Файл: Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах, том второй 27. 04. 2023 Система гарант 1543 Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 1968

Скачиваний: 115

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
150/543
действовавшему законодательству полагалось собирать подписи в поддержку выдвижения независимо от того, было ли это самовыдвижение или выдвижение избирательными объединениями (политическими партиями). По Закону "О выборах Президента Российской
Федерации" 1991 г. требовалось собрать не менее 100 тыс. подписей; по аналогичным Законам 1995 и 1999 гг. - не менее 1 млн.
По действующему Федеральному закону "О выборах Президента Российской Федерации" в начальной редакции в случае самовыдвижения полагалось собрать (п. 1 ст. 36) не менее 2 млн. подписей в поддержку выдвижения, причем на территории одного субъекта РФ - не более 50 тыс. подписей граждан РФ, проживающих на территории данного субъекта; при сборе подписей среди живущих за рубежом общее число таких подписей тоже не могло быть более 50 тыс. По тем же правилам требовалось собирать подписи и при выдвижении кандидата политическими партиями.
Однако согласно законодательным новеллам 2009 г. картина изменилась: регистрация происходит без сбора подписей, если выдвигают партии, которые на выборах депутатов Государственной
Думы, проводившихся до назначения президентских выборов, превзошли 7%-ный барьер; не преодолели этот барьер на выборах в Думу, но набрали более 5% голосов избирателей и получили один или два депутатских мандата; партии, чьи списки кандидатов были допущены к распределению депутатских мандатов в законодательных органах власти не менее чем в одной трети субъектов РФ. Остальные партии, выдвинувшие кандидата в президенты РФ, тоже были обязаны собирать подписи.
Картина снова изменилась по нововведениям от 2 мая 2012 г.: кандидат на пост Президента
РФ, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обязан собрать в свою поддержку не менее 300 тыс. подписей избирателей, при этом на один субъект РФ должно приходиться не более 7,5 тыс. подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта РФ.
Среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории РФ, общее количество этих подписей не может быть более 7,5 тыс. Политическая партия, представленная в Государственной
Думе либо в законодательных органах не менее трети субъектов РФ, не собирает подписи.
Остальные политические партии обязаны (каждая) собрать в поддержку выдвинутого партией кандидата не менее 100 тыс. подписей избирателей, при этом на один субъект РФ должно приходиться не более 2,5 тыс. подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта РФ, среди зарубежных избирателей - также не более 2,5 тыс. подписей.
Депутаты Государственной Думы.
Когда выборы были смешанными, кандидатам, избиравшимся по территориальным избирательным округам (в том числе и выдвинутым партиями или избирательными блоками), требовалось собрать подписи не менее 1% от общего числа избирателей данного округа. А партии, избирательные блоки, выдвинувшие федеральный список кандидатов, были обязаны собрать в его поддержку не менее 200 тыс. подписей избирателей, при этом в одном субъекте РФ - не более 7% от требуемого общего числа подписей (с 1999 г. - не более
14 тыс. подписей). С переходом на выборы по партийным спискам было определено, что для поддержки федерального списка кандидатов надо собрать не менее 200 тыс. подписей избирателей, причем на территории одного субъекта РФ - не более 10 тыс., и при сборе подписей среди избирателей, постоянно проживающих за границей, общее число их подписей также не может быть более 10 тыс. При этом партии, которые на последних выборах набрали столько голосов, что участвовали в распределении депутатских мандатов (т.е. 7% и более), на очередных выборах освобождались от сбора подписей.
Федеральными законами от 9 февраля, 12 мая и 3 июня 2009 г. в Закон о выборах депутатов
Государственной Думы были внесены серьезные коррективы - к регистрации на очередных выборах в Думу допускались без сбора подписей: а) партии, которые преодолели 7%-ный барьер и были допущены к распределению депутатских мандатов; б) партии, не преодолевшие на последних выборах в Думу этот барьер, но набравшие более 5% голосов избирателей и получившие соответственно один или два депутатских мандата в Думе; в) партии, чьи списки кандидатов были допущены к распределению депутатских мандатов в законодательных органах не менее чем в одной трети субъектов РФ (на выборах, прошедших до назначения выборов в Государственную


