Файл: Теоретические основы аудита и контроллинга персонала.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Система управленческих технологий является основой все­возможных управленческих концепций и специализированных технологий: управление качеством, контроллинг, управление человеческими ресурсами и др.

Контроллинг (англ. controlling) — это система контроля, которая позволяет регулировать процессы нечетко заданных и фактических состояний показателей (индикаторов) системы (организации, структуры, подразделения), каковой является кадровая функция государства (организации, учреждения, компании, фирмы), таким образом, чтобы по возможности исключить крупные злоупотребления, просчеты, ошибки, отклонения как в настоящем (когда из-за неудачного подбора руководителей и исполнителей очевидны завтрашние неудачи, а сегодня уже невозможно что-либо изменить или поправить), так и в будущем, почва для которых, как известно, готовится сегодняшними поспешными и ненадлежащими кадровыми назначениями, а следовательно, недоработками правительственных, парламентских и других как государственных, так и негосударственных структур. Контроллинг в кадровой сфере позволяет воздействовать на причины, лежащие в начале формирования целей и результата кадрового процесса. И это — главное

Система контроля включает:

  • процедуры предварительного контроля: соответствие конт­рольным требованиям положений об организационных под­разделениях, должностных обязанностей, целей, задач, пла­новых заданий;

  • текущий контроль, который основывается на жестких уста­новках и проводится путем отслеживания отклонений;

  • формальные процедуры заключительного контроля (сопо­ставление результатов со стандартами и принятие необходи­мых корректирующих действий).

Внутренний контроль за деятельностью отделов, служб, це­хов, участков, бригад, филиалов и других внутрихозяйственныхформирований проводится в организациях их руководителями, специалистами, штатными контролерами-ревизорами (аудито­рами).

Реализация целей управления в системе внутреннего контро­ля может быть возложена на специальные контрольные подраз­деления — отделы (управления) внутреннего аудита, контроль­но-ревизионные подразделения организации.

В зависимости от времени проведения
контроль подразделя­ется на предварительный, текущий (оперативный) и последу­ющий.

Предварительный контроль проводится до принятия управ­ленческих решений и совершения хозяйственных операций и носит профилактический, упреждающий характер. Его субъекта­ми могут быть внутрихозяйственные планы, бизнес-планы, про­ектно-сметная документация, документы на выдачу денежных средств и др. Его цель — предупредить незаконные действия должностных лиц, экономически нецелесообразные хозяйствен­ные операции. Данный вид контроля полезен и необходим на всех уровнях управления, так как способствует предотвращению непроизводительных расходов, неправильного оформления до­кументации хозяйственных операций.

Текущий контроль организуется в процессе совершения раз­личных управленческих решений и хозяйственных операций, поэтому его называют еще и оперативным. Субъекты текущего контроля значительно более разнообразны, чем субъекты пред­варительного.

Последующий контроль осуществляется после претворения в жизнь управленческих решений. Количество объектов данного контроля определяется самим проверяющим, исходя из целей и задач проверки, затрат на его проведение и др. Последующий контроль применяется и при проведении ревизии, и при орга­низации аудиторской проверки.

В зависимости от источников информации контроль подраз­деляется на документальный и фактический.

Документальный контроль предусматривает использование первичных документов для установления достоверности и за­конности совершения управленческих решений и хозяйствен­ных операций.

Фактическим является контроль, при котором количествен­ное и качественное состояния проверяемого объекта устанав­ливаются путем обследования, осмотра, обмера, пересчета, ла­бораторного анализа и других способов проверки фактического состояния объектов управления.

К функциям контроллинга, который в современных условиях определяют как «систему управления процессом достижения ко­нечных целей и результатов деятельности фирмы, т.е. в экономи­ческом отношении, с некоторой долей условности, как систему управления прибылью предприятия», относятся управленчес­кий учет и планирование, контроль, координация и выработка рекомендаций для принятия управленческих решений.



Контроллинг в сфере управленческого учета и планирова­ния предусматривает изучение управленческих возможностей: совершенствование управленческих технологий на уровне орга­низации в целом и на уровне функциональных подразделений; эффективность стратегического и оперативного планирования; управление персоналом и контроль эффективности работ; оп­тимальность работы управленческого персонала и возможность сокращения управленчиских затрат.

На уровне трудовых ресурсов и кадрового потенциала конт­ролируются планирование трудовых ресурсов, обеспечение орга­низации квалифицированными работниками; развитие системы оценки эффективности труда персонала; совершенствование оп­латы и материального стимулирования труда; сокращение трудо­вых затрат, затрат на заработную плату при росте и эффектив­ности работ.

