Файл: Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах, том второй 27. 04. 2023 Система гарант 1543 Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 1961

Скачиваний: 115

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
126/543
РФ, муниципальных образований, территориальные избирательные комиссии. Окружные комиссии действуют в период соответствующих выборов. Участковые избирательные комиссии ранее создавались при предстоящих выборах и спустя некоторое время после их окончания прекращали свою деятельность; по новеллам от 2 октября 2012 г. срок полномочий, образно говоря, "обычных" участковых комиссий также определен в пять лет, а временными, действующими лишь в период избирательной кампании, являются участковые комиссии, создаваемые за рубежом, а также на судах, находящихся в плавании, в местах временного пребывания избирателей и т.п.
По каждому уровню выборов действует своя система избирательных комиссий: одни обязательны при любых выборах (например, участковые), другие не требуются (так, при выборах депутатов по избирательным округам нужны окружные комиссии, но в них нет потребности при избрании главы субъекта РФ).
ЦИК РФ.
Это главная избирательная комиссия страны. При первых выборах
Государственной Думы и Совета Федерации в 1993 г. ЦИК РФ формировалась в составе
Председателя и 20 членов. Председатель ЦИК назначался Президентом РФ, а заместитель
Председателя и члены - также Президентом по представлению председателя ЦИК РФ. Естественно, депутаты не могли согласиться с тем, что состав ЦИК РФ являлся как бы "президентским", хотя кандидатуры в ЦИК РФ предлагались органами законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.
В Законе об основных гарантиях избирательных прав 1994 г. (ст. 12) был установлен порядок формирования ЦИК РФ, который повторен затем в одноименных федеральных законах
1997 и 2002 гг. и сохраняется поныне. ЦИК РФ состоит из 15 членов:
- пять членов ЦИК назначаются Государственной Думой из числа кандидатур, предложенных депутатскими объединениями и депутатами Думы, при этом от одного депутатского объединения может быть назначено не более одного представителя;
- пять членов ЦИК назначаются Советом Федерации из числа кандидатур, предложенных законодательными (представительными) органами и главами субъектов РФ;
- пять членов ЦИК назначаются Президентом РФ.
Таким образом, ни у кого нет монополии на формирование данного федерального органа. К тому же Председателя, заместителя Председателя и секретаря члены ЦИК РФ теперь избирают сами из своего состава тайным голосованием. Все это должно дополнительно содействовать самостоятельности и независимости главной избирательной комиссии страны.
Сначала Закон об основных гарантиях избирательных прав устанавливал (п. 5 ст. 21), что все члены ЦИК РФ должны иметь высшее юридическое образование либо ученую степень в области права. Однако изменением, внесенным Федеральным законом от 30 января 2007 г., введено новое правило - они "должны иметь высшее профессиональное образование". Эта формулировка с внешне туманными словами о "профессиональном" образовании на деле открыла дорогу в состав
ЦИК РФ лицам, имеющим любое высшее образование, - в большей мере учитывается наличие у них политического, особенно парламентского опыта. И новеллой от 2 июля 2013 г. было определено, что члены ЦИК РФ "должны иметь высшее образование", слово "профессиональное" исключили из Закона.
Срок полномочий ЦИК РФ - сейчас пять лет (по новеллам от 4 июня 2010 г.), до этого - четыре года. Она является юридическим лицом и действует на постоянной основе. Определено, что
Председатель ЦИК, заместитель Председателя и секретарь ЦИК РФ работают в комиссии "на постоянной (штатной) основе" (п. 12 ст. 29 названного Закона). Закон допускает, чтобы члены ЦИК
РФ не оставляли свои должности по прежнему месту работы и выполняли свои полномочия в комиссии как бы на внештатной основе. Отсюда п. 13 той же статьи гласит, что иные, кроме указанных в п. 12 настоящей статьи, члены ЦИК РФ с правом решающего голоса могут работать в комиссии на постоянной (штатной) основе. В прошлом были случаи, когда отдельные члены ЦИК
РФ не переходили на постоянную (штатную) работу в этот орган. Но в настоящее время для всех членов ЦИК РФ это главное место работы. Закон установил, что член ЦИК РФ с правом решающего голоса, работающий в указанной комиссии на постоянной (штатной) основе, замещает государственную должность РФ. Следовательно, он не может замещать другие должности в