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
151/543
Думу). Наметилась и благоприятная линия на снижение числа подписей для тех партий, которые их все же должны собирать: на выборах депутатов Государственной Думы VI созыва (выборы 2011 г.)
- не менее 150 тыс. подписей (вместо прежних 200 тыс.), а на выборах депутатов Государственной
Думы следующих созывов - не менее 120 тыс. подписей избирателей. Однако и это регулирование просуществовало недолго. Нововведением от 2 мая 2012 г. все политические партии освобождаются от сбора подписей при выборах депутатов Государственной Думы, а посвященные сбору подписей статьи названного выше Закона признаны утратившими силу.
Что же предусмотрел Закон о выборах депутатов Государственной Думы 2014 г.? Согласно ст. 44 выдвижение политической партией федерального списка кандидатов, кандидата по одномандатному избирательному округу не требует сбора подписей избирателей в любом из следующих случаев: 1) федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией, по результатам последних выборов депутатов Государственной Думы был допущен к распределению депутатских мандатов или получил не менее 3% голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу; 2) список кандидатов, выдвинутый политической партией, был допущен к распределению депутатских мандатов в законодательном
(представительном) органе государственной власти хотя бы одного субъекта РФ созыва, действующего на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы; 3) списку кандидатов, выдвинутому политической партией, был передан депутатский мандат в законодательном (представительном) органе хотя бы одного субъекта РФ созыва, действующего на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы.
В случае если ни один из перечисленных в ч. 2 ст. 44 названного Закона вариантов на партию не распространяется, в поддержку ее федерального списка кандидатов придется собрать не менее 200 тыс. подписей избирателей, при этом на один субъект РФ должно приходиться не более
7 тыс. подписей избирателей, зарегистрированных в данном субъекте РФ. Если партия собрала названное число подписей и зарегистрировала свой федеральный список, тогда она может выдвигать и своего кандидата по одномандатному округу без сбора подписей.
Если кандидат - самовыдвиженец или же кандидат по округу выдвинут партией, у которой нет своих депутатов в Государственной Думе или в законодательном органе субъекта РФ, тогда в поддержку выдвижения должны быть собраны подписи избирателей в количестве не менее 3% от указанного в федеральном законе об утверждении схемы одномандатных избирательных округов общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, а если в избирательном округе менее 100 тыс. избирателей - не менее 3 тыс. подписей избирателей.
Главы исполнительной власти субъектов РФ.
Мы уже указывали ранее, что в 2012 г. восстановлено избрание населением высшего должностного лица субъекта РФ. В целом законодательство предусматривает, что первый путь выдвижения кандидатов на эту должность - по решению политической партии; в этом случае сбор подписей не требуется. Второй путь - возможность самовыдвижения (если это введут субъекты РФ своими законами); в данном варианте сбор подписей обязателен.
Закон об основных гарантиях избирательных прав 2 мая 2012 г. был дополнен рядом норм, касающихся этого вопроса.
Во-первых, в п. 1.1 ст. 38 определено: установленное законом субъекта РФ количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения на должность высшего должностного лица субъекта РФ, не может составлять менее 0,5% и более 2% от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта РФ.
Во-вторых, на выборах главы субъекта РФ в поддержку выдвижения кандидатов собираются подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований. Число указанных подписей определяется законом субъекта РФ в соответствии с Законом об общих принципах организации органов власти субъектов РФ.


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
152/543
В-третьих, кандидат на пост главы представляет в избирательную комиссию субъекта РФ в письменной форме определенные сведения о трех кандидатурах, отвечающих предусмотренным федеральным законом требованиям к кандидатам для наделения полномочиями сенатора РФ, одна из которых в случае избрания представившего ее кандидата будет наделена полномочиями сенатора РФ - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.
Депутаты законодательных собраний субъектов РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 37 Закона об основных гарантиях избирательных прав в поддержку списка кандидатов на таких выборах должно быть собрано количество подписей избирателей, которое составляет 0,5% от числа избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории. Согласно п. 1.2 ст. 37 количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого на этих выборах по одномандатному избирательному округу, составляет 3% от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа.
Депутаты представительных органов и главы муниципальных образований.
Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. "Об обеспечении конституционных прав граждан
Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" сохраняет требование сбора подписей. Согласно ст. 21 для регистрации кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления по одномандатному избирательному округу необходимо представить собранные в поддержку кандидата подписи избирателей соответствующего избирательного округа, составляющие в сумме не менее 1% от числа избирателей округа. Для регистрации кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления по многомандатному избирательному округу необходимо представить собранные в поддержку кандидата подписи избирателей соответствующего избирательного округа, составляющие в сумме не менее 1% от числа избирателей округа, поделенного на число мандатов.
Для регистрации кандидата на должность выборного должностного лица местного самоуправления, избирающегося по единому одномандатному избирательному округу, необходимо представить собранные в поддержку кандидата подписи избирателей, составляющие в сумме не менее 1% от числа избирателей муниципального образования.
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   72

