ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 533

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В то же время наличие потребности хотя и является необходимым, но это еще недостаточное условие возникновения конфликта. Если удовлетворение потребности не затрагивает интересы других людей, то никакого конфликта не происходит.В.
Жуков и Б. Краснов считают, что интерес — это отношение
(осознанное и заинтересованное) субъекта к объекту, который является средством удовлетворения той или иной потребности индивида или социальной общности.
Однако конфликт не наступит, если потребность породила простой интерес. Например, субъект может объективно испытывать в чем-то потребность, но субъективно не осознавать ее как интерес. В этом случае неосознанный интерес не становится причиной конфликта. Другими словами, неосознанная потребность не
является причиной конфликта. Причиной конфликта является только
осознанная потребность, которая выступает как осознанный
интерес. «Социальный конфликт, — утверждает, например, Л.
Крисберг, — существует в том случае, когда две или большее количество сторон убеждены в том, что цели их деятельности несовместимы».
Таким образом, конечная причина всякого социального
конфликта — это противоречие осознанных интересов между его
субъектами: индивидами, социальными группами, общностями и
обществами.
Множество причин конфликта можно сгруппировать в две группы причин: объективные и субъективные:
Объективные причины – это те, которые находятся вне сознания и воли людей, социальных общностей, институтов, организаций. Всех их не перечислить. Подчеркнем лишь то, что все эти причины проистекают не из проявлений сознания или воли
субъектов, а содержатся в надсубъектных факторах, хотя их действия проходят через сознание, приобретая соответствующую субъективную форму (мотив, желание, стремление, ожидание и т.д.).
Объективные причины, как правило, приводят к созданию
предконфликтной ситуации. Иногда они могут быть реальными, а иногда мнимыми, и в этом случае будут только поводом, искусственно придуманным субъектом.
К числу наиболее часто встречающихся в конфликтологической практике объективных причин можно отнести
37
следующие: естественное столкновение материальных и духовных
интересов людей в процессе жизнедеятельности; слабая
разработанность правовых норм, регулирующих бесконфликтное
решение проблем (например, если начальник оскорбил подчиненного, то последний часто вынужден для защиты достоинства прибегать к конфликтному поведению); недостаток значимых для нормальной
жизнедеятельности людей материальных и духовных благ и др.
Субъективные причины представляют собой выражение
объективных причин и их интерпретаций субъектами. Наиболее часто отмечаются следующие субъективные причины: противоречия
между интересами людей и нормами поведения в обществе;
противоречие между одинаковыми интересами разных субъектов,
направленными на один и тот же предмет; противоположные
интересы разных субъектов; непонимание интересов, намерений,
действий субъектами, которые начинают видеть в них угрозу себе.
Разумеется, в одном конфликте объективные причины и субъективные четко не разграничены. Грань провести довольно сложно. Одна и та же объективная предпосылка для одних людей конфликтогенна, для других — нет, поэтому и сами объективные причины во многом субъективны. С другой стороны, и субъективные причины во многом объективны, потому что агрессивность человека во многом формируется агрессивностью среды, в которой он формировался как личность. Однако необходимо помнить, что
субъективные причины начинают действовать только тогда, когда конфликтная ситуация перерастает в конфликт.
Таким образом, социальные конфликты — результат не только объективных причин, но и психологии людей (следствие воли, сознания людей). Алгоритм формирования конфликта через проявление объективных и субъективных причин можно представить следующим образом:
возникновение объективной причины;
нарушение психологического равновесия у участников;
невозможность личности реализовать свои интересы; включение
психологических защитных механизмов; появление личных причин
участия в конфликте — конфликт.
Следует отметить, что многие отечественные и зарубежные авторы рассматривают процесс возникновения конфликта и через объективные и субъективные факторы, которые они называют
38


