Файл: Теоретические основы аудита и контроллинга персонала.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Адаптивная организационная структура включает гибкие, адаптивные или органические структуры, способные изменяться в зависимости от требований внешней среды, приспосабливаться к новым условиям, органически вписываться в систему управления.
Разновидностями этого типа структур являются проектные, матричные, программно-целевые, бригадные формы организации управления.
Проектные структуры формируются при разработке организацией проектов (модернизация производства, освоение новых изделий и др.). Одной из форм проектного управления является создание специального подразделения — проектной команды, работающей на временной основе. Руководитель проекта наделяется проектными полномочиями. По завершении проекта структура распускается, а сотрудники переходят в новую проектную структуру или возвращаются на свою постоянную должность.
Матричная структура представляет собой решетчатую организацию, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны — непосредственному руководителю функциональной службы, с другой стороны — руководителю проекта (целевой программы). Это особый вид организации, построенной по проектному типу и действующей длительное время в проектной форме.
Бригадная структура — это разделение всего персонала на группы (бригады), состоящие из 10—15 человек. Бригаду возглавляет освобожденный руководитель, характер работы которого определяется концентрацией бригадной работы.
Детально разработав миссию и внутреннюю структуру управления, руководство организации приступает к выбору стратегии, который состоит из этапов разработки, доводки и анализа.
На первом этапе создаются стратегии, позволяющие достичь поставленных целей. Здесь важно разработать как можно больше вариантов стратегий, что существенно расширит выбор и позволит не пропустить потенциально лучший вариант.
При разработке стратегии организации применяют различные приемы. Например, прием стратегической сегментации позволяет оценить деятельность организации как бы со стороны, проанализировать внешнее окружение с точки зрения отдельных тенденций, опасностей, новых возможностей, обусловленных состоянием организации. Объектом такого анализа является стратегическая зона хозяйствования — отдельный сегмент внешнего окружения, на который организация стремится получить выход.
Такой анализ стратегии позволяет оценить перспективы, которые открываются в данной зоне любому конкуренту, с точки зрения развития, нормы прибыли, стабильности, а это позволяет решить, как организация собирается конкурировать в данной зоне с другими фирмами.
Сегментация внешнего окружения организации представляет собой сложную задачу. Во-первых, многим руководителям и специалистам приходится изменять свои взгляды на перспективы развития организации, воспринимая внешнее окружение с позиции традиционного набора продукции, выпускаемой в течение многих лет. Рыночные условия заставляют рассматривать внешнюю среду как сферу рождения новых потребностей, сферу жесткой конкуренции. Во-вторых, сложность сегментации объясняется описанием множества переменных: перспективы роста и рентабельности, ожидаемый уровень нестабильности и др.
Все многообразные стратегии являются различными модификациями нескольких базовых стратегий, каждая из которых эффективна при определенных условиях и состоянии внешней и внутренней среды.
Базовые стратегии служат вариантами общей стратегии организации, наполняясь в процессе второго этапа конкретным содержанием. Этот этап заключается в доводке общей стратегии до уровня адекватности ее целям развития организации. Методы доводки могут быть самыми разнообразными, учитывающими цели и задачи развития, все виды стратегической информации.
На третьем этапе анализируются альтернативы в рамках выбранной общей стратегии и оценивается их пригодность для достижения главной цели.
Задача оценки — выбор такой стратегии, которая обеспечивала бы максимальную эффективность работы организации в будущем.
Стратегическое управление связано с постановкой целей организации и поддержанием определенных взаимоотношений с окружающей средой, которые позволяют ей добиваться поставленных задач и соответствуют ее внутренним возможностям.
Анализ внешней среды служит инструментом, при помощи которого контролируются внешние по отношению к организации факторы с целью предвидения потенциальных угроз и открывающихся возможностей; он позволяет разработать ситуационные планы на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, а также стратегию, которая позволит организации достигнуть целей и превратить потенциальные угрозы в выгодные возможности.
Угрозы и возможности могут проявляться в различных областях внешнего окружения, соответственно им группируются факторы, которые подвергаются анализу: экономические и политические факторы технологической внешней среды, факторы конкуренции, социальные и международные.
Анализ внешней среды с учетом групп факторов облегчает организации определение внешних опасностей и своих возможностей в этой среде.
Проведя анализ внешней среды и располагая данными о факторах, представляющих опасность или открывающих новые возможности, организация должна оценить, обладает ли она внутренними силами, чтобы воспользоваться возможностями, и какие внутренние слабости могут осложнить проблемы, связанные с внешними опасностями. Для этого используют анализ сильных и слабых сторон организации с помощью управленческих обследований, основанных на комплексном исследовании различных функциональных зон организации — маркетинга, финансов, производства, персонала, организационной культуры и имиджа организации.
