигается из сред- ней зоны, мы советуем, чтобы поначалу при уходе в себя вы делали это только во внутренней зоне. Для иллюстрации слож- ности сказанного и ощущения разницы между уходом в себя и слиянием, проделайте следующее упражнение.
УПРАЖНЕНИЕ 8.
УХОД В СРЕДНЮЮ ЗОНУ
Пытаясь уйти в себя, сознательно позвольте своему во- ображению убежать вместе с вами: подумайте немного, пофантазируйте, помечтайте. Затем погрузитесь в зах- ватывающую книгу. Через некоторое время вы сможете обнаружить моменты, когда вы «забываетесь» и теряе- тесь в том, что происходит внутри и вокруг вас. Отметив это, сконцентрируйтесь на внутренней зоне, используя фразу «сейчас я осознаю, что...» Почувствовали ли вы разницу этих двух моделей вашего опыта?
Большинство людей находят, что действия в средней зоне не столь волнуют и возбуждают, как происходящее во внут- ренней и внешних зонах, потому что обычно это способ пов- торения и «пережевывания» уже известного; однако мы мо- жем использовать среднюю зону для того, чтобы обнаружить, не отсутствует ли в данной ситуации и в данный момент вре- мени нечто нам необходимое.
УПРАЖНЕНИЕ 9.
ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ В ОКРУЖЕНИИ?
Войдите в контакт с партнером, затем уйдите в себя. Дай- те волю фантазии. После того, как ваша фантазия разо- вьется, переведите внимание снова на «здесь и сейчас», сравните вашу фантазию с существующей реальностью.
Вы обнаружили, что чего-то не хватает? Что можно сде- лать для того, чтобы внести то, чего не хватает, в реаль- ную ситуацию. Хотите ли вы рискнуть?
75
«Разговаривая с людьми, иногда я замечаю, что мое вни- мание рассеяно и я не слушаю человека по-настояще- му. Если я позволяю себе заметить, в какую сторону на- правлены мои фантазии, обычно я лучше осознаю, чего же мне не хватает в моем теперешнем существовании.
И тогда мне становится легче избавиться от скуки — я могу попытаться изменить что-то в своих теперешних взаимодействиях или уйти на какое-то время в свои фан- тазии».
Контакт, слияние и уход в себя можно использовать для описания своих отношений с другим в любой момент време- ни. Эти способы отношений можно рассматривать в форме континуума: от ухода в себя к контакту, затем к слиянию. Вы можете уйти в себя и быть полностью сконцентрированным на себе; затем, после того как вы откроете глаза и попытаетесь войти в контакт с партнером, наступает момент, когда вы ви- дите партнера и осознаете различия между вами. Если кон- такт слишком продолжителен или если вы двигаетесь навстре- чу партнеру, чтобы обняться, появляется стремление к раство- рению в партнере и потере границ между вами. В этот момент вы сливаетесь с партнером, и если вы теряете ощущение само- определения, вы теряете и контакт с партнером. Если вы пре- бываете в слиянии без границ, а не в контакте, возбуждение от подлинного контакта медленно умирает.
Одной из особенностей этого континуума является воз- буждение, которое мы испытываем каждый раз при переходе через контакт. Это такие моменты, когда мы рискуем больше всего. Мы инициируем контакт, но что будет, если нас отверг- нут? Некоторые люди боятся рисковать и сами себя останав- ливают от установления контакта с другими. Они уходят в себя, прячутся за своими ролями, «характерами», которые соз- дали, и идут на риск установления контакта лишь чтобы про- верить, что их роль принята. Люди, погрязшие в ролях, редко имеют много контактов или волнений. Ведь в роли риск неве- лик. Общение же предполагает хороший контакт, способность выдерживать слияние и умение уходить в себя. Это риск жить!
Чтобы попытаться исследовать континуум уход—кон- такт—слияние, сделайте следующее упражнение.
76
КОНТАКТ
Одинокие бабочки танцуют в воздухе,
пока не встретятся:
Какая застывшая пара!
Басе
Чтобы четко видеть происходящее, мы должны обладать способностью фокусировать зрение: без этой способности мир может казаться набором размытых красочных мазков. Для хорошей фокусировки необходимо четкое определение гра- ниц видимого нами предмета — так, чтобы он отделялся от ос- тальных предметов, находящихся в поле зрения. Если созна- ние представить себе как прожектор, которым мы управляем по собственной воле, то высвечиваемый им объект есть «фи- гура», а неосвещенное пространство является «фоном».