При контроле стратегического и оперативного планирова­ния должны быть выявлены полученные результаты, их точ­ность, время представления; ответственность за результаты по планированию в целом и по его элементам; полномочия и ре­сурсы планирования, вопросы взаимодействия.

Появление контроллинга на предприятиях связано с повы­шением нестабильности внешней среды, выдвигающей допол­нительные требования к системе управления; увеличением ско­рости реакции на изменения внешней среды; необходимостью непрерывного отслеживания изменений, происходящих во внут­ренней и внешней среде функционирования организации. Это можно объяснить также необходимостью продуманной системы действий по обеспечению выживаемости и избежанию кризис­ных ситуаций, усложнением систем управления организацией, необходимостью построения специальной системы информаци­онного обеспечения управления.

Экономический смысл контроллинга — эффективное наблю­дение и управление, которые невозможны без постановки це­лей и планирования мероприятий их реализации.

Основная цель контроллинга — ориентация управленческого процесса на повышение эффективности управленческой де­ятельности путем ее координации, информационной и консуль­тационной поддержки управленческих решений, рационализа­ции управленческого процесса.

Задача контроллинга — ориентировать руководство организа­ции на принятие решений и реализацию необходимых действий посредством подготовки и предоставления необходимой управ­ленческой информации (рис. 1.2).


Контроллинг представляет собой систему регулирования за­трат и результатов деятельности, помогающую достигнуть цели организации, избежать неожиданностей и своевременно принять правильные управленческие решения. Через определенные про­межутки времени заданные величины сравнивают с фактичес­ким состоянием, определяя, не нужно ли вмешательство для до­стижения поставленной цели, и при обнаружении отклонений вносят коррективы, способствующие установлению равновесия.

Контроллинг занимает особое место в управлении органи­зацией, связывая воедино функции учета, информационного обеспечения, контроля и координации, интегрируя и коорди­нируя их; это своеобразный механизм саморегулирования, обеспечивающий обратную связь в системе управления.


Рис. 1.2. Схема осуществления контроллинга
Контроллинг может выполнять и функцию внутреннего контроля экономической работы его подразделений и органи­зации в целом. Поскольку за размеры доходов и затрат отвечают руководители различных служб и подразделений, то важнейши­ми объектами контроллинга становятся прибыль и «центры от­ветственности» — структурные подразделения, несущие ответ­ственность за принимаемые решения в системе управления при­былью и принятием управленческих решений; руководители и сотрудники, которые ответственны за определенную долю в об­щем результате, видят конкретную цель, имеют возможность проследить степень выполнения намеченного результата.

Важным направлением контроллинга является управление будущим для обеспечения длительного функционирования орга­низации. Ориентация на будущее предусматривает решение узких мест, связана с поиском и нахождением недостатков в на­меченных целях и задачах организации. Такие узкие места могут носить оперативный и стратегический характер. Оперативные узкие места экономического роста — дефицит лимитирующих ресурсов в достижении основных финансовых результатов (при­были, суммы покрытия и т.п.); стратегические узкие места — это глобальные проблемы на пути развития организации.

Классификация видов контроллинга представлена на рис. 1.3.

Измерение количественных показателей в контроллинге ориентируется на числовые данные учета затрат и сумм покры­тия. Качественныйконтроллинг не только ориентируется на материальные факторы, но и строит управление на основе об­щей руководящей цели, на обеспечении долговременности функционирования и качественного роста, занимается не толь­ко управлением прибылью, но и управлением потенциалом.


Построение системы контроллинга требует соблюдения сле­дующих условий: целевая ориентация; ориентация на результа­ты; согласованность и документальное отражение целей.

При определении системы показателей контроллинга следу­ет соблюдать следующие требования:

  • объем показателей должен быть ограничен;

  • показатели должны содержать данные по всей организации в целом и ее подразделениям;

  • выбранные показатели должны быть динамичными, перс­пективными и сопоставимыми;





  • показатели должны иметь характер раннего предупрежде­ния.

Анализ подконтрольных показателей включает:

  • сравнение нормативных и фактических значений с целью выявления отклонений;

  • выявление причин и виновников отклонений;

  • определение зависимости между полученными отклонения­ми и конечными результатами деятельности;

  • анализ влияния полученных отклонений на конечные ре­зультаты.

Применение системы контроллинга нуждается в подготови­тельной работе, включающей дифференциацию видов затрат, определение второго уровня отчетности, организацию учета до­ходов и затрат, разработку годового плана, составление планов для отдельных подразделений, планирование в поквартальном разрезе, расчет основных показателей для калькуляции.