Файл: Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах, том второй 27. 04. 2023 Система гарант 1543 Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 1960
Скачиваний: 115
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
131/543
комиссий; публикуют (обнародуют) в соответствующих СМИ результаты выборов по избирательному округу; выдают удостоверение об избрании депутату; проводят повторные и дополнительные выборы.
Территориальные
избирательные
комиссии.
Такие комиссии создаются в административно-территориальных единицах (городах, районах), не преобразованных в муниципальные образования.
Если город стал муниципальным образованием - городским округом, тогда его избирательная комиссия попадает в разряд избирательных комиссий муниципальных образований.
Если же город делится на внутригородские районы, тогда в районах могут быть образованы территориальные избирательные комиссии, они отвечают за подготовку и проведение выборов на данной территории, действуют под руководством избирательной комиссии города.
При наличии в сельской местности муниципальных районов они имеют свои муниципальные избирательные комиссии. В район входят в качестве муниципальных образований сельские и городские поселения, которые также имеют свои муниципальные избирательные комиссии. Однако если муниципальный район является большим, для организации выборов на частях его территории могут быть созданы территориальные избирательные комиссии, под руководством которых будут работать избирательные комиссии сельских и городских поселений на этой части территории района.
Особенности образования территориальных избирательных комиссий определяются законами субъекта Федерации. Эти комиссии действуют на постоянной основе. Срок их полномочий - пять лет (до 2010 г. - четыре года). Законом субъекта РФ территориальной комиссии может быть придан статус юридического лица. Полномочия территориальной комиссии по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта РФ, принятому по согласованию с представительным органом местного самоуправления, могут возлагаться на соответствующую избирательную комиссию муниципального образования.
Территориальные комиссии формируются в количестве 5-14 членов с правом решающего голоса. Формирование территориальной комиссии осуществляется избирательной комиссией субъекта РФ на основе предложений политических партий, списки которых участвовали в распределении мандатов в Государственной Думе, представительном органе соответствующего субъекта РФ, политических партий и иных избирательных объединений, которые участвовали в распределении мандатов в представительном органе местного самоуправления (не менее половины мест замещается по таким предложениям), а также предложений представительных органов местного самоуправления, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, территориальных комиссий предыдущего состава.
В пределах одной административно-территориальной единицы с большим числом избирателей может формироваться несколько территориальных комиссий, при этом решение об их формировании принимает избирательная комиссия субъекта РФ по согласованию с ЦИК РФ.
Избирательная комиссия субъекта РФ вправе сформировать одну либо несколько территориальных комиссий для руководства деятельностью участковых комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных на судах, полярных станциях.
ЦИК РФ вправе сформировать одну либо несколько территориальных комиссий для руководства деятельностью участковых комиссий, сформированных на избирательных участках, участках референдума, образованных за пределами территории РФ.
Территориальная комиссия осуществляет на соответствующей территории контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан; обеспечивает соблюдение нормативов технологического оборудования, необходимого для работы комиссии; обеспечивает на соответствующей территории реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в России и т.д.
Территориальная комиссия оказывает методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям; заслушивает сообщения органов исполнительной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов.
Она рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
132/543
комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения.
Участковые избирательные комиссии.
Эти комиссии образуются для обеспечения процесса голосования и подсчета голосов избирателей. Прежнее регулирование ориентировалось на то, что участковые комиссии формируются непосредственно в период избирательной кампании в сроки, установленные законом, а по окончании кампании прекращают свою работу.
С учетом новелл 2012 и 2013 гг., как указывалось выше, срок полномочий обычной участковой комиссии составляет пять лет. Создаются такие комиссии территориальными избирательными комиссиями. Если срок полномочий участковой комиссии истекает в период избирательной кампании, после назначения референдума и до окончания кампании референдума, в которых участвует данная комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума.
Избирательные участки и соответственно участковые избирательные комиссии могут создаваться внутри страны в местах временного пребывания граждан (например, медицинские учреждения, железнодорожные станции, аэропорты и т.п.), в отдаленно расположенных воинских частях и т.д. В таких случаях участковые комиссии формируются соответствующими территориальными избирательными комиссиями (хотя законом может быть предусмотрено, что, например, на судне, находящемся в плавании, на полярной станции это может сделать соответствующее должностное лицо). Участковые избирательные комиссии могут создаваться за границей - решением руководителя дипломатического или консульского учреждения РФ, а в воинских частях, расположенных за рубежом, а также в отдаленно расположенных воинских частях
- решением командира. Срок полномочий всех подобных участковых комиссий устанавливается сформировавшими ее комиссией либо должностным лицом, но не может истекать ранее чем через
10 дней со дня официального опубликования результатов выборов, референдума, если в вышестоящую комиссию не поступили жалобы (заявления) на действия (бездействие) данной комиссии, в результате которых были нарушены порядок голосования и (или) порядок подсчета голосов, либо если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования итогов голосования на соответствующем избирательном участке, участке референдума полномочия такой участковой комиссии прекращаются со дня принятия вышестоящей комиссией решения либо со дня вступления в законную силу судебного решения по жалобе (заявлению). Полномочия участковой комиссии прекращаются досрочно решением территориальной комиссии в случае ликвидации избирательного участка, участка референдума в связи с уточнением перечня избирательных участков, участков референдума.