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
127/543
органах государственной власти, государственных органах, органах местного самоуправления, заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности (при этом она не должна оплачиваться из иностранных источников).
ЦИК РФ - это и руководящий, и организаторский, и нормативно-методический, и контрольный центр для всех избирательных кампаний в нашей стране. Она руководит деятельностью всех других избирательных комиссий, осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан; разрабатывает нормативы технологического оборудования, необходимого для работы избирательных комиссий, и осуществляет контроль за их соблюдением; осуществляет меры по организации единообразной системы подведения итогов голосования и установления результатов выборов в Российской Федерации; распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, контролирует их целевое использование; оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь избирательным комиссиям; заслушивает сообщения органов исполнительной власти Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления по вопросам, связанным с федеральными выборами и референдумами; рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает мотивированные решения.
ЦИК РФ вправе издавать инструкции по вопросам применения избирательных законов, обязательные для всех избирательных комиссий страны.
Одна из важнейших групп полномочий ЦИК РФ связана с выборами депутатов
Государственной Думы по партийным спискам, а также с выборами Президента РФ. ЦИК на выборах депутатов сначала лишь заверяла федеральные списки кандидатов - раньше только после этого был возможен для избирательных объединений сбор подписей избирателей в их поддержку.
Затем законодательство изменяется, и политические партии по ряду оснований освобождаются от сбора подписей (говоря кратко: на последних выборах в Думу список был допущен к распределению депутатских мандатов, или получил не менее 3% голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, или у партии есть хотя бы один депутатский мандат в законодательном органе власти субъекта РФ). Соответственно теперь ЦИК
РФ рассматривает представленные документы, по результатам рассмотрения определяет, кому не надо собирать подписи, остальным партиям заверяет федеральный список кандидатов, список кандидатов по одномандатным избирательным округам и выдает уполномоченному представителю политической партии копии обоих заверенных списков либо отказывает в заверении списка
(списков).
ЦИК РФ устанавливает единый порядок обработки итогов голосования и определения результатов выборов депутатов Государственной Думы, устанавливает, кто победил по спискам, сколько мест досталось тем или иным партиям. Списки лиц, избранных в Думу, составляются комиссией и вместе с необходимыми документами передаются в Государственную Думу.
ЦИК РФ определяет также результаты выборов Президента РФ.
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   72

Избирательная комиссия субъекта РФ.
Эта комиссия действует на постоянной основе и является юридическим лицом. Срок полномочий - теперь пять лет (по новеллам от 4 июня 2010 г.), до этого - четыре года.
Число членов данной комиссии устанавливается конституцией, уставом, законом субъекта
РФ, но не может быть менее 10 и более 14. Комиссии формируются органом законодательной власти и главой субъекта РФ на основе предложений политических партий, списки которых участвовали в распределении мандатов в Государственной Думе и представительном органе данного субъекта, а также предложений представительных органов местного самоуправления, избирательной комиссии субъекта РФ предыдущего состава, ЦИК РФ.
При формировании состава этой комиссии соблюдается паритет: половина членов комиссии назначается органом законодательной власти, другая половина - главой исполнительной власти субъекта РФ. Определенные преимущества имеют политические партии, списки которых участвовали в распределении мандатов в Государственной Думе и представительном органе данного субъекта, - не менее половины числа членов избирательной комиссии субъекта РФ

Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
128/543
назначается каждой стороной на основе поступивших от них предложений. Кроме того, и законодательный орган, и глава исполнительной власти субъекта обязаны назначить не менее одного члена избирательной комиссии субъекта на основе поступивших предложений ЦИК РФ.
Последнее правило, отраженное в Законе об основных гарантиях избирательных прав, направлено на усиление вертикали в организации и деятельности избирательных комиссий. Об этом же свидетельствует и такое правило: если органами субъекта РФ избирательная комиссия субъекта в положенные сроки не сформирована или сформирована частично, это вправе сделать ЦИК РФ (п. 7 ст. 22 Закона).
Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более половины от общего числа членов избирательной комиссии субъекта РФ (п. 5 ст. 22).
Сначала названный Закон установил, что председатель избирательной комиссии субъекта
РФ должен иметь высшее юридическое образование или ученую степень в области права (п. 12 ст. 29). Изменением от 20 апреля 2007 г. определено, что председатель должен иметь высшее профессиональное образование, а по новелле от 2 ноября 2013 г. - просто "высшее образование".
Председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии субъекта РФ работают в ней на постоянной (штатной) основе. В отношении остальных членов комиссии такого требования Закон не содержит.
Избирательная комиссия субъекта РФ обладает многими аналогичными с ЦИК РФ полномочиями, но применительно к территории субъекта РФ.
Избирательная комиссия субъекта РФ непосредственно руководит подготовкой и проведением выборов в органы государственной власти субъекта и референдумов субъекта, осуществляет меры по организации финансирования таких выборов и референдумов. Она утверждает перечень территориальных комиссий; оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям; заслушивает сообщения органов исполнительной власти субъектов и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в органы государственной власти субъекта, органы местного самоуправления, референдума субъекта, местного референдума.
Эта комиссия по поручению ЦИК РФ устанавливает нормативы, в соответствии с которыми изготавливаются списки избирателей, участников референдума и другие избирательные документы, а также документы, связанные с подготовкой и проведением референдума. Она рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает мотивированные решения.
Избирательная комиссия муниципального образования.
Эта комиссия организует в соответствии с законом субъекта РФ, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления. Кроме того, комиссия участвует с учетом своего уровня в выборах органов государственной власти Российской Федерации и ее субъекта.
Данной избирательной комиссии уставом муниципального образования, нормативным правовым актом органа местного самоуправления может быть придан статус юридического лица.
Срок полномочий составляет пять лет (до 2010 г. - четыре года). Сначала Закон об основных гарантиях избирательных прав (п. 6 ст. 24) гласил, что число членов избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса устанавливается законом субъекта РФ или уставом муниципального образования; в редакции от 28 августа 2004 г. - только уставом муниципального образования; в редакции от 21 июля 2005 г. записали, что она формируется в количестве 5-11 членов с правом решающего голоса. В редакции от 27 декабря 2009 г. определено, что избирательная комиссия муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения формируется в количестве 8, 10 или 12 членов с правом решающего голоса. Избирательная комиссия поселения формируется в количестве 6, 8 или 10 членов с правом решающего голоса. Как видим, законодатель ввел более жесткие правила, но все-таки далее записано: число членов избирательной комиссии муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования.
Формирование избирательной комиссии осуществляется представительным органом муниципального образования на основе предложений политических партий, списки которых


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
129/543
участвовали в распределении мандатов в Государственной Думе и представительном органе данного субъекта РФ, а также предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, предложений избирательной комиссии муниципального образования предыдущего состава, избирательной комиссии субъекта РФ.
Представительный орган местного самоуправления обязан назначить половину членов избирательной комиссии муниципального образования на основе поступивших предложений от названных выше политических партий, а также избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе местного самоуправления.
Наряду с этим законодатель усилил влияние вышестоящих избирательных комиссий на формирование муниципальных избирательных комиссий. Так, в п. 9 ст. 24 записано, что представительный орган муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения обязан назначить половину от общего числа членов избирательной комиссии этого уровня на основе поступивших предложений избирательной комиссии субъекта РФ
(ранее - не менее двух). Представительный орган поселения обязан назначить половину от общего числа членов избирательной комиссии поселения на основе поступивших предложений избирательной комиссии муниципального района, территориальной комиссии. Закон также устанавливает, что предложения избирательной комиссии субъекта РФ, избирательной комиссии муниципального района, территориальной комиссии готовятся с учетом предложений общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, а также предложений избирательной комиссии соответствующего муниципального образования предыдущего состава.
Вертикаль в формировании избирательных комиссий муниципального уровня очевидна.
Помимо директивной необходимости следовать предложениям вышестоящих избирательных комиссий, нужно учитывать и такое правило: если представительным органом местного самоуправления соответствующая избирательная комиссия в положенные сроки не сформирована или сформирована лишь частично, это вправе сделать вышестоящая избирательная комиссия.
Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более половины от общего числа членов избирательной комиссии муниципального образования.
Выполняя свои задачи, избирательная комиссия осуществляет на территории муниципального образования контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме российских граждан; обеспечивает на территории муниципального образования реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением муниципальных выборов, включая вопросы предвыборной агитации, финансирование, определение результатов выборов и др.; оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям; рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения. По выборам в органы власти Российской Федерации и ее субъектов данная избирательная комиссия осуществляет контроль за соблюдением законодательства, проведением избирательных мероприятий и т.д., а если сочетает функции территориальной избирательной комиссии, то обобщает данные участковых избирательных комиссий и устанавливает итоги голосования на соответствующей территории.
Закон предусматривает, что полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению избирательной комиссии субъекта РФ, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную комиссию или на участковую комиссию, действующую в границах муниципального образования. Во многих субъектах РФ просматривается тенденция к возложению полномочий муниципальной комиссии на территориальную избирательную комиссию.
Окружные избирательные комиссии.
Эти комиссии формируются в случаях, предусмотренных законом, при проведении выборов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам. Поскольку ранее половина депутатов Государственной Думы избирались по одномандатным избирательным округам, в каждом таком округе образовывалась окружная


