Файл: Теоретические основы аудита и контроллинга персонала.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Управленческий аудит нацелен на выявление факторов рос­та текущей и долгосрочной эффективности организации за счет максимизации объемов и рентабельности производства и ми­нимизации затрат.

Заключение, сделанное по результатам управленческого аудита, содержит перечисление максимально возможного числа недостатков в управленческих технологиях и выборочные при­меры проявлений технологических недостатков.

Перечень недостатков подготавливается на основе сопо­ставления фактической ситуации с идеальным состоянием как критерием оценки.

Управленческий аудит проводится в четыре этапа:

  1. постановка проблемы, в ходе которой происходит знаком­ство с информацией об организации. Определяются направ­ления аудиторского обследования, подготавливается общая программа процедур управленческого аудита;

  2. сбор данных, в течение которого формируется основа для принятия решения;

  3. оценка и анализ информации;

  4. формирование выводов и рекомендаций в форме аудитор­ского заключения.

Наиболее важное свойство аудиторского заключения — возможность использовать его для определения направлений усилий в будущем. Формирование результатов аудиторских процедур и предоставление их клиенту-организации в форме аудиторского заключения обеспечивает в дальнейшем повыше­ние эффективности управления.

На практике аудит персонала — последовательная, регуляр­ная и долгосрочная форма контроля за реализацией практичес­ких усилий по оптимизации управления персоналом.

Аудит персонала — часть или разновидность управленческого аудита. Он может применяться для повышения эффективности системы принятия управленческих решений и контроля эффек­тивности системы управления персоналом. Управленческий аудит и аудит персонала представляют собой целенаправлен­ную и системную работу по решению проблем, обусловленных неэффективными методами управления организацией. Для ре­шения конкретных ситуационных проблем разрабатываются более совершенные методы и технологии функционирования ор­ганизации, большое значение придается аналитической обосно­ванности решений в сфере формирования и использования тру­дового потенциала. Все большую роль играет диагностическая работа, которая позволяет объективно оценить управленческую деятельность.


Аудит персонала занимает особое место в рамках управлен­ческого аудита и изучает следующие вопросы:

  • управление организацией в целом (подконтрольные высше­му уровню управления организацией);

  • линейного управления подчиненными организационными функциями в разрезе его объектов и функциональной рабо­ты организационных функций.

Аудит персонала позволяет:

  • систематизировать и интегрировать в систему управления организацией сложное многообразие работ по управлению персоналом, что способствует оптимизации управления персоналом;

  • сформировать стратегическое преимущество организации в сфере управления персоналом, повышая эффективность уп­равления организацией в целом;

  • занимать лидирующее положение в своей области деятель­ности, быть готовой к изменениям во внешней среде и иметь возможность адаптироваться к изменениям.

Аудиту персонала свойственны следующие отличительные черты:

  • нацеленность на общеорганизационную эффективность;

  • строгая форма программы проверки, процедур и заключе­ния;

  • независимость аудитора по отношению к организации;

  • профессионализм в выполнении проверки.

Деятельность по управлению персоналом влияет на эффек­тивность организации, поэтому к показателям экономической эффективности управления персоналом можно отнести всю со­вокупность показателей эффективности деятельности органи­зации. Экономически эффективное использование персонала выражается в благоприятном соотношении результата работы и затрат на персонал.

Аудит персонала дает возможность обнаружить и убрать слабые места в системе управления персоналом, специалисты и менеджеры по управлению персоналом получают представле­ние о функционировании человеческих ресурсов организации. Аудит протекает в виде анализа социально-трудовых показате­лей, оценивает деятельность кадровой службы и может охваты­вать отдельные подразделения или организацию в целом.

Интерес к аудиту персонала в последние годы растет, что подтверждается и работами отечественных экономистов, изуча­ющих социально-трудовые отношения.

Объект аудита персонала — персонал организации и его тру­довая деятельность, система управления, социально-трудовые отношения.

Цели аудита персонала — повышение эффективности систе­мы формирования и использования трудового потенциала орга­низации, эффективность системы управления персоналом.



На основе целей аудита можно сформулировать его основные задачи:

  • оценка текущей политики и стратегии организации, вклю­чая положение на рынке труда, целостность и системность поставленных целей, понимание их службой управления персоналом и руководителями;

  • оценка технологии управления персоналом, включая анализ отбора и приема персонала, трудовой адаптации и исполь­зования персонала, системы обучения и профессионального продвижения;

  • обеспечение соответствия результатов управления персона­лом системе внешних и внутренних ситуационных условий, соответствия усилий на стратегическом, линейном и функ­циональном уровнях управления персоналом друг другу;

  • формирование эффективной системы стратегического и оперативного планирования, контроля и учета за реализа­цией планов, учета движения персонала, проведения кадро­вой политики;

  • оценка показателей эффективности труда, его условий, ана­лиз трудовых ресурсов и затрат труда, численности и состава работников, использования средств на заработную плату;

  • оптимизация кадрового состава и реорганизация структуры управления посредством внедрения более эффективных ме­тодов и процедур, создание оптимальной организационной среды восприятия изменений на функциональном и адми­нистративном уровнях подчинения и функционального вза­имодействия, повышение эффективности информационных потоков кадровой системы;

  • оценка работы кадровой службы, включая уточнение обя­занностей и ответственности работников, их вклада в эф­фективность деятельности организации;

  • разработка рекомендаций относительно изменений в поли­тике и стратегии управления персоналом, улучшения фор­мирования и использования кадров.

