Файл: Теоретические основы аудита и контроллинга персонала.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ТЕМА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА И КОНТРОЛЛИНГА ПЕРСОНАЛА


  1. Организация как объект аудита и контроллинга персонала


Современная организация (предприятие, компа­ния, фирма) представляет собой сложную социотехническую систему с взаимодействием технической, экономической, ин­формационной и социальной подсистем, которые должны быть внутренне упорядочены и иметь общее управление. Это обеспе­чит согласованность взаимодействия относительно автономных частей системы на основе образования и совершенствования взаимосвязей между ними. С другой стороны, организация — это разновидность социальных систем, объединение людей, совместно реализующих некоторую программу (цель) и действу­ющих на основе определенных принципов и правил.

Техническая подсистема — это комплекс рабочих мест, требу­ющих от работников организации определенных умений, навы­ков и знаний. Особенности технической подсистемы конкретной организации зависят от характера технологического процесса, используемого оборудования, сырья, оснащения и обслужива­ния рабочих мест, а также проектирования трудовых процессов с учетом достижений научно-технического прогресса.

Экономическая подсистема — это совокупность финансовых и инвестиционных потоков, расчет затрат и результатов при производстве товаров, образование и распределение прибыли, вознаграждение работников по результатам их труда.

Социальная подсистема — это объединение работников, сов­местно производящих товары или услуги и действующих в со­ответствии с установленными нормами и процедурами. В про­цессе этого взаимодействия возникают проблемы социально­психологических отношений, норм и стандартов поведения, ролей и статусов членов групп.

Социальные отношения всегда существуют и реализуются в рамках социальных структур, основными элементами которых выступают различные социальные группы: профессиональные, квалификационные, образовательные, демографические и др.

Следовательно, организация — это, с одной стороны, сово­купность предметов и средств труда, а с другой стороны — со­вокупность людей, объединенных для производства товаров или услуг с помощью этих предметов и средств труда.


Современная организация самостоятельно формирует цели и задачи, разрабатывает стратегию и политику своего развития, изыскивает необходимые для их реализации средства, набирает работников, приобретает оборудование и материалы, решает множество структурных вопросов по созданию, слиянию или разделению подразделений и филиалов, перестройке организа­ционной структуры управления и др.

Любая организация в зависимости от ее размеров и характе­ра деятельности состоит из отдельных элементов.

Ни одна организация не сможет сформироваться и тем бо­лее далее существовать, если не будет определена ее цель — то, ради чего данная организация создается и будет действовать в дальнейшем.

Общая цель организации — это фундамент для разработки стратегии развития и установления ключевых целей по важней­шим функциональным подсистемам организации: планирова­ния (координации отдельных результатов и способов их полу­чения); организации и регулирования (координации фактичес­ких действий по достижению результатов); учета и контроля (обратной связи от объекта к субъекту); стимулирования (рас­пределения финансовых ресурсов между звеньями и объекта­ми). Все эти общие функции управления в неразрывном един­стве характеризуют деятельность руководителей и подразделе­ний всех уровней.

Рассмотрим содержание каждой функции управления.

Планирование — это стадия процесса управления, на кото­рой определяются цели деятельности, необходимые для этого средства, разрабатываются методы, наиболее эффективные в конкретных условиях. Планирование становится основой де­ятельности организаций всех форм собственности и размеров, поскольку без него невозможно обеспечить согласованность в работе подразделений, контролировать результаты, определять потребность в ресурсах, стимулировать работников. Процесс планирования позволяет более четко формулировать целевые установки организации и использовать систему показателей де­ятельности, необходимую для последующего контроля резуль­татов. Следует учитывать, что планирование обеспечивает более четкую координацию усилий структурных подразделений и ук­репляет взаимодействие руководителей разных служб организа­ции.

При этом составной частью планирования становится со­ставление прогнозов, показывающих возможные направления будущего развития организации. Прогнозы на будущее и стра­тегические планы являются основой текущих планов, с помо­щью которых организуется работа предприятия.



Функция организации и регулирования управления направле­на на формирование структуры организации, обеспечение ее всем необходимым для нормальной работы. Стадия организа­ции — это создание реальных условий для достижения заплани­рованных целей. Часто это требует перестройки структуры про­изводства и управления в целях повышения их гибкости и при­способляемости к требованиям рыночной экономики.

Важнейшая задача данной функции — создание условий для формирования такой внутренней культуры организации, кото­рая высокочувствительна к изменениям, единым для всей орга­низации ценностям. Для выполнения этой задачи необходимы работа с персоналом, развитие у руководителей стратегического и экономического мышления, поддержка работников, склон­ных к творчеству, нововведениям, не боящихся рисковать и принимать на себя ответственность за решение проблем орга­низации.