§ 7. Регистрация кандидатов, списков кандидатов
За сбором подписей наступает черед регистрации кандидатов, списков кандидатов.
Регистрацию производят соответствующие избирательные комиссии. Например, кандидатов на пост Президента РФ, федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы регистрирует ЦИК РФ.
На регистрацию представляется определенный перечень документов: подписные листы
(если производился сбор подписей), протокол об итогах сбора подписей, список лиц, производивших подписи, сведения об изменениях в списках кандидатов и в персональных данных кандидатов, первый финансовый отчет кандидата, избирательного объединения.
Избирательная комиссия в течение установленного срока, который не должен превышать 10 дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации.
Кандидат при проведении одних и тех же выборов может быть зарегистрирован только по одному избирательному округу. Данное правило не применяется при регистрации кандидата, выдвинутого одним и тем же избирательным объединением на одних и тех же выборах одновременно в одномандатном (или многомандатном) избирательном округе и в составе списка кандидатов.
Закон об основных гарантиях избирательных прав в ст. 38 (п. 24) дает обширный перечень оснований отказа в регистрации кандидата:
- отсутствие у кандидата пассивного избирательного права;
- для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к

Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
153/543
выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований, установленных Законом об основных гарантиях избирательных прав;
- отсутствие документов, необходимых при подаче уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата;
- наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований названного Закона;
- отсутствие на тот же момент в документах каких-либо сведений, предусмотренных
Законом об основных гарантиях избирательных прав;
- наличие среди подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, более
5% (новелла от 23 мая 2020 г., до этого - 10%) подписей, собранных в местах, где сбор подписей запрещен;
- недостаточное количество достоверных подписей избирателей либо выявление 5% и более недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки;
- недостаточное количество достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, представленных для регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта РФ;
- сокрытие кандидатом сведений о неснятой или непогашенной судимости;
- несоздание кандидатом избирательного фонда (за исключением случаев, когда его создание необязательно);
- использование кандидатом при финансировании своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 5% установленного названным Законом предельного размера расходования средств избирательного фонда;
- превышение кандидатом при финансировании своей избирательной кампании более чем на
5% установленного названным Законом предельного размера расходования средств избирательного фонда;
- установленный решением суда факт несоблюдения кандидатом в течение агитационного периода ограничений, предусмотренных названным Законом;
- неоднократное использование кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения;
- регистрация кандидата в другом избирательном округе на данных выборах;
- установленный решением суда факт подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действовавшими по их поручению иным лицом или организацией.
Названный Закон устанавливает в основном аналогичные перечисленным основания отказа в регистрации списков кандидатов. Отдельные особенности оснований для отказа в регистрации списков таковы: количество кандидатов, снявших свои кандидатуры, исключенных по решению избирательного объединения или по решению избирательной комиссии, составило более чем 25% на федеральных выборах и более чем 50% на выборах органов государственной власти субъектов
РФ, органов местного самоуправления; преимущества своего должностного или служебного положения неоднократно использовали не только кандидаты, но и уполномоченные представители или доверенные лица избирательного объединения; выбытие кандидатов, в результате чего число региональных групп кандидатов в списке кандидатов оказалось меньше установленного этим
Законом. При этом перечни оснований отказа в регистрации являются исчерпывающими и не могут быть расширены другими актами.
В основном по указанным выше основаниям возможно исключение отдельных кандидатов из списка кандидатов - при регистрации списка в целом. Причем в последней редакции Закона в перечне учтены и новые требования, касающиеся большинства кандидатов: они обязаны сообщать