Разнообразие задач аудита в сфере труда и социально-трудо­вых отношений организации позволяет наметить его основные направления:

  • организационно-технологическое;

  • социально-психологическое;

  • экономическое.

Организационно-технологическоенаправление аудита персо­нала предусматривает проверку документации и анализ показа­телей деятельности организации, подтверждающих легитим­ность и эффективность работы. Существенная роль в данном направлении отводится анализу трудовых показателей, характе­ризующих состояние трудовых ресурсов и кадрового потенциала, систему эффективности труда, систему оплаты и материального стимулирования труда. Сюда можно включить и показатели дви­жения кадров, использования рабочего времени, производствен­ного травматизма, отношения к работе и степень удовлетворен­ности трудом.


Социально-психологическоенаправление аудита персонала — это оценка социально-трудовых отношений с помощью таких показателей, как мотивация персонала, побуждающая его к плодотворной деятельности; взаимодействие личных и коллек­тивных интересов; развитие партнерских отношений между ра­ботодателями и трудовым коллективом; участие персонала в общественных организациях управления предприятием.

Экономическоенаправление аудита персонала — это изуче­ние объема реализации на одного сотрудника, прибыли до уплаты налогов на одного работника, общих издержек на рабо­чую силу, издержек на одного работника, расходов на социаль­ные выплаты и содержания социальной инфраструктуры.

Только комплексный анализ и оценка показателей, опреде­ление уровня и динамики отдельных показателей в тесной взаи­мосвязи с изменениями уровня и динамики всех других показа­телей могут дать полную картину происходящих ситуационных изменений. Поскольку управление персоналом организации должно быть единым, все направления аудита взаимосвязаны и взаимозависимы.

Деятельность по управлению персоналом включает стратеги­ческий, функциональный и линейный уровни, на основе кото­рых выделяют три основных уровня аудиторской проверки.

Аудит персонала на стратегическом уровне направлен на де­ятельность высшего звена управления организацией. На данном уровне проверяются интегрированность практики управления персоналом в организационное стратегическое планирование, связь службы управления персоналом с другими управленчески­ми функциями относительно формирования и использования трудового потенциала организации.

Изучение кадровой стратегии имеет важное значение для планирования кадровой политики, укомплектования персона­лом, так как высшее руководство должно представлять себе степень конкурентоспособности организации на рынке труда. Систематизация внутренних и внешних факторов управления, ликвидация изъянов в структуре организации, препятству­ющих повышению трудового потенциала, поиск уникальных особенностей организации повысят конкурентоспособность персонала.

На функциональном уровне определяется эффективность де­ятельности функционального подразделения по управлению персоналом. Аудит должен сосредоточиться на информацион­ной системе управления персоналом, укомплектовании кадра­ми и их развитии, организационном контроле и оценке.


Аудит на линейном уровне предполагает проверку правильнос­ти применения линейными руководителями разработанной ме­тодологии управления персоналом. Оценка линейного управлен­ческого звена со стратегической и функциональной составляю­щей управления персоналом может повысить эффективность управления на данном уровне.

Аудит по направлениям и уровням управления персоналом может выполняться приглашенными внешними аудиторами или внутрифирменными аудиторскими бригадами. С помощью внутренних аудиторов организация может значительно улуч­шить функционирование и развитие системы управления пер­соналом, осуществить внутреннюю ревизию или мониторинг между проведением внешнего аудита.

Проведение аудита персонала дает лишь необходимую ин­формацию о состоянии дел в организации. Только разработка на основе аудита персонала программы совершенствования со­циально-трудовых отношений и алгоритмов управленческих решений по практическому ее осуществлению может реально повысить эффективность работы организации.


  1. Контроллинг в системе управления персоналом


Управление в целом направлено на поддержание динамичного соответствия внутренних подконтрольных ситуа­ционных факторов открытой системы организации внешним ситуационным условиям. Способность к восприятию ситуации на уровне стратегического управления достигается благодаря системе внутреннего контроля, которая позволяет эффективно воздействовать на политику управления организацией, обеспе­чивать полноту и точность прохождения всей информации о производственно-хозяйственной и финансовой деятельности.

Управляемость организации достигается правильным и пол­ным использованием таких управленческих функций, как пла­нирование, организация и контроль на всех ее уровнях. Качество управленческого контроля обеспечивается посредством соот­ветствия систем ситуационных условий методам достижения ре­зультата, соотношения стратегических и управленческих усилий, формирующих эффективность организации в целом.

Управление персоналом как элемент управленческих техно­логий обеспечивает интеграцию элементов организации в сис­тему, обеспечивающую эффективность всей системы функцио­нирования организации, максимальную реализацию вовлечен­ных ресурсов. Достижение целей организации зависит от рабо­ты руководителей, специалистов и исполнителей, используемых ими технологий работы.