конфликтогенами.
Конфликтогены — слова, действия или бездействие, способствующие возникновению и развитию конфликта.
Рассматривая социально-психологический характер конфликта, кратко остановимся на группе субъективных причин, имеющих именно социально-психологический характер.
Одной из таких причин являются возможные значительные
потери информации и искажение информации в процессе
межличностной и межгрупповой коммуникации. Связано это с тем, что человек в процессе общения по природе своего сознания не может передать без искажения всю информацию.
Второй типичной социально-психологической причиной является несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей.
Согласно теории Э. Берна, каждый человек в процессе взаимодействия играет определенные роли. В своей жизни в зависимости от конкретной ситуации человек может играть несколько ролей. С одними он — друг, с другими — начальник, с третьими — подчиненный и т.д. К сожалению, эти роли мы не всегда играем достаточно успешно. В отношении возникновения конфликта наиболее существенны роли руководителя и подчиненного (ребенка и родителя, старшего, равного, младшего). Когда руководитель общается с подчиненным, то он ведет себя как старший по отношению к младшему. Если подчиненный так же оценивает распределение ролей, т.е. считает себя младшим, то такое взаимодействие с точки зрения сбалансированности ролей будет длиться бесконфликтно сколь угодно долго. Однако может сложиться ситуация, при которой участники взаимодействия определят себе равные роли. В этом случае происходит нарушение баланса и возможен ролевой конфликт.
Третьей типичной социально-психологической причиной является непонимание людьми того, что при обсуждении проблемы,
особенно сложной, несовпадение позиций часто может быть
вызвано не действительным расхождением во взглядах на одно и то
же, а подходом к проблеме с различных сторон.
Четвертой социально-психологической причиной во взаимодействии людей является выбор ими различных способов
оценки результатов деятельности и личности друг друга. В основе любой оценки лежит сравнение. Существует несколько возможных
39
способов оценки: сравнение с идеалом, с нормой, с достижениями
других людей, с исходным положением дел.
Пятой социально-психологической причиной в современном мире является так называемая «социальная напряженность». В отечественной литературе термин «социальная напряженность» стал использоваться в начале 90-х гг. XX в. Несмотря на простоту термина, речь идет о новом социальном явлении, отражающим состояние социальных отношений в период кризисного развития общества.
Социальная напряженностьсостояние потенциальных участников социальных конфликтов, выражающееся в эмоциях, настроениях, взглядах, суждениях и поведении, характеризующих состояние психики, сознания и поведения социальных субъектов. В качестве общих причин социальной напряженности выступает кризис в области экономики, власти и общества. При этом социальная напряженность имеет внешний и внутренний контуры. Внешний
контур социальной напряженности связан с влиянием внешних ус- ловий: состоянием мировой экономики, экологии, международной безопасности. Внутренний контур сопряжен с ситуацией, которая сложилась в сфере национальной экономики, власти и общества.
Механизм функционирования социальной напряженности имеет замкнутый характер: неудовлетворительное состояние экономики
вызывает недовольство населения из-за падения уровня жизни, что в
свою очередь приводит к забастовкам, конфликтам, а это — к еще
большему спаду производства.
В самом общем виде социальная напряженность возникает в силу социальной дезадаптации, которая подразделяется на:
физиологическую дезадаптацию определенных слоев населе- ния к трудностям, т.е. невозможность нормально приспособиться к повышению цен без снижения уровня жизни, что объясняет ухудшение социально-демографической ситуации, в частности, увеличение смертности, рецидивирование ряда тяжелых болезней и т.д.;
психофизиологическую дезадаптацию общества, выражающуюся в виде не осознаваемых массовых психических состояний (тревожности, компенсаторных реакциях: агрессии, апатии) при приспособлении населения к трудностям и социальным изменениям;
40