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
154/543
данные о собственности (своей, супругов, несовершеннолетних детей) не только в России, но и за рубежом, о заграничных счетах и т.п.
В практике выборов нередки случаи снятия себя кандидатами с регистрации без достаточных оснований. Законодательство в подобных случаях заставляет кандидатов, избирательные объединения компенсировать расходы, понесенные соответствующими избирательными комиссиями. Кроме того, уточняются необходимые механизмы. Так, Закон об основных гарантиях избирательных прав в первоначальной редакции говорил о снятии кандидатом себя "с дистанции" за три дня до голосования. В 2005 г. норма скорректирована и теперь гласит, что самостоятельно выдвинувшийся кандидат вправе представить не позднее чем за пять дней до дня голосования, а при наличии вынуждающих к тому обстоятельств не позднее чем за один день до дня голосования (в том числе и повторного) в зарегистрировавшую его избирательную комиссию заявление о снятии своей кандидатуры; комиссия принимает решение об аннулировании регистрации. Аналогичное заявление кандидат, выдвинутый по списку, вправе подать не позднее чем за 15 дней до дня голосования, а при вынуждающих обстоятельствах - также не позднее чем за один день: последствие - избирательная комиссия исключает его из списка кандидатов (в нормах, приведенных выше, а также ниже, в связи с предусмотренной в 2020 г. возможностью проведения голосования в течение нескольких дней сроки обращения для снятия кандидатур корректируются с указанием на первый день голосования. - С.А.).
Закон об основных гарантиях избирательных прав позволяет (п. 32 ст. 38) органу избирательного объединения, принявшему решение о выдвижении кандидата по единому избирательному округу, списка кандидатов, принять решение об отзыве данного кандидата, списка кандидатов. Такое решение должно быть представлено в избирательную комиссию, зарегистрировавшую данного кандидата, список кандидатов, не позднее чем за пять дней до дня голосования (в том числе повторного голосования). В этом случае избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, обязана принять решение об аннулировании его регистрации. Избирательное объединение может отозвать своего кандидата, выдвинутого по территориальному округу. Оно может исключить некоторых кандидатов из списка кандидатов.
Вместе с тем при реализации данной нормы следует принимать во внимание постановление
Конституционного Суда РФ от 9 ноября 2009 г. по делу о проверке конституционности п. 32 ст. 38
Закона об основных гарантиях избирательных прав, подп. "к" п. 2 ст. 21 Федерального закона "О политических партиях", ч. 3 ст. 30 Закона Краснодарского края "О выборах депутатов
Законодательного Собрания Краснодарского края" и ч. 1 ст. 259 ГПК РФ (Гражданского процессуального кодекса РФ). Предметом рассмотрения в Суде стало немотивированное исключение заявителя из партийного списка на выборах в законодательный орган Краснодарского края. Конституционный Суд поддержал автора обращения и подчеркнул в своем решении: приобретение гражданином официального статуса кандидата в депутаты, выдвинутого политической партией как избирательным объединением, означает публично-правовое признание того факта, что процесс реализации пассивного избирательного права вступил в стадию, когда партия уже не вправе на основе самоуправления свободно формировать списки своих потенциальных представителей в органах государственной власти. С этого момента у кандидата, помимо прав и обязанностей в его отношениях с политической партией, возникают юридически значимые связи с избирателями, избирательными комиссиями, доверенными лицами, СМИ и иными участниками избирательного процесса, а политическая партия утрачивает возможность по своему усмотрению, на основе одной лишь целесообразности решать вопрос о дальнейшем пребывании того или иного гражданина в выдвинутом ею списке кандидатов.
Не допускается включение в списки кандидатов по избирательному округу (например, в федеральные списки при выборах депутатов Государственной Думы) новых кандидатов, равно как и перемещение в списке кандидатов, за исключением случаев, когда такое перемещение вытекает из изменения очередности в связи с выбытием, в том числе исключением, некоторых кандидатов.
Напомним, что в связи с принципом состязательности на выборах должно быть необходимое число конкурирующих кандидатов и избирательных объединений. При отсутствии достаточного числа претендентов голосование откладывается для дополнительного выдвижения