Файл: Учебнометодическое пособие для студентов стоматологического факультета психология и педагогика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 570

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Старший дошкольник постепенно усваивает моральные оценки, носителем которых являются ближайшие взрослые (родители). Именно родители или заменяющие их члены семьи являются для ребенка этого возраста непререкаемым авторитетом. Поэтому очень важно, чтобы они присутствовали при медицинском осмотре и были максимально включены в лечение: понимали, что происходит. Однако нельзя забывать, что испуганные болезнью ребенка и волнующиеся за его судьбу родители крайне болезненно реагируют на небрежный тон врача, для которого случай с их ребенком — один из многих.
Внимательный терпеливый и подробный разговор с родителями не только успокоит их, но и настроит на конструктивное взаимодействие.
Если вы проводите профилактические мероприятия в детском саду, обязательно расскажите об этом родителям на родительском собрании и постарайтесь заручиться их поддержкой. В таком случае ваша работа будет более эффективной.
Внимание и память в дошкольном возрасте носят в основном непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, что эмоционально окрашено. Постарайтесь иметь в кабинете яркие плакаты, но не отвле- кающие, а помогающие ребенку запомнить ваши рекомендации. Кроме этого для опроса детей в медицине сейчас используют рисунки стилизованных (очеловеченных) частей тела или органов (сердца, зуба и т.п.), иллюстрирующие через разные эмоциональные состояния степень болезненности ощущений.
Накопление к старшему дошкольному возрасту опыта практических действий, достаточный уровень развития восприятия, памяти, воображения и мышления повышают у ребенка чувство уверенности в своих силах. Это выражается в постановке все более разнообразных и сложных целей, достижению которых способствует волевая регуляция поведения. Ребенок к 6 —7 годам уже в состоянии стремиться к далекой (в том числе и воображаемой) цели. Поэтому он уже может быть вашим союзником в борьбе со своей болезнью.
Младший школьный возраст. Начало учебы является поворотным моментом в поведении ребенка, ибо он оказывается в совершенно новой для него среде, существующей по еще неизвестным ему правилам. Он становится менее зависимым от родителей, лучше знает окружающий мир, учится понимать его. Крепнут его связи со сверстниками; у него появляется чувство социальной ответственности и долга.
Авторитетным становится мнение учителя. На самосознание ребенка существенно влияют успехи и неудачи.
Дети этого возраста начинают проявлять готовность к сотрудничеству с врачом: вступают в разговор, понимают необходимость лечебных мероприятий и выполняют его требования. Однако осмотр врача и подготовка к сложным и, особенно, незнакомым или болезненным процедурам должны осуществляться на понятном, доступном его возрасту уровне, иначе маленький пациент может оказаться перед серьезной, порой неразрешимой проблемой.
В сложных, стрессовых для ребенка ситуациях чувство неуверенности в себе, страха могут спровоцировать возвращение к поведению более раннего возраста, невроз, психосоматические заболевания. В таком состоянии ребенку трудно вступить в действен- ный контакт с врачом, понять, ради чего необходимо лечение. В случае если он уже имел негативный опыт болезненных процедур или испытывает немотивированный страх перед доктором или определенными медицинскими инструментами, приборами, необходим специальный подход, подготовка, в том числе и с помощью успокаивающих средств
(фармакологических или психотерапевтических), подобранных специалистом.
Врачи и медицинские работники, осуществляющие лечение детей или просто выполняющие с ними необходимые процедуры, разрабатывают специальные методики, позволяющие точнее понимать жалобы маленьких пациентов. Одной из методик оценки испытываемой пациентом боли являются визуально-аналоговые шкалы, пользовать которые можно с 6 —7 лет. Шкала очень проста в применении, но надо объяснить