социально-психологическую дезадаптацию, отражающую осознанные конфликтные отношения некоторых слоев населения к трудностям и социальным изменениям, проявляющуюся в повышенной политизации, забастовках, недовольстве, пессимизме, миграции, эмиграции, разгуле преступности и т.п.
Практика показывает, что функционально социальная напряженность выполняет двоякую роль: деструктивную (в этом случае имеется в виду социальная напряженность, которая разрушительным образом влияет на государство, экономику, власть и личность) и конструктивную (в данной связи подразумевается необходимость мобилизации на преодоление трудностей, фрустрации).
Социальная напряженность — явление многоуровневое. В социологии выделяют три уровня ее развития:
I уровень — низкий, практически не влияющий на общественную стабильность;
II уровень
— средний, заметно влияющий на жизнедеятельность общности;
III уровень — высокий, дезорганизующий функционирование основных социальных институтов и общностей.
Критериями каждого уровня социальной напряженности выступают следующие характеристики: степень недовольства
населения, его направленность и форма проявления (в эмоциональных
оценках, экономических и политических требованиях); эффектив-
ность власти, ее авторитетность, лояльность силовых структур к
ней; влияние средств массовой информации, криминальных структур
на состояние социальной напряженности; степень консолидации
оппозиции (наличие общей программы действий, объединений пар-
тий и движений, выдвижение единого лидера).
Для количественного измерения степени социальной напряженности учеными разработан ряд индексов, характеризующих
в числовом выражении отдельные ее стороны, что позволяет свести их в интегральный показатель социальной напряженности, который меняется от 0% до 100%. В этом диапазоне выделяют три уровня в зависимости от величины данного интегрального показателя: 0 —
33% — относительно стабильная зона; 34% — 66% — зона
значительных осложнений; 67% — 100% — кризисная зона.
41

Следует подчеркнуть, что социальная напряженность имеет во многом очаговую природу. Например, возникнув на одном из предприятий, она может легко распространиться на всю отрасль
(забастовка на предприятии может привести к напряженности во всем городе, а с одной шахты перекинуться на все остальные). В связи с этим следует иметь в виду, что очаги социальной напряженности имеют динамичный характер. Они возникают и исчезают.
Продолжительность существования очагов социальной напряженности зависит от причин, их породивших, от стихийного или преднамеренного характера возникновения, от позиции и эффективности действия властей и других обстоятельств.
На основе анализа социальных конфликтов были выделены следующие очаги высокой социальной напряженности: предприятия,
на которых ожидается значительное сокращение рабочей силы
(данную группу предприятий в основном образуют конвертируемые
и убыточные предприятия); организации, где несвоевременно
производится выплата зарплаты; организации, на которых
происходит приватизация вразрез с мнением и интересами
коллектива; различного рода очереди (на остановках общественного
транспорта, неудовлетворенные «очередники» на получение жилья,
приобретение садовых участков и т.д.); социально-уязвимые
категории населения (инвалиды, пенсионеры, студенты, работники
госбюджетных организаций и учебных заведений); жители домов,
улиц, районов, где складывается аварийная обстановка;
криминогенные зоны (улицы, районы); экологически неблагополучные
зоны.
Шестой социально-психологической причиной конфликта являетсядепривация. Депривация – это расхождение между интересами – ожиданиями (состоянием сознания) субъекта и реальными возможностями их реализации (удовлетворения) на практике. Отдельные индивиды и социальные группы испытывают состояние депривации главным образом на основании сравнения, соотнесения своих социальных условий с социальными условиями других индивидов или групп в негативном для себя свете.
В конфликтологической литературе (Г. Пигинчук, А.
Вишневская и др.) отмечаются и другие социально-психологические причины конфликтов:
внутригрупповой фаворитизм, т.е. предпочтение членов своей группы представителям других групп;
42


конкурентный характер взаимодействия с другими людьми и
группами; ограниченные способности человека к децентрации, т.е. изменению собственной позиции в результате сопоставления ее с позициями других людей; желание получать больше, чем отдавать;
стремление к власти; психологическая несовместимость и т.д.
Как и любое социальное явление, конфликт может оказывать социально-психологическое влияние на его участников и социальное окружение. А. Анцупов и А. Шипилов отмечают, что это влияние может быть двух видов: конструктивное и деконструктивное.
На участников конфликта оказывается:
конструктивное воздействие: устраняется полностью или частично противоречие, возникающее в силу несовершенства организации деятельности, ошибок управления, высвечиваются
«узкие места» (65% противоречий устраняются);глубже оцениваются индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем
(в 10–15% случаев улучшаются
взаимоотношения);
улучшается качество индивидуальной деятельности (на 28% повышается качество индивидуальной
деятельности руководителя);
ослабляется психическая напряженность, являющаяся реакцией участников на конфликтную ситуацию; развиваются личность и межличностные отношения;
деконструктивное воздействие: формируется неверие в торжество справедливости; негативно отражается на эффективности индивидуальной деятельности оппонентов (после завершения
конфликта по вертикали качество деятельности руководителя
ухудшается на 17%); закрепляются в социальном опыте личности и группы насильственные способы решения проблем; является деструкцией системы межличностных отношений, которые сложились до его начала; появляется стресс; формируется негативный образ другого – «образ врага».
На социальное окружение конфликт оказывает:
конструктивное воздействие: высвечивает нерешенные проблемы в деятельности группы; межличностные конфликты в организациях влияют на эффективность совместной деятельности почти в 3 раза чаще положительно, чем отрицательно; зондирует общественное мнение, коллективные настроения, социальные установки; способствует созданию новых, более благоприятных
43

