ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 224
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УПРАЖНЕНИЕ 10.
УХОД В СЕБЯ - КОНТАКТ - СЛИЯНИЕ
Работая с партнером, побудьте некоторое время во внут- ренней зоне. Когда вы будете уверены в том, как вы себя чувствуете, откройте глаза и войдите в контакт с парт- нером — быстро и без слов. Затем осторожно придвинь- тесь друг к другу и, если это вам приятно, обнимитесь. .
Позвольте себе Слиться с партнером. Через некоторое время осторожно разъединитесь так, чтобы не касаться друг друга.
Еще раз установите контакт с партнером, невербаль- но. И в завершение снова уйдите в себя.
Повторите этот цикл 2—3 раза, обращая внимание на тот момент, когда вы решаете перейти от слияния к кон- такту. Чувствуете ли вы волнение, возбуждение в этот момент?
Если вы работаете без партнера, постарайтесь найти такую ситуацию, в которой вы можете потеряться в сво- ем окружении.
«Сидя в теплой ванне или слушая музыку, я могу по- зволить себе раствориться в окружающем мире, теряя ощущение себя. В этих случаях мне удается вернуться к контакту, если я нарушаю статус-кво, включая холодную воду или уменьшая громкость».
Возбуждение от контакта может быть не только приятным чувством, но может принимать и форму тревоги. Испытали ли вы нечто похожее, делая это упражнение?
Чтобы быть способными отстоять свои права, вы должны быть способны рискнуть, входя в контакт с другими. Вы долж- ны определить, чем вы отличаетесь от них и чем ваши потреб- ности в этот момент отличаются от потребностей другого. Если вы всю жизнь будете избегать качания лодки, она никогда не перевернется, но при этом может и не продвинуться в нужном вам направлении. Принимая чашку с отвратительным кофе, вместо того чтобы потребовать другую, мирясь с нападками других людей или пытаясь никогда не показывать своих нужд,
77
можно придти к рабству или полному уходу в себя. Самое боль- шее, на что вы можете в таком случае надеяться: что кто-то угадает, чего же вы хотите, и выполнит ваше желание.
Иногда случаются такие браки, когда женятся люди, всегда
«прекрасно чувствующие себя в одиночестве». Даже ненавидя друг друга годами и не исполняя никаких желаний друг друга, они и слова поперек не скажут. Это очень трудно, чтобы наши потребности были встречены другим человеком, если мы с ним не находимся в контакте.
Независимость включает в себя знакомство со своими по- требностями под своим собственным контролем и руковод- ством; но с ними нельзя полностью познакомиться, если мы ушли в себя или находимся в слиянии. Ребенок до своего рож- дения находится в состоянии слияния со своей матерью. Во время родов он отделяется от нее и входит в контакт с ней и с миром. Через этот контакт мало-помалу ребенок и учится по- нимать себя и мир и постепенно становится независимым.
Чувство себя, связанное с независимостью, приходит к нам в результате контакта с миром и обусловленного этим контак- том четкого определения, где кончаемся мы и начинается мир.
Следующее упражнение поможет вам определить ваше по- нятие себя.
УПРАЖНЕНИЕ 11.
Я? ЧЕТКО ИЛИ РАЗМЫТО?
Работая с партнером, спросите его: «Кто ты есть? » Спро- сите его не менее десяти раз, затем можете поменяться ролями. Спрашивающий должен задавать вопрос по-раз- ному - меняя тон, делая ударение на отдельных словах, меняя громкость и скорость, с которой задается вопрос.
Независимо от того, что И как отвечает партнер, повто- ряйте вопрос.
Повторяйте упражнение до тех пор, пока не надоест.
Обычно хватает десяти минут.
Контакт — это признание различий.
Фриц Перлз
Иногда случаются такие браки, когда женятся люди, всегда
«прекрасно чувствующие себя в одиночестве». Даже ненавидя друг друга годами и не исполняя никаких желаний друг друга, они и слова поперек не скажут. Это очень трудно, чтобы наши потребности были встречены другим человеком, если мы с ним не находимся в контакте.
Независимость включает в себя знакомство со своими по- требностями под своим собственным контролем и руковод- ством; но с ними нельзя полностью познакомиться, если мы ушли в себя или находимся в слиянии. Ребенок до своего рож- дения находится в состоянии слияния со своей матерью. Во время родов он отделяется от нее и входит в контакт с ней и с миром. Через этот контакт мало-помалу ребенок и учится по- нимать себя и мир и постепенно становится независимым.