Среди перечисленных функциональных зон особую значимость приобретает персонал организации, что объясняется возрастающей ролью личности работника. Управление персоналом становится чрезвычайно актуальным: оно позволяет обобщить и реализовать целый спектр вопросов адаптации работника к внешним условиям, учета личностного фактора в построении системы управления персоналом организации. Укрупненно можно выделить
три фактора, оказывающих воздействие на людей в организации:
-
иерархическая структура организации, построенная на отношении власти-подчинения, давления на человека сверху с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ; -
культура, вырабатываемые обществом, организацией, группой людей совместные ценности, социальные нормы, установки поведения; -
рынок, сеть равноправных отношений, основанных на купле-продаже продукции и услуг, отношениях собственности, равновесии интересов продавца и покупателя.
Трудовой (кадровый) потенциал организации представляет собой предельную величину возможного участия работников в производстве с учетом их психофизиологических особенностей, уровня профессиональных знаний, накопленного опыта при наличии необходимых организационно-технических условий.
Трудовой потенциал организации как система всегда больше суммы составляющих ее частей — индивидуальных трудовых потенциалов отдельных работников. Уже само объединение работников в единый и планомерно организованный процесс труда порождает эффект коллективного труда, который превосходит сумму сил работников, действующих индивидуально.
Структура трудового потенциала организации представляет собой сочетание различных демографических, социальных, функциональных, профессиональных и других характеристик групп работников и отношений между ними.
Как сложное и многоструктурное социально-экономическое образование, трудовой потенциал организации включает в себя следующие компоненты: кадровый, профессиональный, квалификационный и организационный.
Кадровая составляющая включает квалификационный (профессиональные знания, умения и навыки) и образовательный (познавательные способности) потенциалы.
Профессиональная структура коллектива связана с изменениями в содержании труда под влиянием научно-технического прогресса, который обусловливает появление новых и отмирание старых профессий, усложнение трудовых операций.
Квалификационная структура определяется качественными изменениями в трудовом потенциале (рост умений, знаний и навыков) и отражает прежде всего изменения в его личностной составляющей.
Организационная составляющая трудового потенциала организации включает организацию и культуру труда, находя свое выражение в четкости, ритмичности, согласованности трудовых усилий и степени удовлетворенности работников своим трудом.
Трудовые ресурсы организации являются ее главным ресурсом, от качества и эффективности использования которого во многом зависят результаты ее деятельности и конкурентоспособность. Трудовые ресурсы организации приводят в движение материально-вещественные элементы производства, создают продукт, стоимость и прибавочный продукт в форме прибыли.
Кадры (трудовые ресурсы) организации — совокупность работников различных профессиональных и квалификационных групп, занятых в организации и входящих в ее списочный состав.
Трудовая организация — это организационно закрепленная совокупность людей, действующих по единому плану для достижения значимых для всех членов организации целей и для создания востребованных обществом продуктов, выполнения работ или оказания услуг. Совокупность членов трудовой организации называют трудовыми коллективами организации.
Трудовой коллектив организации (по законодательству РФ) — все граждане, участвующие своим трудом в деятельности организации на основе трудового договора.Существуют три уровня объединения работников в трудовые коллективы: нижний, промежуточный, высший.
Нижний уровень — первичный трудовой коллектив: бригада, участок, смена, бюро. Особенностью такого коллектива является то, что между работниками, выполняющими однородные или взаимосвязанные работы, складываются непосредственные и устойчивые личные контакты.
Промежуточный уровень — вторичный коллектив: цех, отдел, производственное подразделение. Он выделяется по видам и циклам трудовых процессов (например, цех, самостоятельный участок) или в зависимости от выполняемых функций по управлению производством (финансовый отдел, отдел труда и заработной платы, бухгалтерия и т.п.).
Высший уровень — основной трудовой коллектив: организация в целом как самостоятельная единица.
Организационная структура трудового коллектива — нормативно закрепленные взаимоотношения подразделений и должностей в организации, распределение полномочий и ответственности между ними, а также порядок функционально-технологических связей, возникающих в процессе деятельности, способ интеграции всех составляющих структур для достижения целей организации.
Социальная структура коллектива — совокупность работников, обладающих каким-либо общим, объединяющим их значимым признаком, свойством (например, уровнем образования, профессией, стажем работы) и регулярно взаимодействующих для достижения какой-либо цели.