Число членов участковой комиссии с правом решающего голоса определяется формирующими ее территориальной комиссией либо должностным лицом в зависимости от числа избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного участка, участка референдума, в следующих пределах: а) до 1001 избирателя - 3-9 членов участковой комиссии; б) от 1001 до 2001 избирателя - 7-12 членов участковой комиссии; в) более 2000 избирателей - 7-16 членов участковой комиссии. В случае совмещения дней голосования на выборах и (или) референдумах разных уровней максимальное число членов участковой комиссии с правом решающего голоса может быть увеличено, но не более чем на четыре из резерва составов участковых комиссий на срок, установленный территориальной комиссией.
Участковая комиссия формируется на основе предложений политических партий, списки которых участвовали в распределении мандатов в Государственной Думе, представительном органе соответствующего субъекта РФ, представительном органе местного самоуправления (не менее половины мест замещается по таким предложениям), а также предложений представительного органа местного самоуправления, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. Количество таких предложений не ограничивается.
Кандидатуры, предложенные в состав участковой комиссии, но не назначенные членами комиссии, зачисляются в резерв составов участковых комиссий, который формируется избирательной комиссией субъекта РФ.
В 2012 г. было установлено, что членам участковой комиссии с правом решающего голоса территориальная комиссия выдает удостоверения, форму которых определяет ЦИК РФ.
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
133/543
Участковая комиссия информирует население об адресе и о номере телефона участковой комиссии, времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования; уточняет список избирателей, знакомит избирателей с данным списком, рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в данном списке и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений; обеспечивает подготовку помещений для голосования, ящиков для голосования и другого оборудования; обеспечивает информирование избирателей о зарегистрированных кандидатах, об избирательных объединениях, зарегистрировавших списки кандидатов, на основе сведений, полученных из вышестоящей комиссии; контролирует на территории избирательного участка соблюдение порядка проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума; выдает открепительные удостоверения; организует на избирательном участке голосование в день голосования, а также досрочное голосование; проводит подсчет голосов, устанавливает и объявляет итоги голосования на избирательном участке, составляет протокол об итогах голосования и передает его в территориальную комиссию; рассматривает в пределах своих полномочий жалобы
(заявления) на нарушение избирательного законодательства и принимает мотивированные решения; при обнаружении правонарушений составляет протоколы об административных правонарушениях (готовит материалы для таких протоколов) и направляет данные протоколы в соответствии с законодательством об административных правонарушениях в правоохранительные органы или суд; обеспечивает хранение и передачу в вышестоящие комиссии документов, связанных с подготовкой и проведением выборов.
2. Организация деятельности избирательных комиссий
В соответствии с избирательным законодательством деятельность комиссий осуществляется коллегиально. Любая комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава.
Комиссия, действующая на постоянной основе, собирается на свое первое заседание не позднее чем на 15-й день после вынесения решения о назначении ее членов с правом решающего голоса. При этом в состав комиссии должно быть назначено не менее двух третей членов избирательной комиссии. Со дня первого заседания комиссии нового состава полномочия комиссии предыдущего состава прекращаются. Срок полномочий комиссии исчисляется со дня ее первого заседания.
Председатель избирательной комиссии субъекта РФ избирается тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов комиссии с правом решающего голоса по предложению ЦИК
РФ.
Председатель избирательной комиссии муниципального образования избирается тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов комиссии с правом решающего голоса в следующем порядке: а) при наличии предложения избирательной комиссии субъекта РФ - по предложению данной комиссии; б) в случае отсутствия такого предложения - по предложениям, внесенным членами комиссии муниципального образования с правом решающего голоса.
Как видим, вышестоящей избирательной комиссии отводится решающая роль в определении кандидатуры желательного для нее председателя нижестоящей избирательной комиссии. Причем, если предложенная кандидатура на должность председателя комиссии будет отклонена, вышестоящая комиссия обязана предложить новую кандидатуру из числа членов комиссии с правом решающего голоса.
Председатели окружных, территориальных и участковых комиссий назначаются на должность из числа их членов с правом решающего голоса и освобождаются от должности непосредственно вышестоящими комиссиями. Получается, что у самих членов комиссии нет никаких прав по выдвижению кандидатов на пост председателя - ни на альтернативной основе, ни в виде рекомендации (совета) вышестоящей комиссии.
Заместитель председателя и секретарь комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов комиссии с правом решающего голоса.
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
134/543
Заседания комиссии созываются ее председателем по мере необходимости. Заседание также обязательно проводится по требованию не менее одной трети от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Член комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях комиссии. Заседание ЦИК РФ является правомочным, если на нем присутствует не менее 10 членов комиссии с правом решающего голоса. Заседание иной комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.
Комиссия по требованию любого ее члена, а также любого присутствующего на заседании члена вышестоящей комиссии обязана проводить голосование по любым вопросам, входящим в ее компетенцию и рассматриваемым комиссией на заседании в соответствии с утвержденной повесткой дня.