Учет и контроль — это количественная и качественная оцен­ка и учет результатов работы организации. Главными инстру­ментами данной функции являются наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ. В общем процессе управле­ния контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным корректируются ранее принятые решения и планы. Эффективный контроль имеет стратегическую направленность, ориентируется на результаты, должен быть своевременным и достаточно простым.

В последние годы выделяется функциональная сфера управ­ления, получившая название «контроллинг» (от англ. tocontrol— контролировать, управлять). Данная сфера управления концен­трирует в себе органы, выполняющие функцию координации развития организации, а также общие функции управления. Главная задача координации — достижение согласованности, бесперебойности и непрерывности в работе всех звеньев орга­низации путем установления рациональных связей между ними. Характер этих связей может быть различным, так как зависит от координируемых процессов. Наиболее часто используются от­четы, собрания, компьютерная связь, средства радио- и телеве­щания, документы. С помощью этих и других форм связи уста­навливается взаимодействие между подсистемами организации, осуществляется маневрирование ресурсами, обеспечивается единство и согласование всех стадий процесса управления.


Цель функции стимулирования — активизировать людей, ра­ботающих в организации, побудить их эффективно трудиться для выполнения поставленных целей. Осуществляя эту функ­цию, следует постоянно воздействовать на факторы результатив­ной работы трудового коллектива. Важным параметром эффек­тивности деятельности и условием успешного развития бизнеса является материально-финансовая сбалансированность произ­водства.

Цели организации можно разделить на четыре блока:

  • экономические (получение прибыли от реализации продук­ции или услуг);

  • научно-технические (обеспечение заданного научно-техни­ческого уровня продукции и разработок, повышение произ­водительности труда за счет совершенствования техники и технологии);

  • производственно-коммерческие (обеспечение производства и реализация продукции или услуг в заданном объеме и рит­мичности);

  • социальные (достижение заданной степени удовлетворения социальных потребностей работников).

Каждый из этих блоков реализует свои цели, обусловленные миссией как общей целью организации.

В миссии организации детализируется статус, декларируются принципы работы, заявления и действительные намерения, да­ется определение самых важных характеристик организации. Миссия организации дает представление о ее назначении, полез­ности для окружающей среды, сотрудников и общества в целом.

Миссия выражает устремленность в будущее, показывая, на что будут направляться усилия и какие ценности будут при этом приоритетными. Выбор миссии и целей организации является первым и самым ответственным решением организации, так как миссия и цели служат ориентирами для всех последующих этапов развития и планирования ее деятельности.

Цели и перспективы организации в целом являются взаимо­зависимыми.

Организация должна искать свою миссию во внешнем окру­жении, поскольку только постоянное поддержание социальной значимости обеспечивает ей выживание и эффективное функ­ционирование в будущем.

Организационная структура организации представляется в форме схемы, показывающей связи и разделение ответствен­ности в рамках данной организации. Организационная структу­ра должна быть сформирована таким образом, чтобы обеспечи­вать наиболее эффективное Выполнение поставленных задач. Решение, каким образом будет разделена ответственность и власть, должно быть принято на самой ранней стадии развития организации.


Организационная структура управления организацией (на­личие, функции и состав структурных подразделений) зависит от отраслевых особенностей ее деятельности, размера и других объективных факторов. При допустимых упрощениях органи­зационную структуру любого профиля можно представить мо­делями достаточно общего вида.

Структура организации — один из важнейших элементов, без которого не может существовать ни одна организация.

Под структурой организации понимается ее архитектоника, наличие отдельных частей и соотношения между ними, степень жесткости, гибкости организационной конфигурации, типы взаимосвязей между внутренними элементами. Выделяют три основные организационные структуры: линейная, функцио­нальная, адаптивная.

Линейная (бюрократическая, пирамидальная) организаци­онная структура подразумевает наличие строгой иерархии с разделением зон ответственности и единоначалием.

Эффективность управленческой деятельности зависит от типа и количества связей, число которых неизменно растет с увеличением количества сотрудников, что существенно ослож­няет деятельность руководителя.

Разновидностью иерархического типа структуры является линейно-штабная структура управления, предусматривающая функциональное разделение управленческого труда в штабных службах разных уровней.

Другой разновидностью иерархического типа организации управления является дивизионная (департаментная), которая может быть построена по продуктовому, региональному, потребительскому принципу. Такой подход обеспечивает более тесную связь производства с потребителями, существенно уско­ряя его реакцию на изменения, происходящие во внешней среде. Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизион­ной структурой становятся не руководители функциональных подразделений, а менеджеры, возглавляющие производственные отделения.

Функциональная организационная структура предусматрива­ет распределение функций внутри организации и создание сквозных подструктур по управлению функциями.

Часто функциональная организация существует одновремен­но с линейной. Линейно-функциональная организация управле­ния является самой распространенной и широко используется организациями. Основу линейно-функциональных структур со­ставляет «шахтный» принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам ор­ганизации. По каждой подсистеме формируется иерархия служб («шахта»), пронизывающая всю организацию сверху донизу.