Файл: Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах, том второй 27. 04. 2023 Система гарант 1543 Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 1956

Скачиваний: 115

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
122/543
в) избирательный округ должен составлять единую территорию, не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой, за исключением анклавных территорий.
Закон (ст. 18) установил, что избирательные округа образуются сроком на 10 лет. Вместе с тем при необходимости определяется новая схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, это делается не позднее чем за 80 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема. Соответствующий законодательный орган субъекта РФ, представительный орган муниципального образования утверждают новую схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема.
В схеме указываются название каждого избирательного округа, его номер, границы, перечень входящих в каждый округ административно-территориальных единиц или муниципальных образований, или населенных пунктов, число избирателей в округе.
§ 3. Избирательные участки
Избирательный участок - первичная территориальная единица на выборах. Он охватывает часть территории населенного пункта или весь населенный пункт, а то и несколько населенных пунктов, близко расположенных друг от друга. Для проживающих здесь избирателей организуется голосование в одном помещении. На избирательном участке функционирует участковая избирательная комиссия; именно она проводит голосование и первичный подсчет голосов.
Избирательные участки образуются с учетом следующих требований: на территории одного избирательного участка должно быть зарегистрировано не более 3 тыс. избирателей; недопустимо пересечение границ избирательных округов границами избирательных участков (другими словами, один избирательный участок не может охватывать части территории разных избирательных округов).
Дополнениями от 1 июня 2017 г. в эти правила внесены коррективы. В частности, предусмотрено, что перечень избирательных участков и их границы подлежат уточнению в порядке, предусмотренном для их образования, в случае, если число избирателей, участников референдума на участке превысит 3100 либо если получается, что границы избирательного участка могут пересечь границы избирательных округов. Кроме того, в ст. 19 Закона включен п. 2.1, в котором названы обобщенно следующие случаи уточнения перечня избирательных участков и их границ: изменение границ, преобразование, упразднение муниципальных образований; уменьшение
(до 50 и менее) числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка; в целях уменьшения максимальной численности избирателей на избирательном участке до 1500; в целях увеличения максимальной численности избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума до 3000; в целях обеспечения наибольшего удобства для избирателей с учетом ввода в эксплуатацию новых многоквартирных домов и жилых домов или необходимости замены помещений для голосования. Однако согласно п. 2.2 решение об уточнении перечня избирательных участков и (или) их границ должно быть принято вне периода избирательной кампании, а в исключительных случаях не позднее чем за 70 дней до дня голосования.
Избирательные участки образуются сроком на пять лет по согласованию с соответствующей территориальной избирательной комиссией главой муниципального образования с учетом местных и иных условий и исходя из необходимости создания максимальных удобств для избирателей.
Избирательные участки могут образовываться и в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и др.), в труднодоступных и отдаленных местностях, на полярных станциях, на судах, находящихся в день голосования в плавании. Такие избирательные участки входят в избирательные округа по месту их расположения или по месту приписки судна.
На первых выборах в Думу (1993 г.) образовывались самостоятельные избирательные участки для военнослужащих. Однако уже с выборов 1995 г. военнослужащие голосуют на общих


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
123/543
избирательных участках.
В порядке исключения допускается образование избирательных участков на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях.
В этих случаях избирательные участки образуются командирами воинских частей по решению соответствующей окружной избирательной комиссии.
Избирательные участки за границей образуются руководителями дипломатических представительств или консульских учреждений РФ при выборах Президента РФ и депутатов
Государственной Думы. При создании избирательных участков обычно учитываются места компактного проживания российских граждан. Как правило, границы избирательных участков обусловливаются границами консульских округов.
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   72

