Файл: Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах, том второй 27. 04. 2023 Система гарант 1543 Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 1964
Скачиваний: 115
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
141/543
движения и зарегистрировано в соответствии с законом на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне, или соответствующее структурное подразделение указанного общественного объединения. При этом указанное общественное объединение либо внесенные в его устав изменения и дополнения, предусматривающие участие в выборах, должны быть зарегистрированы не позднее чем за один год до дня голосования, а в случае назначения выборов в орган местного самоуправления в связи с досрочным прекращением его полномочий - не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования. Указанные сроки не распространяются на иные изменения и дополнения, вносимые в устав общественного объединения".
Как видим, Закон не исключает на этом уровне самостоятельное выдвижение общественными объединениями своих кандидатов.
Итак, если партия, иное общественное объединение самостоятельно выдвигают кандидатов, то на период выборов они называются избирательными объединениями. И хотя, как было сказано, в 2005 г. избирательные блоки отменены, разрешаемые на муниципальных выборах новеллами
2009 г. союзы, объединения политических партий и иных общественных объединений напоминают по сути избирательные блоки.
Таким образом, в настоящее время право выдвижения имеют:
1) граждане РФ в порядке самовыдвижения;
2) в зависимости от вида выборов - избирательные объединения, политические партии.
На основе Закона об основных гарантиях избирательных прав можно говорить о следующих общих правилах выдвижения кандидатов и списков:
- самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов; ранее вместо сбора подписей разрешалось внесение избирательного залога (на муниципальных выборах со средней нормой представительства не более 10 тыс. избирателей сбор подписей или внесение залога могли не осуществляться); однако опять же по инициативе Президента РФ, высказанной 5 ноября 2008 г., Федеральным законом от 9 февраля 2009 г. избирательный залог исключен из российского избирательного законодательства;
- кандидатов, списки кандидатов вправе также выдвигать избирательные объединения. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата. В многомандатном избирательном округе можно выдвинуть кандидата на каждый депутатский мандат, подлежащий замещению в этом округе; выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях". Выдвижение кандидатов, списков кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий;
- избирательным объединением считается общественное объединение (общественная организация или общественное движение), в зарегистрированном уставе которого отражено участие в выборах. Общественное объединение становится избирательным объединением только после констатации его права быть таковым соответствующей избирательной комиссией, для чего она получает исходную информацию от регистрирующего органа;
- наименованием избирательного объединения является наименование, указанное в уставе соответствующей политической партии или иного общественного объединения.
Рассмотрим далее особенности выдвижения кандидатов и списков кандидатов.
2. Самовыдвижение
Право выдвинуть свою кандидатуру по одномандатному избирательному округу принадлежит каждому российскому гражданину, обладающему пассивным избирательным правом, для избрания на конкретных выборах.
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
142/543
Гражданин может выдвинуть свою кандидатуру по соответствующему виду выборов только в одном избирательном округе. Гражданин, выдвинувший свою кандидатуру, направляет в соответствующую избирательную комиссию письменное уведомление о самовыдвижении. С подачей такого уведомления гражданин приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные Законом. В этом уведомлении он не только сообщает о своем желании баллотироваться, но и принимает на себя обязательство в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
В уведомлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность
(в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения. Вместе с уведомлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Напомним еще раз о том, что кандидат должен сообщить о наличии у него судимости, а если она снята или погашена - о дате, когда это сделано. Соответствующая информация будет "сопровождать" его по всем избирательным процедурам.
Раньше кандидат также сообщал о наличии у него двойного гражданства с представлением соответствующих документов; теперь, как уже отмечалось, человек, имеющий иностранное гражданство или вид на жительство в иностранном государстве, вообще не обладает правом быть избранным.
В соответствующую избирательную комиссию должны быть также представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату
(каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Кроме того, федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата.
Надо сказать, что требования на этот счет в последнее время становятся все строже, их распространяют по определенным видам выборов на кандидата, затем и на его супруга, а также несовершеннолетних детей. Расширяется и круг данных, которые надо представлять. В частности, как только были введены в 2012 г. выборы глав исполнительной власти субъектов РФ, то сразу же установлено, что кандидат на эту должность представляет сведения о размере и источниках собственных доходов, а также об имуществе своих супруга и несовершеннолетних детей.
Нововведениями 2013 г. определено, что при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов кандидаты, помимо общих сведений об имуществе и доходах внутри страны, также представляют в избирательную комиссию: а) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории РФ, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории РФ кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей; б) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
143/543
несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка. Каждый из кандидатов на указанных выборах обязан к моменту своей регистрации закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов.
Согласно Закону об основных гарантиях избирательных прав при выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, при которых избирательные округа образуются в соответствии со средней нормой представительства избирателей, не превышающей 5 тыс. избирателей, кандидаты не обязаны представлять в соответствующую избирательную комиссию сведения о размере и источниках своих доходов. Однако и здесь есть своя тонкость: если иное не предусмотрено законом субъекта РФ. И ничто не мешает субъектам ввести подобные требования.