Не все видимые феномены можно выделить из окружаю- щего их фона; например, тигр в джунглях настолько сливается с фоном, что жертва не может его заметить. Так очертания тигра не замечаются обезьяной до тех пор, пока не становится поздно!
Между понятиями «возникающая из фона фигура» и «кон- такт» существует очевидная связь. Четко определенная фигу- ра находится в контакте с фоном. Границы между фигурой и фоном определены.
5*
67
Если они размыты, фигура сливается с фоном и перете- кает в него. Например, когда дым выходит из сигареты, его сначала можно четко различить в окружающем воздухе: дым находится в контакте с воздухом. Когда же он поднимается вверх, его границы размываются, он сливается с воздухом, создавая туман — дым растворяется в воздухе, буквально сливается с ним. Контакт между двумя объектами можно определить как существование границ между ними. Когда границы размыты, происходит слияние, контакт уменьшается или ослабевает.
Такое понимание контакта и слияния является основой од- ной из моделей, которая описывает различные способы взаи- модействия с собственным миром. Как и большинство других моделей поведения, она полезна лишь до определенного преде- ла; если принимать ее слишком буквально, забывая, что это лишь модель (то есть упрощение), она может превратиться в не- лепость, и следование ей может оказаться саморазрушающим.
Мы надеемся, что с этой оговоркой работа с моделью будет вам полезна для расширения вашего понимания себя. Следующие упражнения служат для этого удачной отправной точкой.
УПРАЖНЕНИЕ 1. ФОКУСИРОВКА И
ФИГУРА-ФОН
Остановите взгляд на чем-то, находящемся вне вашего тела, затем затуманьте взгляд так, чтобы потерялся фо- кус. Появится ощущение, что переднего плана нет и суще- ствует лишь фон. Продолжите эксперимент, используя на- печатанный на этой странице текст. Расфокусируйте свой взгляд так, чтобы текст стал чередованием полосок белого и серого цвета; затем сделайте так, чтобы буква или слово снова оказались в фокусе. Обратите внимание на то, что до тех пор, пока границы между фигурой
(буквы) и фоном (страница) неразличимы, невозможно понять, что вы видите.
Теперь обратите внимание на комнату, в которой на- ходитесь, и повторите тот же эксперимент. Осознайте, каким образом ваше внимание выделяет фигуру из фона.
68
«Делая это упражнение, я испытываю удивление и воз- буждение — подобно тому, как это было в детстве, когда я фокусировал диапроектор — настолько все окружаю- щее становится многомерным и ярко окрашенным».
«Когда, глубоко задумавшись, я смотрю на комнату, где нахожусь, не обращая при этом внимания на окружаю- щее, у меня формируется общее представление о комна- те, но пока я не сфокусирую свой взгляд, мне не удается ощутить размеры и цельность находящихся в комнате предметов. Когда я отчетливо вижу глубинные отноше- ния, я знаю, что все мое внимание полностью обращено на то, что я вижу, и что я нахожусь в процессе полного зрительного осознания».
УПРАЖНЕНИЕ 2.. ФИГУРА-ФОН
И ВЫБОР ФОКУСА
Попросите партнера что-нибудь рассказать. Пока он это делает, сфокусируйтесь на его голосе, затем на его теле," затем на невербальных изменениях, движениях, выра- жении его лица, потом вернитесь к звучанию его голоса.
Обращайте внимание на все, о чем говорит партнер, фо- кусируясь на них по очереди.
«Концентрируя внимание таким способом, я настолько возбуждаюсь от того, что вижу и слышу, что теряю нить рассказа: это оказывается не столь уж важным, потому что четкое видение партнера становится намного инте- реснее».
Чтобы ясно видеть объект, он должен иметь четкие грани- цы. Чтобы увидеть себя, мы должны выяснить свои собствен- ные границы — буквальные и метафорические. Следующее уп- ражнение поможет вам определить ваши буквальные границы.
УПРАЖНЕНИЕ 3.