§ 4. Списки избирателей
Каждый совершеннолетний гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом, включается в список избирателей.
Регистрации (учету) подлежат все граждане, обладающие активным избирательным правом.
Основанием для регистрации (учета) избирателей является факт нахождения места жительства гражданина на соответствующей территории, который устанавливается органами регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах страны. За границей данный факт устанавливается российским дипломатическим представительством или консульским учреждением.
Регистрация (учет) избирателей осуществляется главой местной администрации, командиром воинской части, руководителем дипломатического представительства, консульского учреждения РФ. На основании полученных от них сведений территориальные избирательные комиссии составляют списки избирателей. Эти списки поступают в участковые избирательные комиссии, которые при необходимости проверяют и уточняют соответствующие данные. В местах временного пребывания граждан, в труднодоступных и отдаленных местах, на судах, находящихся в плавании, на полярных станциях, на избирательном участке, образованном на территории воинской части, списки избирателей составляются самими участковыми комиссиями.
В списки избирателей на избирательных участках включаются граждане, обладающие на день голосования активным избирательным правом. Основанием для включения в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения места жительства гражданина на территории этого участка. Если место жительства гражданина находится на территории избирательного округа, в случае временного пребывания гражданина на другой части территории этого округа он включается в список избирателей на основании данных регистрационного учета либо при наличии у гражданина открепительного удостоверения.
Законодательство о выборах учитывает реалии нашего времени при составлении списков избирателей. Как говорилось ранее, при определенных условиях иностранные граждане могут избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. При наличии таких условий они подлежат включению в списки избирателей при проведении соответствующих выборов.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории муниципального образования, не включаются в списки избирателей.
В Закон о выборах депутатов Государственной Думы включено правило: граждане РФ, признанные вынужденными переселенцами либо обратившиеся в орган исполнительной власти по вопросам миграции с ходатайством о признании их вынужденными переселенцами, включаются в список избирателей по месту их временного проживания на основании паспорта или заменяющего его документа, а также соответствующих документов, выданных миграционными органами.
Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после представления

Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
124/543
списка избирателей для ознакомления избирателей, а также избиратели, по какой-либо иной причине не включенные в список избирателей, дополнительно включаются участковой избирательной комиссией в список избирателей на основании паспорта или заменяющего его документа, а при необходимости и документов, подтверждающих постоянное или преимущественное проживание избирателя на территории данного избирательного участка (в том числе это могут быть документы на покупку или аренду квартиры, дома, на право наследования, на разрешенную, но еще не оформленную регистрацию и др.).
Гражданин включается в список избирателей только на одном избирательном участке.
Список избирателей составляется в двух экземплярах. Сведения об избирателях, включаемые в список избирателей, располагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, адресам места жительства избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства избирателя. В списке избирателей должны быть предусмотрены места для проставления избирателем подписи за каждый полученный им бюллетень, а также для внесения суммарных данных по каждому виду выборов и для проставления подписи члена участковой комиссии, выдавшего бюллетень (бюллетени) избирателю.
Выверенный и уточненный участковой избирательной комиссией список избирателей не позднее дня, предшествующего дню голосования, подписывается председателем и секретарем участковой комиссии и заверяется печатью участковой комиссии.
Участковая избирательная комиссия не позднее чем за 20 дней до дня голосования представляет список избирателей для ознакомления избирателей и его дополнительного уточнения.
Гражданин вправе заявить в участковую комиссию о невключении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей. В течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая комиссия обязана проверить заявление, а также представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо дать заявителю письменный ответ с указанием причин отклонения заявления. Исключение российского гражданина из списка избирателей после его подписания председателями и секретарями соответствующих комиссий и заверения печатями этих комиссий производится только на основании официальных документов, а также в случае выдачи избирателю открепительного удостоверения или включения его в другой список избирателей.
Решение участковой комиссии может быть обжаловано в вышестоящую комиссию или в суд
(по месту нахождения участковой комиссии), которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а за три дня и менее до дня голосования и в день голосования - немедленно. Каждый гражданин РФ вправе сообщить в участковую комиссию об изменении указанных в законе сведений об избирателях, включенных в список избирателей на соответствующем участке.
§ 5. Избирательные комиссии
Литература
Артемова О.Е., Романовская О.В. Конституционно-правовой статус Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. М., 2017; Белоусова Е.В. Избирательная комиссия муниципального образования - муниципальный орган с неопределенным статусом // Российский юридический журнал. 2010. N 4; Биктагиров Р.Т., Адров А.Н. Правовые основы формирования и деятельности ЦИК России и ее аппарата // Вестник ЦИК РФ. 2006. N 2; Вельяшев О.Ю., Биктагиров
Р.Т. Государственно-правовой статус Центральной избирательной комиссии Российской
Федерации. М., 2006; Волкова Л.Д., Матейкович М.С. Проблемы правового регулирования организации и деятельности избирательных комиссий в Российской Федерации. Тюмень, 2002;
Гиберт А.Н. Полномочия избирательных комиссий субъектов Российской Федерации: правовые основы и проблемы реализации: дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2012; Демьянов Е.В.