ребенку, как ею правильно пользоваться. Одна медсестра рассказывала такую историю: она попросила ребенка показать ей, на каком уровне шкалы у него начинается боль (на шкале указан интервал от полного отсутствия боли до ее максимума). А ребенок ответил, что болит не линейка, а его живот.
Мероприятия, связанные с обучением гигиеническим и поведенческим навыкам, с проведением медико-профилактических образовательных программ (по уходу за полостью рта, пользованию ингалятором, по лечебной физкультуре и т.д.) для детей младшего школьного возраста лучше проводить в группах под руководством опытного педагога. Дети легко включаются во взаимодействия, объясняют врачу и друг другу, как правильно выполнять необходимые действия или упражнения, с удовольствием по- казывают их.
Подростковый, или средний школьный, возраст. По последней классификации ВОЗ подростковый возраст длится с 10 до 20 лет. Но в отечественной медицине по-прежнему критическим считается 15-й год жизни, так как в этом возрасте происходит смена медицинского ведомства: медицинская карта передается во «взрослую» поликлинику.
В этом переходном возрасте подросток уже не ребенок, но еще и не взрослый. Такое промежуточное положение в обществе порождает у него чувство неуверенности, нестабильности. Бурный рост и перестройка организма, неопределенное положение в сис- теме «ребенок—взрослый», неадекватность ведущей деятельности (учебной) остро ощущаемым психологическим потребностям — все это приводит к подростковому кризису, который порождает личную неудовлетворенность и психическую напряженность. Половое созревание усиливает трудности личностной идентификации.
Эти особенности среднего школьного возраста необходимо учитывать при проведении осмотра или других медицинских процедур. Придя на прием, подросток может вести себя довольно дерзко, угловатые движения могут показаться развязными. На самом деле они лишь отражают неустоявшееся взаимодействие гормональной, нервной и скелетно- мышечной систем. Возрастной «протест» может выражаться нарочито небрежной, вызывающей одеждой, украшениями, макияжем. Для мальчиков характерны неуправляемая мимика, ответы на вопросы резкими, деформированными фразами с использованием сленга. Пристальный взгляд собеседника подросток может воспринять как неодобрение и насмешку и «ощетинится иголками дерзости» или устранится от контакта.
Необходимо иметь в виду, что самооценка, мировоззрение и поведение подростка во многом зависят от внешних влияний, каким бы оригинальным и самостоятельным он ни старался выглядеть. Подростки в большинстве своем — люди группы. Поэтому, общаясь с ними, надо учитывать внешнюю социальную за-данность их отношения к здоровью вообще и к заболеванию в частности (мнения, господствующие в референтной группе, мо- лодежные нормы, ценности, предрассудки сегодняшнего дня). Например, члены спортивной команды или танцевального коллектива, готовящегося к гастролям, могут преуменьшать симптомы, а любитель компьютерных игр — симулировать. При этом защитные механизмы психики позволяют подростку вытеснять из сознания, забывать неприятные факты, помогают оправдать, и довольно аргументированно, собственные неблаговидные поступки.
Врачу также следует понимать, что в этом возрасте происходит перестройка взаимоотношений со взрослыми: формирующаяся личность начинает бунтовать против опеки, нравоучений, запретов. Подростковый кризис у всех протекает различно как по времени, так и по проявлениям. Поэтому, строя свои взаимоотношения с пациентами 10—
14 лет и их родителями, необходимо быть внимательным к самооценке подростка и к его семейной ситуации. В общении с таким пациентом изберите спокойный, как бы несколько отстраненный тон, будьте доброжелательны, внимательны, но обязательно сохраняйте дистанцию. Не вступайте в длительные дискуссии, тем более в споры, и избегайте жаргона — в этом отношении ваш пациент может оказаться неуправляемым. Принимайте

и манеру поведения подростка, и его внешний вид как должное, как бы соответствующее его возрастному статусу (даже если сами в его возрасте таким не были!), общайтесь с ним, как со взрослым, лаконичными емкими фразами. Не слишком демонстративно, но так, чтобы он почувствовал, отделяйте его от родителей: если для маленького ребенка доктор являлся продолжением родителей, то для подростка он — представитель взрослого социума, именно той сферы, куда тот стремится и которая ему пока недоступна.
Ранняя юность. Это — период, завершающий детство. Его сложность в том, что уже существует направленность на будущее, но также существует боязнь ответственности за это будущее. В этом возрасте закладываются основы собственного мировоззрения, происходит формирование ценностных ориентации, нравственного сознания. Центральное место занимает вопрос о смысле жизни и построение будущих планов. Юноши и девушки отчетливо обнаруживают стремление критически осмыслить все окружающее, утвердить свою самостоятельность и оригинальность, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики и т. п. И во всем этом большинство из них проявляет максимализм и своеобразный эгоцентризм суждений. Как правило, юношеству свойственна неадекватная самооценка: либо завышенная, порождающая беспочвенную самоуверенность, сверхкритичное отношение к взрослым, нереалистические притязания, переоценку своих возможностей; либо заниженная, ведущая к трудностям в общении, напряженности, тревожности, замкнутости, болезненной реакции на любую критику.
Необходимость поиска своего места во взрослой жизни приводит к очередному возрастному кризису — кризису идентичности, обусловленному противоречием между желаемыми личностными и профессиональными планами и реальными достижениями.
Это обусловливает психическую напряженность, эмоциональную неуравновешенность, неврозы и неврозоподобные состояния, причем у юношей от 14 до 18 лет такие проявления обнаруживаются в 6 раз чаще, чем у девушек.
Некритичное отношение к себе, к собственным поступкам способствует ранней алкоголизации и формированию наркозависимости, а сверхкритичное отношение к взрослым мешает подростку своевременно обратиться за помощью как к родителям, так и к врачам.
Взрослость. Возрастные границы различных стадий взрослости весьма условны. Они определяются социально-экономическими фактора, национальными традициями, особенностями психофизиологического развития и т. п. Поэтому подход к взрослым паци- ентам эффективнее строить, учитывая не календарный возраст, а образование, пол, социальную ситуацию, личностные особенности.
В жизни человека этого возрастного этапа также условно выделяются три периода: юность (18 — 23 года), молодость (24—27 лет), зрелость (28 — 60 лет), и три возможных нормативных кризиса профессионального становления личности: в 30 — 33 года, в 37 —
42 года, в 50 — 55 лет.
Юность — возраст поиска места в жизни: работы, учебы, социального статуса, период освоения новых социально-профессиональных ролей — студента, молодого специалиста, военнослужащего, жены, мужа. В то же время для некоторых он оказывается этапом крушения жизненных планов: не поступил в вуз, не нашел работы по избранной специальности, не нашел партнера или брак быстро распался. В психологическом плане
— это один из самых трудных возрастный этапов после подросткового. Но трудности подростка преодолеваются совместно со взрослыми, а в юности проблемы приходится решать самостоятельно.
Молодость — начало самостоятельной трудовой деятельности и вступления в брак.
Ориентированность человека на профессиональное образование, карьеру и поиск партнера может быть использована врачом, если пациент недостаточно серьезно относится к своему здоровью. Наиболее действенны призывы, например, к здоровому образу жизни для тех, кто планирует рождение ребенка. Сейчас все больше центров, где работают с «беременной парой», готовя их к сознательному родительству (см. прил. 3).