Чувство себя, связанное с независимостью, приходит к нам в результате контакта с миром и обусловленного этим контак- том четкого определения, где кончаемся мы и начинается мир.
Следующее упражнение поможет вам определить ваше по- нятие себя.
УПРАЖНЕНИЕ 11.
Я? ЧЕТКО ИЛИ РАЗМЫТО?
Работая с партнером, спросите его: «Кто ты есть? » Спро- сите его не менее десяти раз, затем можете поменяться ролями. Спрашивающий должен задавать вопрос по-раз- ному - меняя тон, делая ударение на отдельных словах, меняя громкость и скорость, с которой задается вопрос.
Независимо от того, что И как отвечает партнер, повто- ряйте вопрос.
Повторяйте упражнение до тех пор, пока не надоест.
Обычно хватает десяти минут.
Контакт — это признание различий.
Фриц Перлз
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ГЛАВА 7
ИЗБЕГАНИЕ
Это потрясающе — чувствовать себя на грани возможнос- ти действительно узнать другого человека! Разве такое быва- ет? Я не уверен... Мы так наполнены страхами отвержения и претензиями, что едва ли понимаем, то ли мы себя обманыва- ем, то ли доверяем себе.
Из всех свойственных людям опасений, наибольшее их число происходит из наших фантазий друг о друге.
Может мы друг друга выдумываем?
Беверли Аксельрод
Что мог бы поведать нам дикий куст, мягко касаясь и задевая за ставень.
Cecши
Гештальт-подход к жизни включает в себя бытие самим собой, даже если это связано с риском. Каждый раз, когда мы избегаем переживаний или выражения того, кто мы есть, ка- кая-то часть нас самих умирает. Только осознавая, кто мы есть и свое отношение к постоянно меняющемуся окружению, мы можем быть способны в каждый момент времени гибко
79
■
ответить на полученный опыт. Однако зачастую по старой привычке мы избегаем возможности увидеть, кто мы есть и что происходит вокруг нас.
Некоторых ситуаций, возможно, и следует избегать (на- пример, драки с выпивохой, чей крик в соседнем номере гос- тиницы не дает нам уснуть), и хотя выбор может делаться осоз- нанно, мы все же пытаемся уклониться от самовыражения (в данном случае — крепких слов в адрес ночного хулигана). Хро- ническая боязнь выразить свои чувства ведет в свою очередь к снижению самой способности их выражать и к расстройствам.
Это заложено в нашей природе человеческих существ, нам свойственно выражать себя и свои чувства. Это, конечно, не означает, что каждый раз, ощущая злость, я должен немедлен- но ее выразить. Иногда этого делать как раз не стоит. Но если я привычно избегаю выражения своих чувств, я отказываюсь от части самого себя, очевидно, я даже могу потерять осознание того, что я зол, и таким образом стать гораздо меньше злым, чем мог бы быть. Кроме того, моя злость так или иначе найдет выход наружу, например, в виде скрытой враждебности к дру- гим людям или саморазрушающих действий. Более продуктив- ной, как мне кажется, альтернативой является искренность с самим собой и попытка осознать как свою злость, так и соб- ственный выбор — выражать ее или нет.
В предыдущих главах книги мы обсуждали то, что наша жизнь включает постоянное перетекание сознания от одной фигуры к другой. Наша способность осознавать свой потенци- ал, исследовать и расширять свое творчество зависит от нашей способности открыться этому потоку и отвечать ему. Чем боль- ше мы препятствуем своему развитию, тем больше сфер своего существования мы вычеркиваем. Поэкспериментируйте с этим процессом и обратите внимание на те способы, которыми вы мешаете своему осознанию прямо сейчас.
УПРАЖНЕНИЕ 1. СОЗИДАНИЕ И РАЗРУШЕНИЕ
Начните с состояния «творческого безразличия», попро- буйте осознать какую-либо физическую потребность, которая приходит вам в голову — например, вы можете
80
Некоторых ситуаций, возможно, и следует избегать (на- пример, драки с выпивохой, чей крик в соседнем номере гос- тиницы не дает нам уснуть), и хотя выбор может делаться осоз- нанно, мы все же пытаемся уклониться от самовыражения (в данном случае — крепких слов в адрес ночного хулигана). Хро- ническая боязнь выразить свои чувства ведет в свою очередь к снижению самой способности их выражать и к расстройствам.