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
125/543
Избирательные комиссии в субъектах
Российской
Федерации: проблемы конституционно-правового статуса: дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь, 2017; Иванченко А.В.
Избирательные комиссии в Российской Федерации. История. Теория. Практика. М., 1996;
Игнатенко В.В. Правовые основы организации и деятельности участковых избирательных комиссий: учеб. пособие. Иркутск, 2003; Матейкович М.С., Сучилин В.Н. Конституция и статус избирательных комиссий в России // Государство и право. 2013. N 12; Миронов Н. Институт избирательных комиссий в России: тенденции развития и роль в избирательном процессе //
Сравнительное конституционное обозрение. 2007. N 2 (59); Правовые позиции избирательных комиссий России / под ред. С.В. Кабышева. М., 2016; Рыкова Л.В. Участковые избирательные комиссии в Российской Федерации: конституционно-правовые гарантии организации и функционирования: дис. ... канд. юрид. наук. Орел, 2017; Сабаева С.В., Коновалов В.В.
Особенности коллегиальности Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в системе институтов публичной власти // Журнал о выборах. 2014. N 1; Шугрина Е.С. Некоторые организационно-правовые проблемы в работе избирательных комиссий в Российской Федерации //
Государственная власть и местное самоуправление. 2014. N 1.
1. Виды, порядок формирования и основные полномочия избирательных комиссий
Избирательные комиссии - это государственные или общественные органы, целями которых являются:
- обеспечение реализации и защиты избирательных прав граждан РФ;
- осуществление подготовки и проведения выборов в Российской Федерации;
- рассмотрение поступивших к ним обращений о нарушениях законодательства о выборах, проведение проверок по таким обращениям и принятие соответствующих мер;
- обеспечение избирателей информацией о сроках и порядке осуществления избирательных действий, о ходе соответствующих кампаний, о кандидатах, об избирательных объединениях, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов.
Сходные задачи решают комиссии при проведении референдумов, а также голосований по отзыву депутатов и выборных должностных лиц. На период соответствующей кампании они именуются комиссиями по проведению референдума или комиссиями по проведению голосования об отзыве, чаще всего оставаясь в прежнем составе.
Существуют следующие виды избирательных комиссий:
1) ЦИК РФ;
2) избирательные комиссии субъектов РФ;
3) избирательные комиссии муниципальных образований;
4) окружные избирательные комиссии;
5) территориальные (районные, городские и др.) избирательные комиссии;
6) участковые избирательные комиссии.
Из этого перечня, как уже говорилось, закон называет государственными органами только
ЦИК РФ и избирательные комиссии субъектов РФ. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит избирательную комиссию муниципального образования к числу муниципальных органов. Но в 2005 г. определено, что эта комиссия не входит в структуру органов местного самоуправления. Все другие избирательные комиссии можно называть просто общественными формированиями.
Строго говоря, для избирательных комиссий очень подошло бы понятие публично-правовых корпораций (корпораций публичного права), применяемое в законодательстве многих иностранных государств. Оно удачно отражает роль тех органов, которые по функциям и обязательности решений близки к государственным органам, а по порядку формирования и методам деятельности - к общественным структурам.
Из названных ранее видов избирательных комиссий считаются действующими на постоянной основе, образуются сроком на пять лет: ЦИК РФ, избирательные комиссии субъектов