ВАШИ ГРАНИЦЫ С МИРОМ
Попытайтесь разграничить себя и свое окружение. Про- верьте, где грань между вашей кожей и миром. Это и есть
69
ваша физическая граница. Садясь, проверьте, как вы чув- ствуете свои ягодицы на стуле. Стоя, проверьте, как ваши ноги касаются земли. Как вы ощущаете границу? Може- те ли разграничить мир, в котором живете, и собственное тело? Пройдитесь по всему своему телу и осознайте, где начинаетесь вы и где заканчивается окружающий мир.
«Чувственное упражнение — кожа зудит, и мне хочется соприкоснуться своими границами еще с чьими-нибудь».
Ощущение своих физических границ связано с четкостью нашего самоопределения. Вы, возможно, заметите, что это упражнение помогло вам сконцентрировать внимание на том, кто вы, и том, в чем вы отличаетесь от окружающего мира.
Один из наиболее эмоциональных ответов на вопрос коана
Дзен «Кто вы?» — это резкий удар в грудь. Как «дух», так и
«тело» — это абстракции одной конкретной сущности — вас.
Мы — уникальные индивидуальности и одновременно мы — часть человечества. Наша способность сближаться с другими зависит от признания нами этой общности и включает в себя соотнесение с чувствами других людей. Последнее часто вы- ражается словами «Я правда знаю, что ты чувствуешь» или « Да- а, я иногда чувствую то же самое». Чтобы соотнести свои ощу- щения с чувствами других людей, необходимо, чтобы разли- чия стали размытыми. Люди с четким восприятием себя не считают это опасным: те, кто имеет смутное представление о себе, могут вдруг ощутить потерю контроля и беспокойство.
Их возникающие при этом чувства обычно осознаются не как результат более слабого ощущения границ или более низкого самоопределения, а описываются как страх быть слишком свя- занными с другими. Таким образом, способность сблизиться с другими людьми включает самоопределение, выделение себя из окружающих, а также определение границ между собой и ними. Эти границы являются не барьером, а линией демарка- ции между тем, где «я» нахожусь под управлением себя, и тем, где «вы» находитесь под управлением себя.
Наши границы должны определяться не просто как «я хо- зяин самому себе»; их необходимо определить таким образом, чтобы суметь отличить свои потребности от потребностей тех,
70
«Чувственное упражнение — кожа зудит, и мне хочется соприкоснуться своими границами еще с чьими-нибудь».
Ощущение своих физических границ связано с четкостью нашего самоопределения. Вы, возможно, заметите, что это упражнение помогло вам сконцентрировать внимание на том, кто вы, и том, в чем вы отличаетесь от окружающего мира.
Один из наиболее эмоциональных ответов на вопрос коана
Дзен «Кто вы?» — это резкий удар в грудь. Как «дух», так и
«тело» — это абстракции одной конкретной сущности — вас.
Мы — уникальные индивидуальности и одновременно мы — часть человечества. Наша способность сближаться с другими зависит от признания нами этой общности и включает в себя соотнесение с чувствами других людей. Последнее часто вы- ражается словами «Я правда знаю, что ты чувствуешь» или « Да- а, я иногда чувствую то же самое». Чтобы соотнести свои ощу- щения с чувствами других людей, необходимо, чтобы разли- чия стали размытыми. Люди с четким восприятием себя не считают это опасным: те, кто имеет смутное представление о себе, могут вдруг ощутить потерю контроля и беспокойство.
Их возникающие при этом чувства обычно осознаются не как результат более слабого ощущения границ или более низкого самоопределения, а описываются как страх быть слишком свя- занными с другими. Таким образом, способность сблизиться с другими людьми включает самоопределение, выделение себя из окружающих, а также определение границ между собой и ними. Эти границы являются не барьером, а линией демарка- ции между тем, где «я» нахожусь под управлением себя, и тем, где «вы» находитесь под управлением себя.
Наши границы должны определяться не просто как «я хо- зяин самому себе»; их необходимо определить таким образом, чтобы суметь отличить свои потребности от потребностей тех,
70
кто рядом. Это не всегда очевидно; чрезмерное отождествле- ние между мужем и женой, родителями и ребенком, работни- ком и работодателем довольно распространено и происходит, когда потребности одного из людей смешиваются с потребно- стями другого. Проблемы появляются, если потребности дво- их различны. Более того, чрезмерное отождествление или не- полное разделение могут привести к неудовлетворению потреб- ностей обоих партнеров: это как муж и жена, которые однаж- ды вечером оказались на балете, потому что каждый из них думал, что другой хочет этого!