Причем Закон гласит, что избирательная комиссия обращается (т.е. у нее нет усмотрения) с представлением о проверке достоверности сведений о кандидатах, представляемых в соответствии со всеми перечисленными выше требованиями, в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки сведений. Для этого им дается срок в 10 дней, по доходам и имуществу - 20 дней, а если указанное представление поступило за 10 дней и менее до дня голосования, соответствующие органы должны сообщить о результатах проверки в срок, установленный избирательной комиссией.
На уровнях выборов, где предусмотрено самовыдвижение, при необходимости устанавливаются свои особенности.
Так, на выборах Президента РФ предусмотрено: каждый гражданин, обладающий пассивным избирательным правом, вправе выдвинуть свою кандидатуру на должность Президента.
Для поддержки самовыдвижения кандидата необходимо создать группу избирателей в количестве не менее 500 граждан, обладающих активным избирательным правом. Группа должна провести свое собрание, при этом протокол регистрации участников группы должен быть удостоверен нотариально, а при отсутствии в населенном пункте нотариуса - должностным лицом органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, правомочным совершать нотариальные действия. На собрании вправе присутствовать представитель избирательной комиссии соответствующего субъекта РФ, а также представитель ЦИК РФ. Кандидат, выдвинувший свою кандидатуру, не позднее чем через 20 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента РФ обращается в ЦИК РФ с ходатайством в письменной форме о регистрации группы избирателей и своим заявлением о согласии баллотироваться, в котором указываются персональные данные о нем (в объеме, о котором говорилось выше применительно к депутатам). Прилагаются также сведения об источниках доходов кандидата и его супруга за шесть лет, предшествовавших году назначения выборов Президента РФ, об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах, об обязательствах имущественного характера кандидата и его супруга. И конечно, нововведениями от
7 мая 2013 г. определено, что к ходатайству о регистрации группы избирателей должны быть также приложены названные ранее сведения о зарубежном недвижимом имуществе, принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, а также сведения об их обязательствах имущественного характера за пределами территории РФ; о сделках по недвижимости в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
На любых выборах уведомление о самовыдвижении кандидата и иные полагающиеся
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
144/543
документы кандидат обязан представить в комиссию лично. Это требование появилось в Законе не случайно. Прежде были такие случаи, когда для создания искусственной конкуренции фаворитам избирательной кампании (чтобы оттянуть от них голоса) и для введения избирателей в заблуждение выдвигались так называемые кандидаты-двойники, за которых документы сдавали в избирательную комиссию якобы их представители, в итоге у комиссий не было связи с такими кандидатами и даже отсутствовали их фотографии. Поэтому и заставил законодатель кандидатов сдавать документы лично. Практика кандидатов-двойников полностью не исчезла, но значительно уменьшилась. Закон допускает, что по просьбе кандидата документы могут быть представлены иными лицами, если кандидат болен или находится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.
Соответствующая избирательная комиссия незамедлительно выдает письменное подтверждение получения уведомления, заявления и других названных документов кандидата о согласии баллотироваться, что является основанием для начала сбора подписей в поддержку данного кандидата.
1 ... 15 16 17 18 19 20 21 22 ... 72
3. Выдвижение кандидатов избирательным объединением по одномандатным избирательным
округам
Участвующие в избирательной кампании избирательные объединения имеют право выдвинуть кандидата в конкретном территориальном избирательном округе либо принять решение о выдвижении кандидатов по таким округам. Причем они вправе выдвинуть по одному округу не более одного кандидата.
Пока проводились выборы депутатов Государственной Думы по округам, выдвижение кандидатов в этих округах избирательными объединениями было весьма распространено.
Выдвижение оформлялось решением съезда (конференции) политической партии, избирательного блока (пока они существовали) о выдвижении кандидатов. С отменой выборов в Государственную
Думу по округам такая практика прекратила существование. Теперь она возрождена. Основные правила таковы. Согласно ст. 40 Закона о выборах депутатов Государственной Думы партии (и только они) на своих съездах тайным голосованием принимают решения о выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам. Выдвинутые кандидаты включаются в список кандидатов по одномандатным избирательным округам. Выдвижение политической партией кандидатов по одномандатным избирательным округам на съезде политической партии осуществляется в течение 25 дней после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы. Список кандидатов должен содержать наименование и номер избирательного округа, в котором будет баллотироваться каждый кандидат.
Политическая партия по решению уполномоченного на то органа политической партии не позднее чем за 55 дней до дня голосования вправе с согласия кандидата изменить одномандатный избирательный округ, по которому этот кандидат первоначально был выдвинут, подав письменное уведомление об этом в ЦИК РФ. В этот же срок партия по решению указанного руководящего органа также вправе с согласия кандидата, включенного в федеральный список кандидатов, выдвинуть его в любом одномандатном избирательном округе, подав письменное уведомление об этом в ЦИК РФ. В случае если указанное решение представлено в ЦИК РФ после заверения ею списка кандидатов по одномандатным избирательным округам, ЦИК РФ принимает решение о внесении изменений в заверенный список и выдает соответствующему кандидату заверенную выписку из указанного списка. В список кандидатов, выдвинутых политической партией по одномандатным избирательным округам, наряду с членами данной политической партии могут быть включены граждане, не являющиеся членами данной или иной политической партии. В