Решения комиссии об избрании, о назначении на должность либо об освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии, а также о внесении предложений по кандидатурам на указанные должности, о финансовом обеспечении подготовки и проведения выборов, референдума, о регистрации кандидатов, списков кандидатов и об обращении в суд с заявлением об отмене их регистрации, об итогах голосования или о результатах выборов, референдума, о признании выборов, референдума несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов, об отмене решения нижестоящей комиссии принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решения об освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии, замещающих указанные должности в результате избрания, принимаются тайным голосованием (за исключением случая освобождения от должности по личному заявлению), а избрание новых председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии осуществляется в указанном выше порядке.
Решения комиссии по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса.
При принятии комиссией решения в случае равного числа голосов членов комиссии с правом решающего голоса, поданных за и против, голос председателя комиссии
(председательствующего на заседании) является решающим.
ЦИК РФ, избирательные комиссии субъектов РФ, избирательные комиссии муниципальных образований, территориальные комиссии, действующие на постоянной основе и являющиеся юридическими лицами, имеют аппараты, структура и штаты которых устанавливаются указанными комиссиями самостоятельно.
3. Статус членов избирательных комиссий
В состав избирательных комиссий входят члены комиссий с правом решающего голоса и члены комиссий с правом совещательного голоса. К первой группе относятся лица, которые не только участвуют в заседании избирательной комиссии и обсуждении вопроса, но и имеют право голосовать при принятии решений избирательной комиссии. Ко второй группе относятся лица, которые могут присутствовать на заседании избирательной комиссии, участвовать в обсуждении вопроса, вносить предложения ("советовать"), но они не могут участвовать в голосовании при принятии решений избирательной комиссии.
О том, кто назначает членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, читатель уже имеет информацию. Членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса назначают в соответствующие избирательные комиссии кандидаты в депутаты, избирательные объединения, т.е. прежде всего политические партии.
Закон об основных гарантиях избирательных прав (п. 1 ст. 29) гласит, что членами комиссий с правом решающего голоса не могут быть: а) лица, не имеющие гражданства Российской
Федерации, а также граждане РФ, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
135/543
на территории иностранного государства; б) граждане России, признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными, ограниченно дееспособными; в) граждане России, не достигшие возраста 18 лет; г) депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления; д) выборные должностные лица, а также главы местных администраций; е) судьи, прокуроры; ж) на соответствующих выборах - кандидаты, их уполномоченные представители и доверенные лица, уполномоченные представители и доверенные лица избирательных объединений, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов; з) на соответствующих референдумах - члены и уполномоченные представители инициативных групп по проведению референдума; и) на соответствующих выборах, референдумах - члены комиссий с правом совещательного голоса; к) на соответствующих выборах - супруги и близкие родственники кандидатов, близкие родственники супругов кандидатов; л) лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов; м) лица, выведенные из состава комиссий по решению суда либо утратившие свои полномочия в результате расформирования комиссии (кроме тех, в отношении которых суд установил отсутствие вины) - в течение пяти лет; н) лица, имеющие неснятую и непогашенную судимость, а также лица, подвергнутые в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах и референдумах, - в течение одного года со дня вступления в законную силу решения (постановления) суда о назначении административного наказания.
Положения подп. "ж", "к" и "л" п. 1 ст. 29 названного Закона не распространяются на членов участковых, территориальных и окружных избирательных комиссий, если кандидат выдвигается либо зарегистрирован по другому избирательному округу.
На одних и тех же выборах член комиссии с правом решающего голоса не может быть одновременно членом иной комиссии с правом решающего голоса.
Срок полномочий членов комиссии с правом решающего голоса истекает одновременно с прекращением полномочий комиссии, в состав которой они входят. Но полномочия могут быть и досрочно прекращены по решению органа, назначившего члена комиссии, в случае: подачи членом комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий; появления оснований, о которых речь шла выше и которые не позволяют лицу быть членом избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Причем полномочия прекращаются немедленно в ряде случаев, в том числе: при утрате членом комиссии гражданства Российской Федерации, приобретении им гражданства иностранного государства либо получении вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства; вступлении в законную силу в отношении члена комиссии обвинительного приговора суда либо решения
(постановления) суда о назначении административного наказания за нарушение законодательства о выборах и референдумах; признании члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим; смерти члена комиссии; признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, на основании заявления соответствующей комиссии систематически не выполняющим свои обязанности.
Полномочия члена комиссии с правом решающего голоса прекращаются также в случае расформирования избирательной комиссии.
Если орган, назначивший члена комиссии, не примет решение о досрочном прекращении полномочий члена комиссии в течение одного месяца, а в период избирательной кампании - в течение 10 дней со дня поступления в указанный орган заявления члена комиссии в письменной форме о сложении своих полномочий либо появления иных оснований, не позволяющих ему выполнять свои обязанности, решение о прекращении полномочий этого члена комиссии принимается комиссией, в состав которой он входит, в течение трех дней со дня истечения указанного срока.
Ранее говорилось, что для членов ЦИК РФ, председателя избирательной комиссии субъекта
РФ требуется высшее образование. Для остальных членов избирательных комиссий (любого уровня) с правом решающего голоса Закон специальных требований относительно образования не