Следующие упражнения позволят вам четко выяснить гра- ницы между собой и партнером путем исследования ваших раз- личий и сходств. Эти упражнения можно выполнять как с ре- альным партнером, так и с воображаемым.
УПРАЖНЕНИЕ 4.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВОИХ ГРАНИЦ С ДРУГИМИ
Поспорьте с партнером, расскажите ему (или ей), в чем вы различаетесь между собой. Потратьте некоторое вре- мя на то, чтобы обдумать все эти различия, будьте при этом столь детальны, насколько это возможно. Исполь- зуйте различия, чтобы почувствовать границы между собой и партнером.
«Я ощущаю себя отчетливо очерченным — я осознаю, что могу видеть своего партнера с большей остротой, чув- ствую возбуждение от осознания того, что это другое, отличное от меня живое существо и что я не одинок».
УПРАЖНЕНИЕ 5.
ИССЛЕДОВАНИЕ ВАШЕГО СХОДСТВА
Теперь потратьте некоторое время на то, чтобы подумать о ваших сходствах с партнером, обсудите с ним, в чем вы похожи. Сравните ощущения при обсуждении ваших сходств. Осознаете ли вы, в чем разница ощущений, ис- пытываемых вами при выполнении этого и предыдущего упражнений?
71
Следующие упражнения позволят вам четко выяснить гра- ницы между собой и партнером путем исследования ваших раз- личий и сходств. Эти упражнения можно выполнять как с ре- альным партнером, так и с воображаемым.
УПРАЖНЕНИЕ 4.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВОИХ ГРАНИЦ С ДРУГИМИ
Поспорьте с партнером, расскажите ему (или ей), в чем вы различаетесь между собой. Потратьте некоторое вре- мя на то, чтобы обдумать все эти различия, будьте при этом столь детальны, насколько это возможно. Исполь- зуйте различия, чтобы почувствовать границы между собой и партнером.
«Я ощущаю себя отчетливо очерченным — я осознаю, что могу видеть своего партнера с большей остротой, чув- ствую возбуждение от осознания того, что это другое, отличное от меня живое существо и что я не одинок».
УПРАЖНЕНИЕ 5.
ИССЛЕДОВАНИЕ ВАШЕГО СХОДСТВА
Теперь потратьте некоторое время на то, чтобы подумать о ваших сходствах с партнером, обсудите с ним, в чем вы похожи. Сравните ощущения при обсуждении ваших сходств. Осознаете ли вы, в чем разница ощущений, ис- пытываемых вами при выполнении этого и предыдущего упражнений?
71
«Я чувствую себя слегка расслабленным и не таким воз- бужденным, я спокоен и мне даже скучно; в этом нет ничего нового, нечего исследовать».
Далее дается несколько новых понятий, сопровождающих- ся образами. Они показывают четыре способа, с помощью ко- торых люди общаются друг с другом.
Исследование различий вызывает больше эмоций, чем бе- седа о сходствах, поскольку существование и суть последних обычно не является секретом. Однако если вы действительно многое обсудите со своим партнѐром и достаточно полно све- рите ваш общий опыт и свойства, вы можете обнаружить, что и в случае такого разделения чувств между вами существуют отчетливые различия. Все знают, что такое горе, но испыты- вают его по-разному.
У иудеев есть пословица: «Если бы мы были абсолютно оди- наковы, один из нас был бы не нужен».
Когда мы беседуем о сходствах, мы размываем границы между нами. Теряя осознание различий между собой и дру- гим или между собой и миром, теряя ощущение границ, мы как бы находимся в состоянии слияния. Ощущение слияния часто становится чем-то мистическим; большинство из нас слишком боятся потери собственных границ, чтобы позволить себе пребывать в этом состоянии. Наиболее часто встречаю- щееся состояние слияния (со значительно ослабленным осоз- нанием границ) — это момент Оргазма в любви, однако даже в этот момент боязнь слияния может блокировать близость, снизить возбуждение и ухудшить ощущения.