Это заложено в нашей природе человеческих существ, нам свойственно выражать себя и свои чувства. Это, конечно, не означает, что каждый раз, ощущая злость, я должен немедлен- но ее выразить. Иногда этого делать как раз не стоит. Но если я привычно избегаю выражения своих чувств, я отказываюсь от части самого себя, очевидно, я даже могу потерять осознание того, что я зол, и таким образом стать гораздо меньше злым, чем мог бы быть. Кроме того, моя злость так или иначе найдет выход наружу, например, в виде скрытой враждебности к дру- гим людям или саморазрушающих действий. Более продуктив- ной, как мне кажется, альтернативой является искренность с самим собой и попытка осознать как свою злость, так и соб- ственный выбор — выражать ее или нет.
В предыдущих главах книги мы обсуждали то, что наша жизнь включает постоянное перетекание сознания от одной фигуры к другой. Наша способность осознавать свой потенци- ал, исследовать и расширять свое творчество зависит от нашей способности открыться этому потоку и отвечать ему. Чем боль- ше мы препятствуем своему развитию, тем больше сфер своего существования мы вычеркиваем. Поэкспериментируйте с этим процессом и обратите внимание на те способы, которыми вы мешаете своему осознанию прямо сейчас.
УПРАЖНЕНИЕ 1. СОЗИДАНИЕ И РАЗРУШЕНИЕ
Начните с состояния «творческого безразличия», попро- буйте осознать какую-либо физическую потребность, которая приходит вам в голову — например, вы можете
80
■ т. ..
I
захотеть поменять положение тела на более удобное или почесаться, или утолить жажду. Пусть эта потребность разовьется в сильное образование «фигура—фон». За- тем позвольте себе удовлетворить свою потребность (по- шевелитесь, почешитесь, напейтесь), что по гештальту оз- начает разрушение образования «фигура—фон». После этого вернитесь к исходной точке творческого безразли- чия, пока другая фигура не начнет всплывать для вас из глубины ваших ощущений.
«С некоторыми фигурами приходится возиться доль- ше, чем с другими. Прямо сейчас я опустошен и хочу спать. Я представляю себе, что до тех пор пока я не от- дохну, моя опустошенность будет на переднем плане моего внимания».
Избегание наступает тогда, когда фигура должна была бы быть выделена из фона, и вдруг «что-то происходит». Каким- то образом блокируя свое осознание, чтобы избежать обус- ловленных происходящим неприятных ощущений/ассоциа- ций/видений, мы не даем фигуре четко сформироваться. Наша способность чувствовать мир тем самым снижается, потому что мы не видим неких вещей явно или не видим их вовсе; у нас будто темные пятна в глазах. Например, обсуждая какую- нибудь эмоциональную тему с партнером, вы вдруг можете об- наружить, что в некоторые моменты вы перестаете ясно слы- шать и начинаете просить собеседника повторить все, что он сказал. Представьте себя на другом краю ситуации, постарай- тесь вежливо отказаться от повторения того, что вы сказали, и проверьте, что услышал ваш собеседник, попросив его пред- ставить себе то, что вы сказали. Вы будете поражены, насколь- ко часто на самом деле они слышат четко.
Я обнаружил удивительное средство от многих видов глухоты, оно называется — «похвала».
Идрис Шах
Избегая фокусировать свое сознание, тем самым мы не позволяем себе полностью быть в контакте со своим окруже- нием. Не понимая того, что же на самом деле происходит, мы
6-2356
81
ограничиваем свою способность отвечать своему окружению соответствующим образом.
Существует множество способов, которыми мы пользуем- ся, чтобы избежать видения самих себя и мира, в котором живем. Все эти способы взаимосвязаны. В целях обучения по- лезно рассмотреть и обозначить каждый из механизмов по от- дельности. Здесь мы рассмотрим механизмы проекции, инт- роекции, ретрофлексии и дефлексии. Слияние, как один из способов избегания, было описано ранее.
При проекции я отношусь к части себя так, будто это часть окружения.