Традиционно применяемый врачами метод запугивания, по наблюдениям психологов, на стадии взрослости срабатывает слабо и чаще вызывает негативное отношение и недоверие к врачам вообще. Забота о здоровье обычно бывает обусловлена наличием серьезного хронического заболевания или страхом потерять работу. Особенно эти опасения усиливаются после кризиса 40-летних. Своеобразие социальной ситуации развития в 42 — 60-летнем возрасте предопределено следующими моментами:
- осознанием постепенного физического старения, ослаблением психофизиологических и психических функций (внимания, памяти, мышления), снижением сексуальных потенций;
- изменением жизненного окружения за счет появления новых родственников и постепенного ухода из жизни родителей, друзей, коллег;
- сужением перспектив профессионального роста.
Такие изменения вносят в жизнь женщин и мужчин этого возраста чувство неуверенности в себе, которое может стать разрушительным. Появляется страх перед необходимостью «идти в ногу с этим сумасшедшим новым поколением». Возникает насущная потребность подстраиваться под меняющийся ритм жизни, который уже зависит от возможностей организма: иногда это снижение, иногда увеличение физической нагрузки, но почти всегда возросшая значимость упорядоченного образа жизни. Таким па- циентам необходимо помочь овладеть эффективными способами рациональной организации жизнедеятельности, помочь преодолеть неизбежно наступающий жизненный кризис — кризис утраты профессиональной деятельности.
Старость. Старость — период геронтогенеза. Он начинается примерно с 60 лет и имеет три градации: люди пожилого возраста — до 75 лет, старческого — до 90 лет и долгожители — после 90 лет.
Деструктивные изменения в период геронтогенеза (старости) зависят от степени зрелости конкретного человека как личности и субъекта деятельности. И.П.Павлов создал знаменитые «Лекции о работе больших полушарий головного мозга» в 77 лет,
Л.Н.Толстой написал повесть «Хаджи-Мурат» в 76 лет, Г.С.Уланова в 80 лет была педагогом-репетитором Большого театра и показывала балеринам выполнение элементов танца, актер Малого театра Н. А. Анненков в возрасте 100 лет играл на сцене.
Однако несмотря на эти примеры, врачам следует помнить, что жить в старости трудно: нарушается привычный режим дня и ритм жизни, сужается социальное пространство, появляется зависимость от окружающих, растет непонимание изменяющейся жизни. Снижение физической активности приводит к утрате способности действовать. В старости сенсомоторные действия становятся способом поддержания, сохранения психических функций, и пожилые люди, занятые активным физическим трудом: садоводством, пробежками, хозяйственно-бытовой деятельностью, — имеют больше шансов сохранить свое психическое здоровье. Существуют специально разработанные программы упражнений, позволяющих справиться с негативными последствиями сенсорно-моторной амнезии, т.е. потери памяти на ощущения и движения.
У людей, не умеющих наполнить свою жизнь или не имеющих для этого сил по состоянию здоровья, под действием усталости и болезней непроизвольно возникают деструктивные переживания. Погружаясь в эти тягостные чувства, человек начинает испытывать различные отрицательные эмоции с некоторой долей иррационального удовлетворения. В результате отрицательный жизненный опыт закрепляется, негативные личностные черты усиливаются, а это приводит к внутреннему одиночеству; круг замыкается. Такие пациенты ранимы, обидчивы и требуют внимательного и осторожного обращения.
Помочь преодолению инволюционных процессов может саногенное мышление, ориентирующее сознание на преодоление травмирующих психику переживаний.
Саногенное мышление предполагает интроспекцию, или размышление, направленное внутрь себя, в глубины собственной души, на прожитую жизнь и способствует обретению

внутреннего покоя. В процессе осмысленной аналитической работы над своими обидами, допущенными ошибками, неудачами человек преодолевает и устраняет их травмирующее воздействие на психику.
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   28