Файл: Теоретические основы аудита и контроллинга персонала.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кадровый контроллинг – это современная концепция управления персоналом, ориентированная на анализ количественных показателей в интеграции с ориентированным на качественный анализ контроллингом экономического и социального компонентов эффективности.

Контроллинг персонала — система внутрифирменного планирования и контроля в сфере персонала, которая помогает преобразовывать стратегические установки в плановые величины и конкретные мероприятия, а также формировать основные положения по управлению персоналом.

В качестве целей кадрового контроллинга выступают:

  • поддержка кадрового планирования;

  • обеспечение гарантии надежности и повышения качества информации о персонале;

  • обеспечение координации в рамках функциональных под­систем системы управления персоналом;

  • повышение гибкости в управлении персоналом посредством своевременного выявления недостатков и рисков в кадро­вой работе и т.д.

Задачи кадрового контроллинга — создание кадровой ин­формационной системы, анализ имеющейся информации с точки зрения ее значимости для кадровой службы.

Эти задачи могут детализироваться в проверке эффектив­ности отдельных кадровых подсистем (функций), среди кото­рых можно выделить:

  1. Создание системы кадрового планирования и контроля, включающей: выбор метода и процедур, определение по­рядка проведения планирования, определение основных требований по составлению плана и контроль за ним, опре­деление внешних и внутренних предпосылок плана.

  2. Создание кадровой информационной системы: определение потребности в информации, участие в создании системы информации о рабочих местах, участие в создании системы оценки кадров, иерархический анализ потребности в ин­формации, определение получателей информации, оформ­ление содержания кадровой отчетности.

  3. Координация кадрового планирования: проведение обсуж­дений плана с руководителями экономических служб, про­верка выполнения заданий плана, согласование кадрового планирования с другими планами организации.

  4. Проведение исследований эффективности планов: контроль отклонений фактических показателей деятельности от пла­новых, подготовка рекомендаций для принятия управлен­ческих решений.

  5. Выполнение функций кадрового аудита: проверка применя­емых в кадровом деле методов, моделей и процессов, про­верка способности ответственных сотрудников правильно использовать инструментарий кадрового управления, про­ведение внутренних и внешних сравнительных оценок эф­фективности работы с кадрами.


Функции:

1. Информационно-обеспечивающая – построение информационной системы, охватывающей все необходимые сведения: производительность, затраты на персонал и т. д. Эта функция реализуется, как правило, посредством создания на предприятии базы данных персонала, с возможностью формирования отчетов.

2. Плановая – получение прогнозной, целевой и нормативной информации, например, определение потребности в сотрудниках (количество, уровень квалификации) для выпуска новой продукции.

3. Управляющая – разработка предложений по устранению негативных тенденций. Например, если возникает отклонение между плановыми и фактическими затратами на обучение на одного работника в год, то служба КП дает рекомендации отделу кадров и финансовому департаменту о корректировке соответствующих планов и бюджетов.

4. Контрольно-аналитическая – измерение степени достижения цели, анализ запланированных и фактических показателей по персоналу. Если отклонения не выходят за рамки интервала, рассчитанного подразделением контроллинга, то управляющие воздействия не нужны. Например, если текучесть кадров остается в пределах допустимых значений (4–5 %), но при этом отмечается тенденция к ее росту, то об этом необходимо сигнализировать управлению кадров.

Идея контроллинга персонала — введение обоснованных плановых значений показателей по всем элементам системы управления персоналом, контроль отклонений которых выяв­ляет узкие места.

Система контроллинга персонала должна охватывать:

  • мероприятия, направленные на выявление и учет результа­тов деятельности персонала организации;

  • мероприятия, направленные на оценку и сравнение резуль­татов деятельности персонала организации;

  • анализ и выводы о деятельности персонала организации;

  • мероприятия, направленные на оптимизацию подсистемы контроллинга и повышение ее эффективности.

При поддержке плановых заданий по управлению персона­лом должны быть определены:

  • требуемые результаты, критерии их качества, время пред­ставления;

  • лица, ответственные за результаты управления персоналом в целом и по его направлениям;

  • полномочия и ресурсы;

  • взаимодействие выполнения работ по управлению персона­лом.


Контроль плановых значений по всем элементам системы управления персоналом, наличие хорошо поставленного учета показателей позволяют оперативно реагировать на изменяю­щиеся ситуации. Анализ показателей контроллинга персонала и наличие обоснованных нормативов предоставляют возмож­ность отслеживать ситуацию как в краткосрочном, так и в дол­госрочном периоде.
ВЫВОДЫ

  1. Организация — это, с одной стороны, совокупность предметов и средств труда, а с другой — совокупность людей, объединенных для производства товаров или услуг. Эффективность общей деятельно­сти в равной степени зависит от труда каждого из участников.

  2. Общая цель организации образует фундамент для разработки стра­тегии развития и установления важнейших функциональных под­систем. Ни одна организация не сможет сформироваться и тем более существовать без определения своей цели — того, ради чего данная организация формируется и будет действовать в дальней­шем.

  3. Управление персоналом как элемент управленческих технологий обеспечивает эффективность усилий всех работников организа­ции, всей системы ее функционирования, направленных на дости­жение конечного результата.

  4. Суть аудита сводится к диагностике причин возникающих в орга­низации проблем, оценке их важности и возможностям разреше­ния, разработке конкретных рекомендаций для организации.

  5. Управленческий аудит — это изучение деловых операций с целью выработки рекомендации по экономичному и эффективному ис­пользованию ресурсов, достижению конечного результата и выра­ботке политики организации. Аудит персонала является частью управленческого аудита и применяется для повышения эффектив­ности системы принятия управленческих решений и контроля эф­фективности системы управления персоналом.

  6. Контроллинг по всем элементам системы управления персоналом нацелен на учет и контроль за затратами на персонал и их оптими­зацию. Он позволяет оперативно реагировать на изменения ситу­ации, вносить поправки и отслеживать ситуацию в краткосрочном и долгосрочном периодах.


ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

  1. Что такое организация и каковы ее основные элементы?

  2. Каковы основные цели организации и из каких блоков она состо­ит?

  3. Что такое миссия организации?

  4. Каковы основные типы организационных структур управления организацией?

  5. Из каких этапов состоит выбор стратегии и какие приемы приме­няются при ее разработке?

  6. Какие показатели характеризуют качество и оценку персонала?

  7. Что такое аудит, управленческий аудит, аудит персонала?

  8. Каковы основные направления аудиторской деятельности и с ка­кой целью проводится аудит?

  9. В чем особенности управленческого аудита и каковы его основные этапы проведения?

  10. В чем особенности диагностики кадровой работы?

  11. Что является объектом и предметом аудита персонала?

  12. Каковы основные задачи аудита персонала?

  13. Каковы направления и уровни проведения аудита персонала?

  14. На какие виды подразделяется контроль в зависимости от времени проведения и источников информации?

  15. Чем можно объяснить появление контроллинга на современных предприятиях?

  16. Каковы основные цели и задачи контроллинга?

  17. Какое место занимает контроллинг в системе управления органи­зацией?

  18. Каковы основные виды контроллинга?

  19. В чем заключается цель контроллинга в системе управления пер­соналом?