При интроекции я отношусь к части окружения так, буд-- то это часть меня самого.
При ретрофлексии я поступаю с собой так, как мне хоте- лось бы поступить с окружением!
По Исидору Фромму
Один из самых распространенных способов избегания на- зывается проекцией. Когда мы используем этот способ избега- ния, мы видим в окружающих черты, которые отрицаем в са- мих себе.
УПРАЖНЕНИЕ 2. ПРОЕКЦИЯ
Выберите любой предмет, который только что попался вам на глаза — стул, украшение, машина, дерево — и отождествитесь с ним. Позвольте себе идентифициро- ваться с объектом и «стать» этим объектом, исследуйте свое существование и свои отношения с другими объек- тами в вашем окружении. Вы больше выиграете от этого . эксперимента, если будете говорить вслух и обращать внимание на наиболее очевидные и самые простые ас- пекты предмета. Не интерпретируйте и не пытайтесь де- лать «многозначительные» выводы, просто продолжайте осознавать, как меняются ваши чувства по мере того, как вы говорите.
Вот, например, отклик на «бытие» в качестве красного хромированного стула: «Я тяжелый и блестящий, я жест-
82
Существует множество способов, которыми мы пользуем- ся, чтобы избежать видения самих себя и мира, в котором живем. Все эти способы взаимосвязаны. В целях обучения по- лезно рассмотреть и обозначить каждый из механизмов по от- дельности. Здесь мы рассмотрим механизмы проекции, инт- роекции, ретрофлексии и дефлексии. Слияние, как один из способов избегания, было описано ранее.
При проекции я отношусь к части себя так, будто это часть окружения.
При интроекции я отношусь к части окружения так, буд-- то это часть меня самого.
При ретрофлексии я поступаю с собой так, как мне хоте- лось бы поступить с окружением!
По Исидору Фромму
Один из самых распространенных способов избегания на- зывается проекцией. Когда мы используем этот способ избега- ния, мы видим в окружающих черты, которые отрицаем в са- мих себе.
УПРАЖНЕНИЕ 2. ПРОЕКЦИЯ
Выберите любой предмет, который только что попался вам на глаза — стул, украшение, машина, дерево — и отождествитесь с ним. Позвольте себе идентифициро- ваться с объектом и «стать» этим объектом, исследуйте свое существование и свои отношения с другими объек- тами в вашем окружении. Вы больше выиграете от этого . эксперимента, если будете говорить вслух и обращать внимание на наиболее очевидные и самые простые ас- пекты предмета. Не интерпретируйте и не пытайтесь де- лать «многозначительные» выводы, просто продолжайте осознавать, как меняются ваши чувства по мере того, как вы говорите.
Вот, например, отклик на «бытие» в качестве красного хромированного стула: «Я тяжелый и блестящий, я жест-
82
кий, меня нелегко сломать, на мне удобно и мягко сидеть.
Мне нравится отдыхать на этом мягком ковре».
«Делая это упражнение вместе с группой людей и описы- вая один и тот же неодушевленный предмет, я всегда удив- ляюсь и восхищаюсь множеством и разнообразием по- лучаемых откликов».
Конечно же, неодушевленные предметы не имеют чувств!
Правда и то, что из великого множества качеств, присущих предмету, вы выбрали лишь несколько свойств. (Если вы в этом сомневаетесь, сравните свои слова с теми, что произнес ваш друг, независимо от вас проводивший эксперимент с тем же предметом.) Ваше описание стула оказывается во многом опи- санием самого себя. Этот механизм похож по своему действию на технику свободных ассоциаций в психоанализе. Обычно мы весьма неохотно признаемся в собственной жесткости и твердости: однако мы не столь тщательны в самооправдании, когда пытаемся быть стулом, и признания проскальзывают почти неосознанно. При обнаружении непризнаваемых черт- характера или чувств хорошим ключом может служить чув- ство смущения или самосознание (сознание себя!) в тот мо- мент, когда эта черта или эмоция вербализуются.
В обычной жизни проекция чаще всего проявляется во вре- мя наших контактов с другими. Этот механизм действует сле- дующим образом:
1. Иногда я чувствую, что меня критикуют.
2. Однако поскольку я не признаю, что могу быть критич- ным и осуждающим (я слишком хорош для этого!), я не могу согласиться и с тем, что могу критиковать сам себя.