«Когда я засыпаю, я осознаю, что мои границы стано- вятся все более размытыми, я как бы растворяюсь. При пробуждении я снова начинаю четко осознавать свои гра- ницы — где кончается мир и где начинаюсь я».
«Обращая внимание на различия между нами, я могу на- ходиться с тобой в непосредственном контакте».
Следующее упражнение поможет вам начать исследование разницы между контактом и слиянием с партнером.
72
УПРАЖНЕНИЕ 6.
РАЗНИЦА МЕЖДУ КОНТАКТОМ И СЛИЯНИЕМ
Вы с партнером оба держите руки поднятыми примерно на уровень плеч, ладони обращены друг к другу. Похло- пайте руками об руки партнера и отметьте, что вы чув- ствуете. Сделайте это несколько раз, каждый раз приго- варивая: «Я от тебя отличаюсь!» Почувствуйте контакт; почувствуйте различия между вами. Теперь ваши грани- цы, очевидно, достаточно четко определены.
Отдохните немного и затем посмотрите на своего партнера.
Не разговаривая, медленно повернитесь друг к другу и положите руки друг другу на плечи. Если вам удобно, приблизьтесь так, чтобы можно было положить головы друг другу на плечи и соприкоснуться верхними частями туловища. Как только почувствуете, что вы готовы, начните тихонечко жужжать. Через пару минут вы почувствуете, как вы растворяетесь в партнере: это и есть . слияние. По возможности не позволяйте самосознанию препятствовать этому. Если же это происходит, отодвиньтесь друг от друга и обменяйтесь ощущениями от упражнения. Отметьте различия между состояниями контакта и слияния с партнером. Контакт с другим живым существом или миром основывается на четком восприятии себя. Но мы в известном смысле так или иначе меняемся в зависимости от места, времени, людей, с которыми находимся вместе, от того, как мы себя чувствуем. Это и есть та нескончаемая способность изменяться, которая означает «быть живым».
Поэтому, чтобы в любой момент иметь возможность находиться в контакте, нам следует знать, что мы в этот момент чувствуем и кто мы такие.
Поскольку невозможно одновременно осознавать две вещи, например, самого себя и кого-то еще, мы должны на некоторое время уходить внутрь самих себя, проверяя, что же мы чувствуем. Этот процесс называется уходом в себя, и пока мы не научимся управлять балансированием между кон- тактом с окружающим и погружением в себя, мы не поймем,
кто контактирует с окружением. Следующее упражнение по- может вам это прочувствовать.
73
УПРАЖНЕНИЕ 7. КОНТАКТ И УХОД В СЕБЯ
Работая с партнѐром, установите контакт глазами, не раз- говаривая и не погружаясь в себя. Если вы работаете в одиночестве, оглядитесь и войдите в контакт с окружаю- щим, затем погрузитесь в себя. Побудьте внутри (во внут- ренней зоне), используя фразу «сейчас я осознаю...» для описания всего, что находится под вашей кожей. Ста- райтесь не переходить в среднюю зону или в воображе- ние. Когда вам станет ясно, кто вы есть, выйдите из внут- ренней зоны и снова установите контакт с партнером или с окружением. Поэкспериментируйте немного с рит- мом: контакт — уход в себя, контакт — уход в себя. Не пользуйтесь словами, это невербальное упражнение.
Для того, чтобы достичь хорошего контакта с миром и с людьми, мы должны время от времени уходить от внешнего контакта и устанавливать контакт с самим собой. Затем, осве- женными, мы можем снова позволить себе выйти в мир. Спо- собность балансировать и перетекать между состояниями кон- такта и ухода (от окружения) дает силу и удовлетворение. Мно- гие, однако, не знают, как полностью уйти в себя. Они уходят лишь наполовину — поочередно находясь то в состоянии фан- тазии, то возвращаясь к проблемам своего окружения, не зная на самом деле, что происходит во внешнем мире или у них внутри. Этим они загоняют себя в неопределенное состоя- ние, когда сознание распылено между тремя зонами, и пото- му они не имеют четкого представления и хорошего контакта ни с одной из этих зон.
Поскольку здесь уход в себя означает контакт с самим со- бой, наша способность к полному погружению в себя (внут- ренний контакт) улучшает наши способности и к внешнему контакту. Контакт подразумевает осознание внутренней и ' средней зоны.