условий; создает интеллектуально-эмоциональную напряженность; оптимизирует межличностные отношения;
деконструктивное воздействие: отрицательно влияет на взаимоотношения в коллективе, на его социально-психологический климат (в результате деструктивного разрешения конфликта
взаимоотношения ухудшаются на 19–30%); ухудшает качество совместной деятельности коллектива, после завершения конфликта наблюдается ухудшение качества совместной деятельности в 15-16%
ситуаций в случаях когда: конфликт не разрешился и постепенно
затухает; своих целей добился оппонент, который был не прав;
«пиррова» победа правового оппонента; неизбежно сопровождается нарушением системы коммуникаций, взаимосвязей в коллективе, организации; ослабляет ценностно-ориентационное единство группы, что ведет к снижению групповой сплоченности.
Таким образом, источники зарождения социальных конфликтов следует всегда искать в главных противоречиях между противостоящими друг другу субъектами, которые возникают на базе несовпадения их коренных интересов. При этом основная причина конфликта – стремление его субъектов отстоять свои осознанные интересы любой ценой.
3. Динамические показатели конфликта
Динамические характеристики конфликта позволяют выявить стадии развертывания конфликта и процесс его движения от одной стадии к последующей. Общепринятым является выделение следующих стадий конфликта: конфликтная ситуация, конфликтное
взаимодействие, завершение конфликта. Рассмотрим эти стадии более подробно.
Конфликтная ситуация – совокупность причин и условий, предшествующих конфликту, стечение предпосылок и причин еще не начавшегося конфликта. Конфликтная ситуацияпредшествует непосредственному противостоянию и противоборству сторон. В ее рамках формируются детерминанты конфликта, провоцирующие социальную и психологическую напряженность, и складываются
условия, способствующие осознанию социальными субъектами расхождения их интересов и ценностей, а также факторы, определяющие выбор ими способа их обеспечения.
44

Конфликтная ситуация — система взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов объективного и субъективного уровня. Она включает: основные факторы макроситуации
(физической и социальной среды), влияющие на конфликт; объект и
предмет; субъектов и других участников конфликта, их
характеристики и особенности.
Возникновение конфликтной ситуации и ее перерастание в конфликт представляет достаточно сложный процесс, который предполагает
наличие
детерминант развития конфликта,
оформление субъектов конфликта и
осознание ими
неудовлетворенности сложившейся ситуацией, определяющей
появление и обострение социальной напряженности, формирование
соответствующих ее восприятию и оценке целей и путей их
достижения. В свою очередь, каждый из этих показателей детерминируется
природой конфликта, характеристиками
конфликтующих сторон, спецификой отношений между ними и
влиянием социальной среды.
Ф. Бородкин и Н. Коряк выделили 4 типа конфликтных ситуаций по характеру их возникновения:
объективная
целенаправленная; объективная нецеленаправленная; субъективная
целенаправленная; субъективная нецеленаправленная.
Подразделяя все ситуации, связанные с возникновением конфликтов, на
объективно конфликтные и
объективно
неконфликтные,
конфликтологи рассматривают следующие возможные варианты их восприятия социальными субъектами. При наличии объективно конфликтной ситуации:
все стороны (субъекты) осознают конфликтную
ситуацию;
одна сторона осознает объективно существующее
противоречие, а другая нет;
обе стороны не осознают существующего между ними
противоречия.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что конфликт в
собственном смысле слова возникает и развивается лишь в первом
случае, тогда как во втором и третьем реального конфликтного
противостояния не происходит.
ЗАПОМНИТЕ: Для того чтобы разрешить конфликт –
необходимо устранить конфликтную ситуацию. Во многих
45