Файл: Современные этнополитические конфликты содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
[49].

Концепция государственной национальной политики являлась важнейшим программно-политическим документом, предопределившим основные направления государственной национальной политики и государственного строительства страны на ближайшие годы. В Концепции были зафиксированы приоритеты России в области межнациональных отношений, урегулированы вопросы координации законотворческой деятельности на всех уровнях: от федерального - до местного.

При этом учитывалось, что без выделения в качестве субъектов национальной политики этнических групп, нуждающихся в специальных мерах государственной защиты (малочисленные народы, национальные меньшинства, репрессированные народы), невозможно решение проблем поддержания межнационального мира и согласия в России.

Следует признать, что Концепция в 90-е годы была ориентирована на решение лишь отдельных задач, вырванных из общеполитического контекста, имела фрагментарный характер, поэтому сегодня она требует подкрепления и уточнения в федеральном законодательстве. Главная проблема создания новой концепции по решению национальных и этнических проблем заключается в ее универсальности, способности разрешить те многочисленные проблемы, которые стоят перед Россией сегодня.

Правовую основу государственной национальной политики составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Главной целью национальной политики в Российской Федерации должно являться обеспечение оптимальных условий для развития всех этнических общностей, составляющих многонациональный народ России.

Среди приоритетных целей:

- сплочение представителей всех национальностей для решения задач, направленных на укрепление государственного единства и демократических основ России;

- формирование в обществе уважения к правам человека, непримиримости к проявлениям национализма, ксенофобии и этнорелигиозного экстремизма;

- объединение усилий государства и институтов гражданского общества по утверждению в общественном поведении установок толерантного сознания, ценностей гуманизма, отвечающих традициям солидарности и гражданского согласия;


- создание правовой, идейной и политической базы для деятельности разных ветвей власти, политических сил и общественных организаций.

Национальная политика, прежде всего, должна обеспечивать реализацию предусмотренных Конституцией прав и свобод граждан, связанных с их национальной принадлежностью. Реализация этих прав и свобод может осуществляться на основе многовариантных форм самоопределения народов в Российской Федерации с учетом разрозненного проживания многих народов на своей территории.

Органы государственной власти призваны оказывать содействие по созданию правовой базы становления и функционирования различных форм национально-культурных автономий на федеральном, региональном и местном уровнях, решению проблем различных национальных общностей.

Принципиальное значение для поддержания этнополитической стабильности в обществе имело принятие закона «О национально-культурной автономии» в 1996 году, что означало признание того, что национальная политика охватывает все народы, в том числе не имеющие своих административно-политических образований и возможность самоопределения народов без изменения сложившегося государственного устройства. Этот закон позволил самоорганизоваться этническим группам и сообществам вне зависимости от места их проживания. Удовлетворение культурных, социально-экономических, политических интересов в равной мере всех этнических групп и общностей, невозможно добиться без национально-культурной автономии, которая является дополняющим фактором федеративного устройства страны, формой самоопределения, которая представляет собой общественное объединение граждан России, относящих себя к определенным этническим общностям на основе их добровольной самоорганизации в целях сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. Мы солидарны с мнением директора института этнологии и антропологии РАН В.А. Тишкова, выраженным следующим образом: «Не вместо, а вместе с национально-государственными образованиями национально-культурная автономия является важнейшей формой самоопределения народов Российской Федерации»[50].

В последние годы для поддержания этнополитической стабильности и сохранения межнационального мира предпринято немало шагов, таких как наведение конституционного порядка, обеспечение равноправия народов, противодействия экстремизму и ксенофобии, решение этнокультурных проблем при взаимодействии органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений и других субъектов этнокультурной деятельности.



Помимо этого необходимо учитывать этническое и религиозное многообразие страны, при формировании общероссийской идентичности у всех граждан России вне зависимости от их национальной и конфессиональной принадлежности. Согласимся с мнением К.В. Калининой, которая полагает, что «…именно констатация непреложного исторического факта, что все народы России в равной степени являются государствообразующими, может и должна стать консолидирующей идеей, которая будет способствовать упрочению федеративного государства, снижению этнической напряженности, преодолению различного рода деструктивных «национальных идей», возникших в результате центробежных процессов»[51].

 Таким образом, отметим, что внимание к вопросам, определяющим содержание государственной национальной политики, со стороны государственных и общественных организаций остается все еще недостаточно полным. Отдельные социальные противоречия в обществе по-прежнему приобретают этноконфессиональную окраску, что создает угрозу для внутренней стабильности государства. Законодательные акты в сфере национальной политики, принятые более 10 лет назад, уже не в полной мере учитывают особенности современного периода, что не способствует эффективному регулированию национальных отношений в Российской Федерации, поддержанию этнополитической стабильности и сохранению межнационального мира и согласия.

Делая выводы, согласимся с мнением Н.П. Медведева, который справедливо отмечает, что: «…для создания эффективной системы мер, направленной на развитие национальной государственной политики  очень важно не повторять прежних ошибок, совершенных союзным руководством, а также четко осознавать, что национальная проблема не может быть решена волевыми актами, когда подрывается идея национального самосознания, когда столь быстрыми темпами начинает развиваться деструктивная ситуация»[52].