3. Тем не менее, я определенно чувствую неудобство от того, что меня кто-то критикует, и поэтому должен рас- положить источник критики вне себя.
4. Я проецирую, или выбрасываю эту черту наружу, в мир, и начинаю обороняться от «вашего» критицизма.
Так мы искажаем мир. Мы оказываемся не способными увидеть свою собственную сущность и ошибаемся в определе- нии сущности других. Следующее упражнение может позво- лить вам исследовать этот способ избегания себя.
83
Мне нравится отдыхать на этом мягком ковре».
«Делая это упражнение вместе с группой людей и описы- вая один и тот же неодушевленный предмет, я всегда удив- ляюсь и восхищаюсь множеством и разнообразием по- лучаемых откликов».
Конечно же, неодушевленные предметы не имеют чувств!
Правда и то, что из великого множества качеств, присущих предмету, вы выбрали лишь несколько свойств. (Если вы в этом сомневаетесь, сравните свои слова с теми, что произнес ваш друг, независимо от вас проводивший эксперимент с тем же предметом.) Ваше описание стула оказывается во многом опи- санием самого себя. Этот механизм похож по своему действию на технику свободных ассоциаций в психоанализе. Обычно мы весьма неохотно признаемся в собственной жесткости и твердости: однако мы не столь тщательны в самооправдании, когда пытаемся быть стулом, и признания проскальзывают почти неосознанно. При обнаружении непризнаваемых черт- характера или чувств хорошим ключом может служить чув- ство смущения или самосознание (сознание себя!) в тот мо- мент, когда эта черта или эмоция вербализуются.
В обычной жизни проекция чаще всего проявляется во вре- мя наших контактов с другими. Этот механизм действует сле- дующим образом:
1. Иногда я чувствую, что меня критикуют.
2. Однако поскольку я не признаю, что могу быть критич- ным и осуждающим (я слишком хорош для этого!), я не могу согласиться и с тем, что могу критиковать сам себя.
3. Тем не менее, я определенно чувствую неудобство от того, что меня кто-то критикует, и поэтому должен рас- положить источник критики вне себя.
4. Я проецирую, или выбрасываю эту черту наружу, в мир, и начинаю обороняться от «вашего» критицизма.
Так мы искажаем мир. Мы оказываемся не способными увидеть свою собственную сущность и ошибаемся в определе- нии сущности других. Следующее упражнение может позво- лить вам исследовать этот способ избегания себя.
83
УПРАЖНЕНИЕ 3.
ПРОЕКЦИЯ НА ЛЮДЕЙ
Подумайте о ком-нибудь, чье поведение не нравится вам. Поставьте пустой стул напротив себя и представь- те, что этот человек сидит на нем. В течение некоторого времени старайтесь сформировать его образ. Посмот- рите, как он сидит, во что одет, каково выражение его лица и как он разговаривает с вами. Обратите особое внимание на то в его поведении, чего вы не любите.
Теперь представьте, что вы и есть этот человек, и нач- ните вести себя так, как вам не нравится. Приложите усилия, чтобы быть точно таким, каким вы представля- ете себе этого человека. Потом постепенно попробуйте приспособить его поведение к своему стилю.
Если вы работаете с партнером, пытайтесь обращаться с ним так же. Если вы одни, используя такое поведение, побеседуйте в своем воображении с кем-нибудь из ва- шей жизни.
«Это довольно больно и приводит меня в состояние шока, когда я осознаю, что именно я, а не мой адвокат, в кото- ром наблюдаю скрытность, подспудно скрываю раздра- жение под маской вежливости».
Даже понимая себя, мы можем неясно видеть окружаю- щий нас мир. Люди, все время видящие жестокость и пагуб- ность внешнего мира, могут подавлять эти черты в себе. От- крыв в себе те качества, которые мы принимаем с большим трудом, мы сможем увидеть эти качества в других, только если они действительно присутствуют.
Вы ненавидите себя, а думаете, что это я.
Проклятые проекции!
Фриц Перлз
«Хотя я могу спроецировать свою злость на кого-то дру- гого и получить искаженное представление о его злости, я могу ощутимо чувствовать, что он зол. Но если я не возьму на себя ответственность за свою злость, может возникнуть ненужная конфронтация, особенно если тот
84