Уход в себя, однако, не подразумевает «пунктира на гра- ницах», то есть такого состояния, в котором мы теряем осоз- нание своих границ и в результате — чувство себя: в таком состоянии о нас можно было бы сказать, что мы слились с окружением.
74
Такой способ слияния имеет мало преимуществ перед ис- тинным уходом в себя. Хотя слияние часто достигается из сред- ней зоны, мы советуем, чтобы поначалу при уходе в себя вы делали это только во внутренней зоне. Для иллюстрации слож- ности сказанного и ощущения разницы между уходом в себя и слиянием, проделайте следующее упражнение.
УПРАЖНЕНИЕ 8.
УХОД В СРЕДНЮЮ ЗОНУ
Пытаясь уйти в себя, сознательно позвольте своему во- ображению убежать вместе с вами: подумайте немного, пофантазируйте, помечтайте. Затем погрузитесь в зах- ватывающую книгу. Через некоторое время вы сможете обнаружить моменты, когда вы «забываетесь» и теряе- тесь в том, что происходит внутри и вокруг вас. Отметив это, сконцентрируйтесь на внутренней зоне, используя фразу «сейчас я осознаю, что...» Почувствовали ли вы разницу этих двух моделей вашего опыта?
Большинство людей находят, что действия в средней зоне не столь волнуют и возбуждают, как происходящее во внут- ренней и внешних зонах, потому что обычно это способ пов- торения и «пережевывания» уже известного; однако мы мо- жем использовать среднюю зону для того, чтобы обнаружить, не отсутствует ли в данной ситуации и в данный момент вре- мени нечто нам необходимое.
УПРАЖНЕНИЕ 9.
ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ В ОКРУЖЕНИИ?
Войдите в контакт с партнером, затем уйдите в себя. Дай- те волю фантазии. После того, как ваша фантазия разо- вьется, переведите внимание снова на «здесь и сейчас», сравните вашу фантазию с существующей реальностью.
Вы обнаружили, что чего-то не хватает? Что можно сде- лать для того, чтобы внести то, чего не хватает, в реаль- ную ситуацию. Хотите ли вы рискнуть?
75
«Разговаривая с людьми, иногда я замечаю, что мое вни- мание рассеяно и я не слушаю человека по-настояще- му. Если я позволяю себе заметить, в какую сторону на- правлены мои фантазии, обычно я лучше осознаю, чего же мне не хватает в моем теперешнем существовании.
И тогда мне становится легче избавиться от скуки — я могу попытаться изменить что-то в своих теперешних взаимодействиях или уйти на какое-то время в свои фан- тазии».
Контакт, слияние и уход в себя можно использовать для описания своих отношений с другим в любой момент време- ни. Эти способы отношений можно рассматривать в форме континуума: от ухода в себя к контакту, затем к слиянию. Вы можете уйти в себя и быть полностью сконцентрированным на себе; затем, после того как вы откроете глаза и попытаетесь войти в контакт с партнером, наступает момент, когда вы ви- дите партнера и осознаете различия между вами. Если кон- такт слишком продолжителен или если вы двигаетесь навстре- чу партнеру, чтобы обняться, появляется стремление к раство- рению в партнере и потере границ между вами. В этот момент вы сливаетесь с партнером, и если вы теряете ощущение само- определения, вы теряете и контакт с партнером. Если вы пре- бываете в слиянии без границ, а не в контакте, возбуждение от подлинного контакта медленно умирает.
Одной из особенностей этого континуума является воз- буждение, которое мы испытываем каждый раз при переходе через контакт. Это такие моменты, когда мы рискуем больше всего. Мы инициируем контакт, но что будет, если нас отверг- нут? Некоторые люди боятся рисковать и сами себя останав- ливают от установления контакта с другими. Они уходят в себя, прячутся за своими ролями, «характерами», которые соз- дали, и идут на риск установления контакта лишь чтобы про- верить, что их роль принята. Люди, погрязшие в ролях, редко имеют много контактов или волнений. Ведь в роли риск неве- лик. Общение же предполагает хороший контакт, способность выдерживать слияние и умение уходить в себя. Это риск жить!
Чтобы попытаться исследовать континуум уход—кон- такт—слияние, сделайте следующее упражнение.
76