 





Влияние конфликтогенных факторов этнополитических отношений на развитие федеративных отношений в современной России

Проведенная в 2002 году перепись населения подтвердила, что Российская Федерация – одно из крупнейших в мире полиэтничных государств, где проживают представители около ста шестидесяти этнических общностей (и двадцати пяти субэтнических групп) разной численности, происхождения и обладающих особенностями материальной и духовной культуры
[53]. Среди них есть народы численностью более миллиона – татары, чуваши, башкиры, мордва, большие диаспорные группы украинцев, белорусов и народы, насчитывающие всего несколько сот человек (орочи, энцы и др.).

Для сохранения России как целостного полиэтничного государства, необходима выработка политики, которая позволила бы согласовать интересы, личности и государства, этнических групп большинства и национальных меньшинств. Для выработки такой политики необходимо четко представлять причины вызывающие обострения этнических чувств, и соответственно появление обстоятельств, вызывающих этнополитические конфликты.

К числу основных конфликтогенных факторов можно отнести стремление ряда народов, в свое время добровольно вошедших в состав Российской империи или насильственно к ней присоединенных, добиться политической самостоятельности, ограниченного или полного суверенитета.

Причиной тому является: исторически сложившееся и возросшее в постсоветской России правовое неравенство между двумя основными группами субъектов Федерации - национальными республиками и областями; неспособность федерального центра оказывать действенную помощь регионам в условиях тяжелого социально-экономического кризиса; проведение некоторыми государствами геополитики, направленной на отрыв от России территорий с преимущественно мусульманским населением.

Вследствие этого Россия, как многонациональное государство, вынуждена решать две основные проблемы – во-первых, борьба с этническим сепаратизмом и, во-вторых, урегулирование межэтнической напряженности в республиках Северного Кавказа и в ряде других регионов, перерастающей порой в межреспубликанские противоречия[54].

Следующим конфликтогенным фактором, дестабилизирующим этнополитическую обстановку, является нерешенная проблема коренных малочисленных народов, заключающаяся и в их этническом самосохранении. К малочисленным народам (таковых примерно 60) относятся народы, насчитывающие не более 50 тыс. человек. В отношении малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока на первый план выступает задача, обеспечения гарантий их выживания. Она должна основываться на разработке специальных программ, приспособления законодательства о бюджете, приватизации, предпринимательстве, о закреплении за семейно-родовыми объединениями промысловых угодий и пастбищ и т. п. Это очень сложный круг вопросов, поскольку нужно принимать взвешенные решения, позволяющие разрешить противоречия между сохранением привычного родового быта и созданием инфраструктуры цивилизации.


Некоторых исследователи считают, что этноконфликтные ситуации создаются из-за нерегулируемых этнических иммиграций. Как справедливо отмечает Л.Л. Хоперская, «Проблема миграции и изменения этнических пропорций населения страны, является долгосрочным дестабилизирующим фактором»[55].

По мнению В.А. Тишкова в России резкий рост миграционных потоков произошел в результате вооруженных конфликтов и изменившейся политической и социально-психологической ситуации. В результате чеченской войны около половины населения Чечни выехало в другие регионы России. Также в России произошел огромный прирост мигрантов из стран бывшего СССР, при резком сокращении обратного потока[56].

Следует признать, что неконтролируемые миграционные процессы уже внесли существенные коррективы в структуру этнического разделения труда, отразились на криминогенной обстановке, в ряде случаев приводят к столкновениям на межэтнической и межконфессиональной основе.

Появление беженцев-неславян из зон этнополитических конфликтов в сочетании с отсутствием полной и адекватной информации нередко ассоциируется наиболее радикально-настроенной частью общества с повышением уровня криминогенности, что вызывают соответствующую негативную реакцию.

Еще одним из опасных конфликтогенных факторов является «этнократизация власти» в национальных республиках. Этнократические элиты продолжают держать курс на возвышение титульных этносов до статуса однозначно доминирующих. Так, например, идет замена кадров на национальные (Тува, Саха-Якутия, Башкортостан и др.), увеличивается миграция славян из ряда республик (Северная Осетия-Алания, Тува, Саха-Якутия и др.), дает о себе знать бытовой национализм, противостояние языков общения, особенно в сфере образования.

В унизительном положении оказались русские на территориях бывшего Советского Союза. Уже широко известно, что дискриминации подвергаются русские и русскоязычные группы в странах Балтии. Так в Латвии помощник премьера по национальной безопасности официально заявляет, что «русская община не вписывается в концепцию национального Латвийского государства»[57]. Даже в Казахстане, где русское и русскоязычное население составляет большинство (более 50%) и где официальная пропаганда и политическое руководство страны заверяют о полном уважении прав всех народов, особенно русских, русское и русскоязычное население чувствует себя неуютно.