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
130/543
избирательная комиссия. После введения выборов депутатов Государственной Думы только по партийным спискам в таких комиссиях отпала необходимость. Теперь они вновь создаются.
Соответственно, в тех субъектах РФ, где все депутаты законодательного органа власти избирались по партийным спискам, также не было окружных избирательных комиссий данного уровня. Но теперь, если сочетание выборов депутатов законодательных органов субъектов по одномандатным округам и по партийным спискам обязательно, создаются окружные избирательные комиссии.
Поэтому сейчас могут быть следующие самостоятельные виды окружных избирательных комиссий: по выборам депутатов Государственной Думы; по выборам депутатов законодательного органа субъекта РФ; по выборам депутатов представительного органа местного самоуправления.
Эти комиссии создаются за определенное количество дней до дня голосования. Срок их полномочий истекает через два месяца со дня официального опубликования результатов выборов, если в вышестоящую комиссию не поступили жалобы (заявления) на действия (бездействие) данной комиссии, в результате которых был нарушен порядок подсчета голосов, либо если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования итогов голосования на территории избирательного округа или результатов выборов полномочия окружной избирательной комиссии прекращаются со дня принятия вышестоящей комиссией решения либо со дня вступления в законную силу судебного решения по жалобе (заявлению).
У каждого уровня окружных избирательных комиссий есть свои особенности формирования. Так, на выборах депутатов Государственной Думы допускается возложение функций таких комиссий на иные комиссии, например избирательную комиссию субъекта РФ, если границы округа совпадают с границами субъекта РФ. Но обычный порядок формирования таков: окружная избирательная комиссия в одномандатном избирательном округе по выборам депутата
Государственной Думы формируется избирательной комиссией субъекта РФ, на территории которого расположен соответствующий округ, не позднее чем за 80 дней до дня голосования в составе не менее 8 и не более 14 членов комиссии с правом решающего голоса. Предложения по кандидатурам вносятся политическими партиями, представленными в Государственной Думе и законодательном органе субъекта РФ.
Число членов окружных избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления с правом решающего голоса устанавливается законом субъекта РФ.
Формирование окружной избирательной комиссии осуществляется вышестоящей комиссией на основе предложений, поступивших от политических партий, представленных в Государственной
Думе или в законодательном органе субъекта РФ, а также предложений представительных органов муниципальных образований, предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы.
При этом не менее половины членов окружной комиссии по выборам в законодательный орган субъекта РФ должны быть назначены на основе предложений от указанных политических партий. А по выборам в органы местного самоуправления не менее половины членов окружной комиссии положено назначить на основе поступивших предложений как от названных политических партий, так и от избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе соответствующего муниципального образования.
Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более половины от общего числа членов любой окружной избирательной комиссии.
Окружная избирательная комиссия выполняет ряд таких же задач, о которых говорилось по другим комиссиям. Вместе с тем у любой окружной комиссии есть и свои, специфические функции.
Они осуществляют регистрацию кандидатов по округу, их доверенных лиц, выдают им удостоверения установленного образца; публикуют сведения о зарегистрированных кандидатах; обеспечивают соблюдение принципа равенства кандидатов и правильное ведение ими предвыборной агитации; контролируют расходование средств избирательных фондов и определяют результаты выборов по избирательному округу; утверждают текст бюллетеня в избирательном округе, обеспечивают его изготовление и снабжение им соответствующих избирательных